22 сентября, суббота, 14:52
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Наталья Ковалёнок: "Жители Приаргунья могут оказаться в катастрофической ситуации"

Юлия Скорнякова / Общество, 11:53, 13 мая 2010
Наталья Ковалёнок: "Жители Приаргунья могут оказаться в катастрофической ситуации"

Проблемы реки Аргунь и прилегающих к ней территорий сегодня тревожат экологов всего мира. Если не поторопиться с их решением, вполне возможно, что в ближайшие десятилетия река Аргунь, являющаяся одним из крупнейших притоков Амура, перестанет существовать. Это значит, что в недалеком будущем Забайкалью грозит проблема тотального дефицита питьевой воды. Как ее избежать? Об этом мы спросили директора общественного экологического центра "Даурия" Наталью КОВАЛЕНОК.

? Наталья Валентиновна, когда зашла речь об экологических проблемах на Аргуни?

- В октябре 2007 года в Чите состоялась традиционная международная конференция "Природоохранное сотрудничество Читинской области (Российская Федерация) Автономного района Внутренняя Монголия (КНР) в трансграничных экологических территориях". Здесь впервые очень остро встал вопрос о состоянии реки Аргунь, о том, что на территории продолжается естественный засушливый цикл и невозможно точно назвать, когда он закончится. Объем воды в реке Аргунь падает. Эти места - один из 220 ключевых экорегионов мира. Это те болота, на которых гнездятся перелётные птицы, в том числе и так называемые глобально угрожаемые виды, их на планете осталось очень мало. Это очень ценная территория, и она важна как ключевая территория для всей планеты, не только для Забайкалья или Китая.

Сама река обмелела, стала очень грязной. Мы все видим, как вырос город Маньчжурия. Он превратился практически в мегаполис для наших мест, который в основном обслуживает русских туристов. Для этого в огромных количествах нужна вода.

Китайцы очень предприимчивые люди, они давно стали создавать серию водохранилищ для того, чтобы запасать воду. А откуда идёт вода? Ну, может быть, и не всегда из Аргуни, но мы же все понимаем, что под землёй есть общее зеркало подземных вод. Бурение большей части скважин на той стороне отражается на общих запасах воды. Поселок Забайкальск в этом случае - самая уязвимая территория.

? Именно поэтому было принято решение о расширении Даурского заповедника?

- Весной 2006 года на сайте Правительства внутренней Монголии появился документ, где говорится о том, что для поддержания озера Далайнор на Китайской стороне будет построен водоотводный канал. Из трансграничной реки Аргунь вода начнет уходить.

На этот момент между Россией и Китаем не было документа, который бы регулировал водопользование реки, принадлежащей двум государствам.

У нас не было доступной информации о том, какова реакция на этот документ у Правительства Российской Федерации, у администрации Читинской области. Поэтому нашей организации необходимо было занять грамотную позицию в этом вопросе.

Была создана коалиционная рабочая группа, в состав которой вошли сотрудники Государственного природного биосферного заповедника "Даурский", сотрудники общественного экологического центра "Даурия", представители комитета промышленности и природных ресурсов (ныне это Министерство природных ресурсов и экологии ), ученые-экологии, журналисты. К этому времени уже имелось экологическое обоснование создания в верхней части Аргуни особо охраняемой природной территории, в котором явно отражены преимущества создания именно на этой территории заповедника: природоохранные ведомства России, Монголии и Китая утвердили программу развития международного российско-китайско-монгольского заповедника "Даурия" на 2006-2010. А поскольку территория предполагаемого заповедника находится достаточно далеко от территории заповедника "Даурский", то возможно создание кластеров, т.е. отдельных участков в районе средней Аргуни, и таким образом можно говорить о расширении территории международного заповедника "Даурия", т.е. российско-китайско-монгольского заповедника. В этом случае, вступают в силу международные соглашения по отношению к особо охраняемой природной территории (ООПТ) такого статуса.

? А не проще ли создать новый заповедник?

Н.К.: Это очень долгий путь, несколько лет при удачном стечении обстоятельств. В государственном биосферном природном заповеднике "Даурский" уже есть система управления, штаты, которые необходимо будет только увеличить. Кроме того, это государственный уровень федерального финансирования, что является важным в работе ООПТ.

Первые встречи с местными жителями показывают, что они почему-то в штыки восприняли идею создания заповедника. Главный аргумент - нам не нужен заповедник, и так живем за колючей проволокой, отнимете последнее. А что именно - это последнее? Если сенокосные участки - давайте согласовывать границы, показывайте свои участки, они будут выведены из зоны ядра. При этом, особо хочу отметить, что в 2009 году во время проведения общественных слушаний предполагался уже другой вариант создания заповедника, и сейчас я хочу это подчеркнуть: в структуре новой территории заповедника не будет ядра, т.е. той зоны, где исключено всяческое природопользование. Сейчас предлагается буферный полигон, где можно будет осуществлять традиционное природопользование, в том числе сенокошение. Мы предлагаем карту: давайте вести диалог, согласование. Но вопросов и предложений как таковых не было, и это нас тоже заставляет задуматься - люди не хотят ничего слушать и слышать, значит, у них есть иная информация, и этого для них достаточно. При этом, все понимают, что сохранять Аргунь необходимо. В декабре 2009 года на общественных слушаниях мы предложили создать группу из особо критично настроенных людей, которые будут сопровождать процесс от подписания протокола до создания договоров, документов по работе заповедника на этой территории. Но в состав этой группы не вошло ни одного человека!

Мы в феврале 2010 готовы были вывезти группу желающих в Соловьевск и Кулусутай - эти поселения располагаются на территории Даурского заповедника. Встречайтесь, задавайте вопросы о том, какие лишения там люди терпят от того, что их поселок входит в состав Даурского заповедника. Финансовые затраты мы взяли бы на себя. Ни одного желающего.

Сейчас общественные слушания прошли, но протокол пока подписал лишь председатель общественных слушаний, глава поселения "Абагайтуйское" Забайкальского района.

? Как китайская сторона обосновывает необходимость строительства канала?

- Появилась новая фишка: якобы здесь восстанавливается историческая справедливость, Китай восстанавливает протоку той реки, которая в начале 20 века при строительстве КВЖД была разрушена советским правительством.

Но, посмотрев на карту, можно понять, что та река, о которой они говорят, и КВЖД не имеют ничего общего. Мы понимаем одно: с российской стороной межгосударственного диалога не будет. Что делать? Мы инициировали написание писем на имя президента РФ Д. Медведева, премьер-министра В. Путина, губернатора Забайкальского края Р.Гениатулина и в Министерство природных ресурсов РФ. Из министерства пришел ответ, что они тоже обеспокоены сложившейся ситуацией и на эту тему пытались вести неоднократные разговоры. Международная общественность поддерживает, но жить-то на этой территории нам. Строительство канала необходимо прекратить, поскольку река трансграничная.

Самое главное, что и в прошлом варианте, и в нынешнем вообще нет разговора о запрете косьбы. А в некоторых местах на полигонах будет разрешена охота. Но дело все в том, что люди, обманутые не однажды страной, государством, перестают верить кому-либо, особенно в наших удаленных от центра регионах.

Если не будет Аргуни, каково будет положение реки Амур, для которого Аргунь - мощный приток? Эта проблема не рассосется со временем. Китай - не тот сосед, который будет ждать. Если мы сейчас пропустили строительство канала, мы знаем, что там планируется постройка водохранилищ, а недалеко от нас - горно-обогатительных комбинатов, где без воды не будет никакой работы, то жители Приаргунья со временем окажутся в катастрофической ситуации. Парадоксальная ситуация: местные жители понимают, что Аргунь надо спасать, но выступают против создания полигонов, с помощью которых можно сохранить саму реку и ее ценность.

Нужно делать все для того, чтобы китайская сторона начала с нами считаться. А с нами сейчас никто не считается. Потому что мы ничего не можем решить сами.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

ДЕЖУРНЫЙ ПО ГОРОДУ: мнение эксперта о дорогах Читы

Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «С сегодняшнего дня «Дежурный по городу» не просто рубрика, а целая программа и в этом выпуске мы поднимаем вторую из главных проблем в стране - дороги»  Разметка, знаки, организация дорожного движения. Только вот в жизни почему-то правила идут вразрез с реальностью. По проблемным участкам вместе с нами отправился государственный судебный эксперт по ДТП.  «Сейчас мы находимся на перекрестке Бабушкина-Богомякова здесь из-за большого трафика всегда происходит нарушение правил дорожного движения, а именно пересечение сплошной разделительной линии. Происходит это из-за того, что здесь есть парковка и люди паркуются так называемой елочкой из-за этого остальные участники движения, которые двигаются прямо или направо заезжают за сплошные лини, что является нарушением правил дорожного движения. Вот прямо сейчас даже заезжает»  «Как вам передвигаться на этом перекрестке?  - Нормально  - А вот у вас получилось только что пересечение сплошной линии. Из-за парковки справа.  - А вы имеете в виду про парковки. Конечно, не удобно. Машины ставят. Если бы поставили нормально, вот так вот, еще можно было. Поставят так, что зад торчит. Приходится пересекать линию  -А камера то что здесь снимает, не смущает вас?  - Камера конечно смущает.  - Штрафы приходят?  - Приходят. Из-за других приходится нарушать. И камера тоже из-за этого, а поступают штрафы из-за чего – из-за того, что так поставили машины»  Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Противоречие разметки – сплошной линии и движение по полосам знака соответствующего. Как мы видим стоят автомобили не совсем удобно для остальных участников движения поэтому зачастую автомобилисты, которым надо двигаться прямо, либо направо в данной ситуации вынуждены пересекать сплошную линию разметки, ну а данные автомобили соответственно создают помеху для соблюдения правил дорожного движения остальными участниками движения  - Получается здесь водители нарушают не потому что злостные нарушители, в общем-то, а потому что просто другого варианта нет, я правильно понимаю?  - Абсолютно точно это технически невозможно  - Есть ли какой-то вариант как исправить данную ситуацию, мысли у вас как у эксперта по ПДД?  - Да мысли есть довольно таки давно значит мы на площадку общественной палаты Забайкалья выносили данную проблему на обсуждение это было еще в июне текущего года при этом из числа руководства администрации города Читы был представитель мы довели соответствующую информацию сделали предложение ликвидировать данный заездной карман, однако, как мы видим сегодня осень, а воз и ныне там»  «Добрый день! Снимите дороги!  - Мы это и делаем  - Лайк!»  Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Сейчас мы находимся на Островского здесь ведутся работы, скажите здесь какие нарушения вы видите?  - Как минимум участок не ограничен какими-либо знаками, если картинка будет наглядная – как после бомбежки, соответственно движение открыто, однако никаких сигнальных маячков, соответствующих для темных условий движения опять же нету  - А они должны быть?  - Безусловно, поскольку. В темное время суток на случай даже если отключения мачт наружного освещения, нештатной ситуации, подобные маячки должны быть на штатном месте  - ГОСТ?  - ГОСТ»  «Самое интересное что движение идет одностороннее сверху вниз, а знак стоит в другую сторону даже если его кто-то перевернул, то рабочие, которые занимаются здесь должны развернуть его в другую сторону, а рабочий день  - никого нет»  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «Мы находимся на улице Баргузинской, здесь выбоины глубиной явно более 5 см – должно быть ограждение и знак – этого здесь нет»  Такое повреждение дороги опасно - тут две полосы и машины, которые едут в правом ряду либо резко сбрасывают скорость перед ямами, либо неожиданно уходят в ряд левее. А там тоже едут автомобили.  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «ГОСТ работает и в другую сторону, например, здесь на улице Журавлева очень много пешеходных переходов расстояние между ними должно быть 200-300 метров здесь конечно меньше что тоже неправильно потому что водитель не должен часто отвлекаться на пешеходов»  В зоне видимости на этом участке шесть переходов. Это и понятно – рядом школы, университеты и общежития. Но именно этот участок больше похож на широкий тротуар, нежели на дорогу для автомобилистов.  Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Алексей в вашей компетенции какая работа проводилась работа по проблемам, по дорогам?  - Довольно-таки объемная объясню поэтапно – все, что мы сегодня объехали все потенциально опасные участки мы так или иначе обозначивали и доводили до соответствующих должностных лиц это, как и наши коллеги из ГИБДД, так и городская администрация. Как мы видим на сегодня механизм в оперативности отслеживания, устранения таких недостатков по сути не работает. Безусловно не хотелось бы доводить до трагичных событий. Поэтому мы предложили подписать соответствующее соглашение от общественной палаты Забайкалья с городской администрацией более того мы получили ответ, что все якобы оперативно работает, в том числе и городская администрация, в том числе и городской отдел ГИБДД, но то что мы сегодня увидели явно доказывает то что это несколько не так. Мною на правительственную комиссию было вынесено вопрос по данному обсуждению где присутствовал в том числе наш городничий Олег Васильевич Кузнецов и он все-таки дал понять, что поработает по данному направлению по соглашению на сегодняшний день ждем ответ  - Предложили – ответа нет.  - Да абсолютно точно, предложили, ответа нет и в каком виде он будет для нас тоже загадка»  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «Сегодня в «Дежурном по городу» интересный случай – к нам обратились не жильцы, недовольные работами подрядчика, а сам подрядчик, которому не дают начать выполнять работы»  «У нас здесь жители четырех домов – наш Ангарская, 42, наши соседи Николая Островского, 28, Ангарская, 30, Сергей Мельник он старший по дому и представитель Столярова, 65. Мы в очередной раз собрались, потому что нам надо поставить точку в вопросе о благоустройстве наших дворов, когда мы готовили проект на благоустройство, мы представили этот проект. У нас везде были асфальтовое покрытие дворов, потом не понятно где, какими-то силами вдруг в контракте на госзаказ образовалась плитка»  «Радовались, что наш двор будет заасфальтирован. Речь шла только о асфальте и тут вдруг внезапно всплывает плитка и все пожимают плечами. Откуда это все взялось - никто ничего не знает, ни глава администрации Центрального района, ни его заместитель по ЖКХ, никто не может ответить на вопрос откуда взялась эта плитка»  Августин БАБАСЯН, подрядчик: «Августин, расскажите почему на данный момент работы не ведутся по облагораживанию территории по конкурсу?  - Не ведутся потому что решают плитку переводить на асфальт. Жильцы не хотят плитку из-за этого и стоит работа у нас. У нас все готово, если решат, четыре дня у нас все будет готово.  - Решить кто должен? Что вас задерживает?  - Решить должна администрация, ЖКХ. Они же решают, не я решаю здесь. От них зависит все.  - Звучала информация, что возможно нет средств у вас на проведение этих работ потому все задерживается. Вы улыбаетесь.  - Средств у нас столько, что на такие дома сорок-пятьдесят хватит. В прошлом году мы выиграли тендер на 50 миллионов. Мы выполнили это за полтора месяца, было около 70 тысяч квадрат асфальта, а здесь всего 6 тысяч квадратов. У нас как средств может не хватать, что мы не можем выполнить эту работу  - Жильцы эту плитку так и не хотят, даже если мы привезем вот слышали?  - Да, они целое собрание собирают не первый раз по этому поводу  - Я здесь не решаю. Им жить здесь. Они 100% голосов этого не хотят. Я могу плитку ложить, пусть решение вынесут, что ложить надо»  «Затраты большие, а два сезона и это просто деньги уйдут никуда, поэтому ложите асфальт без всяких этих  - Дорогие соседи, давайте тогда принимать решение я тут всех сфотографировала, то есть я посчитаю сколько нас было человек оформлю протокол и унесу Кузнецову, я к нему на прием записывалась который был в прошедший вторник сказали, что запись большая. Значит, мы не попадем, я попрошу еще раз, чтобы он нас принял, представителей вот четырёх домов»  «Кто за то, чтобы требовать укладки асфальта в наших дворах, прошу голосовать. Держим я снимаю. Вода камень точит»  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «Программа комфортной городской среды должна быть выгодна не подрядчикам и не поставщикам, а жителям, собственникам. Именно они вынесли сегодня решение, подписали протокол и ждут реакции властей и как можно быстрее, потому что холодает»  Вячеслав Бортницкий, Анастасия Шадрина, Владимир Николаев. Дежурный по городу.