функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Принципы жизни Валерия Горлачева

Ирина Трофимова / Общество, 09:50, 4 января 2015 /
Кадр ГТРК-Чита

Валерия Горлачева помню ректором педагогического университета, с достоинством входящим в аудиторию к абитуриентам. Помню увлеченным ученым, проводящим в лаборатории многие часы. Сколько пластов можно раскопать в одном человеке, если разговориться с ним в тишине прохладного кабинета – читайте в «Принципах жизни».

Я не верю в судьбу, но случайного ничего не бывает. Случайность – это всегда закономерность. В жизни, чаще всего, случайное оказывается самым существенным.

В педагогику я попал с помощью повестки в армию. Я совершенно не собирался заниматься никакой педагогикой, сдавал экзамены в Томский политехнический институт, на информатику, тогда это модно было. А мне повестка в армию пришла. И уже после того как отгуляли на родине, в Улетах, проводины, приятель познакомил меня с деканом естественно-географического факультета Сурмачевким. Это был 1960 год. Тот сразу в атаку – «Нам парни нужны. Приходи, мы тебе дадим справку, что ты студент». Но у меня на руках были хорошие результаты экзаменов, сданные при поступлении в Томский политехнический.Сейчас бы за это посадили, а тогда – ничего.

Первая запись у меня в трудовой – электрик. А Борис Антоныч Шишкин – мой первый руководитель - об этом узнал. И меня отправили ремонтировать сеть на факультете, вместо поездки на картошку. А там случайно подошел к микроскопу. Так все  и началось.

Кстати, в моем нынешнем кабинете раньше был туалет.

Первая экспедиция на север была на втором курсе. Леприндо, Леприндакан с рыбаками. Это был опыт самостоятельной научной работы.

Природа - это то, без чего невозможно. Раньше я это чувствовал, а теперь понимаю с позиции всех процессов, оценки, знаний. Наша забайкальская природа, действительно, особенная.

На севере я однажды попал в радиоактивный дождь. Наша экспедиция на Леприндо стояла. Наш геолог занимался радиоактивными осадками. Он только сказал: «Собирайтесь». Включили датчики - трещат. В те годы же у нас испытывали ядерное оружие. На следующий год в Чите, помню, нас в марте снимают с занятий, вдруг тепло стало.  В снежки играли, такой чистый снег. Поставили всех убирать снег с крыш. А оказалось, он был радиоактивный.

Я помню себя с 1943 года где-то. Голодно было. Мы - дети колоски собирали. Потом, помню, дядя пришел с войны.

В армию я все-таки попал. После института. Меня забрали прямо с полевого стационара. Было другое совершенно отношение к армии. Никакого негатива. На китайскую границу сразу попал служить. Я вопросыфилософии впервые начал изучать именно в армии. Там даже журналы по генетике были. Тогда выписывали большое количество книг, литературы.

Командир полка посодействовал, чтобы меня демобилизовали досрочно. Если бы не успел – была директива, чтобы оставить на три месяца на переподготовку и оставить служить. Так я оказался в лимнологическом институте.

Осознанная самостоятельность появилась в должности начальника экспедиции. Это был стационар на Арахлейских озерах.

Я уважаю Михаила Ивановича Матафонова. Но он сыграл решающую роль в том, чтобы в Забайкалье создали не институт экологии, а институт природных ресурсов. Это было начало восьмидесятых.

Трагедия Забайкалья в том, что мы не Дальний Восток и не Сибирь. На раскоряку стоим. Никто нас не ждет ни там, ни там. Для любого мы обуза, нет инфраструктуры, много чего нет. В тяжелом положении край.

Я ощущаю потери. Уходят люди, с которыми, очень много пройдено. Это возраст. Вечно жить не будешь. Я понимаю, что где-то должен быть конец.

Я потерял однажды секретные документы. Мои «доброжелатели» такой сюрприз мне устроили. Меня прикрыл мой руководитель. «Он конечно шалопай, но никакой не преступник». Потерянные карты в то время представляли интерес. Полигон Телемба тогда был засекреченным районом, где сейчас ракеты отстреливают. Там на Телембе озеро и в центре этого полигона мы занимались, отбирали пробы.

Должность для меня - не самоцель. Я никогда не искал должности. Работа - она сама все расставляет по своим местам. К слову, мне предлагали возглавить Енисейскую экспедицию в Иркутске. К посту прилагались ключи от трехкомнатной квартиры в Иркутске. Я не уехал. Меня звали на Черноморское побережье, проректором прекрасного университета. Мне там некомфортно. Моя философия – где родился, там и пригодился.

Я терпеть не могу Москву. Там нет людей. Только толпа и масса.

Ректором меня назначил обком партии. Было мне лет 44-45 лет. Были очень сложные годы. Я думал, годика два поработаю, а потом уйду и буду заниматься наукой. Не получилось.

Нас ругали не за то, что денег нет, а за то, что мы деньги нем можем использовать. Достаточно большие деньги государство выделяло.

Новые специальности открывали. Журналистика, экология и другие. Не с первого захода. Сколько пришлось побегать... Не надо было так бездумно открывать во всех университетах юристов, экономистов. Открывали, чтобы выживать. Они позволяли привлечь какие-то деньги. Надо было вовремя остановиться, но мы до сих пор не остановились.

За последние годы в образовании совершено много принципиальных ошибок. Например, закрыть педагогическое направление - это же политика государства. А надо было убрать из педагогики все, что не свойственно педагогике.

Сколько нам нужно физиков? – задаю вопрос на совете. Даже заведующая кафедрой не может ответить - сколько. Триста где-то надо, а мы пять человек готовим. А что будет, если школа не получит физиков, математиков, литераторов? Катастрофически падает уровень образования.

Студенты не знают азов: биологии, генетики, теории эволюции. Каждый раз приходится начинать все с начала.

У меня нет страха перед кризисом. Молодым много надо, а у меня есть все необходимое: жилье, работа.

Кофе я не пью. Я выпил уже свой кофе, водку. У меня три операции на сердце. Чего мне теперь бояться?

Если бы у меня был шанс оказаться у власти, я ничего бы не сделал. Не от отдельных личностей зависит вся ситуация.

Я с большим уважениям отношусь к Гениатулину. Он очень порядочный человек.

Беда в либеральной идее в экономике. Рынок нас не спасет. Мы стали на тот путь, который ведет к углублению всех противоречий. У нас золота выше головы. У нас железной руды неимоверные запасы. У нас угля миллиарды тонн. Но все это не даст нам преимущества на современном рынке.  А сейчас нам выгоднее стало завозить уголь из Монголии - из Чойболсана. Тяжелые времена нам предстоят...

Когда я был депутатом, нам удалось пробить губернаторскую стипендию. Это большое дело. Студент получает одну стипендию и от губернатора получает еще одну. Это очень важно, особенно для тех, кто из села.

Люди бегут из Забайкалья. Хороший показатель ЕГЭ – собрался, уехал. И правильно делают.

 Мой внук учится в МФТИ (Московский физико-технический институт). Это один из немногих институтов, где действительно учат. Они физику, например, сдают шесть часов. Теория, задачи. Два преподавателя в течение дня могут принять всего четырех студентов.

В педагогическом университете неплохие давали знания. Все-таки, у нас были жесткие требования.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 13
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 469547
    Легко наверное строчить недоброжелательные отзывы в интернете,духа в лицо никогла бы не хватило сказать.И помните,каждый говорит о самом себе,чем наполнен,то и выплескивается..Заб медиа огромное спасибо за рубрику!очень интересно!
    Ответить
  • 460317
    А сколько псевдонаучных лабораторий пооткрывали. А просили выложить на сайт института результаты этого "труда", так всё на трудности ссылались!
    Ответить
  • 460091
    Злой, не доброжелательный, работал только со своим факультетом, все другие факультеты не существовали для него. с молодыми не считался.
    Ответить
  • 459770
    С пед институтом вышла грустная история! Но авторы этой истории и Горлачёв, и Катанаев!
    Ответить
  • 459654
    Как то странно в пед. у нас поступить не могут уезжают в Иркутск там поступают даже на бюджет.
    Ответить
  • 458113
    В настоящее время детей лучше учить за горизонтами Читы, а по возможности и России!
    Ответить
  • 458022
    Нужно было двигать таких как Константинов, а не таких как Немерова или Клименко!
    Ответить
    • 460498
      Глубокое заблуждение , МВ Константинов всегда работал на семью или то , чтоему выгодно!
      Ответить
  • 458006
    Слабый менеджмент был в Пед институте! Вот и результат!!!
    Ответить
  • 458001
    Очень откровенно много слабых было педагогов.И что самое интересное они становились руководящим звеном в институте!
    Ответить
  • 457913
    комментарий удален
    Ответить
  • 457847
    Родился под счастливой звездой. Потеря в то время цветной мелкомасштабной карты ( там практически все мелкие обьекты обозначены) тем более засекреченной, тем более около Телембы каралось очень строго, тут и инфаркт можно получить. Карта очень интересная, она притягательная только одна Читинская область имела 4 огромных листа по отдельности. Долгая лета Вам!!!
    Ответить
  • 457750
    отличная рубрика!
    Ответить
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Не слышу, не вижу, не говорю. Почему чиновники скрывают название подрядной организации?
Общество -
Не слышу, не вижу, не говорю. Почему чиновники скрывают название подрядной организации?

 Юлия СЕДЕЛЬНИКОВА корреспондент: «3 миллиона, выделенные на строительство дороги в посёлке Ивановка, убежали вместе с ручьём. Дорогу закрыли, поставили специальные знаки. Давайте попробуем подробнее разобраться в этой ситуации». Этот маленький участок дороги можно обойти пешком о за 5 минут. Но именно этот клочок земли очень нужен жителям Ивановки, а в особенности - перевозчикам. Ирина ЗВЕРЕВА: «У нас началась катавасия в прошлом году. Когда было наводнение, эту дорогу всю снесло. И у нас переправы не было. Снесло дорогу между Ивановкой и Застепью. Этот участок. И между Застепью и федеральной трассой». Если посмотреть на дорогу сейчас, то ручей находится прямо на ней, поверхность покрыта льдом. Обещания от представителей ЧернОвской администрации, в лице главы района Василия Турсабаева, жители слышали не раз. Баснословные деньги, целых 3 миллиона рублей, должны были лечь в основу ремонта, но их так никто и не увидел. Ирина ЗВЕРЕВА: «Нам представители Черновской администрации пообещали, что сделают нам дорогу, на неё выделили 3 миллиона. Дорога будет сделана. И будут делать мост, потому что тут ручей, и он разливается и потом получается наледь, ездить невозможно». После того как жители не смогли дождаться обещанной дороги, они попросили разрешения самим привести участок в порядок. Автобусы и маршрутки, наконец, начали ездить спокойно. Теперь не придётся делать круг в 9 километров, думали перевозчики и горожане. Однако вышло иначе. Ирина ЗВЕРЕВА: «В сентябре месяце нам решили обратно же сделать дорогу. Так как полагается. Мы ждали мост, как нам обещали. Но рабочих видели очень редко, как не посмотришь, трактор стоит, рабочих нет. Приехали, сказали что уже сделали. Но по факту снесли старую дорогу просто чуть - чуть насыпали, пытались засыпать ручей. В итоге дороги никакой не было!» После такого «замечательного» ремонта произошел ещё один неприятный инцидент. Один из автобусов провалился в ручей. Власти выход нашли – закрыли дорогу. Ирина ЗВЕРЕВА: «Потом они поставили знаки, что проезд запрещён. И на этом всё. Делать нам никто ничего не будет. Автобус сначала ходил через лес, потом тут пробираемся по льду, как можем. В итоге дороги у нас нету!» Надежда ПОПОВА перевозчик: «- Меня интересует, как автобус провалился в ручей, это ваш был автобус? Да, он провалился. За месяц в начале ноября я в свой отдел по транспорту писала неоднократно. Говорила что нужно делать подсыпку. Ручей уже поднимался, начинал кипеть. Но мне сказали, что решат специалисты. Никто вопрос этот не решал! Я пояснила, что в выходные автобус возможно не пойдёт, потому что уже всё! Наплыв на дорогу, воды очень много! Ну в общем никого так и не было. то есть он в воскресенье поехал по этой дороге и провалился, застрял!» Редакция ЗабТВ на протяжении двух дней пыталась добиться официальных комментариев от главы Черновского района Василия Турсабаева и ведомств, которые отвечают за ремонт дорог. Но видимо, это большая тайна. Либо руководители и сами не знают, куда подевались целых 3 миллиона рублей, выделенные на маленький отрезок дороги в Ивановке. Ситуацию прояснил Константин Суздальницкий. Константин СУЗДАЛЬНИЦКИЙ заместитель руководителя администрации, председатель комитета городского хозяйства: «Подрядчик шёл к его исполнению, контракта. Но вышла наледь! Поэтому он не завершил. - Не завершили, потому что ничего нельзя сделать, да? Конечно! Это не ручей, это наледь, подземные воды вышли. - Хорошо, а когда придёт весна? Там можно будет что - то сделать? Да, когда придёт весна, вода спустится в трубу. Она, почему не спускается? Мы можем её спустить, но она затопит дома». Стоит отметить, что нашему телеканалу не ответили, кто является подрядчиком для данных работ. УСК, ДМРСУ или может быть Звезда? Это именно те, компании, которые устроили настоящую блокаду с ремонтом дорог в нашем городе. Перекопали, перекрыли, бросили. Прослеживается знакомый стиль. Юлия Седельникова, Анастасия Шадрина, ЗабТВ

Читинская маршрутка возит пассажиров с незакрытой дверью
Общество -
Читинская маршрутка возит пассажиров с незакрытой дверью

 Опасный перекрёсток улиц Ковыльная и Красной Звезды известен каждому читинцу: машины ежедневно выстраиваются в плотные ряды, а нетерпеливые автомобилисты вынуждены преодолевать препятствия, не соблюдая правил дорожного движения. Самые злостные нарушители - маршрутчики. «Я, в общем то, осторожно стараюсь водить машину, потому что ну вот такая я, боюсь. Подрезают, конечно». Многие водители о безопасности пассажиров не думают совсем: разговаривают по телефону, считают деньги. Прямо во время движения. На замечания или не реагируют или хамят. «Сталкивался, особенно с утра, когда водитель не в настроении, в общем, бывает. – А как именно проявляется их агрессия, помимо хамства? – Агрессивно себя ведёт, отвечает агрессивно» «Если честно, на замечания они очень реагируют бурно. И им бессмысленно делать замечания». «У меня есть один друг, он очень неадекватно водит автомобиль, сейчас уехал в Новосибирск, там людей пугает. Боком постоянно ездит, рычаг дёргает, матерится, ну вообще ужасно себя ведёт за рулём». Забитые до отказа – настолько, что невозможно дышать. Так выглядит общественный транспорт в часы-пик. Предпринимателям важнее заработать больше денег, когда уж тут думать о здоровье пассажиров. Техническое состояние транспорта тоже вызывает вопросы. 26 –ая маршрутка уже несколько месяцев выходит на рейс со значительной поломкой – дверь не закрывается полностью. Она вот-вот упадет, впрочем, выпасть из отверстия гораздо раньше могут пассажиры. Конец может быть трагическим. Но куда деваться – если личной машины нет, а на работу ехать надо? Дарья Калинина, Ника Новак, Николай Шунков, Дмитрий Пинигин, ЗабТВ