19 мая, воскресенье, 15:31
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

СУ-30СМ: Проверенный боем

Екатерина Бронникова / Общество, 15:31, 14 апреля 2016 /
СУ-30СМ: Проверенный боем

Всего три сотни метров отделяют истребитель СУ-30СМ от земли. Машина, облаченная когда-то конструкторами в крылья, то сливаясь с забайкальским небом голубой ливреей, то выделяясь среди облаков четкими геометрическими контурами, демонстрирует маневры, без которых невозможен воздушный бой. В руках руководителя полетами рация, как связующее звено между небом и землей: «489-й. На боевом. Цель вижу». Ответ: «489-й. Наблюдаю. Атаку разрешил». И самолет, опустив нос, начинает выполнять известную лишь ему хореографию воздушных сражений. Так и хочется сказать: «Красив, зараза!» Словно подтверждая мои эмоции, летчик истребительного авиаполка, базирующегося на забайкальских просторах, Дмитрий Ч., сказал: «Для СУ-30СМ воздушный бой – это танец». А ведь правда – не летит, танцует…

Маневры, скорость, высота

Вооруженное противостояние самолетов в воздухе с целью уничтожения воздушного противника и отражения его атак известно всему миру как воздушный бой. Азы боевого превосходства в воздухе курсанты получают в летных училищах, а потом, встав на крыло, оттачивают свои умения до совершенства в полетах.

Авиаполк получил на вооружение новейшие истребители СУ-30СМ в конце 2013 года. На сегодняшний день его летчики одни из первых, кто освоил на этой сверхманевренной машине и пилотаж, и дозаправку в воздухе, и ведение воздушного боя.

Что такое воздушный бой, и как ведет себя в схватке с противником СУ-30СМ прошу рассказать летчика Дмитрия Ч.

- Летят два противоборствующих самолета. Ситуация предполагает вооруженное противостояние. Увидели друг друга, начали строить маневры для занятия тактически выгодного положения в ведении боя. А дальше: кто быстрее, кто умнее, у кого совершеннее техника, у кого голова лучше работает, тот и выиграет схватку.

«Формулу» воздушного боя «высота – скорость – маневр – огонь» вывел еще Александр Покрышкин. Воды с той поры немало утекло, но факторы, определяющие исход небесных сражений, остались прежними.

- Можно посадить обезьяну в современный самолет, а можно посадить грамотного летчика в допотопный летательный аппарат – будьте уверены, он обезьяну в пух и прах разобьет. Исход воздушного боя определяет подготовка летчика. Техника его ведения оттачивается им до совершенства.

Воздушный бой представляет собой комплекс из фигур сложного пилотажа и работы с вооружением. Прежде чем летчик будет допущен к его маневрам, он должен сначала отлетать простой пилотаж, затем освоить сложный.

- Ведь в воздухе при маневрировании приходится одновременно «крутить» фигуры пилотажа, работать с вооружением и вести прицеливание. Сложно сказать, какая из фигур окажется к месту в тех или иных условиях боя. Однозначно, самолет противника будет маневрировать как по горизонтали, так и по вертикали. Тогда не обойтись без косой петли, боевого разворота, переворота, виража на форсаже, форсированного разворота. Все это входит в комплекс фигур сложного пилотажа, - объясняет Дмитрий.

Если истребитель в воздухе находится выше противника, он имеет запас по скорости, а это уже более выгодное тактическое положение.

- Допустим, если сближение произошло на встречных курсах. Я увидел противника, нахожусь выше, значит, изначально выигрываю как по скорости, так и по высоте. Сверху лучше работать, чем снизу. Начинаю выполнять полупереворот, что позволяет выйти в заднюю полусферу обнаруженного самолета. Если он меня увидел, тогда можно ожидать от него маневрирования либо по горизонтали, либо по вертикали – все зависит от самолета. Например, американский истребительF-15 в диапазоне высот от двух до четырех километров крутят маневры хорошо «по горизонту», чуть выше «в вертикалях» работают. Однако от СУ-30СМ «убежать» у него все равно шансов нет. Чаще всего летчик подвергшегося атаке самолета, пытаясь уйти от преследования, «тянет» его на косую петлю, которая сопровождается снижением скорости. А у меня ее превосходство, я же выше «сижу» и я тяну за ним. Поэтому, куда бы он ни крутил, учитывая мое тактически выгодное положение, его самолет будет находиться в моем прицеле постоянно, что позволит в любой момент произвести выстрел.

Не класс определяет летчика

Премудростям воздушного боя и пилотирования сверхманевренной СУшкой наших летчиков обучали инструкторы Липецкого авиацентра без отрыва от родного аэродрома и самолета.

- Ими была набрана лидерная группа, в которую вошли руководящий состав, командиры эскадрилий и звеньев, имеющие инструкторскую подготовку. Они переучились на СУ-30СМ первыми и прошли подготовку как инструкторы. Так как у группы уже были допуска на МиГ-29, поэтому им не надо было начинать все с нуля. А потом они стали вводить личный состав в строй, - рассказывает мой собеседник.

Все элементы дисциплины «воздушный бой» оттачиваются на учебно-тренировочных полетах. Навыки, полученные на уроках-вылетах, позволяют летчикам овладеть искусством небесных баталий в совершенстве.

- Где-то не получилось у летчика правильно выполнить маневр на петле или на форсированном развороте. Прилетели, сняли запись с системы видеорегистрации, установленной на самолете, и начинаем «разбирать полеты» - ага, здесь ты сделал не то, здесь нужно было выполнить так, здесь ты поздно обороты дал, а здесь вообще позволил противнику «вылезти» выше себя. Каждый случай анализируется, корректируется, и в следующем бою летчик отрабатывает все маневры заново с учетом всех ранее допущенных ошибок.

Довести не до автоматизма, а до совершенства тактику ведения воздушного боя и пилотирование самолета в его условиях - задачи, которые ставит перед собой каждый водитель этой крылатой машины. В небе недосуг вспоминать лекции и брошюрки с методическими указаниями из курсантской жизни.

- Когда ведешь воздушный бой, не остается времени смотреть на приборы. Контролируешь скорость, контролируешь высоту. Положение самолета в пространстве ты определяешь «по небу» и «по земле». Потеряться в небе может любой. Нужно представлять, где ты находишься и что ты делаешь. У летчиков хорошо развито пространственное ориентирование. Развить в себе «чувство неба» и «чувство земли» также помогают учебно-тренировочные полеты, многоразовые повторы при выполнении фигур пилотажа и элементов воздушного боя. Будь то атака на петле или атака на боевом развороте, все равно техника «работы» с истребителем должна быть доведена до совершенства, чтобы летчик знал «если самолет идет так, то я действую так». Не класс определяет летчика, а уровень его подготовки.

Тренировочные баталии – как игра друг с другом в «кошки-мышки» – один наступает, другой убегает.

Бой бою рознь

Летчикам истребительного авиаполка по зубам и одиночный, и парный, и дальний, и ближний сверхманевренный воздушный бои.

Одиночный - вооруженное противоборство «один на один» двух истребителей. Парный – это когда самолеты работают по противнику парой, как единое целое. Здесь тактику воздействия на крылатого недруга определяет их количество - для атаки пары одни маневры, для атаки самолета-одиночки другие.

Во время дальнего боя летчик визуально не наблюдает противника, он видит его и его маневры по высоте и направлениям в виде метки на экране многофункционального индикатора. Чтобы применить вооружение нужно выполнить прицеливание и после произвести пуск ракеты.

- Ближний сверхманевренный бой интересен своей динамикой. Однако является мерой вынужденной. По всем тактикам и доктринам основным для нас является дальний воздушный бой. Не уничтожили противника в нем, тогда переходим на ближний, - откровенничает водитель «тридцатого». – Ты его наблюдаешь визуально, все его действия видишь. Если в дальнем бою он как-то относительно маневрирует, например, отворачивает на угол, чтобы увеличить расстояние, то в ближнем нужно крутиться «как уж на сковороде».

Течение воздушного боя определяют не только маневры и летчики, но и аэродинамика крылатой машины. Как таковых ограничений по высоте для небесных баталий нет, однако аэродинамическая зона комфорта самолетов поместилась на трех тысячах метров высоты между отметками два и пять километров. Нижнюю границу для воздушных сражений провели всего в трехстах метрах от земли – больше снижаться опытные летчики не рекомендуют. Ошибка в пилотировании на малых высотах может оказаться роковой.

СУ-30СМ воюет практически на любых высотах. Схватку в воздухе выше восьми километров мастера летного дела называют бессмысленной, так как разряженная атмосфера на этих высотах кардинально снижает маневренность абсолютно всех типов самолетов.

- Можно ринуться в бой, но достаточно тяжело дается пилотаж в таких условиях. Потому что на высоте выше шести тысяч метров над землей по линейному закону уменьшается давление и плотность воздуха. Поэтому для совершения какого-либо маневра нужно большее отклонение рулей поворота. Так как воздух разряженный «машине» приходится прилагать больше усилий для совершения тех или иных действий. Это уже вялотякущий бой. Это законы аэродинамики и природы и мы их обойти не можем. Но если обстоятельства сложатся так, что придется «лезть» выше, наш самолет отработает тех высотах с достоинством. Превосходство в любом случае на его стороне, так как есть управляемый вектор тяги и переднее горизонтальное оперение. Мы на шаг впереди идем относительно других истребителей, - объясняет премудрости небесных баталий Дима.

Выйти из боя летчик может только по приказу командира группы. Если работает один, то такое указание поступает из командного пункта. Все моменты, при возникновении которых экипаж вправе выйти из воздушных сражений, строго определены. Чаще всего это ранения, не позволяющие дальнейшее пилотирование самолета, и повреждения самого самолета, при которых невозможно продолжать воздушный бой. Даже при израсходовании боеприпасов при работе в группе истребителей, летчик должен продолжать маневры и имитировать боевую готовность.

СМ - СверхМаневренный

На самом деле «СМ» - современный модернизированный. Управляемый вектор тяги, или УВТ и переднее горизонтальное оперение открыли для истребителя СУ-30СМ новые горизонты. Фигуры высшего пилотажа, подвластные пока только самолетом с УВТ, «тридцатый» выполняет «на ура». Некоторым элементам еще и названия не придумали, а летчикам ничего не стоит «крутануть» их.

- Управляемый вектор тяги позволяет зайти в заднюю полусферу самолета противника настолько быстро и неожиданно, что он этого не ожидает. Самолет разворачивается почти на месте. Противник думает: «Он на перегрузке сидит, будет выполнять маневр медленно». Смотрит в зеркало – СУ-30СМ уже заходит ему в хвост, а ведь по времени форсированный разворот только начался. Вот тут уже нужно ему бояться. Или на восходящих маневрах, уходим от преследования, включаем вектор тяги, момент, и ты уже в снижении, а противник проскакивает вверх. Ты уже ушел от атаки, включаешь форсаж, и из подвергшегося атаке самолета становишься атакующим истребителем. Мы поменялись местами. К таким кульбитам «тридцатого» противник привыкнет не скоро.

Задаю вопрос: «Чего боится самолет?»

- Наш истребитель СУ-30СМ не боится ничего. Разве что дурного летчика, - с улыбкой ответил мой собеседник.

Полеты на этой сравнительно молодой и новейшей разработке российского самолетостроения Дмитрий сравнивает с танцем. Легкий и послушный в пилотировании «тридцатый» не терпит резких движений.

- С этим самолетом нужно танцевать. Его не нужно дергать, его не нужно рвать. Ни при простом пилотировании, ни когда крутишь пилотаж, ни когда ведешь воздушный бой, резкие движения не нужны. Электрическая система дистанционного управления позволяет реализовать на этом самолете то, что на других сделать невозможно. Все маневры нужно делать плавно, как будто танцуешь, и тогда он тебя никогда не подведет. Воздушный бой на СУ-30СМ это тоже танец. Не иначе.

В царственных маневрах этого истребителя поколения 4++, скрываясь от глаз простого обывателя, затаилась и грация, и строгость движений, и холодная, залитая в металл красота. Он как опытный танцор тонко чувствует свой «шаг» и помогает его освоить начинающим «артистам».

Фото: Е. Епанчинцева

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 3
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 700865
    А почему водитель "тридцатого", а не пилот? Водитель у кобылы бывает.
    Ответить
  • 649475
    Если мы такие красавчики,то объясните почему в Сирии нас расстреляли как дережабль,почему ребята хоть какой нибудь финт не крутанули
    Ответить
    • 649710
      В Сирии Су-24 на задании не сопровождали истребители. Так что "финты" крутить они не могли. Почему их рядом не было - вопросы задавайте командованию. И, уважаемый Олег, у вас в одном предложении три ошибки. Начните с простого - с изучения русского языка. Как освоите, тогда можно и к военным стратегиям переходить.
      Ответить
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Коллекционер ретро автомобилей пригласил в прошлое корреспондента ЗабТВ
Общество -
Коллекционер ретро автомобилей пригласил в прошлое корреспондента ЗабТВ

Герой нашего рассказа продавать свои автомобили не торопится, наоборот- хочет приобрести еще больше железных коней. Павел большую часть своего времени посвящает раритетным авто. Коллекция большая и дорогая. Сам хозяин считает ее бесценной- и в этом есть доля истины. Ведь купить время невозможно. Иван ТИМОФЕЕВ, корреспондент: «Несмотря на скромные размеры, этот гараж - настоящее хранилище автомобильной истории. Вот это, например газ-67, 1945 года выпуска. А это, экспортный москвич 408, точная копия автомобиля из фильма “Бриллиантовая рука”» Иван ТИМОФЕЕВ, корреспондент: «Мечта советских автолюбителей,ГАЗ-21 Волга. Сейчас подобную машину купить сложнее, чем во времена, когда автомобили были все - таки роскошью» Скрипучие диваны, обилие хрома и запах старины. Любовь Павла Лепендина к советским автомобилям родом из детства. Сначала собирал коллекцию масштабных моделей авто, вырос , предметы коллекции тоже стали внушительнее. Теперь Павел собирает уже настоящие авто, сейчас их здесь 15 единиц. Москвич 400, 401, 407 и 408, ГАЗ-М20 Победа и 21 Волга, Легендарные «Копейка» и «Горбатый запорожец». Каждый автомобиль– отдельная история, как машины, так и ее владельца. Павел ЛЕПЕНДИН, реставратор: «Для меня это спасение автомобилей. Нахожу их в забытых гаражах. Их не используют, либо хоязева уже не живы, достались внукам или детям. Есть такие автомобили, которые я восстановил, и выезжая на какие-то мероприятия нахожу бывших хозяев автомобилей. Они узнают, подходят со слезами на глазах, вспоминают какие-то истории, связанные с автомобилями» Семья увлечение Павла разделяет, даже несмотря на то, что в гараже глава семейства проводит всё свободное время. Жемчужины коллекции у Павла нет, каждый автомобиль любим по-своему. На каждый экземпляр уходит до двух лет работы. Затратно это увлечение и материально, чего только стоили поиск знаменитого оленя на капот детища горьковского автозавода. На современных улицах города настоящая частичка истории вызывает огромный интерес. Ведь нет уже ни заводов, ни самой страны, а машины - живут. Благодаря золотым рукам реставратора. «Очень много историй в которых мы преуспели, только вот, наверное, конец Советского Союза, дал надлом в автомобилестроении» Сейчас автомобили после зимней спячки покрыты толстым слоем пыли, но не заброшены – сезон для любителей ретро- автомобилей наступит скоро. «Восстанавливая это и эксплуатируя их, ты попадаешь в старую эпоху, где, действительно, все было настоящее, железное, вечное, целое» Для Павла и его единомышленников – советские автомобили- больше чем хобби. Скорее- философия, образ жизни и возможность прикоснуться к истории. И самому стать ее другом. Иван Тимофеев, Анастасия Шадрина, ЗабТВ

РСТ И "ЗабТЭК" о высоком тарифе в Шилке: "Все обоснованно!"
Общество -
РСТ И "ЗабТЭК" о высоком тарифе в Шилке: "Все обоснованно!"

Вячеслав БОРТНИЦКИЙ, корреспондент: «Позади меня находится новая котельная в Шилке, именно по поводу нее состоялось собрание между ЗабТЭКом, РСТ и местной властью с одной стороны и местными жителями с другой. Суть собрания была в том, чтобы котельная несла свою изначальную функцию -не только тепло, но и выгодный тариф для жителей Шилки» «Вот вы начинаете обоснованное не обоснованное говорить, вот это людей убивает просто, что это обоснованный тариф как может быть после строительства современной котельной, не говоря про объем как вы передергиваете, объем уже однозначно понятно, что там спорный еще вопрос, но КПД старой котельной, которая работала на паровозных котлах и новая котельная, которая использует, ну как вы не учитываете?» Алена НЕВИДИМОВА, заместитель генерального директора по экономике и финансам АО «ЗабТЭК»:  «У нас не было никаких технологических изменений, которые могли бы столь сильно повлиять на рост тарифа, затраты растут в соответствии с индексом и дефляторами исходя из конкурсных процедур решение по поводу повышения 35% было принято региональной службой по тарифам в виду того что тариф, экономически обоснованный намного выше чем тариф, утвержденный для определенной категории потребителей» Евгения БАТУЕВА, руководитель Региональной службы по тарифам Забайкальского края:  «У нас то он должен быть ниже, потому что у нас новое все у тех то все старое, а у нас должно быть ниже даже просто по-человечески вы должны понимать, то есть если не так, то что-то вы неправильно делаете - объем надо смотреть вот и все - что-то у вас неправильно, чисто по-человечески, что-то неправильно делаете - Что пересмотреть?? - Все данные что подает вам ЗабТЭК!!! - Мы пересматриваем - Но значит вы неправильно пересматриваете - Интересно так складывается, у нас по вашей Шилке есть решение верховного суда нас проверяла прокуратура по-вашему, неоднократно, нас проверяет ФАС России и все мы, от нашего решения до высших органов все неправильно, одни вы правильно. Молодцы» «Словом одним прикрываетесь – обосновано и все. Что произошло в 16 году? Шилка сдалась. Зашел монополист» Марина ПОПОВА, заместитель руководителя службы по тарифам Забайкальского края:  «У вас вы сами мне говорите, что с 16 года ничего не поменялось, точнее в 12 у вас было МУП ЖКХ Шилка, МУП ЖКХ Шилка — это предприятие простите меня я буду называть слова своими именами были не квалифицированные специалисты» Евгения БАТУЕВА, руководитель Региональной службы по тарифам Забайкальского края:  «У вас современная новая котельная, у вас нет технологических перерывов (это в том числе тоже было) это повод конечно, но все равно все новое должно окупиться» Спорили долго. Если коротко, то траты на тепло для жителей Шилки выросли почти в два раза после запуска новенькой котельной и переходом услуг к АО ЗабТЭК. Игорь ФЕДОТОВ, заместитель генерального директора по правовым и кадровым вопросам АО «ЗабТЭК»:  «Мы вынуждены подчиняться так же, как и вы. Поскольку устанавливается норматив, устанавливается тариф, с которым мы может соглашаться, не соглашаться. Мы хотим, чтобы этот тариф был выше, вы хотите, чтобы был ниже, но в любом случае он будет такой, какой установит. Наша задача давать качественный ресурс для того чтобы давать качественный ресурс мы вынуждены внести затраты, мы должны покупать уголь, электроэнергию, мы должны выплачивать заработную плату» Жители уверенны – пока представители РСТ сидят за одним столом с ЗабТЭКом и местной властью, тариф точно не изменится. Был шанс на новый расчетный норматив, но и он вырос. Пусть пока еще и окончательно не утвержден. «Вы на главный вопрос не отвечаете – почему поднялось в два раза? С 0.22 и на 0.4 вот единственный вопрос который всех интересует. Все. Что в городе произошло такого, что в два раза подняли? - Еще раз говорю в ответе администрации стояла некорректная жилая площадь по домам. Опять наверно были даны не все дома, или дома были с некорректными площадями - Кто будет нести ответственность за это?» Светлана НАЗАРОВА, житель г. Шилка:  «Как таковых ответов на наши вопросы мы не получили, то есть в очередной раз нам предлагают какие-то цифры говорят какие-то проценты, о чем мы не понимаем, вводят нас в заблуждение, в общем – никакого позитива нет, остались все те же вопросы» Сергей СУХАНОВ, житель г. Шилка:  «Заседание которое сегодня происходило оно было создано по нашей инициативе при обращении к губернатору края на прямом разговоре. Региональная служба по тарифам пыталась прикрыться своими правилами, законами и судами, которые они выиграли и все прочее я не оспариваю решение, и граждане наши не оспаривают решение суда или еще что-то. Это инициатива граждан на сегодня эта инициатива была проигнорирована. Вот это самое главное» ЗабТВ вместе с жителями Шилки продолжает разбираться с новыми тарифами и нагромождением новых специфик их расчета. Следите за выпусками новостей. Вячеслав Бортницкий, Владимир Николаев. ЗабТВ