Если быть, то быть первым

Ирина Баринова / Общество, 08:30, 6 августа 2016 /
Если быть, то быть первым

80 лет назад, 6 августа 1936 года, после легендарного перелёта по маршруту Москва - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - Петропавловск-Камчатский - остров Удд самолёт АНТ-25 с командиром экипажа Валерием Чкаловым, вторым пилотом Георгием Байдуковым и штурманом Александром Беляковым приземлился в Чите.

Предыстория подвига

Осенью 1935 года Георгий Байдуков предложил Чкалову, в то время уже известному лётчику-испытателю, организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс. Через несколько месяцев, весной 1936-го, пилоты обратились с этой идеей в правительство. Но Сталин указал другой маршрут.

Дело в том, что в 1935-м уже была неудачная попытка осуществить перелёт из Москвы в Сан-Франциско. И теперь вождь страны Советов хотел убедиться в реальности выполнения длительных маршрутов и предложил пилотам провести своеобразную генеральную репетицию в схожих условиях, но на территории Советского Союза.

К тому же, по воспоминаниям Георгия Байдукова, сверхдальний перелёт должен был показать милитаристской Японии, что советская авиация способна при необходимости защитить дальневосточные рубежи - в те годы между СССР и Японией отношения были очень напряжёнными.

Так как расстояние до Камчатки значительно меньше, чем мог преодолеть самолёт, экипаж убедил правительство утвердить маршрут Москва - остров Виктория - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - бухта Тикси - Петропавловск-на-Камчатке - Охотское море - остров Сахалин - Николаевск-на-Амуре, с посадкой в Хабаровске или Чите.

Остров Удд в заливе Счастья

Ранним утром 20 июля 1936 года с подмосковного аэродрома «Щёлково» стартовал экспериментальный 11-тонный АНТ-25. Его строили специально для рекордов. Сверхлетучесть по меркам того времени металлической птице дали её крылья – размах 34 метра – самые длинные в советском авиапарке на тот момент.

«Погода ясная, лёгкий туман», - так штурман Александр Беляков написал в бортовом журнале сразу после набора высоты. Но уже через несколько часов экипаж будет лететь вслепую. Вместо координат часто только пометка - «над облаками». Самолёт болтало, трясло из-за обледенения, то и дело сносило. Из-за циклонов лётчики меняли курс 19 раз, на ходу чиня то радиоприёмник, то счётчик оборотов.

21 июля самолёт летел над бескрайними ледяными просторами. Внизу проплывали Северная Земля, бухта Тикси. Экипаж очень устал, кислорода не хватало.

На третий день, пролетая над Петропавловск-Камчатским, лётчики сбросили вымпел со словами: «Привет жителям Камчатки! Наши окраины будут такими же цветущими, как советская столица! Чкалов, Байдуков, Беляков». Потом, сделав над городом круг почёта, самолёт взял курс на Сахалин.

Последние часы полёта были самыми трудными. Дождь и туман. Видимость почти нулевая. Поднялись над облаками, и самолёт стал обледеневать. Оставалось только срочное снижение. В 21 час 25 минут экипаж радировал: «Туман до земли. Беда» и получил приказ наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе с требованием прекратить полёт и приземлиться при первой возможности.

Выйдя из облачности буквально в 10-15 метрах от поверхности воды, пилоты определили, что самолёт находится в заливе Счастья неподалёку от Николаевска-на-Амуре в районе трёх небольших островов Кэос, Лангр и Удд (теперь они соответственно называются островами Белякова, Байдукова, Чкалова). Знаменитый бреющий полёт чкаловского стиля, и АНТ-25 приземлится на песчаной косе острова Удд.

«Экипажу самолета АНТ-25 Чкалову, Байдукову, Белякову.

Примите братский привет и горячие поздравления с успешным завершением замечательного полета. Гордимся вашим мужеством, отвагой, выдержкой, хладнокровием, настойчивостью, мастерством. Вошли в Центральный Исполнительный Комитет Советов Союза с ходатайством о присвоении вам звания Героев Советского Союза и выдаче денежной премии командиру самолёта Чкалову в размере тридцати тысяч рублей, лётчику Байдукову и штурману Белякову - по двадцати тысяч рублей. Крепко жмём вам руки.

Сталин, Молотов, Орджоникидзе, Ворошилов, Жданов»

«Москва, Кремль, Сталину.

Дорогой товарищ Сталин! Экипаж самолёта благодарит Вас и правительство за высокую награду. Вылетая из Москвы, назвал маршрут Вашим именем: «Сталинский маршрут». Экипаж бодрый и готов к дальнейшему полёту. Вылет в Москву сообщим из Хабаровска.

Чкалов»

Безусловно, полёт экипажа Чкалова через Ледовитый океан на Дальний Восток удивил авиационный мир. Одномоторный АНТ-25 за 56 часов 20 минут преодолел 9374 километра, из них 5140 - над Баренцевым морем, Северным Ледовитым океаном и Охотским морем.

В Чите встречали как героев

«На пути в Москву ещё предстояло сделать остановки в Чите, Красноярске и Омске, о чём настоятельно просили жители этих городов… 6 августа погода над отрогами Хинганского хребта резко улучшилась, и мы благополучно, за 11 часов полёта, перескочили из Хабаровска в Читу… На читинском аэродроме экипаж «АНТ-25» встречали представители партийных и советских организаций, командование Забайкальского военного округа и рабочие промышленных предприятий», - писал Георгий Байдуков.

В Чите на стадионе «Динамо» (ныне здесь кафедральный собор) состоялся многотысячный митинг, на котором выступил Валерий Чкалов.

«Утром 7 августа «АНТ-25» вылетел в Красноярск, - вспоминал Байдуков. - Теперь в самолёте летело уже пять человек (четвертый - корреспондент газеты «Правда» Лев Борисович Хват - авт.), так как в Чите к нам присоединился наш неутомимый Евгений Карлович Стоман (лётчик-корифей организации лётных испытаний, дальних перелётов, доводки опытных самолётов - авт.). Люди устремляются к самолету и забрасывают нас цветами. Чкалов с улыбкой жмёт руки, а затем наблюдает, как на хвосте самолёта какой-то умелец красным пунктиром обозначает пройденный этап обратного полёта: Чита - Красноярск. Следующий день мы провели в Омске, а утром стартовали в Москву».

Знаменитые афоризмы Чкалова

Бензин кончился – летим на самолюбии.

Махнуть бы вокруг шарика!

Если быть, то быть первым.

Моя вина только в том, что я хотел быть лучшим.

Нельзя умирать побежденным.

Пилоты вернулись в столицу 10 августа 1936 года. Перед заключительной посадкой АНТ-25 в сопровождении воздушного эскорта из 12 самолётов сделал круг над Кремлём и совершил посадку на Щёлковском (ныне - Чкаловском) аэродроме, куда встречать лётчиков приехал лично Сталин.

Уже в следующем 1937 году Чкалов, Байдуков и Беляков поставят новый исторический рекорд, совершив знаменитый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер - город в округе Кларк, штат Вашингтон, США, где в 1975-м будет установлен памятник Валерию Чкалову. Тот полёт хоть и проходил в более сложных метеоусловиях, но по протяженности (8504 километра) не смог превзойти дальневосточный.

Кстати

Комбриг погиб при испытании нового самолёта 15 декабря 1938 года. Позже появилась версия, что катастрофа была подстроена по приказу самого Сталина. Дочь лётчика Валерия говорила в интервью: «Отец перерос планку, высота которой была ему определена, стал слишком популярен в народе и при этом не мог жить и мыслить так, как требовало Политбюро».

Имя Чкалова носят 1778 проспектов, улиц и переулков в России, а также ряд улиц за рубежом. В январе 1939-го Читинский горсовет принял решение о переименовании Уссурийской улицы, назвав её улицей имени Чкалова.

Статья опубликована в газете «Экстра» №31 от 3 августа 2016 года

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 1
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 697871
    Это евроукрам на заметку.В капиталистической стране,стоит памятник советскому герою.У себя давно своротили бы.Думаю в Америке и мыслей нет,чтобы снести или переставить памятник коммунисту и летчику Чкалову.
    Ответить
    3
    1
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Чем представители краевой и муниципальной власти занимались на озере Арахлей на протяжении 3 дней?
Политика -
Чем представители краевой и муниципальной власти занимались на озере Арахлей на протяжении 3 дней?

 Обсуждение новой концепции региона растянулось на целых 3 дня. Министры, руководители ведомств и муниципалитетов присутствовали на выездном семинаре «Перспективы развития Забайкалья!»  Александр ОСИПОВ временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края:    «Налаживается взаимодействие между краевым и муниципальным уровнем правления. Налаживается оно, в первую очередь, через личное знакомство, личные контакты. Понимание, кто и что за человек. Чем руководствуется, как правильно с ним можно решать стоящие перед нами задачи. По организации этого семинара, не буду скрывать. Потом чтобы дать обратные контакты. Есть интересные попытки, интересное желание пообсуждать серьёзные решения в нашей работе. Как заниматься бюджетным процессом в крае и муниципалитетах. Как развивать лесную отрасль, агропромышленный сектор, туризм».   Из выступления Александра Осипова можно сделать вывод, что на уровне власть имущих и народа пока нет взаимопонимания. Самые болевые точки в разных отраслях отслеживаются некачественно. Нет чёткой структуры.   Александр ОСИПОВ временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края:    «Мы составляли план социального развития, на который выделено 3 – 4 миллиарда рублей. Сегодня выявляется, что часть объектов стоит без проектно – сметной документации. И вообще не очень нужна. И похоже, что мы не со всеми с ними справимся. При этом есть гораздо более готовые объекты, с проектно – сметной документацией. Нужные или в аварийном состоянии, которые почему – то не включили в план. Я смотрю объекты 20 года, примерно такая же картина. На краевом или муниципальном уровне прослеживается на завтра».   Привели конкретные примеры, помимо плана социального развития, сюда же можно отнести и работу с многочисленными свалками. Вроде бы, даже составили специальную карту, но вновь и вновь появляются неожиданные сюрпризы.   Александр ОСИПОВ временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края:    «Сформировали пакет, что и каким образом нужно чистить по мусоркам на 20 миллионов рублей – первые, и 249 – вторые. А потом ко мне обращаются главы. У нас самая острая свалка! Дайте 800 тысяч! Я смотрю по спискам, которые составляли вместе, этой свалки нет. Ни в пакете на 200, не на 449».   Проблема разрозненности между властью и народом стоит довольно остро. Оказалось, что решение всё – таки есть. На семинаре состоялась презентация нового проекта "Голос забайкальца". Создатели считают, что избавиться от недопонимания помогут современные технологии.   Сергей МЕРКУЛОВ заместитель руководителя администрации губернатора Забайкальского края:  «Была озвучена проблема отсутствия эффективного инструмента коммуникации между гражданами и органами власти. Мы занимаемся разработкой подобной системы, на данный момент нами созданы информационный ресурс, который будет позволять, первое – принимать сообщения граждан о проблемах, второе – даст возможность давать рейтинги главам муниципалитетов. Люди будут делать оценку, отработанным сообщениям. Будет введён модуль инициативности, граждане могут предлагать инициативы, система будет их обрабатывать и преподносить органам власти».   Разбирали типичные ошибки, рисовали схемы, охватили все сферы. Самое главное, никаких официальных запросов, эту встречу можно смело назвать «без галстуков».   Андрей ГУРУЛЁВ и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края по ГО и ЧС:  «Слушайте меня внимательно! Я же тебя не перебивал, веди себя хорошо! Ставишь точки, где необходимо сделать. И на месте разбираешься, если чего – то не получается, звонишь мне, я прихожу, мы с тобой работаем. Договорились?"  Благоустройство, дорожные проблемы, госзакупки, проект «Забайкалье наш дом» и грядущий отопительный сезон. Одним словом, трёхдневный прямой диалог прямо на берегу озера Арахлей.  Юлия Седельникова, ЗабТВ