Тайные грани «открытой» игры

Экономика, 09:38, 20 марта /
Тайные грани «открытой» игры
Коллаж «Забмедиа»

Чем больше региональная власть и энергетики клянутся друг другу в «прозрачности» своих отношений, тем больше туману напускается для потребителей энергии. И если топ-менеджеры ПАО «ТГК-14» получают сотни тысяч рублей в месяц, то почему бюджет и потребители должны субсидировать эти сверхдоходы?

Всё расскажем, кроме тайны

В начале февраля правительство Забайкальского края и ПАО «ТГК-14» торжественно подписали Соглашение о взаимном сотрудничестве. Замечательный документ. И цели благородные. Ну, кто будет возражать  против того, что взаимодействие сторон направлено на стабильное социально-экономическое развитие нашего края? На удовлетворение потребности регионального рынка в качественном и надёжном тепло-и электроснабжении. На повышение инвестиционной привлекательности края. На социальную ответственность в сфере обеспечения достойных условий труда и быта для населения Забайкальского края и т.д.

Трудно что-либо возразить насчёт этого. Но по мере того, как читаешь текст  документа, становится непонятным, как такие благородные стремления сторон вдруг обернулись тайными гранями в деятельности и ТГК-14, и РСТ, которые привели к шумному скандалу в начале зимы. Как, например, может быть обеспечена стабильность социально-экономического развития края, если тарифы на тепло с благословения «сторон» подпрыгнули сразу на 35%, и потребовались сверхусилия предпринимательского сообщества и СМИ, чтобы открутить это безумие назад? Или, например, как такая чехарда с тарифообразованием может положительно повлиять на инвестиционный климат края, если любой инвестор, сопоставив тарифы на электричество и тепло в разных регионах, предпочтёт вложить свои деньги куда угодно, только не в экономику Забайкальского края.

Дальше – больше. ПАО «ТГК-14» хитроумно обещает в документе, а правительство края с этим соглашается, что готово информировать общественность и исполнительные органы края о результатах своей работы, но при этом будет «руководствоваться требованиями законодательства, регулирующего вопросы обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну в отношении информации, передаваемой в рамках настоящего Соглашения».

Вот здесь, как представляется, и зарыта собака. Всё скажем, ничего не утаим, но коммерческую тайну не трожь. Что из себя представляет эта пресловутая коммерческая тайна – трудно сказать. Энергетики пользуются деньгами потребителей и от них же скрывают, что лежит в основе образования тарифов. Постоянно оперируют какими-то «выпадающими доходами»,  но никто толком не знает, что это такое, потому что есть некая коммерческая тайна, которую они берегут как зеницу ока. Все помнят курьёзный эпизод, когда глава РСТ Евгения Батуева ничтоже сумняще удалила с заседания  региональной службы по тарифам ради этой коммерческой тайны и общественников, и журналистов, и даже прокурора.

Таким образом, тайна тарифов осталась достоянием узкого круга доверенных лиц, а расплачиваться за эту тайну предлагают всем потребителям. И даже когда депутаты Заксобрания края упорно добивались от главы Региональной службы по тарифам Евгении Батуевой простого разъяснения: как же так получается, что сначала тариф на тепло был поднят на 35%, а потом, после скандала, снижен до 7,1% - никакого объяснения не последовало. Хотя методика расчётов одна и та же, генерирующая компания  не изменилась. А тариф скачет, как пульс больного человека. И каких ещё сюрпризов от наших доблестных аналитиков из РСТ можно ожидать? Тем более, за закрытыми от плательщиков дверями.

Что могла ответить глава РСТ, которая пуще президентских указаний на открытость при установлении тарифов блюдёт коммерческие интересы ТГК-14? Позиция её ясна. Дескать, тайна сия велика есть, а посему платите, сколько назначим – циркуляр о коммерческой конфиденциальности превыше всего. Там, в генерирующей компании, доход приличный нужен – с небес, что ли, миллионные премии топ-менеджерам падают? Так никто ничего путного из этого ребуса и не понял.

Если частник гребёт под себя,  пусть управляет государство

Может быть, поэтому на недавнем Сочинском инвестиционном форуме настойчиво звучала мысль: а не вернуться ли к управлению энергогенерации, доставки энергии и ЖКХ муниципальными организациями. Один из участников форума, глава Тверской области Игорь Рудень,  был  особенно категоричен и выразился так:

- Я считаю, что не всегда стоит верить на слово и слушать неких лоббистов, которые говорят, что нужно все в энергетике и в ЖКХ отдать в частные руки, верить всем на слово, что бизнесмены все очень опытные, умеют эффективно работать в коммуналке, создавать концессии и т.д. На деле большинство из них пытается убедить власть, что они эффективны, а муниципальные организации не умеют работать. Вопрос: за счет чего? За счет высоких зарплат? Мы им должны сказать: «Ребята, нам кажется, что вы уже ничего не видите, кроме денег населения».

 Мысль Руденя практична. Он верно считает, что в структуре ЖКХ за все платит потребитель. Если это крупный бизнес, у которого есть огромные затраты на содержание аппарата, охраны, вертолетов-самолетов, офисов и т.д., — тут уже возникают вопросы. Если ЖКХ дело такое доходное, тогда, может, нужно снизить тарифы и разгрузить население? Если мы понимаем, что на рынке энергетики и ЖКХ возник частный бизнес олигархической формации, который извлекает огромную прибыль, то почему мы не можем пойти по западному пути, где все больше муниципального: и общественный транспорт, и сети?

Глава Тверской области правильно формулирует проблему: «Когда нам подают очередной запрос на повышение тарифов, мы изучаем издержки компании и обнаруживаем интересные вещи: топ-менеджеры компании получают порядка 300–400 тысяч рублей в месяц. У меня возникает закономерный вопрос: за что платятся такие деньги в Тверской области? У меня, как у губернатора, зарплата намного меньше. Что эти менеджеры сделали для того, чтобы повышение тарифа было оправданным?».

Наверное, и у нас в Забайкальском крае, этот вопрос у всех на устах. Но вместо того, чтобы предпринять конкретные шаги для исправления положения, провести независимый аудит и определить реальные издержки, наше руководство краем заключает некое соглашение с энергетиками, в котором те прямо говорят: вот это покажем, это потребуем, это повысим, а это, извините, наша тайна. Но вы платите нам некие выпадающие доходы, оплачивайте растущие издержки и т.д. Как их определить, если всё коммерческая тайна?

Ещё в 1998 году администрация Читы передала в доверительное управление ОАО «Читаэнерго» городские электрические сети для более эффективной эксплуатации и поддержания в нормальном состоянии, для надёжного электроснабжения потребителей. С тех пор много воды утекло, много денег потерял муниципалитет, а энергетики содержат сети в жалком состоянии и только знают повышать тарифы. А что городские власти? Наблюдают и ничего не предпринимают для приведения в порядок этого сложного хозяйства. Полное равнодушие.

Очень важный вывод главы Тверской области, который прозвучал на Сочинском форуме:

-  Я считаю, - сказал он, - что губернаторам, в частности мне, нужно исходить из того, что муниципальное предприятие при нормальном управлении может быть не менее эффективным, чем частный аналог. Если частники могут извлекать хорошую прибыль, значит, сфера ЖКХ приносит немалый доход. Если это дело такое доходное, тогда, может, нужно снизить тарифы и разгрузить население? А сейчас получается, что по закону областной бюджет субсидирует оплату ЖКХ тем гражданам, которые более 22% процентов своих доходов тратят на коммунальные услуги. Получается, что эти частные компании кормятся еще и за счет бюджетных денег?

Добавим, что кроме высоких зарплат топ-менеджеры ТГК-14 получают миллионные премии, бонусы, судятся с властью, пытаясь оттяпать из бюджета сотни миллионов рублей якобы «выпадающих доходов». И, надо признать, помогают им в этом новоявленные лоббисты, которые пришли их этой компании во власть.

А может, прислушаться к умным людям?

Ну, хотя лоббисты энергетиков уже захватили немало руководящих должностей в правительстве края, всё же команде губернатора стоит прислушаться  к более опытным и эффективным руководителям регионов. Вот что глава Тверской области Игорь Рудень намерен сделать на своей территории:

- Мы должны создать муниципальную программу по модернизации сферы ЖКХ, а вот уже на модернизацию привлечь частный капитал. Мы можем выделить частным компаниям дешевые бюджетные деньги на инвестиционные проекты — на строительство котельной или проведение коммуникаций, а эксплуатировать сможем и сами. Давать будем только тем районам, у кого муниципальное ЖКХ, которые сохранили контроль над сферой и понимают, что деньги оттуда никуда не выводятся. У нас есть примеры, когда люди, которые вывели порядка 5 млрд рублей из сферы ЖКХ, находятся в бегах. Деньги населения — это то, что можно очень легко забрать, и поэтому компании, которые работают на этом рынке, должны очень тщательно проверяться.

У нас в области, говорил он далее, не так уж и много частных предприятий в сфере ЖКХ. Лишь единицы частников, которые что-то свое построили, например котельную. В основном все они эксплуатируют государственное имущество, которое сдано им в аренду. Почему бы тогда не создать муниципальное предприятие, которое так же эффективно будет эксплуатировать коммуникации? Мы имеем право не продлевать договоры аренды. В ближайшее время будет проведена их ревизия.  Все эти компании — посредники. Многие из их учредителей являются либо родственниками, либо аффилированными лицами с главами муниципальных образований — с теми, кто сдает им в аренду это имущество. Если бы мы видели, что это дает возможность повысить качество услуг, то пожалуйста. Но вместо этого мы видим новые машины, новые квартиры в Москве, которые появляются у некоторых собственников. А платит за все население.

Думаю, всё это заслуживает внимания, изучения и практического применения в нашем крае.

Владимир Тихомиров

КОММЕНТАРИЕВ: 10
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
  • 804317
    Большую ошибку сделали в своё время руководители области и города когда позволили частной компании сконцентрировать в своих руках ресурсы, связанные с энергетикой. Хотя есть подозрение, что это была не ошибка, а целенаправленные действия. Сейчас жизнеобеспечение целого региона зависит от одной монополии. Это позволяет ей диктовать свои условия, навязывать тарифы, да и просто требовать денег из дефицитного бюджета, даже не объяснив на что именно. Более того, энергетики продвигают своих людей в государственные структуры, которые их же призваны контролировать. Любое действие с целью обуздать непомерные аппетиты монополистов, приводит к разговору о том, что это ставит под угрозу жизнеобеспечение региона. Конкуренции нет, контроля как такового тоже нет, естественно, что в такой ситуации ветер свободы кружит голову. Удивляет то, что завышенные тарифы беспокоят только потребителей, рядовых граждан, а власть то вроде бы и не против, более того оправдывает существующее положение дел.
    Ответить
    11
    1
    • 804378
      Уважаемый, вам сколько лет?
      В то время руководители области и города ни чего не могли сделать.
      Энергетику по всей стране делили на части.
      Ответить
      1
      3
      • 804512
        Чубайс со своей командой, под покровительством алкаша, дербанили Единую Энергетическую систему России.
        Ответить
        3
        0
  • 804198
    - Судя по квитанции ЖКХ, из крана течёт «Боржоми», мусор вывозят на «Лексусе», домофон - в роуминге, а снег чистит сам мэр!
    На другом плакате:
    - Легким движением руки областной «Новосибирскэнерго» превратился в частное «Сибэко».

    Ответить
    18
    0
  • 804163
    Жданова с ними заодно получается! Она выпустила пар в конце 2016 иначе народ бы вышел на улицы. А сейчас все ее действия и бездействия направлены на лоббирование интересов ТГК14 и ЧЭС.
    Ответить
    27
    1
  • 804012
    что страну спасет национализация
    Ответить
    28
    0
  • 803999
    Показательный уровень любого эксперта в энергетике - называть ее "сложное хозяйство"
    Ответить
    12
    0
  • 803989
    Полностью согласны с губернатором Тверской области
    Ответить
    35
    0
  • 803985
    Игорь Рудень умница. Найдутся ли такие же умные,которые смогут реализовать его идеи.А подумать есть над чем. Но
    это очень не понравиться акционерам предприятий ЖКХ. Кто акционеры? Всем известно.
    Ответить
    33
    1
  • 803971
    И они работают по закону
    - Сообщающихся сосудов -
    Ответить
    24
    0
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Обманутые дольщики "воюют" с автостоянкой за землю
Общество -
Обманутые дольщики "воюют" с автостоянкой за землю

У читинских обманутых дольщиков забрезжила надежда обрести, наконец, долгожданные квартиры, когда летом прошлого года губернатор Наталья Жданова выделила под строительство дома участок в микрорайоне Северный. Казалось бы – есть земля, есть застройщик, готовый приступить к работе, но злоключения обездоленных читинцев не закончились. Место под дом заняла частная автостоянка, хозяина которой никто не может найти. Детский сад, школа, рядом магазины и остановки общественного транспорта. Место для возведения дома для обманутых дольщиков – самое что ни на есть удачное. Вот только территория оказалась занятой. Причем, произошло это в обход распоряжения губернатора Натальи Ждановой, которая распорядилась передать участок под застройку дома. Однако здесь, вот уже несколько лет находится, автостоянка, и уходить с насиженного места владельцы не спешат.   Марина Зайцева, глава инициативной группы обманутых дольщиков: «Эта постройка самовольная. Она нигде не зарегистрирована, права собственности нет. Земля принадлежит государству, государство передало застройщику. Даже договора арендных отношений нет ни с кем. Ни чеки не выдают, деньги нигде не учтены. Отдаешь 150 рублей в боксы. По нашим грубым подсчетам, в месяц получается 500 тысяч рублей нигде не учтенных денег».   При этом, хозяйка автостоянки не является на судебные заседания, ссылаясь на то, что имущество это она уже перепродала третьим лицам. А судебный пристав, которая обязана была провести работы по освобождению участка, никаких мер по возвращению земли государству, видимо, не принял.   Марина Зайцева, глава инициативной группы обманутых дольщиков: «Поэтому мы в налоговую инспекцию еще обратились, чтобы камеральную проверку провели. Поэтому мы 30-го числа пойдем к главному судебному приставу, пойдем на прием к прокурору края по данному вопросу. И может они нас услышат»   А пока владелец автостоянки тянет время, не являясь на судебные разбирательства, застройщик не может приступить даже к подготовительным этапам возведения дома для дольщиков.   Сергей Филонич, застройщик: «Мы сегодня даже не можем выполнить проектные работы и пройти экспертизу, пока не решен вопрос со строительным участком. Мы должны зайти на территорию автостоянки, сделать геологические изыскания. Пока существует стоянка, мы не можем этого сделать»   И пока машины стоят в уютных боксах, 30 человек вот уже 10 лет не могут получить свои квартиры.   Артём Кондратьев, Николай Шунков

В Забайкалье негде «хоронить» мусор
Общество -
В Забайкалье негде «хоронить» мусор

В 2017-м, году экологии в России, Забайкалье столкнулось с огромной проблемой. Из-за изменений в законодательстве, по-старому хранить отходы уже нельзя, а для постройки отвечающих всем новым требованиям полигонов одной территориальной схемы недостаточно. «Мусорная проблема» уже неоднократно обсуждалась на разных уровнях, и стала поводом для митингов недовольных забайкальцев. К вопросу подключились и активисты регионального штаба ОНФ. По плану регионального минприроды, к 2026 году в Забайкалье должно появиться 35 мусоросортировочных станций, 29 площадок для временного размещения Твердых Ккоммунальных Отходов и 7 полигонов для их захоронения. Первый из них должны построить рядом с Атамановкой. Участок этот подбирали по требованиям нового законодательства. Учли все, кроме мнения самих жителей. За месяц против строительства полигона оставили подписи почти 4 тысячи человек – это больше половины населения пригородного посёлка Жители Атамановки: «Это же нас касается, наших детей. Наше будущее тут, внуки. Дом тут у меня, квартира. Как же я буду жить тут, в этой помойке?»  «Сейчас если весь город сюда будет возить, это же вообще невозможно!». То, что полигон предполагает сортировку и обеззараживание мусора, людей волнует мало. В захоронение отходов по правилам они не верят – сказывается опыт прошлых лет, когда зловонный дым от горящих отходов накрывал даже Читу. Сейчас, по мнению Роспотребнадзора, со сменой организации, которая обслуживает свалку, ситуация улучшилась. Однако люди по-прежнему переживают за экологическую обстановку. Андрей ХАРИН, сопредседатель регионального штаба ОНФ:  «Люди говорят и о качестве воды в Атамановке. Оно ухудшается из года в год. Потому что тот водозабор, который находится выше поселка Атамановка, он проходит именно в том месте, где расположена и старая свалка, и в будущем – полигон». Специалисты также обращают внимание на то, что многие не захотят платить деньги за сдачу мусора. И будут наполнять им окрестный лес. Андрей ХАРИН, сопредседатель регионального штаба ОНФ:  «Уже несколько раз мы указывали на то, что полигоны в лесной зоне неэффективны. Потому что на сегодняшний день подъезды из леса, они могут быть отовсюду. То есть кто-то доехал, кто-то не доехал». Против полигона людей настроило и то, что там будут принимать мусор из Читы, Читинского и Карымского районов. Примерные объемы отходов, которые повезут к ним, жители Атамановки оценили после закрытия свалки в Ивановке.  Сергей ФЕСЮК, зам.главы Читинского района:  «Проблема возникла, я считаю, из-за этих непродуманных действий, которые возникли с закрытием ивановской свалки. Они, конечно, спровоцировали эту волну общественности. Ну кому захочется иметь рядом с собой такую свалку, как ивановская?». Сейчас, после нескольких недель простоя, свалка в Ивановке вновь заработала. Удалось найти лазейку в законе, и использовать ее как площадку для временного хранения отходов. В идеале, и будущий полигон можно было бы построить там. Антон ПОНОМАРЕНКО, генеральный директор ОАО «Забайкалспецтранс»:  «Сколько писем было написано администрации города, Анатолию Дмитривичу, что эту проблему надо решать. Проблема простая – никто в 61-ом году не изменил расстояний – 11 километров. В ГРОРО не внесли, не получили лицензию, остановились». Перевести пути отходов по направлению в Ивановку мешает близость аэродромов. Расстояние до них должно составлять не менее 15 километров. Да и в целом, критериев для выбора места расположения полигона – множество. Так что альтернативу найти будет непросто. Тем более что районы своих вариантов региональному минприроды не предлагали. В любом случае, дни забайкальских свалок в их нынешнем виде сочтены. Сейчас и инвесторы, и чиновники ждут завершения целого ряда экспертиз по участку в Атамановке. Однако если людей не переубедят, то никакого полигона вблизи поселка, скорее всего, не появится. И куда через год отправится забайкальский мусор, на полигоны, в другие регионы, или в ближайший лес пока не берется предсказать никто. Алена Ведерникова, Максим Лобачев