Потерянный РАЙпотребсоюз

Владимир Тихомиров / Экономика, 10:21, 14 августа /
Потерянный РАЙпотребсоюз
Картинка с сайта newsprikamie.ru

Такая простая и привычная десятилетиями для нашего края штука, как сельская потребительская кооперация в отдельном районе, привела в восторг губернатора края Наталью Жданову. А ведь это проблема с бородой, всё давно расписано в целевых программах. Но на деле, оказывается - чистый лист…

Забытые рубежи

Как сообщает пресс-служба губернатора, Наталья Николаевна посетила магазин в селе Капунь Шелопугинского района и, судя по информации, осталась очень довольна. Настолько впечатлена, что порекомендовала (кому - не уточняется) опыт Шелопугинского района «тиражировать на весь Забайкальский край».

Да что там – тиражировать не проблема! Ничего плохого нет, что в этом районе, как сообщил глава муниципального образования Сергей Егоров, система потребкооперации была возрождена 7 лет назад и теперь такие магазины (в советскую бытность, помню, их называли «сельпо») работают в 13 населенных пунктах. И, конечно, очень хорошо, что у селян, как несколько десятилетий раньше, появилась возможность сдать в райпотребсоюз излишки выращенных овощей, мяса и молока, произведенные в личных подворьях, а за свою продукцию получить деньги или приобрести промышленные товары. Ведь что говорить, система сельской кооперации в советские времена позволяли селянам иметь хоть какие-то денежные доходы или, чаще всего, приобрести в обмен нужные для них товары.

Возрождённые «сельпо» – хорошо забытое старое. Пусть они будут. Но, думаю, проблема с потребительской кооперацией у нас в крае более масштабная и состоит не только в организованной закупке излишков продукции у населения, но и в её переработке. Наш губернатор в своих публичных выступлениях, касающихся проблем сельского хозяйства, нередко ссылается на отсутствие рынка сбыта. Но тезис сомнительный. Рынок сбыта у нас в крае неплохой, вся продукция питания пользуется большим спросом, но проблема в том, что этим рынком завладели производители из других регионов страны, а собственные крестьяне остаются ни с чем или, в лучшем случае, пользуются услугами архаичных сельпо. Один только позорный факт, что через розничную сеть нашему населению продаётся не больше 10% молока и молочных продуктов местного производства, а всё остальное привозится из других регионов, включая Подмосковье, регионы центральной России, а также из-за рубежа – говорит о практическом бездействии наших властей и крайпотребсоюза.

Хотя, конечно, формальные усилия принимались. Два года назад, например, закончилось действие краевой долгосрочной целевой программы «Развитие потребительской кооперации Забайкальского края на 2012-2015 годы». Возможно, наш губернатор просто забыла о ней, поскольку в восторг её привело банальное возрождение сельских потребительских обществ в отдельно взятом районе. Но давайте вспомним, какие рубежи в этой отрасли были намечены пять лет назад.

Не только торговые точки

В 2012 году система потребительской кооперации включала в себя 214 магазинов и торгово-закупочных организаций, 27 хлебопекарен и кондитерских цехов, 13 организаций общественного питания, 11 перерабатывающих организаций, торговых баз и крупных хранилищ. В крае действовало 20 районных потребительских обществ, объединяющих в своем составе около 80 тыс. пайщиков и полторы тысячи постоянно занятых работников.

Для дальнейшего развития отрасли требовался комплексный подход и государственная поддержка. Поэтому программа предусматривала мероприятия, направленные на создание хороших условий для эффективного развития потребительской кооперации. При этом приоритетными направлениями развития организаций потребительской кооперации были определены не только закупка сельскохозяйственной продукции, произведенной в условиях личных подсобных и фермерских хозяйствах, но переработка и реализация заготовленной сельхозпродукции. Поэтому программа предусматривала обеспечение хозяйств малогабаритной сельхозтехникой, инвентарем, запасными частями к сельскохозяйственной технике, кормами и молодняком животных и птицы. Было предусмотрено и торговое обслуживание сельского населения, в том числе проживающего в малых и отдаленных селах. Цель - создание условий для эффективного развития потребительской кооперации.

Загляните в программу – там и новое строительство цехов, заготовительных пунктов, холодильников, овощехранилищ, реконструкция действующих объектов, приобретение современного оборудования, специализированного автотранспорта. Предусматривалось провести модернизацию производства по хранению, переработке мяса, картофеля, овощей и другой сельскохозяйственной продукции и сырья. Планировалось создать муниципальные рынки для реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных и фермерских хозяйствах. Для расширения производства сельскохозяйственной продукции предполагалось увеличить количественный и качественный объем услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям по обеспечению молодняком и комбикормами.

В целом же ставилась задача увеличения объемов закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у сельскохозяйственных товаропроизводителей кратно. В частности, предусматривалось увеличение объема выручки от всех видов деятельности организаций потребительской кооперации с 1 млрд. 39 млн. рублей до 3 млрд. 160,2 млн. рублей, увеличению объема закупок сельскохозяйственной продукции и сырья от 26 млн. рублей до 398,2 млн., строительству и модернизации 30 предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, созданию 17 сельскохозяйственных рынков.

Программой планировалось также осуществить комплекс мероприятий, направленных на строительство и реконструкцию объектов первичной переработки, консервирования, хранения сельскохозяйственной продукции и лекарственно-технического сырья, ягод и грибов, приближенных к месту производства и сбора. Это позволило бы повысить уровень занятости и качество жизни сельского населения, обеспечить финансовую устойчивость организаций потребительской кооперации за счет оказания государственной поддержки. Предусматривалось создание 750 новых рабочих мест, поступление налогов в краевой и муниципальные бюджеты в размере 190-200 млн. рублей в год.

В этой программе ещё много чего предусматривалось. Но всё провалено с треском, никаких позитивных изменений в отрасли нет.

На сей раз, как сообщает пресс-центр краевой администрации, Наталья Жданова объявила: 30 августа будет проведено большое совещание, посвященное этой тематике, «которое станет отправной точкой по возрождению потребительской кооперации в Забайкальском крае».

Ну, сколько можно ставить этих «отправных точек» в виде разного рода совещаний! Может быть, просто вернуться к проваленной два года назад программе и на её основе выработать конкретные меры? А главное – всё же не забалтывать проблему, а начать её решать практически. Сколько министерств в крае причастны к этому, сколько чиновников могут подключиться к её решению! Пусть реально поработают.

КОММЕНТАРИЕВ: 4
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
  • 859969
    Чёт не читаемо
    Ответить
  • 859700
    Страшно читать. Только новые люди во власти смогут сдвинуть такую махину по уничтожению нашей страны, нашего края. Тема, злободневная. Но, менять, что-то, в одном месте, не меняя в другом не получится. Отстаем по всем направлениям, деградируем, маршируя под руководством ждановской команды.
    Ответить
  • 859230
    наталку в прыцыдатели !!!
    Ответить
    2
    0
  • 859226
    А она не спросила почему водкой не торгуете? Может как в Крыму Медведь ляпнул и сразу футболки выпустили Денег нет но вы держитесь! Может и нам выпустить?
    Ответить
    2
    0
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Съемочная группа ЗабТВ обнаружила труп в подъезде читинской многоэтажки
Общество -
Съемочная группа ЗабТВ обнаружила труп в подъезде читинской многоэтажки

Четкие команды, выверенные движения, съемка строго по сценарию – работают профессионалы. Свой дебютный фильм «Подъезд» команда из режиссеров и операторов телеканалов ЗабТВ и Альтес продумала, кажется, до мелочей. Вместо съемочного павильона – подъезд типичной читинской многоэтажки, вместо бутафорской крови – сироп из ближайшего магазина, вместо слайдера для съемки в движении – обычный скейтборд. И такие лайфхаки начинающие «киношники» придумывают всегда сами.   Сергей Рычков, оператор-постановщик фильма «Подъезд»:  « Мы решили сделать все более интересно, т.е. не стали покупать слайдер или рельсы, а хотели сделать все более эффектно. Например, движения глаз. У нас есть ворон, и мы делаем движения камерой как-будто это ворон вертит головой. А сегодня использовали скейт. К этой идее пришли абсолютно спонтанно».  Сценарий фильма разработал режиссер телеканала ЗабТВ-24 Антон Золотухин. Идею вынашивал долго, рассказывает он, и в итоге взял за основу библейский сюжет о стенании души.  Антон Золотухин, сценарист и режиссер фильма «Подъезд»:  « В основу фильма легло православное поверье о стенаниях души, с 1 по 3 день душа пребывает в земной обители, с 3 по 9 – в раю, с 9 по 40 – в аду, потом - решение Божие. Так и у нас герой: с 1 по 3 минуту находится в квартире и т.д. Он проходит приятные моменты в подъезде по аналогии рая, также с ним в подъезде случаются неприятные моменты. Ну, и открытый финал – решение Божие».  Жанр этого фильма – психологическая драма. Как раз сегодня ребята работают над адом – на лестнице главный герой видит труп мужчины, от которого ему никак не удается уйти. Несмотря на жуткую, на первый взгляд, атмосферу, к съемочному процессу ребята подходят творчески – чтобы рана выглядела натуральнее, им даже удалось добыть говяжий мозг. А вот чтобы последний не соскальзывал с головы «трупа», пришлось использовать парикмахерскую пенку-фиксатор. Тут без женских рук никак не обойтись.  Полина Харченко, корреспондент:  « Поучаствовать в съемочном процессе удалось даже мне. Это глицерин. Его используют, чтобы сделать испарину на лбу человека. Как нам объяснили ребята, держится он долго и выглядит эффектно».  Всего в картине, которая по регламенту фестиваля будет длиться около 20 минут, снялись 12 актеров. Основного персонажа играет Игорь Борисов. Именно он проходит все стенания души. Когда предложили роль, рассказывает парень, не сомневался ни минуты.  Игорь Борисов, актер:  « У нас на съемочной площадке у всех глаза горят. Ну то есть: «О, какой крутой кадр!». Это заряжает, и благо, что это все получается. Главное, что у нас все протекает с идеями, они рождаются, и, в общем, получится на выходе то, что я думаю, для Читы будет нормально. Большой шаг вперед».  Работа над фильмом еще не закончена. Зритель сможет увидеть его осенью.  Полина Харченко, Николай Шунков