23 ноября, четверг, 12:45
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Дневник кинофестиваля: день второй

Клара Хоменко / Общество, 11:36, 17 сентября
Дневник кинофестиваля: день второй

Конкурсная программа второго дня оказалась не столь однозначной, но очень интересной: отставной кгб-шник в состоянии кризиса, буддийское лекарство для столичной души и проблемы шахтерского городка, одинаковые и в Ростовской области, и в Забайкалье.

«Турецкое седло» - пока самый сильный фильм конкурсной программы. Юсуп Разыков снял свое кино на какой-то трудноуловимой границе между артхаусной трагикомедией и триллером. Те приемы, которыми он пользуется, вызывают в памяти десятки тягомотных лент, и первые минут десять зритель напряженно ждет скуки. Но очень быстро оказывается, что и крупные планы, и повторяемость действий, и статичные кадры – не более чем инструмент, которым режиссер владеет виртуозно. Здесь вообще молодцы абсолютно все, но особенно Валерий Маслов. Он отлично играет неприметного человека в свинцовом футляре, где за ненадобностью хранится живая душа – ровно до тех пор, пока вместе со зрителем не получает контр-тенором по голове.

В истории Ильича, отставного «топтуна» из службы наружного наблюдения ФСБ, который никак не может перестать за всеми следить, многие увидели политический подтекст. Но сдается мне – это потому, что за ним проще не видеть подтекст общественный: черно-белое мышление не приводит ни к чему хорошему. Более того – оно глубоко аморально. И блестящий финал этого фильма, где все становится на свои места и перед страшным потрескавшимся Ильичом, и перед зрителями, производит примерно тот же эффект, что и финал «Господ Головлевых», самого сильного, может быть, русского романа о воскресении.

Перед показом своего фильма «Вся наша надежда» Карен Геворкян извинился перед зрителями: «Жизнь у всех у нас сложная, а я хочу положить на ваши плечи еще проблемы чужие. Но я надеюсь, что эти проблемы близки, и может, это и вам поможет отчасти: я хотел рассказать о людях, которые в тяжелых обстоятельствах сохранять себя». И действительно: кино о маленьком городке в Ростовской области, где медленно погибает последняя шахта, можно было бы показывать хоть на Черновских, хоть в Краснокаменске, хоть в Вершино-Дарасуне – так знакомы реалии. Но сильного впечатления фильм Карена Геворкяна все-таки не производит, и тому есть две причины – одна хорошая и одна плохая.

Плохая заключается в том, что «Вся наша надежда» снята по очень слабому сценарию. На экране царит путаница даже в мелочах: невозможно понять даже, сколько, в конце концов, у главного героя детей – они все время выпрыгивают, как чертики из табакерки, в подходящее время. Другие герои в то же самое время растворяются в небытии – как девочка, влюбленная в инвалида Колю. Сам сюжет, действительно актуальный и болезненный для зрителя, к середине уходит в совершенный лубок – хотя вряд ли это вина режиссера, который, кажется, очень хотел снять кино о хоть где-то побеждающей справедливости. Но в сочетании с пафосными диалогами шахтерскими песнями в начале и конце все это сильно отдает китчем.

Хорошая же новость – несмотря на все это, фильм не воспринимается как фальшивка. И дело тут даже не в реалиях, близких залу. Дело в главном герое, который – вот сюрприз! – никакой не актер. Анатолий Бойко – 60-летний шахтер. Брать непрофессиональных актеров на главные роли – распространенный прием, и удается он не так часто. Здесь – удалось: Глеб Иванович, огромный, медлительный, правильный, словно краеугольный камень, держит на себе всю конструкцию. Зритель верит ему – и значит, верит всем остальным, и было бы неправильно сказать про Бойко «хорошо сыграл». Ведь он не играет, он живет в кадре, «как настоящий» - потому что он и есть настоящий, имысль о том, что где-то есть вот такой человек – утешает. Не зря же зрители после окончания фильма, обступив режиссера, просили продолжения.

«Прикосновение ветра» - это экспериментальная картина, которая, по словам авторов, рождалась «в процессе монтажа». Это сочетание игрового и документального кино: с одной стороны, история смертельно больной московской актрисы, приехавшей в Бурятию искать бывшего возлюбленного, с другой – опыт съемочной группы, впервые соприкоснувшихся с буддийской культурой. Результат вышел очень интересным. С одной стороны, перед нами вроде бы довольно стандартная для забайкальцев история про то, как удивляются и радуются местным обычаям люди с Запада. Временами даже раздражает – как водитель, жизнерадостно пьющий мед прямо из банки. С другой стороны, все это уравновешивается игрой-не игрой актеров. Обаяние Эдуарда Жагбаева совершенно неотразимо: у него мягкий голос, спокойный взгляд, в полуобнаженном теле без угрожающего рельефа чувствуется сила; ничего нарочито мужского – только человеческое, доброжелательное, слегка загадочное, но очень земное, как духи этих мест. То, что нужно героине Юлии Ауг, пытающейся найти покой на пороге близкой смерти.

Ее образ здесь тоже метафоричен: больная, лживая, испуганная, ни во что не верящая душа, которая наконец-то начинает слышать саму себя и перерождается. Так что в конечном итоге игровая часть – только прикрытие для чего-то большего. Перед нами все тот же «западный» опыт, который на самом деле опыт любого человека в кризисе, нашедшего, наконец, опору. «Прикосновение ветра» - это не стандартная, как можно было бы подумать изначально, история любви, и не соединение игрового фильма с документальной историей о его создании. Это единое целое, история о соприкосновении с незнакомым, об усталости и обретении веры. О соприкосновении не только культур, но и человеческих душ, которым всегда нужно одно и то же, вне зависимости от пола, возраста и географии.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Сестры Тумасовы подарили тяжелобольным детям Читы свое творчество
Общество -
Сестры Тумасовы подарили тяжелобольным детям Читы свое творчество

Пуститься в пляс и подпеть знаменитым землячкам. В детском отделении краевого онкологического диспансера прошел день защиты прав детей. На этот раз гостьями праздника стали юные певицы, танцовщицы сестры Тумасовы.   Подростки, малыши, которые уже хорошо ходят и совсем крохи. Все они спешат увидеть знаменитых сестер Тумасовых: они впервые пришли с песнями в детское отделение больницы. Репертуар выбрали самый веселый – чтобы поднять настроение и отвлечь от болезней. А еще подарили пациентам творчество рукотворное - картины, написанные от души и для души.   Екатерина Тумасова: «Первый раз мы сюда пришли. Детишки разных возрастов. Мы решили их поздравить с этим праздником. Дети больные. Для них, мне кажется, самое главное, чтобы внимание было».  Ольга Тумасова:  «Незаметно здесь, что больница. Здесь какой-то домик светленький, радостный».  10-летняя Дильнара Зейналова от выступления сестер в восторге. Вспоминает, как до болезни и сама обожала петь. После победы над лейкозом девочка мечтает снова выйти на сцену.   Дильнара Зейналова:  «Понравилось все, потому что у них такой талант. Большой.  Когда я еще не в Чите жила, я ходила на вокал. В танцевальную школу и еще люблю просто рисовать».   Особенно нарядная на празднике ровесница Дильнары Маша. После постановки диагноза девочка оставила любимое хобби и теперь тоже с нетерпением ждет выписки.  Мария Чесных: «Лечение когда идет,очень грустно. Уколы, капельницы.  Больше всего мне запомнились танцы, потому что я сама танцую. Занимаюсь танцами».  На память о встрече со талантливым сестрами у детей останутся фотографии. Но это не последний концерт в стенах больницы. Тумасовы пообещали не забыть своих новых друзей.                                                                                 Дарья Юринская, Евгений Погорелый.    

Ведущая ЗабТВ спасла взятого в заложники сына олигарха
Общество -
Ведущая ЗабТВ спасла взятого в заложники сына олигарха

Сегодня, 21 ноября, отмечается Всемирный день телевидения. Ежедневно миллиарды человек смотрят телевизор, выросли целые поколения, которые без него уже не могут представить свою жизнь. Любимые передачи, новости из мира политики, экономики и спорта. Над каждым выпуском трудится целая команда профессионалов. А каково это - оказаться, например, журналисту в другой, не менее профессиональной команде?  Корреспондент телеканала «ЗабТВ-24» Екатерина Гаврилова непривычно начинает этот рабочий день. Сегодня она боец спецподразделения Росгвардии Забайкалья. А значит вместо творческой планерки - занятие по физической подготовке. Она здесь - основа всего.  Обучение боевым приемам, чтобы можно было остановить вооруженного ножом или пистолетом преступника. На татами - командир взвода Алексей. Как и все сотрудники спецназа, просит не показывать лицо. Биография - одна на всех. Воевал, был ранен, продолжил бой, не раз награжден.  Чтобы вот так с легкостью закрутить руки преступнику – надо самому побывать на его месте. Прочувствовать все болевые точки. Для первого раза Екатерина справляется, - противник сражен.  Алексей, командир взвода:  «Если не иметь навыка по отработке данных приемов, то, соответственно, противник может оказать вам сопротивление. В данном случае наш сотрудник молодой вполне успешно освоил данный элемент».  И если на съемочной площадке в руках корреспондента - микрофон, то здесь, в тире, - пистолет. Перед сложной спецоперацией - боец отрабатывает навыки точной стрельбы.  Все свое несу с собой. Амуниции на 16 килограммов - оружие, боеприпасы, продовольствие. Все это на плечах хрупкого бойца Екатерины. Ей предстоит освободить заложника из этого здания. По легенде два преступника захватили сына олигарха и просят многомиллионный выкуп. Оперативный штаб принимает решение о проведение операции по освобождению заложника.  Алексей, командир взвода:  «Екатерина у нас исполняла роль так называемого, второго номера, работа непосредственно за щитом – приняла участие в освобождении заложника  -Екатерина справилась со своей задачей?  -Она увидела угрозу, что один из преступников вытаскивает пистолет и направляет – она тремя выстрелами поразила цель».  Екатерина Гаврилова, корреспондент «ЗабТВ-24»: «Это надо быть постоянно в физической форме, потому что носить с собой автомат, бронежилет и очень тяжелый шлем, в нем безумно жарко, на самом деле».  Курс молодого бойца Екатерина прошла. Теперь с силовиками она встретится уже в привычной для нее профессии – будет освещать их нелегкую и подчас опасную работу.  Мария Машанова, Юлия Бабкина, Екатерина Гаврилова, Евгений Погорелый