18 июля, среда, 06:21
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

«Картёжники», SMSщики и другие кибермошенники

Общество, 11:50, 4 декабря 2017 /
«Картёжники», SMSщики и другие кибермошенники
Фото: finmagazine.ru

«Мама, я попал в аварию, вышли деньги на этот номер». Как часто вы получали подобное SMS? Возможно, некоторые из вас даже попадались на подобные уловки, хоть многие и знают - это мошенники. В последние годы аферистов всё реже можно встретить на улице: игра «в наперстки» у рынка и схема «эй, мужик, я тут кошелек нашел, может разделим деньги?» канули в лету. Сейчас намного популярнее стало кибермошенничество. Стать жертвой подобного преступления может любой владелец телефона, банковской карты или странички в соцсетях. О самых распространенных способах мошенничества в беседе с корреспондентом Заб.ру рассказал начальник отделения по раскрытию хищений денежных средств со счетов банковских карт граждан уголовного розыска УМВД по Забайкальскому краю Роман Жигалин.

- Роман Иванович, правда ли, что сейчас набирает популярность мошенничество на Drom.ru и Avito.ru? Чего стоит опасаться на этих сайтах?

- Да, это действительно так. При этом способы весьма простые. Мошенники размещают объявления о продаже автомобиля или каких-то запчастей по заниженной цене. Конечно же, люди хотя купить этот товар. И тут мошенник просит оформить предоплату по банковской карте, что, к сожалению, иногда и делают потерпевшие. Хотя, на том же Drom.ru есть объявление о том, что предоплату не нужно совершать. Однако люди все равно попадаются на подобные уловки. Бывают случаи, когда в роли потерпевших оказываются и авторы объявлений. Человеку звонят и говорят - меня ваш товар устраивает, я его покупаю. Узнают у покупателя данные его карты, якобы для того чтобы перевести средства, и сообщают ему о необходимости того или иного действия, связанного с услугой «Онлайн банк» и похищают с карты все деньги.

- Роман Иванович, а чего стоит опасаться пользователям социальных сетей?

- Действия мошенников в Одноклассниках и ВКонтакте рассчитаны на молодое поколение. Чаще всего злоумышленники «взламывают» страницы, смотрят, с кем человек чаще всего переписывается, и от его имени отправляет этим людям сообщение с просьбой занять денег. Многие, не задумываясь, переводят деньги злоумышленникам, а через несколько дней обращаются к знакомому с просьбой вернуть деньги и человек понимает, что стал жертвой мошенников. Пользователи «ВКонтакте» часто обращают внимание на группы, где продаются вещи. Отправляют деньги, ждут товар, а он, разумеется, не приходит. Также в соцсетях можно встретить объявление о выдаче кредита без справок и поручителей. Люди верят, вступают в беседы с мнимым «сотрудником банка», который говорит, что нужно внести первоначальный взнос. Потерпевшие отправляют деньги и мошенник пропадает.

- В каких из указанных случаев люди чаще всего обращаются в полицию?

- На сегодняшний день наиболее часты случаи мошенничества в сфере покупки товаров. Это Drom.ru, Avito.ru и другие сайты, посредством которых реализуются товары.

- Как защитить себя от мошенников?

- В первую очередь не стоит реагировать на сообщения или телефонные звонки, в которых просят предоставить реквизиты карты или счета, PIN-коды, пароли или персональные данные. Людям нужно быть бдительнее. Любые вышеперечисленные случаи изначально выглядят подозрительно и настораживают. Вот, например, ВКонтакте вам пишет друг с просьбой о займе. Задайте ему несколько вопросов, на которые может ответить только он сам. 

Или вам предлагают кредит на выгодных условиях, но если у вас плохая кредитная история, то вам вряд ли выдадут кредит, да еще и на выгодных для вас условиях. Если ещё и просят первый взнос, то это точно подозрительно, надо ведь это понимать.

Стоит обращать внимание на абонентские номера. Мы все знаем коды региона наших операторов, а если номера с незнакомыми кодами, то понятно - вам звонят с другого региона.

- Почему забайкальцы все ещё попадаются на эти уловки?

- Мошенники играют на психологии. Люди чаще всего переживают за своих родственников, банковские счета, ищут возможность приобрести подешевле, продать подороже. Преступники всё это понимают и пользуются.

- Из каких районов Забайкалья чаще всего поступают сообщения о мошенничестве?

- Это наиболее развитые районные центры. Чита, Краснокаменск, Борзя, Шилка - места, где плотность населения наиболее высокая.

- Какие возрастные группы людей в зоне риска?

- Все. Ведь к каждой есть свой подход. Пожилым людям будут писать о надбавке к пенсии, о том, что их дети попали в беду. Мужчины попадаются на аферах с покупкой запчастей, автомобилей. Молодёжь реагирует на объявления о продаже телефонов, девушки - о красивой и недорогой одежде. Злоумышленники очень легко подстраиваются под каждую категорию граждан.

- В СМИ сообщалось о случаях, что с банковских карт просто снимали деньги, при этом сами они ничего никому не отправляли...

- Это уже не мошенничество, а кража. В текущем году такой вид преступления встречается реже. Злоумышленники распространяют SMS или MMS сообщения с содержанием заманчивого характера, например «смотри, какие прикольные мы на фото получились». Потерпевший переходит по ссылке и его компьютер или телефон получает вирус, который блокирует SMS-оповещения и предоставляют доступ к мобильному банку. После чего деньги пропадают. Здесь нужно понимать, на какие сайты можно переходить, а какие вызывают подозрение, обращать внимание на абонентские номера, с которых приходят сообщения.

- Успешно ли раскрываются эти дела?

- Если преступник находится на территории края, то установить его проще. Проводятся определенные мероприятия по задержанию злоумышленников и они несут уголовную ответственность. Когда мошенники совершают преступления, находясь в других регионах, изобличить их сложнее. Однако, и такие положительные примеры раскрытия преступлений есть. Мы взаимодействуем с коллегами из других регионов, выезжаем в служебные командировки.

- Считаете ли вы, что банки недостаточно заботятся о грамотности своих клиентов в подобных вопросах?

- При оформлении карты условия и способы использования прописаны. Даже когда вам поступает SMS-сообщение от банка с кодом авторизации, там прописано: «никому не сообщайте этот код, даже сотруднику банка». Но люди, несмотря на это, все равно передают код третьим лицам. Информация в банках размещена на стендах - там расписано, что можно делать, что нельзя.

Кроме того, сотрудники полиции на постоянной основе проводят профилактическую работу с населением. Проводятся встречи с коллективами, распространяются листовки. Почти каждый потерпевший, становясь жертвой мошенников, признается, что слышал о совершении подобных преступлений, но наделся, что с ним этого не случится. Граждане просто должны быть более бдительны. Ведь в большинстве случаев потерпевшими они становятся из-за своей беспечности.

Андрей Левинцев

КОММЕНТАРИЕВ: 1
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 907406
    "Почему забайкальцы все ещё попадаются на эти уловки?" - это сладкое слово ХАЛЯВА. Пенсионеров жалко, у них занижен уровень критичности, часто они оценивают ситуацию не вполне адекватно :( А по поводу остальных - без л..ха и жизнь плоха :)
    Ответить
    3
    1
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

Население Забайкальского края считает, что правдивая информация о наводнении намеренно скрывалась от народа

Забайкальский край еще не оправился от страшных последствий стихии. А уже готовится к новому циклону. Возможно, в ближайшие дни, предстоит еще одна война с наводнением. Хотя, воевать чиновники намерены не только с осадками. На очередном заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям начальник УФСБ России по Забайкальскому краю Сергей Казюрин заявил, что его ведомство будет жестко реагировать на сообщения СМИ. Те издания, которые по мнению контролирующих органов, настраивают людей на митинги и бунт, будут наказаны. Сергей Казюрин отметил, людей «дезинформируют». И объявил, что к каждой такой новости его ведомство будет искать доказательства.   Таких доказательств хоть отбавляй. Телеканал ЗабТВ за время наводнения работал во многих точках края. Мы побывали в затопленных домах, мы показали зрителю людей, которые этим летом потеряли все, что нажили. Историю каждой семьи авторы телеканала переживали как свою собственную. Кстати, пострадавшие тоже уверены в дезинформации. Только другого рода. Александр Чан, житель СНТ «Островок»:  « Посмотрели местные новости, что там говорят про нас. Вот ГТРК-Чита аж до смешного дошло. Назвали наш репортаж «Островок надежды». На мой взгляд тут островок безнадежности у нас. Что нам сюда провизия идет Камазами. Привезли три коробки. Одна с молоком. Хлеба чуть-чуть и все. Больше мы ничего не видели». Откуда вы получали достоверную информацию? Вообще-то из новостей, интернету не сильно доверяю, особенно нашим синоптикам. Они говорят одно, а получается совершенно другое. - Как вы считаете, помогали ли СМИ в ситуации ЧС? - Да, помогали. Благодаря им, больше людей узнали об опасности , помогали в прокрутке разных фондов в помощь пострадавшим. - С начала до 00:22 03482 Откуда вы получали информацию, о том что у нас наводнение?- Со СМИ, с интернета - Как вы считаете, СМИ помогали справляться с ЧС? - Ну, безусловно, да потому что информация была полная, но предварительная. Конечно, вобщем-то помогали.\ -Был ли какой-то факт, который вас именно как гражданина своей страны очень возмутил? - Я слышал, что мэр свою улицу спасал, спасал свою улицу, хотя другая часть была затоплена. Если за такие высказывания СМИ можно наказать, тогда чего стоят слова губернатора, произнесенные во время майского форума. Неужели в разговоре с главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым губернатор лукавила? Наталья Жданова, губернатор Забайкальского края: «– Независимые СМИ вам зачем? – Алексей Алексеевич, может, не совсем красивым словом отвечу, емко и в самую точку. Чтобы не зарывались. – Кто? – Власть имущие. – Вы про себя? – В том числе. Зарывались в хорошем смысле, чтобы были бдительными, не замылился глаз, чтобы не казалось, что все знаем и все делаем правильно, чтобы слышали, самое главное, своих земляков, ради кого мы пришли в свое время...» Надеемся, наши сегодняшние сюжеты тоже помогут чиновникам слышать своих земляков.                                                                                                                                                                                           Дарья Юринская, Сергей Бумагин.