21 октября, воскресенье, 01:16
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

«Картёжники», SMSщики и другие кибермошенники

Общество, 11:50, 4 декабря 2017 /
«Картёжники», SMSщики и другие кибермошенники
Фото: finmagazine.ru

«Мама, я попал в аварию, вышли деньги на этот номер». Как часто вы получали подобное SMS? Возможно, некоторые из вас даже попадались на подобные уловки, хоть многие и знают - это мошенники. В последние годы аферистов всё реже можно встретить на улице: игра «в наперстки» у рынка и схема «эй, мужик, я тут кошелек нашел, может разделим деньги?» канули в лету. Сейчас намного популярнее стало кибермошенничество. Стать жертвой подобного преступления может любой владелец телефона, банковской карты или странички в соцсетях. О самых распространенных способах мошенничества в беседе с корреспондентом Заб.ру рассказал начальник отделения по раскрытию хищений денежных средств со счетов банковских карт граждан уголовного розыска УМВД по Забайкальскому краю Роман Жигалин.

- Роман Иванович, правда ли, что сейчас набирает популярность мошенничество на Drom.ru и Avito.ru? Чего стоит опасаться на этих сайтах?

- Да, это действительно так. При этом способы весьма простые. Мошенники размещают объявления о продаже автомобиля или каких-то запчастей по заниженной цене. Конечно же, люди хотя купить этот товар. И тут мошенник просит оформить предоплату по банковской карте, что, к сожалению, иногда и делают потерпевшие. Хотя, на том же Drom.ru есть объявление о том, что предоплату не нужно совершать. Однако люди все равно попадаются на подобные уловки. Бывают случаи, когда в роли потерпевших оказываются и авторы объявлений. Человеку звонят и говорят - меня ваш товар устраивает, я его покупаю. Узнают у покупателя данные его карты, якобы для того чтобы перевести средства, и сообщают ему о необходимости того или иного действия, связанного с услугой «Онлайн банк» и похищают с карты все деньги.

- Роман Иванович, а чего стоит опасаться пользователям социальных сетей?

- Действия мошенников в Одноклассниках и ВКонтакте рассчитаны на молодое поколение. Чаще всего злоумышленники «взламывают» страницы, смотрят, с кем человек чаще всего переписывается, и от его имени отправляет этим людям сообщение с просьбой занять денег. Многие, не задумываясь, переводят деньги злоумышленникам, а через несколько дней обращаются к знакомому с просьбой вернуть деньги и человек понимает, что стал жертвой мошенников. Пользователи «ВКонтакте» часто обращают внимание на группы, где продаются вещи. Отправляют деньги, ждут товар, а он, разумеется, не приходит. Также в соцсетях можно встретить объявление о выдаче кредита без справок и поручителей. Люди верят, вступают в беседы с мнимым «сотрудником банка», который говорит, что нужно внести первоначальный взнос. Потерпевшие отправляют деньги и мошенник пропадает.

- В каких из указанных случаев люди чаще всего обращаются в полицию?

- На сегодняшний день наиболее часты случаи мошенничества в сфере покупки товаров. Это Drom.ru, Avito.ru и другие сайты, посредством которых реализуются товары.

- Как защитить себя от мошенников?

- В первую очередь не стоит реагировать на сообщения или телефонные звонки, в которых просят предоставить реквизиты карты или счета, PIN-коды, пароли или персональные данные. Людям нужно быть бдительнее. Любые вышеперечисленные случаи изначально выглядят подозрительно и настораживают. Вот, например, ВКонтакте вам пишет друг с просьбой о займе. Задайте ему несколько вопросов, на которые может ответить только он сам. 

Или вам предлагают кредит на выгодных условиях, но если у вас плохая кредитная история, то вам вряд ли выдадут кредит, да еще и на выгодных для вас условиях. Если ещё и просят первый взнос, то это точно подозрительно, надо ведь это понимать.

Стоит обращать внимание на абонентские номера. Мы все знаем коды региона наших операторов, а если номера с незнакомыми кодами, то понятно - вам звонят с другого региона.

- Почему забайкальцы все ещё попадаются на эти уловки?

- Мошенники играют на психологии. Люди чаще всего переживают за своих родственников, банковские счета, ищут возможность приобрести подешевле, продать подороже. Преступники всё это понимают и пользуются.

- Из каких районов Забайкалья чаще всего поступают сообщения о мошенничестве?

- Это наиболее развитые районные центры. Чита, Краснокаменск, Борзя, Шилка - места, где плотность населения наиболее высокая.

- Какие возрастные группы людей в зоне риска?

- Все. Ведь к каждой есть свой подход. Пожилым людям будут писать о надбавке к пенсии, о том, что их дети попали в беду. Мужчины попадаются на аферах с покупкой запчастей, автомобилей. Молодёжь реагирует на объявления о продаже телефонов, девушки - о красивой и недорогой одежде. Злоумышленники очень легко подстраиваются под каждую категорию граждан.

- В СМИ сообщалось о случаях, что с банковских карт просто снимали деньги, при этом сами они ничего никому не отправляли...

- Это уже не мошенничество, а кража. В текущем году такой вид преступления встречается реже. Злоумышленники распространяют SMS или MMS сообщения с содержанием заманчивого характера, например «смотри, какие прикольные мы на фото получились». Потерпевший переходит по ссылке и его компьютер или телефон получает вирус, который блокирует SMS-оповещения и предоставляют доступ к мобильному банку. После чего деньги пропадают. Здесь нужно понимать, на какие сайты можно переходить, а какие вызывают подозрение, обращать внимание на абонентские номера, с которых приходят сообщения.

- Успешно ли раскрываются эти дела?

- Если преступник находится на территории края, то установить его проще. Проводятся определенные мероприятия по задержанию злоумышленников и они несут уголовную ответственность. Когда мошенники совершают преступления, находясь в других регионах, изобличить их сложнее. Однако, и такие положительные примеры раскрытия преступлений есть. Мы взаимодействуем с коллегами из других регионов, выезжаем в служебные командировки.

- Считаете ли вы, что банки недостаточно заботятся о грамотности своих клиентов в подобных вопросах?

- При оформлении карты условия и способы использования прописаны. Даже когда вам поступает SMS-сообщение от банка с кодом авторизации, там прописано: «никому не сообщайте этот код, даже сотруднику банка». Но люди, несмотря на это, все равно передают код третьим лицам. Информация в банках размещена на стендах - там расписано, что можно делать, что нельзя.

Кроме того, сотрудники полиции на постоянной основе проводят профилактическую работу с населением. Проводятся встречи с коллективами, распространяются листовки. Почти каждый потерпевший, становясь жертвой мошенников, признается, что слышал о совершении подобных преступлений, но наделся, что с ним этого не случится. Граждане просто должны быть более бдительны. Ведь в большинстве случаев потерпевшими они становятся из-за своей беспечности.

Андрей Левинцев

КОММЕНТАРИЕВ: 1
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 907406
    "Почему забайкальцы все ещё попадаются на эти уловки?" - это сладкое слово ХАЛЯВА. Пенсионеров жалко, у них занижен уровень критичности, часто они оценивают ситуацию не вполне адекватно :( А по поводу остальных - без л..ха и жизнь плоха :)
    Ответить
    3
    1