функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Под дулом автомата, пешком по тайге и страхи 19 века

Елена Калабухова / Экономика, 11:03, 9 февраля 2018 /
Под дулом автомата, пешком по тайге и страхи 19 века
Алексей Котельников. Фото Заб.ру и пресс-службы Минкультуры края

Представительство МИД России в Чите существует уже почти четверть века и около шести лет его возглавляет Алексей Котельников. Чем характеризуются международные отношения при трех губернаторах Забайкалья, почему «страхи» населения надо побеждать экономическим развитием, в какие экстремальные ситуации за границей попадали официальные лица и как избежать неприятностей рядовым туристам, Заб.ру узнал у главного дипломатического работника края.

- В представлении многих ваша работа – это анализ документов, прием и нанесение дипломатических визитов. Но ведь есть и экстренные ситуации, на которые приходится оперативно реагировать?

- Конечно. Именно с такой ситуации для меня и началась работа в должности представителя - буквально через несколько дней после моего назначения в Хилокском районе убили японского туриста Онита Коити. В Забайкалье приезжали его родители, было тяжело эмоционально. Иногда происходят совсем неожиданные вещи. Так, в 2013 году в аэропорту Читы приземлился самолет с американскими военными на борту, выполнявшими полет по программе «Открытое небо». Они два дня прожили у нас на взлетной полосе, утверждая, что техника неисправна. Потом улетели обратно без всякой помощи в ремонте.

- А вам на работе приходилось попадать в затруднительные положения?  

- Да. Особенно запомнились два случая, но оба относятся к тому периоду, когда я еще не работал в системе МИД. Первый произошел в августе 1991 года. Будучи преподавателем китайского языка в педагогическом институте, я в качестве переводчика при делегации Забайкальского ГОКа отправился поездом в Пекин на переговоры с министерством атомной промышленности КНР. В то время в стране не хватало бланков загранпаспортов, поэтому российская и китайская стороны согласовали в качестве советских проездных документов так называемые «розовые вкладыши» - страницы розового цвета к паспорту гражданина СССР с графами на русском и французском языках. Когда мы въезжали в КНР, августовский путч потерпел поражение. Не знаю, были ли эти события причиной или что-то другое, но китайские пограничники в Маньчжурии просто начали высаживать из поезда граждан СССР, которые имели те самые «вкладыши». Всего сняли с поезда более 100 человек. Я, несмотря на наличие загранпаспорта, вышел вместе с делегацией, так как одному ехать в Пекин не имело никакого смысла. У нас забрали паспорта, поместили в зал ожиданий вокзала и несколько суток не позволяли куда-либо выходить без команды вооруженных автоматами пограничников. О еде не заботились, приносили только кипяченую воду.

В составе делегации ЗабГОКа находился будущий сенатор от нашего края, а в то время депутат Читинского областного совета народных депутатов Степан Жиряков. Он сообщал на бланках облсовета пограничникам в Забайкальске, о том, в какое положение попала большая группа советских граждан, а я с помощью своих знакомых тайно передавал эти листы через сотрудников товаро-передаточной конторы, которые раньше заканчивали китайско-английское отделение Читинского пединститута. Обратным путем мы получали ответы из Забайкальска. Как оказалось, пограничники ОКПП «Забайкальск» делали запросы по нахождению советских граждан в Маньчжурии, но китайские власти отвечали, что граждан СССР не удерживают. Так продолжалось трое суток. Потом автоматчиков убрали и нам разрешили выходить в город. Еще два дня мы искали возможность уехать на Родину и только благодаря случайной встрече с Владимиром Шелопугиным, который тогда руководил отделением ОАО «Читаавтотранс» в Забайкальске, удалось организовать выезд автобусом. Договорились с китайцами о возвращении документов, стали собирать людей и тут оказалось, что из всего количества задержанных вернуться в Забайкалье согласились только около пяти человек. Многие из тех, кто все это время находился в стоянии тихой паники (а некоторые были еще и с детьми), как только поучили возможность отправиться на вещевые рынки за покупками, уже не никуда не собиралась. Такой поворот тогда поразил меня не меньше, чем резкое «перевоплощение» гостеприимных китайских пограничников в абсолютно непроницаемых охранников.

- Какой же второй случай?

- В 2008 году, когда я уже был замначальника отдела в краевом министерстве международного сотрудничества, экономических связей и туризма, поступило служебное задание – в конце октября выехать с инспекцией на сезонный автомобильный пункт пропуска «Покровка». В Чите в это время стояли теплые осенние деньки, а на станции Амазар, как оказалось, уже практически наступила зима. В администрации Могочинского района делегации для поездки по лесовозной дороге выделили УАЗ - классическую «буханку», в которой и пришлось переночевать – машина увязла всеми четырьмя колесами посреди ручья. На следующее утро ГАЗ-66, который также следовал на Покровку, «выдернул» нас оттуда. Но так как мы всю ночь были вынуждены обогреваться от автомобильной печки, то израсходовали большое количество бензина. Когда до Покровки осталось каких-то 14 километров, бензобак опустел окончательно. Пришлось в темноте, примерно 6 часов пробираться пешком, буквально по колено в снегу. Вышли в район пункта пропуска – на нашем берегу Амура ни огонька, со стороны КНР – как Зазеркалье, полная иллюминация. Это светилась деревня Логухэ. Помогло то, что я взял в командировку китайскую СИМ-карту. Дозвонились в Читу через Китай и спустя 3 дня за нами прислали машину. К слову, в составе той делегации были два нынешних краевых министра, начальник таможенного поста и время от времени при встрече кто-нибудь из нас вспоминает это путешествие.

- Как вы сегодня реагируете на происшествия с забайкальцами за границей?

- Территория деятельности нашего представительства – Забайкальский край. Если что-то случится в Маньчжурии, реагировать будет консульский отдел посольства России в Китае. По консульскому договору между РФ и КНР компетентные органы, в том числе полиция, в течение трех рабочих дней обязаны уведомить консульский отдел о происшествии с нашими гражданами. Мы, со своей стороны, всегда сообщаем в консульский отдел посольства, даже если в сложное положение попадают не забайкальцы. Так, недавно к нам обращалась супруга жителя Алтайского края, который на своем грузовике в Маньчжурии при движении задним ходом случайно совершил наезд на гражданина Китая. Мы приняли заявление этой женщины, направили его в консульское посольство и заодно сообщили в представительство МИД в Барнауле.

- Что в большинстве случаев является источником проблем россиян за границей?

- Каждый случай индивидуален. Иногда срабатывает незнание чужой культуры, иногда – языковой барьер, иногда – все вместе, вплоть до стечения абсолютно нелепых случайностей, когда все хотели как лучше, а получилась международная проблема. Самое главное, конечно, в любом случае, контролировать себя и руководствоваться заветом Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

- По вашим наблюдениям, сейчас забайкальцы более тщательно готовятся к поездкам заграницу или продолжает работать правило: «это  пусть они наш язык учат»?

- Могу поделиться только субъективным мнением. Отношение к чужой культуре у наших земляков улучшилось. С другой стороны, постоянно подрастают новые поколения, которые тоже ведут себя по-разному. Но резонансных случаев в последнее время стало меньше.

- Что можете посоветовать, людям, которые собрались в чужую страну?

 - Для начала хотя бы почитать о ней. Рекомендую консульский портал МИД России, где можно найти необходимую информацию обо всех странах, а также не пренебрегать памятками, которые, как правило, выдают в турфирмах. Кроме того, важно помнить: обязательным условием выплаты компенсаций страховыми фирмами является то, что пострадавший в момент происшествия должен быть трезвым. К сожалению, в нашей практике нередки обратные случаи. Конечно, надо заранее занести в память телефона все номера, которые могут пригодиться в чужой стране, сделать ксерокопии документов – паспортов и билетов - и хранить их в разных местах с оригиналами.

- Сейчас активно пропагандируется так называемый «самостоятельный» туризм, вплоть до путешествий автостопом. Что вы об этом думаете?

- Я бы не сказал, что это выгодно – человек вынужден будет заплатить страховой фирме больше, чем если бы он ехал с турфирмой. Во-вторых, это «рулетка» для самого путешественника в плане обеспечения безопасности и самостоятельного решения проблем. Тем, кто решил в нее сыграть, рекомендую мобильное приложение МИДа России «Зарубежный помощник». Она позволяет туристу зарегистрироваться и его перемещения в экстренном случае станут известны. Также хозяин телефона будет находиться на прямой связи с ситуационно-кризисным центром, и получать актуальную информацию об изменении ситуации в месте своего пребывания.

- Ожидаются ли изменения в структуре дипломатических организаций, которые могли бы положительно сказаться на Забайкалье?

- Если не в этом году, то в следующем откроется Генеральное консульство России в Харбине. Тогда решать международные вопросы можно будет оперативнее, потому что от Маньчжурии до Харбина расстояние в несколько раз меньше, чем до Пекина. Второе наше консульство планируется открыть в Сиане. Китай, в свою очередь, собирается создать свои представительства во Владивостоке и в Казани.

- Почему Чита не рассматривается?

- Потому что главный вопрос при открытии консульства -  чем оно будет заниматься, какие территории войдут в его консульский округ. Для создания генконсульства нужен экономический интерес. Немаловажное условие – наличие хороших транспортных связей. Если в Чите появится генконсульство, потребуется развитая сеть авиасообщения, а в этом отношении мы проигрываем Иркутску.

- Однако власти Читы и края любят говорить о постоянном развитии отношений с КНР и Монголией. Каково ваше мнение по этому поводу?

- Что касается гуманитарного сотрудничества – обмена учащимися, контактов в области здравоохранения и так далее – оно налажено достаточно хорошо. А вот крупные инвестпроекты, которые были заложены в первой половине «нулевых» годов, еще не вышли на свою проектную мощность. Поэтому говорить про какую-то «историю успеха» пока рано.

Еще одна проблема состоит в том, что помимо ближайших соседей - приграничных аймаков Монголии и нескольких провинций Китая – о Забайкалье никто не знает. Наша позиция, наверное, должна заключаться в «продвижении» своего края за рубежом. Делать это можно, в том числе, и через социальные сети. Насколько я знаю, иностранные государства и их отдельные регионы проводят такую политику – регистрируются, например, в китайских соцсетях Sina Weibo или Renren и стараются заинтересовать туристов своими достопримечательностями, культурой.

- Насколько я помню, именно эту цель озвучивал экс-губернатор края Константин Ильковский при проведении Студенческой весны стран ШОС в Чите…

- Не могу развернуто комментировать, но, как мне кажется, все проекты надо реализовывать в свое время. А они у нас случаются или слишком рано, или слишком поздно. Тогда был неподходящий момент.

- Вам удалось работать во времена руководства трех губернаторов. Как можно охарактеризовать эти этапы в жизни края с точки зрения международных отношений?

- Я бы не разделял эти этапы, а обозначил их словом «преемственность». Повторюсь, все крупные инвестпроекты были «заложены» при Равиле Гениатулине. Этот период был созданием базы, на которой все держится и которую нынешние власти до сих пор пытаются развивать. На мой взгляд, здесь нельзя говорить о каких-то персоналиях - любой губернатор столкнулся бы с необходимостью продолжать реализовывать начатые идеи и пытаться найти что-то новое.

- За три обозначенных периода наблюдались вспышки интереса со стороны иностранцев к Забайкалью или, наоборот, его существенного снижения?

- Сложно сказать. Значительных вспышек интереса я не могу припомнить. Чтобы заинтересовать иностранцев, надо хотя бы определиться с туристическим брендом – что мы хотим предложить зарубежным туристам. Не обязательно, чтобы это был один бренд – можно создать «зонтичный» и много более мелких по различным направлениям.

- Верите ли вы в связи с этим в успех «красного» туризма  в Забайкалье?

- Верить или не верить – категория нематериальная, я полагаюсь на факты. На днях разговаривал с директором краеведческого музея имени А. К. Кузнецова Виктором Колосовым, который сообщил, что количество китайских туристов с появлением «красной» комнаты в его учреждении выросло на 200%. Вообще, они с интересом осматривают экспонаты нашего музея. Та же уникальная пушка, отлитая в 1681 году при дворе императора Канси под руководством монахов-иезуитов. Их в мире осталось 18 штук. Даже в пекинском военном музее стоит экземпляр этого орудия, сваренный из двух частей. Есть еще уникальные экспонаты, которые могут привлекать китайцев. Очень большие вложения в последние годы были сделаны в реконструкцию музея в Нерчинске, но он будет работать только при наличии «подвоза» туристов. Туризм – это один из способов привлечь деловых партнеров. Если человек сначала побывает в Забайкалье как путешественник и заинтересуется, то потом может вернуться уже как инвестор.

- А что можете сказать о недовольстве, которым жители края встречают некоторые международные инвестпроекты, в частности, по освоению сельскохозяйственных земель? 

- Первую «страшилку» по поводу заинтересованности наших соседей в забайкальских землях мы нашли в документах, датированных началом 19 века. Но мысль, если уж зародилась в массовом сознании, будет передаваться из поколения в поколение. На мой взгляд, боязнь перед быстро растущим Китаем – это больше наши внутренние страхи. На самом деле в КНР имеется огромное количество собственных неосвоенных территорий – автономный район Внутренняя Монголия, провинция Цинхай, Сычуань, центральный Китай… Плотная населенность только в приморских и южных районах. Другой вопрос – сокращение площади пахотных земель, но китайцы компенсируют это увеличением импорта продовольствия. Кстати, тоже шанс для нашего края – развивать сельское хозяйство и поставлять продукцию за границу. В остальном у нас для китайцев слишком холодно. Зачем им устраивать себе такие сложности? Это прагматичная нация, поэтому если они и соберутся куда-то эмигрировать, то, наверное, в более благополучные страны. Так что Забайкалью надо не заниматься размышлениями почти двухвековой давности, а думать о развитии приграничных территорий. Тогда все страхи уйдут на второй план.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 9
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 939113
    кака ярка жисть. одни экскриметальные ситуации. то в буханке переночевал, то на бабу кто-то наехал = одна жесть.
    Ответить
    4
    3
    • 941517
      а зачем от имени всего народа "это" утверждать?
      Ответить
      0
      1
  • 939049
    Похоже чувака раскручивают на пост министра внешнеэкономических связей и туризма, что с учетом губернаторской критики нынешнего министра МВЭС выглядит вполне вероятным
    Ответить
    7
    5
    • 939142
      В Чите нет места теплее чем у этого кадра . Зарплата приличная, пожизненое обеспечение останется, ответственности минимум, работы минимум, начальство далеко. Я всего не знаю, но одни плюсы. Человек, практически, нашел свое счастье. Зачем ему гемморой с зачуханым министерством, тем более он оттуда и пришел.
      Ответить
      11
      4
      • 939192
        Ты даже не подозреваешь насколько ты прав. Ему в 2016 году главный федеральный инспектор уже предлагал возглавить министерство.
        Ответить
        7
        0
        • 939400
          Похоже, что ему предложили еще раз, и кажется он не отказался. Там давно пора что-то менять
          Ответить
          3
          1
          • 939431
            Не верю. Разве, что предложение очень конкретное и невозможно отказаться. Если по доброй воле, то не прав.
            Ответить
            1
            1
            • 939535
              Обычно предлагают один раз.
              Ответить
              1
              1
              • 939707
                тебе то, видать, ничего не предложили?
                Ответить
                3
                1
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Последний рейс: в Агинском районе в двух авариях погибло 11 человек
Происшествия -
Последний рейс: в Агинском районе в двух авариях погибло 11 человек

 Первая авария произошла на трассе Агинское - Дульдурга примерно в 10 часов вечера. После лобового столкновения двух автомобилей четыре человека погибли на месте, еще трое пострадали. Не прошло и 8 часов, как с Агинского района приходит еще одна шокирующая новость. В 6:45 полный пассажиров рейсовый микроавтобус Хендай , двигающийся из Оловянной в Читу, сталкивается сразу с двумя грузовиками. Шесть человек погибли на месте, один - по дороге в больницу. На место сразу прибыли спасатели и врачи.  Андрей ГУРУЛЕВ, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края по ЧС: »Они сейчас центр медицины катастроф туда вылетел со специалистами. Две девушки, пострадавшие в ДТП находятся в Агинской больнице. Угрозы жизни пока нет. Осложняется тем, что одна девчонка в положении. Сейчас делают все, чтобы нормально и она и ребенок. . Работают на месте и правоохранительные органы. Причины аварии выясняются. Проверка будет проходить тех органов и тех организций, которые ответственны за безопасность и за содержание и за ремонт дорог. Дороги разных категорий. В первом случае- дорога регионального значения, во втором случае дорога федерального значения. 01:13 Если будут выявлены нарушения, безусловно будет принят комплекс мер прокурорского реагирования. На автовокзале Читы водителя микроавтобуса не знают ни шоферы официальных рейсовых маршрутов, ни диспетчер. Два рейса, выехавшие по графику из Оловянной накануне, прибыли вовремя.  Ну это таксисты, что мы думаем? Скорость, скорость, скорость. Скоростной режим. Летают, как сумасшедшие. У нас тахографы. У них же ничего нет. /у нас больше 90 нельзя ездить. А они глаза выпучили и полетели.  А вы проезжали сегодня там? -проезжал, Я проезжал часов в 11. Сотрудники дпс стоят, скорой уже не было.Ну, конечно, горе, столько трупов. -Не страшно отправляться в путь, когда такие случаи происходят? -это жизнь, работать-то надо. Если я испугаюсь и поезду, за нас же никто это делать не будет.  Со слов водителей, частными перевозками занимается так называемое такси Муравей. В читинском «Муравье» допустили, возможно в аварию попал Оловянинский филиал такси.  - Можно у вас заказать билет? Откуда и куда? До оловянной. - Нет, мы не ходим, в Оловянную : Вы не в тот «Муравей» звоните. Ничего не могу сказать девочки, тем более они разбились сегодня! Я ещё раз вам говорю, лучше не ездите с Муравьём Оловяннинском, они разбились сегодня.  Пока официальной информации о том, что водитель не был лицензирован на перевозку пассажиров, нет. Гуля Алхасова, Дарья, Юринская, Дмитрий Пинигин, Николай Шунков, ЗабТВ

Халатность во второй раз стала причиной закрытия детского сада в Домне
Общество -
Халатность во второй раз стала причиной закрытия детского сада в Домне

Детский сад в селе Домна нашим зрителям уже знаком, в августе в эфир вышел сюжет о том, что котельная, которая обслуживает дошкольное учреждение, не готова к отопительному сезону. Уже тогда было известно - в период холодов детский сад не выдержит низких температур и возникнет угроза его закрытия, как в прошлом году. Ситуация на тот момент для всех казалась предсказуемой, но ноябрь наступил неожиданно. Опасения подтвердились. Галина Пастушенко, заведующая детским садом №4:  - окна там, где мы могли, поменяли. Там, где деревянные окна, ветхие, мы как могли, утеплили, есть тепловая завеса на маленьком здании на входе. Двери везде у нас двойные. То, что мы можем, мы делаем. Детский сад имеет два помещения, построены они еще в семидесятых годах прошлого столетия, капитального ремонта за это время не видели. Окна и двери частично заменены, но, как уверяют работники детского сада, основная проблема не в этом. Низкая подача тепла и старое, неподготовленное к зиме котельное оборудование не позволяют поддерживать в учреждении необходимую температуру. - если не дотапливается или по какой-то причине там аварии происходят, или еще что-то, то здесь, конечно, тепло не держится. Потому что сами здания, еще раз говорю, тоже достаточно старые. Подготовка к отопительному сезону предполагала, что один из котлов на котельной будет заменен. Обоснования для этого есть, деньги запрошены, но самого котла как не было, так и нет. Сергей Головизнин, директор ООО "Универсал мастер": - возникли проблемы с подготовкой к отопительному сезону, долгое согласование, выделение средств из бюджета на проведение капитальных ремонтов. То есть. по нашим планам. которые мы направляли в администрацию на согласование, не было достаточно денег. Как вы сами видите, необходимо все котлы заменить, но денег столько не оказалось. то есть, выделено нам по-моему порядка 400 тысяч рублей, котел у нас обошелся в пятьсот. порядка восьми миллионов требовалось на всю подготовку. В администрации Читинского района о проблеме знают, но утверждают- тепла нет из-за неверной эксплуатации оборудования. Владимир Соснин, представитель администрации Читинского района: - Состояние котла неудовлетворительное. То, что он сегодня работает и выдает определенное количество теплоты, теряя при этом. Изоляции на котле нет. Изоляция и обмуровка должны быть вот в таком виде, как вы видите, здесь ничего нет. Это дополнительные теплопотери, которые сказываются в конечном итоге на детском саде. Сергей БЫСТРОВ, координатор и модератор площадки «Комфортная городская среда» ОНФ по Забайкальскому краю: - ситуацию изменит, если один котел будет заменен? - коренным образом не изменит, но нужно понимать, что новое оборудование по качеству работы будет существенно отличаться от того оборудования, которое здесь сейчас находится. Мы не зря мониторили и сейчас об этом говорили. что когда приехали сюда в августе, вообще работы по подготовке котельных, они не велись. Работы все были проведены буквально за неделю до начала отопительного сезона. Если температура в садике снова опустится до критической метки, то малыши будут зимовать дома. А так, скорее всего и будет. Ведь на улице уже – 15. Оксана Суслина, Евгений Погорелый, ЗабТВ