22 сентября, суббота, 05:26
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Спасательный круг брошен

Артём Стромилов / Экономика, 14:38, 5 марта /
Спасательный круг брошен

По оценкам экспертов, запасы урановой руды на руднике №8, где и ведётся основная добыча радиоактивного металла во втором по численности населения городе Забайкальского края Краснокаменске, иссякнут примерно в 2022-2023 годах. Статус территории опережающего социально-экономического развития пока не принёс населённому пункту желаемого количества инвесторов, а вместе с тем и необходимого количества новых рабочих мест. Поэтому Приаргунское производственное горно-химическое объединение (ППГХО) по-прежнему остаётся градообразующим предприятием, где трудятся тысячи работоспособных граждан.

Чтобы производство не останавливалось, а люди не потеряли работу, городу просто необходим новый рудник №6, который позволил бы освоить залежи Аргунского и Жерлового месторождений. Практически весь 2017 год было непонятно, когда уже начнутся работы, ведь речь идёт о миллиардных инвестициях, которые из воздуха не появятся. Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова в августе во время встречи с президентом России Владимиром Путиным по поводу также говорила о необходимости финансирования проекта, обращалась к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. И вот, пресс-служба ППГХО с конца декабря 2017-го стала стабильно рапортовать – работы начаты, первые деньги есть.

Просьба на высшем уровне

В конце 2017 года был объявлен старт строительства нового уранового рудника №6 в Краснокаменске. Точнее, нашлись деньги на возведение первого объекта инфраструктуры – главной понизительной подстанции (ГПП). Корпорация «Росатом» выделила на эти цели 389 миллионов рублей.

– На эту сумму проведены все конкурентные процедуры, определены подрядчики на проведение строительно-монтажных работ ГПП, линий электропередач, поставщики оборудования. Понятно, что обеспечение стройплощадки, а затем и самого рудника электроэнергией по постоянной схеме должно быть первоочередным мероприятием. Сами работы предполагается начать в середине февраля, – пояснял в конце года генеральный директор ПАО «ППГХО» Александр Глотов.

Победителями конкурентных процедур стали российские организации, в числе которых «Атомспецстрой» и Челябинский завод электрооборудования. Кроме того, заместитель гендиректора ПАО «ППГХО» Андрей Простакишин сообщил, что «Росатом» одобрил проведение дальнейших процедур по выбору подрядчиков на строительство объектов инфраструктуры на сумму в 2,5 миллиарда рублей, а также на закупку технологического оборудования (подъемные машины, главная вентиляционная установка) на сумму в 2,17 миллиарда.

Позже, в январе 2018 года о той же сумме в 2,5 миллиарда сообщил забайкальский сенатор Степан Жиряков, который рассказал, что члены Совета Федерации на своём пленарном заседании рекомендовали правительству РФ рассмотреть возможность предоставления бюджетных ассигнований на строительство рудника №6. По словам Жирякова, рудник уже был признан инвестиционным проектом, но, к сожалению, не был обеспечен государственным софинансированием в 2017 году. При этом сенатор подчеркнул, что проект позволит сохранить около 3 тысяч рабочих мест, а также производственную инфраструктуру предприятия. По прогнозам, один только рудник №6 в состоянии обеспечить половину всей добычи урана в России.

Кругом вода

К слову, так и непонятно, кто выделит 2,5 миллиарда рублей – «Росатом» или правительство страны – но в начале февраля на склады ППГХО уже стало поступать оборудование для строительства главной понизительной станции, деньги на которую нашлись в прошлом году. Это открытые распределительные устройства, комплектное распределительное устройство наружной установки, реактор сухой токоограничивающий и многое другое. Ожидалось, что подрядчики, определённые по итогам конкурентных процедур, должны выйти на площадку после повышения температуры на улице.

По последним данным пресс-службы ППГХО от 14 февраля, на месте будущего строительства первого объекта рудника №6 – главной понизительной подстанции – уже вышли геодезисты Бюро инженерно-геодезических работ (БИГР) ПАО «ППГХО». Они обозначают границы стройплощадки.

– После подготовительных работ на площадке будет выполнена разбивка объекта – вынос в натуру проектных координат на местности. Затем мы будем сопровождать строительство подстанции. Для качественного выполнения инженерно-геодезических изысканий мы обладаем всем необходимым – квалифицированными специалистами и современными электронными приборами. Очень приятно, что сегодня, как и 50 лет назад в годы рождения нашего города, в Приаргунской степи грандиозная стройка начинается с геодезии, – прокомментировала начало работ начальник БИГР Елена Мяделец.

Общая площадь площадки подстанции составляет 3 510 квадратных метров. Помимо основного оборудования здесь установят линии электропередач. Строительство объекта для обеспечения стройплощадки, а затем и самого рудника №6 электроэнергией по постоянной схеме предполагается начать именно в текущем месяце. Дальнейшие шаги будут заключаться в строительстве первой очереди очистных сооружений шахтных вод (стволы будущего рудника сейчас затоплены – авт.). Опять же по информации пресс-службы горно-химического объединения, необходимые процедуры для закупки оборудования и услуг уже согласованы и начинаются, а завершены они будут во втором-третьем квартале 2018 года. Потом снова дело за строителями.

***

В лучшей перспективе, если всё пойдёт, как задумано, первая очередь рудника №6 должна быть введена в эксплуатацию в 2023 году, что «позволит крупнейшему уранодобывающему предприятию страны не прекращать поставки стратегического металла российской атомной отрасли». При этом содержание металла в руде Аргунского и Жерлового месторождений Стрельцовского рудного поля выше, чем в действующих рудниках, что позволяет гарантировать конкурентоспособную себестоимость производства.

Конечно, нельзя забывать, что предугадать, как будут и дальше вести себя цены на уран, которые рухнули после катастрофы на АЭС «Фукусима», невозможно. По вполне себе умеренным прогнозам экспертов, ежегодный темп роста ядерной энергетики всё-таки может составить 3%. Такой прогноз основывается на предположении о дальнейшем совершенствовании технологий, спаде влияния катастрофы на «Фукусиме» в мире и, как следствие, на постепенном снижении опасений по поводу безопасности атомных электростанций и восприятии их как экологичных. По самым пессимистичным сценариям, ядерная энергетика не будет расти вообще. Возможно, и в том, и в другом случае расходы государства и ГК «Росатом», понесённые при строительстве рудника №6, не окупятся, или принесут минимальные дивиденды, поэтому возведение объекта смело можно назвать задачей больше стратегически-социальной. Потому что финансовые и общественные последствия развала столь крупного предприятия, а за ним и целого города будут куда масштабнее, чем любые понесённые затраты. Надеюсь, что там, наверху, это понимают. А мы будем следить за развитием событий.

Статья опубликована на сайте газеты «Экстра»

КОММЕНТАРИЕВ: 11
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 948754
    Это просто п...ц вы уже откройте его, а то все да потому одни обещания
    Ответить
    1
    0
  • 948329
    Предвыборный пиар.
    Ответить
    5
    0
  • 948324
    Прошлое руководство комбината еще в начале 2017г оценило отставание в строительстве Рудник№6 в полтора года. Как быть с этим?
    Ответить
    2
    0
  • 948213
    Этот рудник что мертвому припарка, по сути распил бюджета чистой воды...
    Ответить
    2
    2
  • 948078
    Дай Бог чтобы всё получилось, и чтобы этот красавец город не загнулся и не превратился в подобие Забайкальска
    Ответить
    12
    1
    • 948094
      Токо бога нет!
      Ответить
      4
      2
      • 948199
        "Токо" для тебя нет.
        Ответить
        1
        1
        • 948341
          Ты, паря, чото не допанимашь, однако. Нету его. Ни для каво.
          Ответить
          • 948364
            "Чото каво-то" эта беседа бессмысленна.
            Ответить
            • 948366
              И я про то же. Вера в несуществующее существо бессмысленна! Тем более в его помощь.
              Ответить
      • 948155
        Я ваш бог. Держитесь
        Ответить
        1
        0
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

ДЕЖУРНЫЙ ПО ГОРОДУ: мнение эксперта о дорогах Читы

Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «С сегодняшнего дня «Дежурный по городу» не просто рубрика, а целая программа и в этом выпуске мы поднимаем вторую из главных проблем в стране - дороги»  Разметка, знаки, организация дорожного движения. Только вот в жизни почему-то правила идут вразрез с реальностью. По проблемным участкам вместе с нами отправился государственный судебный эксперт по ДТП.  «Сейчас мы находимся на перекрестке Бабушкина-Богомякова здесь из-за большого трафика всегда происходит нарушение правил дорожного движения, а именно пересечение сплошной разделительной линии. Происходит это из-за того, что здесь есть парковка и люди паркуются так называемой елочкой из-за этого остальные участники движения, которые двигаются прямо или направо заезжают за сплошные лини, что является нарушением правил дорожного движения. Вот прямо сейчас даже заезжает»  «Как вам передвигаться на этом перекрестке?  - Нормально  - А вот у вас получилось только что пересечение сплошной линии. Из-за парковки справа.  - А вы имеете в виду про парковки. Конечно, не удобно. Машины ставят. Если бы поставили нормально, вот так вот, еще можно было. Поставят так, что зад торчит. Приходится пересекать линию  -А камера то что здесь снимает, не смущает вас?  - Камера конечно смущает.  - Штрафы приходят?  - Приходят. Из-за других приходится нарушать. И камера тоже из-за этого, а поступают штрафы из-за чего – из-за того, что так поставили машины»  Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Противоречие разметки – сплошной линии и движение по полосам знака соответствующего. Как мы видим стоят автомобили не совсем удобно для остальных участников движения поэтому зачастую автомобилисты, которым надо двигаться прямо, либо направо в данной ситуации вынуждены пересекать сплошную линию разметки, ну а данные автомобили соответственно создают помеху для соблюдения правил дорожного движения остальными участниками движения  - Получается здесь водители нарушают не потому что злостные нарушители, в общем-то, а потому что просто другого варианта нет, я правильно понимаю?  - Абсолютно точно это технически невозможно  - Есть ли какой-то вариант как исправить данную ситуацию, мысли у вас как у эксперта по ПДД?  - Да мысли есть довольно таки давно значит мы на площадку общественной палаты Забайкалья выносили данную проблему на обсуждение это было еще в июне текущего года при этом из числа руководства администрации города Читы был представитель мы довели соответствующую информацию сделали предложение ликвидировать данный заездной карман, однако, как мы видим сегодня осень, а воз и ныне там»  «Добрый день! Снимите дороги!  - Мы это и делаем  - Лайк!»  Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Сейчас мы находимся на Островского здесь ведутся работы, скажите здесь какие нарушения вы видите?  - Как минимум участок не ограничен какими-либо знаками, если картинка будет наглядная – как после бомбежки, соответственно движение открыто, однако никаких сигнальных маячков, соответствующих для темных условий движения опять же нету  - А они должны быть?  - Безусловно, поскольку. В темное время суток на случай даже если отключения мачт наружного освещения, нештатной ситуации, подобные маячки должны быть на штатном месте  - ГОСТ?  - ГОСТ»  «Самое интересное что движение идет одностороннее сверху вниз, а знак стоит в другую сторону даже если его кто-то перевернул, то рабочие, которые занимаются здесь должны развернуть его в другую сторону, а рабочий день  - никого нет»  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «Мы находимся на улице Баргузинской, здесь выбоины глубиной явно более 5 см – должно быть ограждение и знак – этого здесь нет»  Такое повреждение дороги опасно - тут две полосы и машины, которые едут в правом ряду либо резко сбрасывают скорость перед ямами, либо неожиданно уходят в ряд левее. А там тоже едут автомобили.  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «ГОСТ работает и в другую сторону, например, здесь на улице Журавлева очень много пешеходных переходов расстояние между ними должно быть 200-300 метров здесь конечно меньше что тоже неправильно потому что водитель не должен часто отвлекаться на пешеходов»  В зоне видимости на этом участке шесть переходов. Это и понятно – рядом школы, университеты и общежития. Но именно этот участок больше похож на широкий тротуар, нежели на дорогу для автомобилистов.  Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Алексей в вашей компетенции какая работа проводилась работа по проблемам, по дорогам?  - Довольно-таки объемная объясню поэтапно – все, что мы сегодня объехали все потенциально опасные участки мы так или иначе обозначивали и доводили до соответствующих должностных лиц это, как и наши коллеги из ГИБДД, так и городская администрация. Как мы видим на сегодня механизм в оперативности отслеживания, устранения таких недостатков по сути не работает. Безусловно не хотелось бы доводить до трагичных событий. Поэтому мы предложили подписать соответствующее соглашение от общественной палаты Забайкалья с городской администрацией более того мы получили ответ, что все якобы оперативно работает, в том числе и городская администрация, в том числе и городской отдел ГИБДД, но то что мы сегодня увидели явно доказывает то что это несколько не так. Мною на правительственную комиссию было вынесено вопрос по данному обсуждению где присутствовал в том числе наш городничий Олег Васильевич Кузнецов и он все-таки дал понять, что поработает по данному направлению по соглашению на сегодняшний день ждем ответ  - Предложили – ответа нет.  - Да абсолютно точно, предложили, ответа нет и в каком виде он будет для нас тоже загадка»  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «Сегодня в «Дежурном по городу» интересный случай – к нам обратились не жильцы, недовольные работами подрядчика, а сам подрядчик, которому не дают начать выполнять работы»  «У нас здесь жители четырех домов – наш Ангарская, 42, наши соседи Николая Островского, 28, Ангарская, 30, Сергей Мельник он старший по дому и представитель Столярова, 65. Мы в очередной раз собрались, потому что нам надо поставить точку в вопросе о благоустройстве наших дворов, когда мы готовили проект на благоустройство, мы представили этот проект. У нас везде были асфальтовое покрытие дворов, потом не понятно где, какими-то силами вдруг в контракте на госзаказ образовалась плитка»  «Радовались, что наш двор будет заасфальтирован. Речь шла только о асфальте и тут вдруг внезапно всплывает плитка и все пожимают плечами. Откуда это все взялось - никто ничего не знает, ни глава администрации Центрального района, ни его заместитель по ЖКХ, никто не может ответить на вопрос откуда взялась эта плитка»  Августин БАБАСЯН, подрядчик: «Августин, расскажите почему на данный момент работы не ведутся по облагораживанию территории по конкурсу?  - Не ведутся потому что решают плитку переводить на асфальт. Жильцы не хотят плитку из-за этого и стоит работа у нас. У нас все готово, если решат, четыре дня у нас все будет готово.  - Решить кто должен? Что вас задерживает?  - Решить должна администрация, ЖКХ. Они же решают, не я решаю здесь. От них зависит все.  - Звучала информация, что возможно нет средств у вас на проведение этих работ потому все задерживается. Вы улыбаетесь.  - Средств у нас столько, что на такие дома сорок-пятьдесят хватит. В прошлом году мы выиграли тендер на 50 миллионов. Мы выполнили это за полтора месяца, было около 70 тысяч квадрат асфальта, а здесь всего 6 тысяч квадратов. У нас как средств может не хватать, что мы не можем выполнить эту работу  - Жильцы эту плитку так и не хотят, даже если мы привезем вот слышали?  - Да, они целое собрание собирают не первый раз по этому поводу  - Я здесь не решаю. Им жить здесь. Они 100% голосов этого не хотят. Я могу плитку ложить, пусть решение вынесут, что ложить надо»  «Затраты большие, а два сезона и это просто деньги уйдут никуда, поэтому ложите асфальт без всяких этих  - Дорогие соседи, давайте тогда принимать решение я тут всех сфотографировала, то есть я посчитаю сколько нас было человек оформлю протокол и унесу Кузнецову, я к нему на прием записывалась который был в прошедший вторник сказали, что запись большая. Значит, мы не попадем, я попрошу еще раз, чтобы он нас принял, представителей вот четырёх домов»  «Кто за то, чтобы требовать укладки асфальта в наших дворах, прошу голосовать. Держим я снимаю. Вода камень точит»  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «Программа комфортной городской среды должна быть выгодна не подрядчикам и не поставщикам, а жителям, собственникам. Именно они вынесли сегодня решение, подписали протокол и ждут реакции властей и как можно быстрее, потому что холодает»  Вячеслав Бортницкий, Анастасия Шадрина, Владимир Николаев. Дежурный по городу.