19 июля, четверг, 05:27
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Дорога смерти

Максим Макаров / Авто, 12:50, 10 апреля /
Дорога смерти

Смертельные ДТП в Забайкалье явление достаточно распространенное. Сообщения о таких происшествиях регулярно появляются в новостных лентах. Однако мало кто из жителей нашего края знает, какого труда стоит сотрудникам компетентных органов «разгребать завалы» после той или иной трагедии на дороге. «Экстра» побеседовала с государственным судебным экспертом по ДТП Алексеем Стрельниковым, который не раз принимал участие в расследовании подобных дел. Опираясь на свою богатую практику, он рассказал о тонкостях этого нелёгкого процесса, а также о том, какие из резонансных дорожных дел пытались «замять» за последнее время в крае.

Истина в подвеске

Рассадниками смертельных дорожно-транспортных происшествий в Забайкалье являются трассы, предназначенные для скоростного движения, которые пролегают вне населённых пунктов и имеют хорошее техническое состояние. Ровное асфальтовое покрытие без выбоин и трещин и отсутствие комплексов фото-, видеофиксации нарушений ПДД на данных участках буквально искушает недобросовестных водителей: они разгоняются по ним до таких пределов, что сложно представить. А, если к этому бонусом ещё идёт алкоголь или наркотики, то нарушитель вовсе не видит перед собой никаких границ. Как итог, велик риск, что на дороге произойдёт авария, и она не обойдётся без человеческих жертв. По данным УМВД по Забайкальскому краю, в 2017 году на территории нашего региона в ДТП погибло 220 человек (в 2016-ом было 207 погибших – авт.). Львиная доля этих инцидентов – больше 80% – произошла не на оживлённых дорогах, а именно на тех, где наблюдается минимальное автомобильное движение. Отметим, что каждое автотранспортное происшествие, в котором серьёзно пострадали люди, досконально расследуется правоохранителями. Как только в дежурную часть полиции поступает сообщение о подобной аварии, на место незамедлительно выезжает следственно-оперативная группа (СОГ): её членами являются следователи, сотрудники ГИБДД и автоэксперты. В задачи данной группы входит осмотр зоны происшествия и установление конкретных обстоятельств случившегося.

– Главным в этом непростом деле выступает фактор своевременности. Специалистам необходимо оперативно пребыть на место трагедии, чтобы улики, по которым в дальнейшем придётся воссоздавать картину ДТП, оказались нетронутым. В ходе качественного осмотра зоны происшествия сотрудниками компетентных органов проводится ряд операций. Во-первых, они определяют конкретную точку, где, допустим, произошло столкновение автомобилей. При её обнаружении и последующем изучении становится возможным предварительно определить виновника аварии. Огромную роль здесь играют следы, оставшиеся после удара – это осколки подвески, стекла, пластика, тормозной путь и так далее. Вот вам наглядный пример, прошлой зимой на улице Гайдара в Чите произошла резонансная авария с тремя погибшими. Ими оказались военнослужащие. Я тогда, кстати, выезжал на место ЧП в составе следственно-оперативной группы в качестве автоэксперта. Прибыв туда, мы увидели страшную картину – автомобили марок Toyota Soarer и Toyota Mark II после столкновения представляли собой, грубо говоря, груду деформированного металла. Точку удара нам посчастливилось установить по царапине на асфальте от отвалившейся подвеске одной из машин. Однако перед этим мы столкнулись с некоторыми сложностями: участок дороги в том районе был покрыт снегом. Сначала мы попытались расчистить его обычной метёлкой, но поняв, что это займёт много времени, нами было принято решение связаться с городской администрацией и заказать снегоуборочную машину, – поделился судебный эксперт по ДТП Алексей Стрельников.

Субъективные решения

По словам собеседника издания, в итоге удалось выяснить, что столкновение допустил 23-летний водитель, недавно получивший права: он не справился с рулевым управлением и выехал на полосу встречного движения. Интересный момент: при расследовании автопроисшествий со столкновениями транспортных средств подчас сложно установить их истинных инициаторов. Так что, когда дело доходит до суда, то наказание, нередко получают обе стороны. На это влияет целый ряд факторов. Даже, если, казалось бы, однозначно установлено, что причиной трагедии стали действия конкретного водителя и тому в полной мере свидетельствует составленная специалистами схема ДТП, с прилагающимися к ней доказательствами, то праздновать победу потерпевшей стороне рано.

– Ход событий в суде определяют и показания участников инцидента. К примеру, предполагаемый виновник заявляет, что он заехал на встречную полосу, так как хотел обогнать идущий впереди автомобиль, и тут в него неожиданно вписалась машина, хотя за несколько мгновений перед этим на горизонте всё было чисто. Соответственно здесь напрашивается вывод, что потерпевший мог значительно превысить скорость. Если на том участке дороги отсутствовали камеры, то объективно подтвердить или опровергнуть этот факт, по сути, невозможно. В результате всё отдаётся на откуп служителям Фемиды. Исходя из своих внутренних убеждений, они уже определяют, кто и в какой степени виноват. В общем, в подобных случаях, судебные решения сводятся к тому, что происшествие произошло по обоюдной вине. Таким образом, стороны получают наказание 50 на 50, либо 80 на 20 и так далее, – добавил Стрельников.

К слову, в разряд таких может попасть и ДТП, в котором погиб абсолютный чемпион Забайкальского края по бодибилдингу Алексей Забелин. 1 августа он вместе со своим другом врезался на мотоцикле Suzuki GSХ-R 750 в автомобиль MMC Pajero в центре Читы. По первоначальной версии, водитель машины при развороте налево не предоставил преимущество в движении мотоциклу. Однако сейчас инициатор ДТП утверждает, что, перед тем, как он хотел поворачивать, обзор был чист. Мол, Алексей в последний момент прибавил скорость и столкнулся с ним. При этом по записям с камер видеонаблюдения затруднительно установить данный факт, так как они не дают полной картины произошедшего.Доподлинно сейчас известно лишь то, что участников аварии отделяли от сокрушительного столкновения доли секунд. В теории, если бы скорость у кого-то из них была чуть пониже, то они бы могли разъехаться, либо удар бы пришёлся вскользь.

ДТП с паломниками «замяли»?

Однако не только внутренние убеждения суда становятся камнем преткновения при установлении истины в дорожных делах. Некоторые из них вовсе пытаются откровенно «замять» на этапе следствия или в суде в силу определённых обстоятельств. Аналогичная ситуация, например, прослеживается с громким ДТП, произошедшим на участке дороги в районе села Хохотуй Петровск-Забайкальского района в июне 2017 года. Тогда, напомним, автобус марки Kia Grandbird, который перевозил 51 человека – это были паломники, возвращающиеся после крестного хода из села Урлук Красночикойского района в Читу – слетел в кювет во время манёвра на так называемом «тёщином языке». В результате аварии погибло 14 человек, включая водителя, и около 40 пострадало.

– Всю вину следствие вменяет погибшему водителю. Тот не справился с управлением, возможно, из-за превышения скорости, вылетел с трассы и допустил опрокидывание транспортного средства. При этом никаких ограждений на участке дороги в зоне происшествия по непонятным причинам не имелось (по официальной версии компетентных органов, ограждения были сняты из-за того, что производился их гарантийный ремонт – авт.). За их установку отвечало Бурятское подразделение Росавтодора «Южный Байкал». То есть реально к ответственности никого не привлекли. По моему мнению, а со мной солидарны в этом вопросе потерпевшие и их родственники, одной из основных причин трагедии стало отсутствие вышеупомянутого ограждения. Если бы оно было установлено, то автобус, исходя из моих расчётов, вряд ли бы слетел в кювет: прочность таких ограждений значительна. Так что многочисленных жертв вполне можно было избежать. Но служители Фемиды проигнорировали этот факт и сделали крайним водителя. Благо, родственники потерпевших начали подавать жалобы на подобное решение суда. В итоге дело в ближайшее время будет пересматриваться, – рассказал Алексей Стрельников.

По практически такому же сценарию, по утверждениям судебного эксперта по ДТП, развивались события после чудовищной аварии на перекрёстке улиц Угданская и Бутина в Чите в конце 2016 года. Тогда автомобиль марки BMW с тонированными стёклами в тёмное время суток не уступил дорогу двум мотоциклам. В результате столкновения тяжёлые увечья получили водители мотоциклов и пассажир одного из них. Это дело спустили на тормозах, хотя доказательств, свидетельствующих о виновности инициатора происшествия, было достаточно. Возможной причиной в данном случае могло оказаться то, что за рулём иномарки находилась родственница судьи.

Статья опубликована на сайте газеты "Экстра"

КОММЕНТАРИЕВ: 23
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 961703
    Кто то устроил междусобойчик? Эксперт не эксперт? Ещё один гадюшник?
    Ответить
  • 961097
    Прочёл с удовольствием, как в комментариях схлестнулись два мнящих себя экспертами неадеквата. Два сапога пара, оба любители самопиара, зарабатывальщики на чужих бедах.
    Ответить
    2
    2
    • 961309
      Тоже забавно наблюдать))) И почему то и стар и млад позиционируют себя этакими светочами, царями Соломонами
      Ответить
      1
      3
  • 960935
    Где-то я уже это слышал: - "Мы проведем тщательное расследование, установим объективные и субъективные стороны происшествия, и накажем водителя !" Благо с него уже не спросишь ...
    Ответить
    3
    1
  • 960907
    Интересно это когда же Вы стали выезжать на ДТП в составе СОГ, когда Вы стали экспертом государственным, и кто Вам дал этот статус.
    Ответить
    5
    5
  • 960903
    Трасса там надо соблюдать скоростной режим сколько там на тещином языке опрокинулось машин никто статистику не приводит одним ограждение не спасло жизнь другим помешало остаться в живых
    Ответить
    4
    1
  • 960599
    На расследование безусловно повлияло мнение ещё одного человека, это утверждающая подпись проректора по научной работе ЗабГУ Хатьковой А.Н, ныне претендующий на должность ректора, учиненной на титульном листе Заключения экспертов №8/11/2017 и скрепленная печатью государственного университета.
    Разумеется, следствие не могло не учитывать вес этой подписи.
    Со своей стороны, обратился к Хатьковой А.Н. и попросил её подтвердить выводы экспертов или отозвать свою утверждающую подпись, ссылаясь на конкретные сомнительные выводы экспертов, которые она утвердила.
    Ответ состоял в том, что отзыв подписи не предусмотрен, а эксперты давали подписку об ответственности за заведомо ложное заключение.
    О таком странном поведении проректора был письменно уведомлен губернатор Забайкальского края Н.Н. Жданова, т.к. полагал, что человек без проверки ставящий свою утверждающую подпись, не может быть руководителем такого высокого ранга.
    Так что было достаточно причин, повлиявших на длительность расследования.
    Ответить
    8
    4
    • 961125
      В.Трипутину и иже с ним. Не приплетайте сюда Хатькову А.Н. За заключение отвечают эксперты, и именно они давали соответствующую подписку.... Почему Вы разглашаете материалы уголовного дела? Хотите вызвать общественный резонанс, не согласившись с решением Суда? Не порядочно как-то знаете ли...
      Ответить
      1
      4
      • 961743
        Не хочется вступать в полемику, Но…
        Решение суда, это плод фантазии Стрельникова или журналиста.
        По факту. Было постановление следователя о прекращении уголовного дела в отношении должностного лица ФКУ Упрдор «Южный Байкал».
        Я являюсь потерпевшим по делу и в обязанности следствия входит ознакомления меня с назначаемыми по делу экспертизами и их результатами.
        Материалы дела не засекречивались, а я не давал подписку о неразглашении, как и многие потерпевшие.
        Ознакомившись и не согласившись, обжаловал, как и иные потерпевшие, которые подали подготовленные мной жалобы.
        Более того, меня просили потерпевшие активно поработать для установления истины и привлечения виновных к ответственности. Всем потерпевшим во время встречи было объявлено, что я с них ни копейки не возьму.
        Хатьковой не нужно было уподобляться штемпельному прибору.
        После возобновления дела, проведена первая экспертиза. В производстве находится вторая и решаются вопросы по третьей, в МАДИ.
        По результатам, кому-то придется туго.
        Ответить
        2
        0
  • 960501
    В.Трипутину и его команде. Вы слишком мало знаете в отличие от Стрельникова. Поэтому и злитесь на него как и ГАИ-шники, которые его ненавидят за то, что он доводит до общественности их беспредел и замуты. Так, что успокойтесь и не баламутьте граждан. Назовите хоть одного нашего автоэксперта, который был мог так смело выступать в СМИ и давать интервью на ТВ и в интернете по дорожным продлемам? Поно...енко или Па..ых? Да они могут только деньги брать и писать заказные экспертизы. Смешно (до слёз).
    Ответить
    16
    11
    • 960672
      Это Вы о рыбе и способе её ловли полагаете, что я мало знаю в отличии от Стрельникова? Сомневаюсь, даже в глухозимье умудряюсь поймать не один десяток.
      Правда в вопросах экспертизы у меня куда меньшие успехи, но как видно их оказалось достаточно, чтобы не только поставить под сомнения результаты заключения эксперта Стрельникова, но и для того, чтобы с доводами согласились как в следственном управлении по Забайкальскому краю, так и в выше стоящей следственной инстанции.
      Есть такая поговорка – дьявол кроется в деталях. А вот с деталями у Стрельникова явный провал. Так в его распоряжении была видеозапись камеры метеопоста на которой видно, что через три секунду после её проследования у автобуса загорелись стоп сигналы, а это примерно за 200 метров до обрыва и этого расстояния было достаточно остановиться автобусу трижды. На это Стрельноков даже не обратил внимание и далее ляпы, как говориться, по списку.
      Ответить
      7
      3
    • 960521
      Так вот и алешка хочет деньги брать за заказные экспертизы. Только видимо не дают граждане ему. Да стоит на него посмотреть и сразу общаться неохота с таким неучем. Вот он и бесится и пытается всех убедить что он лучше гайцов работает. Не тут то было :)))) Нет веры. Кстати, что там по поводу его выезда в следственной группе? Каким образом он туда был включен и по каким таким основаниям? В попытке запиариться сам себя обличил кто он такой есть на деле.
      Ответить
      7
      5
      • 960674
        К сожалению Алешку привлекают в качестве специалиста на осмотры по дтп, но очень редко и только с участием военных. Он же типа эксперт с военного госпиталя, оттуда он себе и титул "государственного" присвоил, типа госпиталь мо государственный значит и он государственный.
        Ответить
        4
        1
    • 960516
      Где хоть один беспередел? Одни слова и ни одного факта. Он все про какие то коррупции говорит - а где факты? И какие такие проблемы дорожные он решил? Ни одной. Один пиар и все. Демагог он и есть демагог.
      Ответить
      5
      5
  • 960476
    Алексей Алексеевич, у Вас что раздвоение личности?
    Как следует из статьи, Вы полагаете: «…одной из основных причин трагедии стало отсутствие вышеупомянутого ограждения. Если бы оно было установлено, то автобус, исходя из моих расчётов, вряд ли бы слетел в кювет, прочность таких ограждений значительна. Так что многочисленных жертв вполне можно было избежать».
    Но есть заключение экспертов №8/11/2017 в котором на каждой странице стоит подпись Стрельникова и Вишневского. На странице 17 изложено: «Отмечу, что прямой причинно-следственной связи между полным отсутствием технических средств организации дорожного движения на участке, расположенном по внешнему радиусу крутого поворота на км 702 -703 …. в результате которого погибли 13 пассажиров и его водитель…., НЕ ИМЕЕТСЯ».
    А вот под чем подписался эксперт Стрельников на стр. 14: «Металлическое барьерное ограждение типа «Волна» не выдержало бы удар автобуса …. в случае его наличия на месте в момент ДТП».
    Есть ещё и видеозапись движения автобуса.
    Ответить
    12
    5
    • 960506
      Так всё правильно! Получается, что эксперт Вишневский и написал, что "Отмечу, что прямой причинно-следственной связи ... НЕ ИМЕЕТСЯ". Сами подумайте, г-н Трипутин, как это написали оба эксперта, если написано "Отмечу...". Тогда бы было написано "Отметим...". Поэтому спокойно всё перечитайте и поймите, что это написал только эксперт Вишневский. А Стрельникова вы зря сюда приплетаете. У него кардинально другая позиция по делу. Стареете, г-н Трипутин. Шли бы вы...на пенсию!
      Ответить
      4
      8
      • 960518
        А вот под чем подписался эксперт Стрельников на стр. 14: «Металлическое барьерное ограждение типа «Волна» не выдержало бы удар автобуса …. в случае его наличия на месте в момент ДТП».
        Ответить
        7
        3
    • 960478
      Кросавчег!
      Ответить
      3
      3
  • 960474
    Именно заключение эксперта Стрельникова А.А. привело к тому, что в отношении дорожников было прекращено уголовное преследование, а действия водителя расценивались, как единственного виновного в рамках уголовного дела.
    После ознакомления с материалами дела, мной были подготовлены аргументированные возражения относительно всех экспертных заключений, в том числе и по заключению Стрельникова.
    В СК эти доводы были признаны убедительными и постановление о прекращении уголовного дела в отношении дорожников, вначале января было отменено, а готовящееся к утверждению обвинительное в отношении водителя, не состоялось.
    Можно сказать, что расследование началось с нуля.
    В настоящий момент назначена автотехническая экспертиза в «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве Юстиции Российской Федерации».
    Поставлено на разрешение 6 вопросов. Вопросы готовились при моем участии и их разрешение позволит снять подозрения с водителя и возложить вину на дорожников.
    Ответить
    7
    4
  • 960452
    К слову, в разряд таких может попасть и ДТП, в котором погиб абсолютный чемпион Забайкальского края по бодибилдингу Алексей Забелин. 1 августа он вместе со своим другом врезался на мотоцикле Suzuki GSХ-R 750 в автомобиль MMC Pajero в центре Читы. - одно это свидетельствует о демагогизме лжеэксперта. Забелин не имел права управлять мотоциклом. Он не проходил соответствующее обучение и значит не имел опыта управления спортбайком. Так что он сам себе вырыл могилу. Тут видео выкладывали. Он на такой скорости летел, что его и сидевшего сзади как кукол размотало. Лжеэксперту следует самому себе задать вопрос - какова разрешенная скорость в городе и имеет ли право чел без прав ездить. Какие у нас "эксперты" - такой и бардак на дорогах.
    Ответить
    19
    3
  • 960443
    Много некорректностей. Во первых у струльникова нет никакого богатого опыта. Он простой демагог. Во вторых расследования он не может проводить опционально. И в третьих это дело активно комментировалось полицией и никто его не заминал. Ну и в четвертых: организацией дорожного движения занимается администрация. Ее обязанности все содержать в порядке, дороги и т.д. Полиция тут вообще ни причем. Вон взять кстати недавнюю трагедию в Канаде где 14 хоккеистов детей погибли в автобусе - там тоже гаи виновато читинское?
    Ответить
    7
    9
  • 960394
    Автоэксперт Стрельников один из немногих экспертов у нас в крае, который говорит правду. И, кстати, не только в суде. Недавно он высказал начальнику ГИБДД Белобровому о косяках наших ГАИ-шников. На странице В Фэйсбуке автоэксперта есть полное обращение и 15 вопросов по различным проблемам (в т.ч. кто и где вносит исправления в схемы ДТП и всегда ли ГАИ-шники ведут себя законно). При этом ВКонтакте сейчас появилась новая группа "Контроль ГИБДД-ДТП-БДД (Чита)", где показаны все замуты ГАИ-шников (с видео). Так держать!
    Ответить
    14
    11
    • 960454
      судя по числу постов Стрельникова ни какой он не государственный эксперт, а так выскочка рекламная... у нормального эксперта государственного нет времени на страницы в фэйсбуке, вконтакте и т.п. ему надо работать...

      Ответить
      21
      9
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

Матери с грудным ребенком, чей дом пострадал от наводнения, возместят только ущерб за испорченную мебель

 Ксения Сумарокова, жительница аварийного дома: « Вот вода поднималась у нас примерно вот так вот, в комнате там видно дальше будет. Полы у нас ушли полностью, все балки упали, все подмыло подполье. Здесь вот по печке видно, как она поднималась. Вот столько было воды». Наводнение стало для жителей улицы Лазо настоящим концом света. И без того аварийный дом начал крошиться, разваливаться, как вафля. Ксения еле сдерживается, чтобы не расплакаться. Итак жили в бедности, теперь и здесь находиться невозможно. Ксения Сумарокова в одночасье превратилась в бездомную.Дочь- совсем маленькая, в таких условиях легко подцепить любое воспаление. Но ведь дом состарился не из-за стихии. Почему же раньше не принимали мер? На днях специальная комиссия приехала, чтобы подсчитать ущерб жильцов от удара стихии. Но, к удивлению пострадавших, оценила только испорченную   мебель и технику.  Ксения Сумарокова, жительница аварийного дома:« «Перекрыли мы полы, выровняли в комнате стены. Всё утонуло полностью. В комнате вздуло все полы, здесь упали все балки у нас на кухне. Вся помойка была вот здесь, у нас в подполье. Запах стоит неимоверный вообще. Я не знаю, как мне теперь ребёнка сюда везти и где нам жить. Мы скитаемся по друзьям, по знакомым. +01.39. Куда мне вот с ребёнком? Я просто не представляю, что мне теперь делать». В соседних квартирах ситуация не лучше. Из-за сильных дождей на втором этаже крыша полностью протекла.  Светлана Минеева, жительница аварийного дома:«Вот мы ждали, нам эту крышу сделали. Посмотрите, как нам сделали, всё течёт, всё бежит. А скоро осень будет, уже нельзя будет ничего ремонтировать. Они скажут холодно. И за зиму будет снег идти и опять балки будут торчать у нас над головой. Страшно будет ходить». После потопа уровень воды в доме достигал более восьмидесяти сантиметров и все подполья утонули. Вода не пощадила и скромные комнатки– даже кровати и диваны уничтожили ливни.  Светлана Минеева, жительница аварийного дома: « Квартира у нас текла. Мы взяли шифер и переложили в том месте, где текло. А так у нас на диван всё текло. У соседей в соседнем подъезде у них домой льётся всё. Вот сделали крышу, как сделали, я не знаю» . Таких историй- десятки. За каждой- большая боль и полная безнадежность. Эти люди вряд ли пойдут в суд искать правды и помощи властей. Просто подлатают свое жилище и будут жить дальше. Не мечтая о более достойной доле.                                                                                                                                        Анна Спиридонова, Сергей Бумагин.