15 ноября, четверг, 14:08
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Проект с неведомым исполнением

Анета Абрамченко / Общество, 11:14, 12 сентября /
Проект с неведомым исполнением
Фото: pixabay.com

Не нужно быть экспертом в области экономики, чтобы понимать - конкуренция  на рынке - залог качества. Как только в какой-то сфере появляется монополист, с этим самым качеством сразу же можно распрощаться. Вот и решили в правительстве, причём не на местном, а на самом что ни на есть высоком федеральном уровне, объявить войну компаниям-единоличникам. Для этого даже создали отдельный план мероприятий до 2020 года и назвали его «Дорожная карта». Хорошо звучит, правда? Вот только не нужно спешить радоваться.

Благими намерениями

Проблема с монополиями забайкальцам, к сожалению, известна очень хорошо и не понаслышке. Многие отрасли уже либо захвачены ими, либо они пытаются туда просочиться всеми правдами и неправдами. Что называется, их в дверь, а они в окно. При таких условиях пробиться бизнесу на рынок услуг, которые облюбовал себе монополист, невозможно. Тем более, учитывая финансовые возможности таких фирм, которые в значительной мере превосходят силы конкретно взятого предпринимателя. Потребитель, естественно, тоже ничего от этого не выигрывает. Монополист – он в Африке монополист. Не нравится что-то – идите в далёкое эротическое путешествие или в суд, где, скорее всего, у вас не будет шансов. В общем, картина крайне неприглядная.

Вот и решили власть имущие, что с этим нужно что-то делать. Так и была создана «Дорожная карта». В этом документе приведён список отраслей, в которых при помощи государства  должна быть организована конкуренция. Сюда попали сферы образования, строительства, дорожного строительства, телекоммуникаций, информационных технологий, жилищно-коммунального хозяйства, газоснабжения, электроэнергетики, транспортных услуг, промышленности, реализации нефти, нефтепродуктов и природных ресурсов, агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, рынки социальных и финансовых услуг. В эти сферы, по идее законотворцев, должны быть допущены представители малого и среднего бизнеса. Это обеспечило бы и развитие предпринимательства, и создание новых рабочих мест, и стабильность экономики, и увеличило бы удовлетворённость населения качеством оказываемых услуг. Контролировать всё это поручено Федеральной антимонопольной службе, куда исполнительная власть должна отправлять отчёты о том, как реализуется данная программа. Данный проект  как начинание, несомненно, можно отнести к благим. Но мы же все прекрасно знаем, куда именно выкладывается дорога такими намерениями.

Пчёлы против мёда

Основная проблема данного плана мероприятий состоит в том, что никто не знает, как именно эта «карта» должна работать на деле. Это  оставляют на откуп каждого региона. То есть в срок до 1 февраля будущего года правительство каждого субъекта должно подготовить конкретный план, прописанный буквально пошагово, каким образом именно на этой территории данная программа будет работать. С одной стороны, зерно истины в этом есть. Скажем, в Забайкалье есть естественная монополия (их, кстати, по проекту трогать нельзя) в сфере ветеринарного контроля. Учитывая то, что у нас под боком находятся Китай и Монголия, эпидемиологическая ситуация стоит крайне остро. И пока нареканий к этой организации нет, её сдвигать и запускать на рынок новичков никто не будет. А в другом регионе, скажем, естественная монополия находится где-то в другой сфере. Другими словами, всех под одну гребёнку грести нельзя, руководство края должно знать лучше, как и в какую сторону повернуть. С другой стороны, в том, что проект должен быть разработан именно в регионе, и кроется подводный камень. Здоровенный такой, который может всё «русло» перекрыть. Как мы уже говорили выше, монополисты -весьма обеспеченные организации. И нередки случаи, когда их интересы поддерживают и люди в высоких кабинетах. Заметьте, мы не называем имён и конкретных фирм, но, думаю, каждый читатель понимает, о ком идёт речь. А теперь представьте, что некое заинтересованное лицо должно будет не допустить «к кормушке» организацию, от которой оно получает весьма приличный процент. Пилить сук, на котором сидит, не будет никто, а, следовательно, проект, разработанный в родном регионе, может ни в коей мере не отражать ни потребности бизнеса, ни желания жителей, ни существующих реалий. Написать в документе можно что угодно, как говорится, бумага всё стерпит.

Но даже  если допустить, что в сговор с монополистом никто не вступает, всё равно не совсем ясно, как построить аукцион таким образом, что в итоге обеспечить на рынке «присутствие не менее трёх хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу». Представим, что вы являетесь монополистом в какой-либо сфере. Что вы сделаете, чтобы таковым и остаться, при этом обеспечить исполнение вышеуказанного пункта? Правильно, создадите несколько дочерних организаций, которые, якобы, к вам отношения не имеют. А далее вы просто выходите на аукцион и одна из ваших «дочек» опускает цены так, что просто не может его не выиграть. Как организация, не обделённая финансами, вы это вполне можете себе позволить. И вуаля - и волки сыты, и овцы целы. 

В Багдаде всё спокойно

Однако если верить федеральным данным,  у нас в крае нет проблем с конкуренцией. Всё не просто чинно и благородно, мы ещё и опережаем по этому показателю не только другие регионы, но и общий федеральный план. Об этом на встрече  с губернатором края, в рамках которой было подписано соглашение о взаимодействии, сказал замруководителя ФАС России Андрей Кашеваров. 

- Я бы в первую очередь отметил очень высокие стартовые позиции развития конкуренции в Забайкальском крае. Выбрано 35 отраслей. При этом выбор осуществляется из 41 отрасли. По 19 отраслям ключевые показатели достигают 100%, ещё по шести отраслям – более 90%. Здесь важен подход руководства Забайкальского края, чтобы не останавливаться на достигнутых показателях. В «Дорожную карту» включены ещё четыре отрасли, по которым показатели не достигнуты, - сказал Кашеваров.

Здорово, правда? В крае всё хорошо и прекрасно – солнце светит, птички поют, конкуренция процветает. Но если честно, во время совещания складывалось впечатление, что не все присутствующие понимают, о чём вообще идёт речь. Скорее даже не так – понимали, о чём говорят – единицы. Прозвучало несколько «цифровых» отчётов – где, сколько и как хорошо мы конкурируем. Федеральный гость рассказал о том, что есть такой проект и что его надо исполнять. Никакой конкретики и никаких вопросов из зала, тем более касающиеся «скользких» моментов, а,  как мы видим, их предостаточно, задано не было.

Позднее в эксклюзивном интервью телеканалу Заб.ТВ Андрей Борисович раскрыл один из механизмов, которые должны повлиять на удачную реализацию программы «Дорожная карта». Так, теперь во время проведения торгов нельзя обозначать причастность финансовых организаций к государству, которое может создавать ложное ощущение преимущества перед другими участниками. Но тут опять же возникает вопрос, а как именно это будет действовать. Согласитесь, что о том, кто с кем работает и кем является какая-то конкретная организация (частный бизнес или каким-то боком относящийся к государству) все прекрасно знают. То есть в отчётной документации, чисто с юридической стороны, может и не быть обозначено, с кем работает компания. Но это создаст только видимый эффект соблюдения прав. Можно потом широко раскрыв глаза говорить, что мы не знали, что этот почтенный господин имеет отношение к государственным структурам и выиграл он исключительно в честной борьбе.

В итоге мы снова сталкиваемся с тем, что у нас есть программа поддержки бизнеса и предпринимателей, точнее её набросок. В основном документ содержит информацию о том, какие должны появиться положительные моменты и какое министерство за это отвечает. Регионам дали самостоятельность (относительную, конечно), но вот воспользуются ли они ей по уму и по чести – большой вопрос. Судя по тому, с каким трудом в крае идёт диалог между бизнесом и властью, вывод напрашивается крайне  неутешительный. Впрочем, у нас есть время до февраля, чтобы узнать, как же именно решат поставленную задачу местные чиновники. Но что-то подсказывает, что к этой теме мы вернёмся неоднократно и вряд ли в ключе хвалебных дифирамбов.

Материал опубликован на сайте газеты "Экстра"

КОММЕНТАРИЕВ: 1
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1015126
    Вспомним "Нефтемаркет", "Сиби" и прочих монополистов нашего рынка.
    Ответить
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

Жители Старой Куки: "Наши дети могут погибнуть из-за отсутствия моста"

Жители Старой Куки уже 2 года ждут постройки нового моста. Весной 2017-го строительная компания демонтировала старую конструкцию и началось возведение нового сооружения. Вбили несколько свай, даже установили пару перекрытий, но на этом бригада покинула объект. Вместо моста была сооружена временная переправа, которая регулярно уходит под воду. Летом приходилось передвигаться через реку, рискуя жизнью. Василий Нескромных:  «Нынче была вода большая, все размыло, полмесяца в брод люди ходили через речушку. Это сейчас она маленькая, а была большая. Приехали, временный мост сделали, через 3 дня дождь пошел, опять все размыло. Опять приехали, подделали». Заброшенная неогороженная стройка стала местом опасных детских игр. По временному мосту школьный автобус в эту часть села не ходит. Родителям приходится самостоятельно увозить детишек к месту учебы, либо провожать за руку до автобуса. А это целых полтора километра. Татьяна Борисова:  «Хотя бы автобус туда проезжал, у нас там тоже ведь дети живут. Вечером у меня дочь поздно возвращается со школы, хожу ее вот тут встречаю. Они бегают, они же дети.И вот эти штыри торчат. Страшно же. Их огородить хотя бы, лентой или забором. Потом скажут, мамаша, ты виновата, почему своего ребенка не встречала? А у меня их восемь. Не могу я каждого встречать». Работу над объектом вела региональная строительная компания «МНО». Генеральный директор – Марина Егоян. Стоимость проекта – 23 миллиона рублей, выделенные из краевого и муниципального дорожного фонда. Евгений Труфанов, начальник отдела транспорта, дорожного хозяйства и связи администрации муниципального района «Читинский район»:  «В рамках исполнения муниципального контракта окончание строительства мостового сооружения должно быть закончено 1 августа 2017 года. Этого не было сделано, на 1-е число производство работ выполнено на 5-10%. Кроме того, в результате проведения строительного контроля был выявлен ряд нарушений. Основное – это отклонение от проектной оси на 570мм, что являлось нарушением проектной документации. Ввода бы в эксплуатацию они не получили, если бы закрыли на это глаза. Так же были представлены документы к оплате с нарушениями. Администрацией была проведена строительно-техническая экспертиза и есть экспертное заключение. Мы в одностороннем порядке в лице администрации расторгли муниципальный контракт, однако подрядчик с этим не согласился и подал исковое заявление.» Судебные заседания откладываются, поэтому решение по строительству моста до сих пор не принято. Евгений Труфанов, начальник отдела транспорта, дорожного хозяйства и связи администрации муниципального района «Читинский район»: «Так же подрядчику было вынесено предписание об ограждении места строительства, дабы избежать травмирования детей или участников дорожного движения о конструкции, складируемые рядом со стройкой. Реакции никакой» Евгений Труфанов заявил- из 23х миллионов не было потрачено ни копейки: за недострой подрядчику платить не станут. Точную дату возобновления строительства не называют. Проблема остается и сколько времени жители будут ее заложниками- вопрос риторический.   Иван Тимофеев, Евгений Погорелый, Анатолий Мишаков, ЗабТВ