24 сентября, понедельник, 03:57
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Проект с неведомым исполнением

Анета Абрамченко / Общество, 11:14, 12 сентября /
Проект с неведомым исполнением
Фото: pixabay.com

Не нужно быть экспертом в области экономики, чтобы понимать - конкуренция  на рынке - залог качества. Как только в какой-то сфере появляется монополист, с этим самым качеством сразу же можно распрощаться. Вот и решили в правительстве, причём не на местном, а на самом что ни на есть высоком федеральном уровне, объявить войну компаниям-единоличникам. Для этого даже создали отдельный план мероприятий до 2020 года и назвали его «Дорожная карта». Хорошо звучит, правда? Вот только не нужно спешить радоваться.

Благими намерениями

Проблема с монополиями забайкальцам, к сожалению, известна очень хорошо и не понаслышке. Многие отрасли уже либо захвачены ими, либо они пытаются туда просочиться всеми правдами и неправдами. Что называется, их в дверь, а они в окно. При таких условиях пробиться бизнесу на рынок услуг, которые облюбовал себе монополист, невозможно. Тем более, учитывая финансовые возможности таких фирм, которые в значительной мере превосходят силы конкретно взятого предпринимателя. Потребитель, естественно, тоже ничего от этого не выигрывает. Монополист – он в Африке монополист. Не нравится что-то – идите в далёкое эротическое путешествие или в суд, где, скорее всего, у вас не будет шансов. В общем, картина крайне неприглядная.

Вот и решили власть имущие, что с этим нужно что-то делать. Так и была создана «Дорожная карта». В этом документе приведён список отраслей, в которых при помощи государства  должна быть организована конкуренция. Сюда попали сферы образования, строительства, дорожного строительства, телекоммуникаций, информационных технологий, жилищно-коммунального хозяйства, газоснабжения, электроэнергетики, транспортных услуг, промышленности, реализации нефти, нефтепродуктов и природных ресурсов, агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, рынки социальных и финансовых услуг. В эти сферы, по идее законотворцев, должны быть допущены представители малого и среднего бизнеса. Это обеспечило бы и развитие предпринимательства, и создание новых рабочих мест, и стабильность экономики, и увеличило бы удовлетворённость населения качеством оказываемых услуг. Контролировать всё это поручено Федеральной антимонопольной службе, куда исполнительная власть должна отправлять отчёты о том, как реализуется данная программа. Данный проект  как начинание, несомненно, можно отнести к благим. Но мы же все прекрасно знаем, куда именно выкладывается дорога такими намерениями.

Пчёлы против мёда

Основная проблема данного плана мероприятий состоит в том, что никто не знает, как именно эта «карта» должна работать на деле. Это  оставляют на откуп каждого региона. То есть в срок до 1 февраля будущего года правительство каждого субъекта должно подготовить конкретный план, прописанный буквально пошагово, каким образом именно на этой территории данная программа будет работать. С одной стороны, зерно истины в этом есть. Скажем, в Забайкалье есть естественная монополия (их, кстати, по проекту трогать нельзя) в сфере ветеринарного контроля. Учитывая то, что у нас под боком находятся Китай и Монголия, эпидемиологическая ситуация стоит крайне остро. И пока нареканий к этой организации нет, её сдвигать и запускать на рынок новичков никто не будет. А в другом регионе, скажем, естественная монополия находится где-то в другой сфере. Другими словами, всех под одну гребёнку грести нельзя, руководство края должно знать лучше, как и в какую сторону повернуть. С другой стороны, в том, что проект должен быть разработан именно в регионе, и кроется подводный камень. Здоровенный такой, который может всё «русло» перекрыть. Как мы уже говорили выше, монополисты -весьма обеспеченные организации. И нередки случаи, когда их интересы поддерживают и люди в высоких кабинетах. Заметьте, мы не называем имён и конкретных фирм, но, думаю, каждый читатель понимает, о ком идёт речь. А теперь представьте, что некое заинтересованное лицо должно будет не допустить «к кормушке» организацию, от которой оно получает весьма приличный процент. Пилить сук, на котором сидит, не будет никто, а, следовательно, проект, разработанный в родном регионе, может ни в коей мере не отражать ни потребности бизнеса, ни желания жителей, ни существующих реалий. Написать в документе можно что угодно, как говорится, бумага всё стерпит.

Но даже  если допустить, что в сговор с монополистом никто не вступает, всё равно не совсем ясно, как построить аукцион таким образом, что в итоге обеспечить на рынке «присутствие не менее трёх хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу». Представим, что вы являетесь монополистом в какой-либо сфере. Что вы сделаете, чтобы таковым и остаться, при этом обеспечить исполнение вышеуказанного пункта? Правильно, создадите несколько дочерних организаций, которые, якобы, к вам отношения не имеют. А далее вы просто выходите на аукцион и одна из ваших «дочек» опускает цены так, что просто не может его не выиграть. Как организация, не обделённая финансами, вы это вполне можете себе позволить. И вуаля - и волки сыты, и овцы целы. 

В Багдаде всё спокойно

Однако если верить федеральным данным,  у нас в крае нет проблем с конкуренцией. Всё не просто чинно и благородно, мы ещё и опережаем по этому показателю не только другие регионы, но и общий федеральный план. Об этом на встрече  с губернатором края, в рамках которой было подписано соглашение о взаимодействии, сказал замруководителя ФАС России Андрей Кашеваров. 

- Я бы в первую очередь отметил очень высокие стартовые позиции развития конкуренции в Забайкальском крае. Выбрано 35 отраслей. При этом выбор осуществляется из 41 отрасли. По 19 отраслям ключевые показатели достигают 100%, ещё по шести отраслям – более 90%. Здесь важен подход руководства Забайкальского края, чтобы не останавливаться на достигнутых показателях. В «Дорожную карту» включены ещё четыре отрасли, по которым показатели не достигнуты, - сказал Кашеваров.

Здорово, правда? В крае всё хорошо и прекрасно – солнце светит, птички поют, конкуренция процветает. Но если честно, во время совещания складывалось впечатление, что не все присутствующие понимают, о чём вообще идёт речь. Скорее даже не так – понимали, о чём говорят – единицы. Прозвучало несколько «цифровых» отчётов – где, сколько и как хорошо мы конкурируем. Федеральный гость рассказал о том, что есть такой проект и что его надо исполнять. Никакой конкретики и никаких вопросов из зала, тем более касающиеся «скользких» моментов, а,  как мы видим, их предостаточно, задано не было.

Позднее в эксклюзивном интервью телеканалу Заб.ТВ Андрей Борисович раскрыл один из механизмов, которые должны повлиять на удачную реализацию программы «Дорожная карта». Так, теперь во время проведения торгов нельзя обозначать причастность финансовых организаций к государству, которое может создавать ложное ощущение преимущества перед другими участниками. Но тут опять же возникает вопрос, а как именно это будет действовать. Согласитесь, что о том, кто с кем работает и кем является какая-то конкретная организация (частный бизнес или каким-то боком относящийся к государству) все прекрасно знают. То есть в отчётной документации, чисто с юридической стороны, может и не быть обозначено, с кем работает компания. Но это создаст только видимый эффект соблюдения прав. Можно потом широко раскрыв глаза говорить, что мы не знали, что этот почтенный господин имеет отношение к государственным структурам и выиграл он исключительно в честной борьбе.

В итоге мы снова сталкиваемся с тем, что у нас есть программа поддержки бизнеса и предпринимателей, точнее её набросок. В основном документ содержит информацию о том, какие должны появиться положительные моменты и какое министерство за это отвечает. Регионам дали самостоятельность (относительную, конечно), но вот воспользуются ли они ей по уму и по чести – большой вопрос. Судя по тому, с каким трудом в крае идёт диалог между бизнесом и властью, вывод напрашивается крайне  неутешительный. Впрочем, у нас есть время до февраля, чтобы узнать, как же именно решат поставленную задачу местные чиновники. Но что-то подсказывает, что к этой теме мы вернёмся неоднократно и вряд ли в ключе хвалебных дифирамбов.

Материал опубликован на сайте газеты "Экстра"

КОММЕНТАРИЕВ: 1
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1015126
    Вспомним "Нефтемаркет", "Сиби" и прочих монополистов нашего рынка.
    Ответить
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

ДЕЖУРНЫЙ ПО ГОРОДУ: мнение эксперта о дорогах Читы

Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «С сегодняшнего дня «Дежурный по городу» не просто рубрика, а целая программа и в этом выпуске мы поднимаем вторую из главных проблем в стране - дороги»  Разметка, знаки, организация дорожного движения. Только вот в жизни почему-то правила идут вразрез с реальностью. По проблемным участкам вместе с нами отправился государственный судебный эксперт по ДТП.  «Сейчас мы находимся на перекрестке Бабушкина-Богомякова здесь из-за большого трафика всегда происходит нарушение правил дорожного движения, а именно пересечение сплошной разделительной линии. Происходит это из-за того, что здесь есть парковка и люди паркуются так называемой елочкой из-за этого остальные участники движения, которые двигаются прямо или направо заезжают за сплошные лини, что является нарушением правил дорожного движения. Вот прямо сейчас даже заезжает»  «Как вам передвигаться на этом перекрестке?  - Нормально  - А вот у вас получилось только что пересечение сплошной линии. Из-за парковки справа.  - А вы имеете в виду про парковки. Конечно, не удобно. Машины ставят. Если бы поставили нормально, вот так вот, еще можно было. Поставят так, что зад торчит. Приходится пересекать линию  -А камера то что здесь снимает, не смущает вас?  - Камера конечно смущает.  - Штрафы приходят?  - Приходят. Из-за других приходится нарушать. И камера тоже из-за этого, а поступают штрафы из-за чего – из-за того, что так поставили машины»  Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Противоречие разметки – сплошной линии и движение по полосам знака соответствующего. Как мы видим стоят автомобили не совсем удобно для остальных участников движения поэтому зачастую автомобилисты, которым надо двигаться прямо, либо направо в данной ситуации вынуждены пересекать сплошную линию разметки, ну а данные автомобили соответственно создают помеху для соблюдения правил дорожного движения остальными участниками движения  - Получается здесь водители нарушают не потому что злостные нарушители, в общем-то, а потому что просто другого варианта нет, я правильно понимаю?  - Абсолютно точно это технически невозможно  - Есть ли какой-то вариант как исправить данную ситуацию, мысли у вас как у эксперта по ПДД?  - Да мысли есть довольно таки давно значит мы на площадку общественной палаты Забайкалья выносили данную проблему на обсуждение это было еще в июне текущего года при этом из числа руководства администрации города Читы был представитель мы довели соответствующую информацию сделали предложение ликвидировать данный заездной карман, однако, как мы видим сегодня осень, а воз и ныне там»  «Добрый день! Снимите дороги!  - Мы это и делаем  - Лайк!»  Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Сейчас мы находимся на Островского здесь ведутся работы, скажите здесь какие нарушения вы видите?  - Как минимум участок не ограничен какими-либо знаками, если картинка будет наглядная – как после бомбежки, соответственно движение открыто, однако никаких сигнальных маячков, соответствующих для темных условий движения опять же нету  - А они должны быть?  - Безусловно, поскольку. В темное время суток на случай даже если отключения мачт наружного освещения, нештатной ситуации, подобные маячки должны быть на штатном месте  - ГОСТ?  - ГОСТ»  «Самое интересное что движение идет одностороннее сверху вниз, а знак стоит в другую сторону даже если его кто-то перевернул, то рабочие, которые занимаются здесь должны развернуть его в другую сторону, а рабочий день  - никого нет»  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «Мы находимся на улице Баргузинской, здесь выбоины глубиной явно более 5 см – должно быть ограждение и знак – этого здесь нет»  Такое повреждение дороги опасно - тут две полосы и машины, которые едут в правом ряду либо резко сбрасывают скорость перед ямами, либо неожиданно уходят в ряд левее. А там тоже едут автомобили.  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «ГОСТ работает и в другую сторону, например, здесь на улице Журавлева очень много пешеходных переходов расстояние между ними должно быть 200-300 метров здесь конечно меньше что тоже неправильно потому что водитель не должен часто отвлекаться на пешеходов»  В зоне видимости на этом участке шесть переходов. Это и понятно – рядом школы, университеты и общежития. Но именно этот участок больше похож на широкий тротуар, нежели на дорогу для автомобилистов.  Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Алексей в вашей компетенции какая работа проводилась работа по проблемам, по дорогам?  - Довольно-таки объемная объясню поэтапно – все, что мы сегодня объехали все потенциально опасные участки мы так или иначе обозначивали и доводили до соответствующих должностных лиц это, как и наши коллеги из ГИБДД, так и городская администрация. Как мы видим на сегодня механизм в оперативности отслеживания, устранения таких недостатков по сути не работает. Безусловно не хотелось бы доводить до трагичных событий. Поэтому мы предложили подписать соответствующее соглашение от общественной палаты Забайкалья с городской администрацией более того мы получили ответ, что все якобы оперативно работает, в том числе и городская администрация, в том числе и городской отдел ГИБДД, но то что мы сегодня увидели явно доказывает то что это несколько не так. Мною на правительственную комиссию было вынесено вопрос по данному обсуждению где присутствовал в том числе наш городничий Олег Васильевич Кузнецов и он все-таки дал понять, что поработает по данному направлению по соглашению на сегодняшний день ждем ответ  - Предложили – ответа нет.  - Да абсолютно точно, предложили, ответа нет и в каком виде он будет для нас тоже загадка»  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «Сегодня в «Дежурном по городу» интересный случай – к нам обратились не жильцы, недовольные работами подрядчика, а сам подрядчик, которому не дают начать выполнять работы»  «У нас здесь жители четырех домов – наш Ангарская, 42, наши соседи Николая Островского, 28, Ангарская, 30, Сергей Мельник он старший по дому и представитель Столярова, 65. Мы в очередной раз собрались, потому что нам надо поставить точку в вопросе о благоустройстве наших дворов, когда мы готовили проект на благоустройство, мы представили этот проект. У нас везде были асфальтовое покрытие дворов, потом не понятно где, какими-то силами вдруг в контракте на госзаказ образовалась плитка»  «Радовались, что наш двор будет заасфальтирован. Речь шла только о асфальте и тут вдруг внезапно всплывает плитка и все пожимают плечами. Откуда это все взялось - никто ничего не знает, ни глава администрации Центрального района, ни его заместитель по ЖКХ, никто не может ответить на вопрос откуда взялась эта плитка»  Августин БАБАСЯН, подрядчик: «Августин, расскажите почему на данный момент работы не ведутся по облагораживанию территории по конкурсу?  - Не ведутся потому что решают плитку переводить на асфальт. Жильцы не хотят плитку из-за этого и стоит работа у нас. У нас все готово, если решат, четыре дня у нас все будет готово.  - Решить кто должен? Что вас задерживает?  - Решить должна администрация, ЖКХ. Они же решают, не я решаю здесь. От них зависит все.  - Звучала информация, что возможно нет средств у вас на проведение этих работ потому все задерживается. Вы улыбаетесь.  - Средств у нас столько, что на такие дома сорок-пятьдесят хватит. В прошлом году мы выиграли тендер на 50 миллионов. Мы выполнили это за полтора месяца, было около 70 тысяч квадрат асфальта, а здесь всего 6 тысяч квадратов. У нас как средств может не хватать, что мы не можем выполнить эту работу  - Жильцы эту плитку так и не хотят, даже если мы привезем вот слышали?  - Да, они целое собрание собирают не первый раз по этому поводу  - Я здесь не решаю. Им жить здесь. Они 100% голосов этого не хотят. Я могу плитку ложить, пусть решение вынесут, что ложить надо»  «Затраты большие, а два сезона и это просто деньги уйдут никуда, поэтому ложите асфальт без всяких этих  - Дорогие соседи, давайте тогда принимать решение я тут всех сфотографировала, то есть я посчитаю сколько нас было человек оформлю протокол и унесу Кузнецову, я к нему на прием записывалась который был в прошедший вторник сказали, что запись большая. Значит, мы не попадем, я попрошу еще раз, чтобы он нас принял, представителей вот четырёх домов»  «Кто за то, чтобы требовать укладки асфальта в наших дворах, прошу голосовать. Держим я снимаю. Вода камень точит»  Вячеслав БОРТНИЦКИЙ: «Программа комфортной городской среды должна быть выгодна не подрядчикам и не поставщикам, а жителям, собственникам. Именно они вынесли сегодня решение, подписали протокол и ждут реакции властей и как можно быстрее, потому что холодает»  Вячеслав Бортницкий, Анастасия Шадрина, Владимир Николаев. Дежурный по городу.