19 декабря, среда, 01:14
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

«Замотаем шланги»: Кто поднимает цену на бензин?

Авто, 08:05, 12 ноября
«Замотаем шланги»: Кто поднимает цену на бензин?
Фото: paulbr75/pixabay.com

Цена топлива в России давно стала предметом шуток со стороны автовладельцев: мол, бензин все равно будет дорожать, что бы ни случилось, как бы не изменялась стоимость нефти, сейчас баррель нефти упал, но цифры на заправках неумолимы. В подорожании россияне обвиняют многих. Но главных подозреваемых, с точки зрения автолюбителей, два: это правительство России, которое никак не может наладить регулирование цен, и крупный сетевой бизнес, который сам продает произведенный бензин. Однако в тени остается главный виновник подорожания бензина. Что же это за структуры – разбирался «ФедералПресс».

Поворчав на цену, автолюбитель сворачивает на заправку, не принадлежащую крупной сети: он уверен, что экономит и «не кормит этих зажравшихся». Но если разобраться, то именно независимые АЗС и являются одними из самых больших выгодополучателей высоких цен на топливо. И именно эти участники рынка не заинтересованы в снижении цен на топливо. Они толкают вверх цены, а низкий контроль за этими структурами позволяет им под видом хорошего бензина продавать суррогат.

Чтобы понять, где у независимых «профит», надо разобраться, как определяется цена на бензин. И от стоимости барреля нефти почти ничего не зависит. Самая большая доля – это акцизы и налоги, которые взимает государство. В цене на бензин АИ-92 налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимает более 38 % от стоимости бензина, акцизы – 19,16 %, НДС и прочие налоги – 16,54 %. За три четверти литра (73,8 %) водитель платит государству, а не нефтегазовой компании и не АЗС.

Бензин на АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), попадает с собственных заводов и складов, на независимые, если они следуют легальным схемам, – через биржу, где ВИНК продают нефть и топливо.

В мае после резкого повышения цен правительство предприняло беспрецедентную меру и заставило зафиксировать цены НПЗ на бирже. Но и после цены продолжили расти. Что же произошло? Ведь крупные компании находятся под приглядом Федеральной антимонопольной службы и не могут повышать цены так, как того требуют рыночные факторы.

«Рост обеспечивают крупные оптовики, которых правительства назвало «спекулянтами» и предложило запретить им участвовать в биржевой торговле», – объясняет Рустам Танкаев, генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал».

«На бирже инвестиционно-финансовая компания «Солид», крупнейший брокер, закупает около 30 % нефтепродуктов и перепродает их. По сути, это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон в стране», – рассказывает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Непрозрачная структура биржи позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка. Под прикрытием биржевой торговли они могут осуществлять договорные сделки, увеличивающие количество спекулятивных операций и значительно удлиняющие цепочку посредников, что в результате поднимает цену для конечного потребителя.

И сейчас именно такие компании и покупающие у них топливо «независимые АЗС» и являются катализатором роста в стране. Об этом прямо говорит, например, глава НК «Роснефть» Игорь Сечин. В недавнем интервью радио «Коммерсантъ ФМ» он сказал об этом так: «Независимые сети, действительно, провозглашают, что у них 60 %, на самом деле это не больше 30 %. А 70 % – у вертикально интегрированных компаний. Но эти 30 % как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство».

И сейчас проблема состоит в том, что ВИНКи, регулярно несущие социальную нагрузку, налоговое бремя, разведку-добычу-переработку и прочие сопутствующие расходы, не менее регулярно сталкиваются с сомнительного вида ценовой и продуктовой конкуренцией со стороны независимых и спекулянтов. А у тех и ответственность поменьше, и соцнагрузка минимальная, так как их работа происходит зачастую, как говорится, «всерую».

«Помимо этого, на ценообразование влияют и посредники, которые формируют цену, причем сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний», – отмечает Мухин.

Для примера можно взять Приморье: ситуация тут ярче всего, потому что регион удален от большинства НПЗ и центра страны. Тут сложилась парадоксальная ситуация. Так, крупным региональным игроком на рынке является Владимир Чирсков, акционер сети АЗС «Октант», он же является президентом некоммерческой организации «Приморский топливный союз». «Понятно, что в результате такого интересного совмещения должностей этот регионал легко может аккумулировать достаточное количество недовольных в формате союза и направить это недовольство в своих собственных интересах», – подчеркивает Мухин.

С «Приморским топливным союзом» Чирскова тесно связан, как говорят, Юрий Чубко, учредитель ООО «УссурНефтеПродукт», которое управляет достаточно крупной сетью «независимых» АЗС. В регионе рассказывают об очень интересном прошлом руководства этой сети.

«И вот, имея в виду эти самые риски, понятно, что когда такие игроки топливного рынка через «Независимый топливный союз», президентом которого является Павел Баженов, обращаются к президенту РФ с ультиматумом: «Замотаем шланги и устроим всероссийскую забастовку!», надо очень внимательно смотреть, чего же требуют эти господа», – говорит Мухин.

На самом деле требования-то, похоже, очень простые: по возможности оставьте в покое с проверками, сертификацией, акцизами и позвольте бесконтрольно повышать цены для конечных потребителей.

Некоторые из независимых в силу региональной специфики связаны сейчас или были связаны с криминальной средой, для которой АЗС и все виды деятельности вокруг них всегда были одним из основных источников доходов.

«Любопытно, что в Приморском крае указанные частные сети закупают в несколько раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности – это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными, к тому же, с местными властями», – отмечает Алексей Мухин.

Игорь Сечин говорит об «Октане» так: «У нее формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе. А объяснить ситуацию можно только одним – коррупция».

А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности, это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными, к тому же, с местными властями. С их помощью частные владельцы АЗС пытаются пролоббировать не только снижение оптовых цен, но и производство низкооктанового бензина АИ-80, который ВИНКи давно уже не продают и не производят, чтобы под видом этого топлива продавать свой суррогат. Ведь достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива, которое производится на «левых» НПЗ. В Приморье у того же Чубко, например, есть свой маленький заводик с романтичным названием «Голубая звезда».

Ведь что позволяет независимым держать низкие цены? Это в том числе торговля неучтенным бензином, фальсифицированным, некачественным. По оценке экспертов комитета по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), объем контрафактного и суррогатного моторного топлива на российском рынке достигает 60 %. Официальные данные Росстандарта более оптимистичны: доля суррогата на российском рынке сократилась в период с 2009 года по настоящее время с 28 до 11 %. При этом продажи суррогатного топлива выявляются тем же Росстандартом на каждой восьмой АЗС. Минэнерго России в неофициальных беседах говорит, что доля контрафакта составляет около 30 %. В РСПП говорят, что в розничном звене наибольшее число нарушений приходится на небольшие «местные» сети (до пяти АЗС), а также бензовозы, оборудованные под передвижные АЗС. Наиболее распространенное нарушение в мелкооптовой и розничной торговле – фальсификация, когда вместо запрашиваемого топлива на деле вам продадут его более дешевый и менее качественный аналог.

Итак, что же мы имеем? Именно независимые толкают вверх цены на бензин – они не подчиняются ФАС и могут перепродавать топливо, которое им вынуждены продавать по низким ценам вертикально интегрированные компании. При этом независимые, чтобы увеличить свои продажи, не брезгуют торговать суррогатами и контрафактом.

ВИНКи, которые готовы некоторое время даже работать себе в убыток, давно пытаются унифицировать правила игры на розничном топливном рынке, предлагая различные варианты взаимовыгодных условий ведения бизнеса для всех.

Та же «Роснефть» выдвинула целый ряд предложений. Среди них – перенос акцизов с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации, попутное создание качественной системы идентификации производителя топлива, возможность введения механизма плавающих ставок акциза на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть.

«Это, к примеру, должно существенно снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены. То есть рынок станет гораздо более прогнозируемым, «прозрачным» и т. д.» – говорит Мухин. Справедливым будет и более равномерное распределение нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка – каждая компания может направлять на переработку не менее 17,5 % добываемого сырья. И в идеале должна это делать: добывая 520 млн тонн нефти в год, Россия потребляет 90 млн (это и есть 17,5 %). Выполнив такое условие, компании помогут избежать пресловутого дефицита, это и есть простое решение проблемы.

Но региональные участники рынка начинают банальный шантаж и властей, и своих коллег– ВИНКов, угрожая забастовками, нарушением баланса поступления топлива на рынок и на производства, а это никуда не годится.

Причем этот шантаж проводится на тех площадках – вот где Приморье опять «прорастает», – на которых сегодня идут весьма чувствительные для федеральной власти предвыборные процессы.

«При этом ВИНКи априори – «системные игроки», у них нет противоречий с федеральной властью, да и с региональными властями возможные противоречия, как правило, сводятся на нет», – напоминает Мухин.

И ВИНКи предлагают адекватные меры по снижению цен, вполне себе рыночного, цивилизационного свойства. «Так что было бы странно, если бы федеральная и региональные власти сейчас пошли на поводу у шантажистов, которые опосредованно настаивают именно на повышении цен для конечного потребителя», – говорит политолог Алексей Мухин.

Редакция «ФедералПресс» / Юлия Литвиненко

СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

НКО рассказали Осипову, как "отшивают" чиновники обратившихся за помощью общественников

 Встреча Александра Осипова с представителями некоммерческих организаций началась довольно спокойно. Наверное, потому что  первым слово взял заместитель министра труда и социальной защиты, Евгений Казаченко. Доклад был долгим, ровным и гладким, с обилием численных показателей. Гордиться и вправду есть чем:  в 2018 году в конкурсе президентских грантов участвовали 78 забайкальских НКО. Из них 21- выиграла. Александр Осипов, напротив, не увидел в этом повода для радости.  Александр ОСИПОВ,  временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края:  Конечно,  у коллег, как и в любом другом докладе, выглядело все оптимистично. Сумма грантов ,которые получили НКО : 21 миллион 400 тыс рублей в 2017 году, 42 миллиона в 2018 году.  Но для такого большого края суммы маленькие. И ставить надо планку принципиально другую , идти надо в сторону миллиарда, полутора.  Что  мы можем сделать, если будем бороться не за 10-ки миллионов, а за сотни миллионов рублей. Затем слово дали общественникам. Оказалось, все не так радужно, как написано в докладах чиновников. В частности, абсолютно непонятно, как распределяют помещения под НКО, сколько их, каковы условия получения площадей. Лариса Заборина работает психологом в центре сопровождения детей с проблемами в развитии. Вот уже 6 лет она вынуждена снимать помещение за свои деньги. Помощи от властей- никакой. Лариса Заборина, председатель некоммерческого фонда, психолог:     Приходишь  в городскую администрацию, говоришь :"Здравствуйте! Спрашиваю: А существуют ли какие-то меры поддержки?- "Конечно! теоретически они существуют"- "Что нужно сделать?"-  "Нужно собрать пакет документов". Ну, ,конечно, мы собираем большой пакет документов. Ты его отдаешь, и где он? Никто не знает. Ты приходишь, и тебя то- туда , то сюда. Приходишь в следующем году, говоришь : "А можно нам какую-то имущественную поддержку?" Говорят:"Можно!" Вот такой пакет опять собираешь. И что? И где? Председатель союза десантников Павел Поляков с высоты своего опыта дал совет некоммерческим организациям: вообще ничего и никогда не ждать от чиновников. Павел ПОЛЯКОВ, председатель союза десантников и ветеранов войск специального назначения:  Вы поймите , это чиновники!  Они сидят на окладе , они не пошевелятся. Тем более у них процедура известная : приходишь, спрашиваешь, где документы?- "Так а Мария Ивановна в отпуск ушла" Александр Осипов остался недоволен таким положением дел. И поставил ряд задач перед чиновниками. А представителям некоммерческих врио порекомендовал не сдаваться и продолжать бороться за президентские гранты. Действительно, а на что еще на деяться? Александ ОСИПОВ, временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края:    Все-таки мы будем совершенствовать меры поддержки. Обязательно будем работать, что бы небездушные люди помогали вам.   С нашей стороны необходимо, чтобы были доступны фамилии, имена, телефоны, часы работы, когда люди со стороны правительства могут принять, рассказать что в какие сроки нужно сделать, помочь взять за руку и провести через все процедуры.  Гуля Алхасова, Евгений погорелый, ЗабТВ

Новости -

Таксисты Читы сменили баранку на посох деда Мороза и приехали в детскую онкологию

Сегодня эти машины на несколько часов отказались от заказов. Привычные шашечки на крыше сменили вот такие - праздничные и новогодние. Да и повод есть, причем очень даже серьёзный. Таксисты Читы уже не первый раз приехали с подарками к детям, которые встретят 2019-ый год не дома, а в больнице. В отделении онкологии. Ребятня увидела своих волшебников из окна и сразу же их узнала! Чтобы порадовать своих маленьких друзей водители не только купили подарки и шары, но и сами облачились в костюмы Деда Мороза и Снегурочки. А вот и долгожданная встреча! Новоиспеченные волшебники волнуются больше, чем сами дети.  Ренат КАДЫРОВ, таксист:  "Решили их просто поддержать духовно. Как видите каждый наш приезд на ура. Как говорится в душе у нас радостно. Честно говоря, не кривя душой. Чисто от души вот так помогаем. Вообще мне кажется, любой бы так поступил". Игорь ТАБАЧНИКОВ, таксист:  "Мы конечно поддерживаем, чтобы у них было здоровье, чтобы они радовались. Видите сколько у них счастья. Они просто наши дети! У нас в России дети все наши! Все наши! Мы поддерживаем. И нам радостно на душе. И дети веселятся. и мамам радостно, что мы есть, что мы помогаем".    Оксана ЧЕРНОУСОВА, таксист:  "Я бы хотела просто взмахнуть волшебной палочкой, чтобы они все стали здоровыми и выписались из этого учреждения".   Свои подарки дети выбирают вместе с новогодними гостями. Здесь есть все, о чем мечтали эти мальчишки и девчонки. Но главное в этой истории, конечно же, вовсе не игрушки и сладости. А понимание того, что о тебе помнят. И заботятся вот эти - совсем незнакомые взрослые люди.  Галина АБДУЛАЕВА:  - "Очень радостно, что для нас такие мероприятия делают. Очень приятно нам. У детей сейчас очень хорошее настроение. И очень рады всем".  - "Что пожелаешь всем тем, кто рядом сейчас?". - "Самое главное здоровья. Чтобы всего чего они хотели в жизни добились".    Тамара ШТЕФАН:  "Спасибо тебе большое Дед Мороз за подарки!".    Оксана ГУРУВА:  "Праздник конечно замечательный. И очень приятно когда кто-то кроме тебя может твоего ребёнка поздравить. Дети получают здесь такие эмоции. Для них это исполнение маленьких, но желаний. Ребятишки заказали каждый, что он хотел. Так ждали этого дня, так радовались! Это праздник. У детей праздник. Это то, что сейчас, здесь нашим детям очень необходимо".  Кстати, в этот раз к таксистам присоединились и простые пассажиры. Случайно услышав клич об акции по рации, читинцы оставляли деньги для детских подарков. Поэтому если вы увидите такое такси на улице - не сомневайтесь. Оно самое что ни на есть волшебное. Как и его водители.    - "Детям я желаю всего хорошего, чтобы были хорошие оценки, чтобы всё было хорошо, а главное - здоровье!"   - "Желаю в этом году хорошего настроения, улыбок. Чтобы все мечты всегда сбывались. Ну и конечно же здоровья, а мамам терпения". С Новым годом!  Наталья Протоковская, Евгений Погорелый, ЗабТВ.