16 декабря, воскресенье, 18:38
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Читинский аэропорт. Я бы назвала его именем Бекетова

Екатерина Бронникова / Общество, 17:29, 30 ноября /
Читинский аэропорт. Я бы назвала его именем Бекетова
Фото: polet.me. Автор неизвестен

Аэропорт… С него начинаются перемены в жизни – командировки, отпуска, переезды, новые встречи и знакомства. Именно воздушная гавань встречает тех, кто впервые прибыл в Забайкальский край. Именно она становится сладким приветствием для тех, кто прилетел домой. По сути, аэропорт – визитная карточка города и региона. Их по нему, как по одежке,  встречают… 11 ноября стартовал общенациональный проект «Великие имена России», где жителям нашей страны предлагалось переименовать 47 самых крупных аэропортов своей необъятной Родины. К сожалению, международный аэропорт Читы «Кадала» по условиям программы не попал в проект. Однако корреспондент Заб.ру решила выяснить, как бы хотели наречь читинцы воздушную гавань столицы Забайкалья.

А наречем его…

Общенациональный проект «Великие имена России. Время признаний» предложил жителям всех уголков страны присвоить 47 самым крупным аэропортам Российской Федерации международного и федерального значения с совокупным пассажиропотоком более 170 миллионов имена известных соотечественников, внесших значимый вклад в развитие и становление России, в том числе получивших мировое признание. При этом деятельность обладателей имен-претендентов должна быть связана с литературными, музыкальными, художественными и другими культурными достижениями, научными и географическими открытиями, военными победами, общественными преобразованиями, промышленным и экономическим развитием. Имена-победители, которые в дальнейшем будут присвоены подходящим под условия проекта воздушным гаваням, определяются путем народного голосования. Итоги будут обнародованы 4 декабря.

На мой взгляд, очень важно, что в положении о конкурсе организаторы отметили: «приоритетным критерием выдвижения имен претендентов в каждом конкретном городе или субъекте России должна быть их историческая связь с данной территорией». Ведь в каждом регионе есть свои любимые и значимые для него личности.

В соответствии с новым указом президента Владимира Путина, присвоенное объекту имя выдающегося деятеля «не является составной частью установленного наименования географического объекта» и не влечет за собой изменения уже установленного наименования. Предполагается, что присвоение имен будет осуществлять президент по представлению правительства. В свою очередь, предложения о присвоении имён географическим объектам должны будут вноситься в правительство Общественной Палатой по итогам общественных обсуждений.

Но вернемся к читинскому аэропорту. Мне, как журналисту и человеку, болеющему авиацией, немного обидно, что забайкальцы не смогли принять участие в проекте и выбрать имя для своей родной воздушной гавани. Почему?

Авиационный край

Начнем с того, что у Забайкалья интересная и насыщенная авиационная история. Именно в Чите в 1904 году для усиления боевого потенциала наших войск в русско-японской войне на месте, где в настоящее время располагается аэродром «Черемушки», по распоряжению императора Николая была сформирована 4-я воздухоплавательная рота. Она стала первым в России воздухоплавательным подразделением, которое выполняло реальные боевые задачи в военных условиях. 

Здесь же, в Чите, в 1910-м состоялся первый в Забайкалье и второй в России показательный полет пилота-самоучки Ивана Виноградова на самолете французского производства «Блерио». Летательный аппарат пилот посадил на тогда еще строящийся ипподром Читинского бегового общества, где сейчас располагается Мемориал боевой и трудовой славы забайкальцев и часть микрорайона Октябрьский. Это было значимое событие для российской и для международной авиации. В связи с этим в 2004 году памятную табличку с надписью «Именно в этом районе в августе 1910 года читинский механик, пилот-самоучка Иван Виноградов совершил первый полет в Забайкалье на самолете «Блерио» установили на ныне действующей Читинской государственной заводской конюшне с ипподромом им. Х. Хакимова. Так регион решил увековечить вклад «простого мужика» в развитие авиации.

Отдельного внимания заслуживает факт создания в 1938 году в Чите 30-й школы пилотов-истребителей. Располагалась она на аэродроме «Черемушки». Одним из первых учеников школы стал летчик-герой Алексей Маресьев, больше известный как герой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Вместе с ним осваивал летное искусство и будущий герой СССР Григорий Онискевич, чьим именем в забайкальской столице названа улица.

А вообще, у «Черемушек» своя захватывающая история. Или как вам тот факт, что когда-то на единственном в России, располагающемся на территории города озере Кенон когда-то был гидроаэродром? Так и хочется закричать от восторга: «С ума сойти!»

Хочется вспомнить имя Марии Геталло, которая была парашютисткой в читинском аэроклубе. Ушла на фронт, где тогда еще молоденькую девушку зачислили в экипаж пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Самолет применялся на суше и над морем, выступал в роли тяжелого истребителя и «разведки». Машина не для девочек! В 45-м под Берлином самолет был сбит. Пилот и штурман погибли, Мария спаслась, но осталась без ног. После войны Мария Геталло вернулась в родной город.

...Или первого дипломированного пилота России Михаила Ефимова, попавшего в Забайкалье «по распределению» и совершившего в 1910 году первый в России рекламно-демонстрационный полет.

В Чите много улиц с имена известных летчиков-героев – Виктора Рахова, Григория Онискевича, Николая Горбунова, Алексея Брызгалова… На территории города три действующих взлетно-посадочных полосы – аэропорта «Кадала», военного аэродрома «Черемушки», спортивного аэродрома ДОСААФ. И у каждой свой жизненный путь, своя летопись.

На территории Забайкальского края базируются четыре авиационных эскадрильи – армейской, штурмовой и истребительной авиации. У каждого из них также своя интересная история. Например, штурмовую авиацию края уже нельзя отделить от монгольской истребительной эскадрильи «Монгольский арат», истребительному полку недавно присвоили звание «Гвардейского». 

Хочется рассказывать еще и еще… Жаль, что объемы и задачи статьи не позволяют.

Слово забайкальцам

Но вернемся к проекту «Великие имена России. Время признаний».

20 сентября 1932 года была создана аэростанция, где производился технический осмотр и заправка самолетов бензином, маслом и водой. Экипажам были созданы условия для отдыха. Полеты тогда выполнялись на участках Москва-Иркутск/Хабаровск-Владивосток. Двумя годами позже открылась прямая воздушная трасса Москва-Владивосток через Читу. «Кадалой» - аэропорт стали называть в советские времена по топонимическому признаку. Поселок, где пустила корни воздушная гавань, был одноименным, поэтому никого не удивило, что новую авиаструктуру окрестили именно так. 

И немного фактов, сыгравших огромную роль в становлении и развитии аэропорта:

- 1952 год - построено новое здание аэровокзала;

- 1953-1959 годы - читинские авиаторы уже выполняют международные рейсы в Китай и Корею;

- 1980 год – запущены прямые рейсы по маршрутам Чита-Омск-Москва-Омск-Чита и Чита-Новосибирск-Москва-Новосибирск-Чита;

- 1993 год – началась реконструкция аэропорта в соответствии с программой развития тогда еще Читинской области и Удоканского месторождения;

- 1994 год – введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса, соответствующая международным нормам ИКАО и предназначенная для обеспечения полетов воздушных судов нового поколения отечественного и зарубежного производства. Тогда же закончена реконструкция здания международного аэровокзала и читинскому аэропорту присвоен статус международного;

- 2003 год – отмечается прирост внутренних авиаперевозок.

За период с 2005 по 2015 год количество обслуженных в аэропорту пассажиров выросло с 118 077 до 313 793. Ежегодный прирост пассажиропотока в среднем составил 10,6%.

Сегодня аэропорт может принимать все современные воздушные суда. Возможности «Кадалы» позволяют обслуживать до 240 рейсов в сутки на воздушных судах типа Boing- 737 и Airbus-320. Инфраструктура обеспечивает выполнение полного спектра услуг для авиакомпаний и пассажиров.

Для того, чтобы узнать, как читинцы относятся к проекту и под каким именем хотели бы видеть наш аэропорт, я вышла на улицы города. Отмечу сразу, о «Времени признаний» знали немногие, поэтому приходилось «развивать мысль» буквально на ходу. Итак, за день, выделенный для опроса, удалось побеседовать с 60 забайкальцами. Вот результаты! 

Именем: джазмена Олега Лундстрема – 8 человек; нерчинского купца, владельца сереброплавильных заводов Михаила Бутина – 4 человека; актера Александра Михайлова – 4;  декабриста Никиты Муравьева – 9; основателя Сибири Ермака Тимофеевича – 1; именем погибшего забайкальского матроса Алдара Цыденжапова – 3; актера Юрия Соломина – 7; известного снайпера Семена Номоконова – 10; конькобежки Людмилы Титовой – 1; поэта Георгия Граубина – 2; летчика Григория Онискевича – 4; основателя города Нерчинска Петра Бекетова -7; космонавта Владимира Титова – 4. Кстати, я бы, пожалуй, тоже предложила имя Петра Бекетова. Тогда еще 1 голос за него.

На вопрос «Почему вы хотели бы поддержать проект «Великие имена России. Время признаний» Читинка Евгения Протасова ответила, что «переименование аэропорта позволило бы обратить внимание на историю края, города. Кому то, возможно, это стало приятным открытием». Местный житель Дмитрий Александров считает: «Было бы интересно. Имя известного культурного или исторического деятеля более на слуху у россиян. Декабристов знают практически все. «Кадала» – не дает представления об истории и культуре края. Даже называя, например, собеседнику из Красноярска, что в Чите аэропорт имени Петра Бекетова, уже можешь заинтересовать его - «а чем так дорог Забайкалью Бекетов, что решили аэропорт назвать его именем?» Агинчанке Баире Дондоковой «было бы просто приятно, если бы главный забайкальский аэропорт носил солидное имя». Татьяна Ерофеева из Балея считает, «если бы наш аэропорт участвовал, большинство жителей высказали бы свое мнение». «В общем, это было бы свежо и полезно для нас стать частью масштабного  российского проекта. - убеждена она. - Это могло бы сплотить забайкальцев, узнать много нового об истории и именитых людях нашего края». Сложно не согласиться с опрошенными!

Почему я из всего услышанного выделила эти четыре мнения? На мой взгляд, они убедительны. Подобные проекты и площадки должны появляться в жизни россиян. Это уникальный шанс вспомнить историю своего региона и рассказать о ней другим. 

P.S. Всего несколько часов осталось до окончания голосования на сайте. Возможно, какие-то воздушные гавани из 47 участвующих совсем скоро обретут новые имена. В утвержденный финальный список конкурса вошли 124 кандидата разных исторических эпох и родов деятельности. Пока самая высокая активность отмечается в разделе аэропорта Симферополя – всего за него проголосовали почти 212 тысяч человек. Тюмень, Уфа, Самара, Мурманск, Минеральные воды сошлись в грозных баталиях. 

КОММЕНТАРИЕВ: 36
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1056900
    Надо называть если что, в честь кого-нибудь из забайкальских летчиков-героев, которых у нас в крае было достаточно- и в Отечественную войну, и позже..., их имена увековечены на Мемориале, а народ , к сожалению, зачастую их и не знает, поэтому и не предлагает.
    Ответить
    1
    0
  • 1056701
    Имени Гантимура
    Ответить
    1
    0
  • 1056013
    Поддерживаю Митрича с его предложением, кроме того предлагаю название для городской свалки, в честь выдающегося деятеля ККИ- " Читинская городская свалка имени Ильковский"
    А так же можно участок, в котором очистные сбрасывают фикалии, на реке Читинская, назвать " пролив Ждановой"
    Ответить
    5
    1
  • 1055726
    Предлагаю очистные сооружения назвать именем Анатолия Михалева. Очень достойный человек.
    Ответить
    13
    0
  • 1055714
    атаман семёнов если-что тоже не плохо
    Ответить
    0
    7
  • 1055700
    аэропорт Ингода - прекрасная мощная речка - как сила духа наших людей
    Ответить
    1
    4
    • 1056041
      Переплюйка, вонючка или помоевка тогда уж
      Ответить
      2
      0
  • 1055617
    Ну и назвать именем Леонида Ильича Брежнева! Начинал проходить военную службу в Песчанке рядовым. Прошёл всю войну, окончил её генералом. Участник Парада Победы. Посещал Читу и после, будучи руководителем страны. При его руководстве страной Чита превратилась не по названию, а по состоянию в город. Запущены КСК, Станкозавод, Автосборочный, Силикатный, развит Машзавод, построена практически вся сегодняшняя Чита: драмтеатр, кукольный, Филармония, все Дома культуры, практически все больницы и поликлиники, санатории и курорты, всё массовое многоквартирное жильё и бесплатно, а не по ипотеке или за деньги, передано горожанам, да и сам этот аэропорт.
    Ответить
    12
    3
  • Отзыв автора "маря ванна" был удален за нарушение правил комментирования
  • 1055002
    спускают власти, а население ведется на это. Отвлекают, как тупого охотника бегущего за белкой: белка спряталась - а охотник и забыл зачем бежал.
    Ответить
    10
    4
  • 1054895
    Нормальные люди своими действиями украшают всё вокруг себя, а не переименовывают (навешивают ярлыки). Помню небольшой местный аэропорт Уктус, Когда Кадала была международным аэропортом. Тогда жители Уктуса выстроили трамплин, с которого стартовали великие чемпионы. Даже на лыжах для годовалого малыша красовалось это название. Теперь это солидное предприятие. А у нас - край голословных прожектёров, умеющих только втаптывать в грязь настоящие дела. Просто удивительно, как эти кланы власть захватили, да и СМИ туда же. Читинец прав: с такими СМИ и правительством всё, что попадает в эти руки, в том числе и результаты реального труда каждого и нас так и будет вылетать в бездонную дыру невежества и прожектёрства.
    Ответить
    12
    0
  • 1054887
    Назовите его просто дыра!!! Что бы люди знали куда прилетели!!!
    Ответить
    16
    5
  • 1054886
    Как не назови его как была тут дыра так и останется, а аэропорт как был убогим таким и будет
    Ответить
    15
    3
  • 1054864
    Давайте назовем именем летчика Маресьева он учился в Черемушках.
    Ответить
    8
    9
  • 1054877
    Семёна Номоконов,Алдара,Цыденжапова,Евгения Эпова,Тогона Санжиева,Базара Ринчино. Они коренные жители этой земли и Герои. Зачем какой-то ... бикетов ...
    Ответить
    10
    15
    • 1054883
      Это невежество и святотатство: на ушедших в иной мир навешивать даже не принадлежащее им, когда и принадлежащее-то (тело) оставили здесь. Возможно, жадности мародёра и нужно было, как знать.
      Ответить
      3
      2
  • 1054846
    Пусть и остаётся - Кадала. Сочно, точно и местно. При чём здесь какой-то защитник дружка - п....ла (по свидетельству "Жития протопопа Аввакума"), умершего от п.....поя в Томске и похороненного за церковною оградою. Власть мародёров решила воздвигнуть его на пьедестал далёкой Читы. Пусть там и остаётся в память о периоде безвременья и беспредела. Чем Кадала хуже Кольцово, Толмачёво и Шереметьево, Уктуса и прочих? Там были эти сёла. Никто их не переименовывал. Кадала и точка!
    Ответить
    18
    5
    • 1054896
      "Кадала" переводится с бурятского языка как "спрятанный" Теперь понимаю что там спрятали)))
      Ответить
      3
      0
      • 1054905
        Вот именно "клад". Пока нет этому кладу достойного наследника в легендарном краю целебных источников, волшебных грязей, чудесной природы и открытых душой людей. Но всему своё время. Слишком много иждивенцев, нахлебников по натуре. Но когда-нибудь ветры времени выдуют всю эту шелупонь и останется только весомое с собственным стержнем, т.е. душой. И не надо будет гадать да выдумывать негативное.
        Ответить
        3
        0
  • 1054836
    Чепуха и вредительство эти переименования. Отвлечение народа от наиболее острых вопросов текущей жизни. От бедности, от дикой разницы в доходах бедных и богатых, от той же пенсионной реформы. Нате вам косточку, пообсуждайте. Лично меня вполне устраивает наименование "Аэропорт Чита".
    Ответить
    23
    0
  • 1054825
    Аэропорт имени "Продления пенсионного возраста" - и фюреру и канцлеру понравится!
    Ответить
    12
    4
  • 1054819
    Есть в Москве Внуково, Домодедово, Шереметьево. В Сибири - Толмачёво, Кольцово. Предлагаю читинский аэропорт назвать Безнадёгово...
    Ответить
    12
    6
  • 1054816
    Аэропорт В. В. Путин, после этого сразу жизнь изменится
    Ответить
    6
    6
  • 1054810
    А я бы назвала его именем Алдара Цыденжапова.
    Ответить
    4
    23
    • 1054931
      Типа, когда загорится самолет, прибежит алдар и потушит, спасая 300 пассажиров!?
      Он и на карабле случайно попал, а уж здесь ...
      Ответить
      5
      5
      • 1055032
        Ты про самолёт упавший на Синайском полуострове? Или ТУ упавший в Черное Море с ансамблем Александрова на борту? Наверное очень радовался тогда?
        Ответить
        2
        0
    • 1054865
      ага пусть люди языки поломают
      Ответить
      3
      3
    • 1054855
      Это ещё большая глупость.
      Ответить
      4
      2
  • 1054753
    Назвать именем Игоря Слепцова. Он больше всех вместе взятых помог развитию Аэропорта.
    Ответить
    0
    14
  • 1054752
    Чья была идея реконструировать аэропорт? Гениатуллина! Кто его реконструировал? Югославы. Предлагаю именовать Генниатуллин-Тито!
    Ответить
    6
    4
    • 1054784
      А чего не ГГееннииааттууллиинн?
      Ответить
      6
      0
  • 1054733
    Аэропорт нужно назвать именем Анатолия Дмитриевича Михалева, как старейшего (во всех смыслах) мэра Читы. Это будет глубоко символично. Да будет так.
    Ответить
    14
    9
  • 1054739
    Только не этого бикетоава. Кто такой вообще? Существовал ли на самом деле? Лучше именем героя-снайпера Семёна Даниловича Номоконова.
    Ответить
    15
    6
  • 1054676
    Это вход в задний проход. И выход из него.
    Ответить
    17
    6
  • 1054673
    Бекетов в районе Кадалы портянки перемотал и все его заслуги
    Ответить
    28
    5
    • 1054783
      Так там и опрашивали, на Кадале. Насмешили. Аэропорт - вокзал для пассажиров города Читы. Поэтому "Михалев!"-все знают точно.
      Ответить
      6
      3
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

В забайкальских деревнях катастрофический уровень безработицы

«Моду» на профессии диктует развитие горнодобывающей промышленности. Краю нужны мастера проходки шахты и инженеры. В сфере здравоохранения кадровый голод тоже пока не утолен - необходимы и врачи, и медсестры. Но в городе ситуация с недостатком « рабочих рук» еще не такая катастрофическая, как в селах.    Инна ЩЕГЛОВА, заместитель министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края:  "У нас дисбаланс на рынке труда происходит на протяжении нескольких лет. Это связано с тем, что большинство вакансий заявлено на территории городов. В свою очередь большинство безработных сосредоточено в сельских населённых пунктах, либо в районах, которые имеют наибольший уровень безработицы - это Шелопугинский, Александрово-Заводский, Калганский районы. Там сосредоточено наибольшее количество граждан, которые не имеют профессии и специальности".    Статистика такова, что более 60 процентов забайкальцев, состоящих на регистрационном учёте вообще не имеют профессии, а в некоторых случаях даже не окончили школу. Центр занятости дает шанс это исправить. Курсы повышения квалификации помогут получить необходимые знания. А какую же зарплату обещают тем, кто ищет работу?    Инна ЩЕГЛОВА, заместитель министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края:  "Профессия водитель автомобиля - чуть больше 20 тысяч рублей, каменщик - более 25 тысяч рублей, повар - в районе 20 тысяч рублей . Есть и выше. Вакансии по профессии повар есть 50 и 60 тысяч рублей. Машинист бульдозера или экскаватора с очень высокой заработной платой. Мастера проходки шахт - 40 - 60 тысяч рублей".    Вхождение нашего края в дальневосточный федеральный округ открывает новые возможности в поиске работы.    Инна ЩЕГЛОВА, заместитель министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края:  "Регион развивается. У региона новые амбициозные задачи. Сейчас совместно с министерством экономического развития прорабатывается национальный проект по развитию малого и среднего предпринимательства - возможность заняться собственным делом. Вместе тем есть точки, в которых развиваются инвестиционные проекты. Вахтовый метод тоже никто не отменял".  Наталья Протоковская, Анастасия Шадрина, ЗабТВ.

Новости -

Забайкальцы считают, что СМИ нельзя запретить критику власти

Арест на 15 суток за неуважительные материалы о власти в интернете и СМИ могут ввести в России. За дезинформацию, угрожающую общественному порядку, грозит штраф. Соответствующий законопроект предложил сенатор Андрей Клишас. По мнению сенаторов, принятие предлагаемого законопроекта будет способствовать выполнению СМИ своей основной функции - предоставлению обществу достоверной, полной и объективной информации.  - "Почему это нельзя власть критиковать? Она же выбранная власть. И хорошее и плохое выбирать, что лучше для народа".  - "Мы живём в правовом государстве. Свобода слова! Где эта свобода слова? Хотят зажать всё это. Ну наверно очень удобно так жить - с рабами. Чтобы молчали, знали своё место, никуда не высовывались. Ни о чём не спрашивали. А СМИ на то СМИ, чтобы информацию доносить до масс".  - "Критика нужна. Всю жизнь критиковали. Я так думаю. Они слуги народа. А мы не знаем, что они делают. Они должны встречаться с людьми, объяснять, что делают. Я своего депутата ни разу не видела. Пускай с народом общаются больше".  Мы выяснили, что критика власти если и допускается в СМИ - то её цель не опорочить, а побудить к действию чиновников. Чтобы увидели реальные проблемы и начали их решать. Данный законопроект по мнению опрошенных нацелен на защиту интересов власти, а не её народа.  - "Боятся, прикрывают одно место. Боятся критики в свой адрес. Поэтому такой законопроект и хотят принять. Наказать неугодных".  - "Это побуждение для чиновников. Я думаю не вправе запрещать СМИ.  - "Это конечно не правильно, хотят для того, чтобы молчали все, не высказывали своё недовольство".  - "Ну значит боятся. Что ещё-то сказать? Нужно же критику принимать и делать выводы и исправления".  Наталья Протоковская, Евгений Погорелый, ЗабТВ.