23 февраля, суббота, 04:40
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Куда катится этот мир?

Афиша, 11:45, 7 декабря 2018 /
Куда катится этот мир?
Скриншоты с официального трейлера фильма

«Хроники хищных городов» - эпический стимпанк от Питера Джексона, автора киносаги о Средиземье, вышел в мировой прокат. И это единственная большая премьера недели. Тот сравнительно редкий случай, когда все крупные киностудии заранее признали свою неготовность конкурировать с большим блокбастером и отказались назначать даты выхода собственных картин на начало декабря. Как результат, альтернатив у намеревающихся выбраться нынче в кино немного: либо предпочесть фантастический эпик Джексона, либо один из пары сравнительно заурядных отечественных фильмов. Оправдана ли оказалась такая боязнь конкуренции? Есть все основания полагать, что да. 

У «Хроник» имеется целый ряд неоспоримых преимуществ перед большинством снятых в этом году фильмов для широкой аудитории. Первое и главное – визуальная составляющая. Смотреть такие картины стоит именно на больших экранах. Слово «спецэффекты» мало годится для описания того, чем вам предстоит впечатляться два часа в режиме нон-стоп. Думаю, никто не сомневается, что режиссёр «Властелина колец» умеет устраивать визуальные пиршества. И всё же, сколь бы завышенными ни были ваши ожидания, готов предположить, что фильму удастся их в полной мере оправдать. Он выглядит так, словно стоит миллиард долларов. На самом деле - в десять раз меньше. К прочим достоинствам ещё вернёмся (равно как упомянем и о недостатках), но начнём с другого конца.

Приключенческий фантастический роман «Смертные машины» британца Филипа Рива, вышедший в далёком 2001 году, мировым бестселлером никогда не был и определённую популярность снискал лишь после того, как стало известно о намерении знаменитого новозеландца его экранизировать. Жанр книги – остросюжетная постапокалиптическая антиутопия, на фоне которой у юных героев, в том числе, случается и первая любовь. Можно без труда перечислить с полдюжины куда более нашумевших литературных сериалов такого рода. Как, впрочем, и сериалов вообще. И неважно, что большинство из них увидели свет позже книги Рива. Сюжет, по факту, не оригинален, если не сказать - избит. Однако ключевой особенностью именно «Смертных машин» является время и место событий. 

Действие разворачивается в третьем тысячелетии, спустя многие века после глобальной войны, в мире гигантских механизмов, воздухоплавания, чадящих труб, аристократических излишеств, сословных условностей и прочей эстетики в духе викторианской Англии, романов Жюля Верна и Герберта Уэллса. Такое ещё называется стимпанк.

Настоящей моды на стимпанк, как жанр фантастики и специфический дизайнерский стиль (чего стоят только очки-гоглы), никогда не существовало. Переменным успехом он пользуется уже более полувека, но популярен лишь в узком кругу ценителей. Впрочем, также весьма почитаем фанатами японского аниме. Совершенно очевидно, что автор книги вдохновлялся, в том числе, культовым мультфильмом Хаяо Миядзаки «Небесный замок Лапута» 1986 года, хотя далеко не только им. Об источниках вдохновения - ближе к концу, а пока разберёмся со стимпанком в кино. 

Наиболее заметной такого рода работой в новом тысячелетии стал фильм «Золотой компас» с Николь Кидман и Дэниэлом Крэйгом, вышедший ровно за 11 лет до «Хроник хищных городов» - день в день. При солидном бюджете 180 миллионов долларов он собрал в прокате 372 миллиона, а, значит, отбился, но дохода киностудии не принёс (не секрет, что примерно половина сборов достаётся кинотеатрам и прокатчикам). Это также была экранизация британской фантастики для подростков, но скорее в жанре антиклерикального фэнтези. Стимпанк же оказался лишь антуражем и не особо спас довольно неоднозначную картину. Конечно, если бы продюсеры осмелились тогда экранизировать книгу до конца, всё могло обернуться иначе. Но они не осмелились. 

Немногим лучше обстояло дело с другими фильмами, которые можно с условной натяжкой причислить к стимпанку. Ведь и «Ван Хельсинг», и «Братья Гримм» апеллировали скорее к мистической драме «Сонная лощина» Тима Бёртона, нежели к эпохе дирижаблей и паровых машин. Вывод неутешителен: настоящего стимпанка в голливудском исполнении мы до этого момента попросту не видели.

Справедливости ради, следует отметить, что «Хроники хищных городов» - это не чистый стимпанк, а одна из его разновидностей – дизельпанк. Steam – по-английски «пар», но именно паровых двигателей в фильме нет. Однако, чтобы не вносить лишнюю путаницу, вернёмся к более распространённому названию. Да и типичные для обоих случаев сюжетные клише не слишком различаются. В «Хрониках» требования жанра полностью соблюдены. Как заведено, в наличии сословное общество, где простые работяги вынуждены тяжким трудом зарабатывать на хлеб, а аристократы, блестяще устроившиеся в реалиях капитализма, жаждут ещё большей власти, устраивают тайные заговоры и вынашивают планы мирового господства посредством загадочной технологии. Это мир, где пиратство и работорговля сосуществуют рядом с романтикой и самопожертвованием, а надежды человечества связаны с избранником судьбы, которым движет благородство и, возможно, любовь.

Традиционный для стимпанковских сюжетов конфликт идеалистов от прогресса и рвущихся к власти заговорщиков происходит в Лондоне, который в буквальном смысле колесит по просторам диких земель, некогда звавшихся Европой. Нет смысла критиковать фантастическую идею гигантских городов, движущихся на огромной скорости. Не так уж важно, возможно ли это в принципе - с точки зрения экономики или сопромата. Гораздо любопытнее увидеть метафорой чего является данный художественный образ. А это недвусмысленная аллюзия к современной рыночной глобализации. Слияние и поглощение в мире безжалостных крупных корпораций, утечка мозгов и квалифицированной рабочей силы в крупные мегаполисы, исчезающие деревни и малые города… И даже если кто-то свободолюбивый не желает идти на поводу у тенденций мирового глобализма, глобализм однажды сам приходит и забирает то, что считает своим. 

Книга Филипа Рива о 15-летних подростках. Но Питер Джексон справедливо решил, что уместнее доверить дело борьбы с тиранией хищных городов персонажам едва ли не вдвое старше. «Обезображенное» лицо главной героини, которая по книге лишилась, в том числе и глаза, в фильме выглядит чрезвычайно мило. И это оправданная метаморфоза. Книга была явно ориентирована скорее на юношей, а у фильма теперь будет куда больше поклонниц-девушек, которые смогут без труда ассоциировать себя с любой из героинь. Да и в целом, эстетически мир фильма существенно отличается от представленного в книге. Но всё это только на пользу упомянутому уже визуальному пиршеству.

Главного героя Тома Нэтсуорти играет британский актёр Роберт Шиэн, наиболее известный по роли чванливого красавчика-острослова из сериала «Отбросы». Наверняка, найдутся многие, кто решит, что артист не справился с задачей и не сумел в полной мере показать, как меняется мировоззрение юноши, который ещё вчера был восторженным фанатом движущихся мегаполисов, но внезапно переметнулся в противоположный стан. Не меньше сложностей с пониманием мотивации дочери главного негодяя, которого играет обзаведшийся бородой Хьюго Уивинг (король эльфов Элронд, он же агент Смит). Но не похоже, что всё это недостатки актёрской игры. 

Скорее уж претензии следует адресовать постановщику-дебютанту Кристиану Риверсу, который ранее работал художником по спецэффектам, раскадровщиком и помощником на площадке большинства фильмов Джексона, и даже заполучил «Оскар» за «Кинг-Конга». Нельзя сказать, что протеже не справился, но и безупречно не получилось. Вероятнее всего нас ждёт «режиссёрская» версия, которая всё расставит по своим местам. И, что характерно, многие захотят картину пересмотреть. Также никто не запрещает прочитать первоисточник, а он теперь, наверняка, станет настоящим бестселлером.

Из прочих особенностей фильма, за которые его можно поругать, не опасаясь раскрыть важный спойлер, отмечу не слишком выдающийся саундтрек и две с половиной шутки за два часа. Одна даже смешная. В целом темпоритм повествования выдержан умело. Есть несколько динамичных боевых сцен, а также масса реминисценций, заставляющих во время просмотра вспоминать то «Терминатора», то «Безумного Макса», то вторую часть «Властелина колец». А ещё, конечно, «Звёздные войны». Кстати, они на этот раз в декабре не вышли, и теперь абсолютно понятно почему. 

Возрастное ограничение фильма 12+, но не факт, что любому 12-летнему стоит такое смотреть. Особо впечатлительного ребёнка может напугать количество насилия, крови и мрачного драматизма. Если сравнивать с тем же «Властелином колец», тут всего этого ощутимо больше. Однако подросткам постарше, которые такое любят, фильм непременно понравится. Да и взрослому зрителю вовсе не будет скучно. Найдётся даже над чем поразмыслить… Хотя, можно этого и не делать - богатейшая визуальная составляющая не даст заскучать, а несколько внезапных поворотов сюжета сделают времяпрепровождение достаточно захватывающим. 

Подводя итог, ставлю фильму оценку 7 из 10, смело ожидаю сиквел (который можно и не снимать – концовка вполне логичная), а также готов предположить, что «Хроники хищных городов» породят новую волну интереса к незаслуженно обойдённому вниманием стимпанку. 

Владимир Свечников

Расписание сеансов в читинских кинотеатрах смотрите в Афише Заб.ру

КОММЕНТАРИЕВ: 4
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1057296
    А вот рецензия занимательная.... сходить захотелось.
    Ответить
    3
    0
  • 1057006
    Сходил на премьеру(( абсолютная бездарность, начиная от сценария заканчивая игрой актеров. Деньги выброшены на ветер...
    Ответить
    8
    1
    • 1057083
      Фигня фильм
      Ответить
      4
      0
  • 1056972
    УРА! На Забмедиа рецензии вернулись!
    Ответить
    2
    0
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

Начальник федеральной Авиалесоохраны ничего не слышал о заказных поджогах леса

 Так будет выглядеть Забайкалье во время всего пожароопасного периода. Пугает август. Территория края почти вся в огне. С неутешительным прогнозом прилетел в Читу начальник Авиалесоохраны Виталий Акбердин.  Виталий АКБЕРДИН, начальник ФБУ «Авиалесоохрана»: Прогноз плохой. Вы, наверное, и в позапрошлом году, и в прошлом году смотрели, как мы делаем прогноз. Мы не берем его из головы. Не только по данным Росгидромета, но и по данным других источников. Почти 80 процентов совпадает. Не буду говорить много, видно, что все месяца - стоит красный.     За тушение лесных пожаров в Забайкалье отвечают сразу несколько ведомств: Забайкалесхоз, читинская «Авиабаза», при угрозе населенным пунктам подключаются МЧС, «Забайкалпожспас», и другие. Наладить их взаимодействие- главная цель приезда Виталий Акбердина. И тут без совместных учений не обойтись. Проверка готовности служб состоится 5 и 6 марта. Озвучили Виталию Акбердину и проблемы. Недостаточно вертолетов МИ-8, не хватает парашютистов. При норме 362 человек - в штате читинской Авиабазы – всего 220 десантников, причем половина из них временные работники.    Виталий АКБЕРДИН, начальник ФБУ «Авиалесоохрана» : У вас не хватает народу. При высокой горимости, вы тушить не сможете. Оперативности нет, вы не выполняете показатели госпрограммы.  С начала февраля на территории края зарегистрировано более 500 термоточек. Пугаться не стоит. Это – профилактически отжиги. Причиной уже настоящих пожаров являются люди. Пал сухой травы, переход огня от населенных пунктов на земли лесного фонда. А вот про заказные поджоги забайкальских лесов в Москве и вовсе никогда не слышали.  Виталий АКБЕРДИН, начальник ФБУ «Авиалесоохрана»: Заказные поджоги , у нас такого нет. Есть неосторожное обращение с огнем. Есть виновные, которые выловлены на месте возникновения пожара. Человек ,наверное ,20 наказаны по всей России. А пожаров было по стране более 10тыс. О каких заказных поджогах вы хотите сказать, я просто не знаю.      Гуля Алхасова, Евгеницй Погорелый, ЗабТВ.  

Новости -

Врач в наручниках: ЗабТВ готовит специальный репортаж о наказаниях для медиков

 История Игоря Машукова, хирурга Петровск-забайкальской районной больницы, облетела всю страну. После проведенной операции его пациентка почувствовала себя плохо. Виталий Изотов, Ольга Землякова, родители погибшей: «Никто внимания не обращал. То, что у нее гемоглобин упал, что у нее давления не было – никто на это не обращал внимания. Она все время жаловалась, что у нее сильно болит спина. Мало того, что шрам кровоточит, еще и сильно болит спина. Она у нас в гробу красивее лежала, чем там, в хирургии. Заходила медсестра какая-то, стали говорить ей, что спина болит. Машуков распорядился, чтобы дали ей второй матрас. От неудобной кровати синяк и кожа нежная».  Позже выяснилось, что у женщины было кровотечение. Повторного оперативного вмешательства Ирина уже не перенесла. Врача признали виновным и приговорили к условному сроку. Машукову назначали 2, 5 года условно. Два года назад трагедия случилась и в Тунгокоченской районной больнице, где во время родов умерла 29-летняя женщина. Операция «кесарево сечение» стала роковой. Александр Гашков, главный врач Тунгокоченской районной больницы: "К данной ситуации привели, как минимум, десяток факторов. Невыполнение назначении врачей все-таки. Дело в том, что есть медицинская тайна, есть медицинская этика. Я не могу эти вещи комментировать" Врач, которая оперировала пациентку, была признана виновной. Но из-за истечения срока давности, уголовной ответственности ей удалось избежать.   Но такие случаи - скорее исключение, чем правило. Доктора ежеминутно спасают людей. И кроме них просить помощи пациентам больше не у кого.Но тем не менее сейчас медики ничем не защищены от бесконечных жалоб, заявлений, угроз. Дарья Юринская:  Пациент подает в суд на врача, суд выигрывает. Постоянные скандалы с этим связаны. Складывается ситуация что врач всегда виноват. Как к этому относитесь? - Большая часть жалоб, конечно, все очень сильно отвлекает от работы. Идет ответная волна. Написать объяснительную, дать ее начмеду и так далее. Прежде чем сделать заявление в прокуратуру, подойдите к врачу. Задайте ему вопрос. Процентов 90 жалоб решилось бы на этом уровне». Нападают на врачей не только морально, но и физически. Оказывается, рукоприкладство давно стало привычным делом в общении больного с врачом. Сергей УСКОВ - заведующий травматологическим пунктом городской клинической больницы № 1: «Такие ситуации – они не редки. У нас видимо граждане не знают законодательства. И на все наши разъяснения по- разному реагируют. Есть у нас положительные судебные решения в пользу врачей. В том плане, что оскорбление нецензурной речью медработника при исполнении служебных обязанностей, судами города Читы были привлечены эти граждане к административной ответственности с финансовыми штрафами. Судебное решение, по которому я в суд подавал на гражданина –это было 9-ое мая. Праздник всей нашей страны. День победы, святой праздник. Но люди видимо к каждому празднику относятся по-своему и некоторые перебирают с алкоголем. Мне порвали хирургический костюм, напали на меня. Нецензурно оскорбили».     Большой репортаж на тему медицинских ошибок и наказаний смотрите на будущей неделе. Не пропустите!                                                                                                                                                                                                                                   Дарья Юринская, ЗабТВ.