Только самолётом. Короткая дорога до Мензы

Екатерина Бронникова / Общество, 16:37, 15 февраля
Только самолётом. Короткая дорога до Мензы
Фото: Заб.ру/Е. Бронникова

Биплан ТВС-2МС оторвал шасси от взлетно-посадочной полосы аэропорта Чита (Кадала) в 10:22 по местному времени. Курс на практически отрезанное от цивилизации село Менза Красночикойского района. До населенного пункта «по воздуху» - два с половиной часа ходу, автотранспортом - в семь раз больше. Новый авиамаршрут Чита – Красный Чикой – Менза – Красный Чикой - Чита, «зеленый свет» которому в Забайкалье дали накануне, сродни манне небесной для местных жителей. Уж больно долго последние ждали, когда ж в небе появится маленький самолет.

Красный Чикой

До Красного Чикоя путь неблизкий – даже на самолете. Расстояние до населенного пункта «по воздуху» - 382 километра. ТВС-2МС его «сделал» за два часа 15 минут. Посадочную площадку Красного Чикоя видно издалека – четко прорисованную геометрию грунтовой полоски сложно спутать с каким-то другим объектом наземной инфраструктуры. Припорошенная снегом, она ровным ковром легла под шасси самолета.

Посадочная площадка в Чикое расположилась на месте бывшего аэропорта. Полоса развернула свое полотно там же где порядка 20 лет назад так же, как и наш сегодняшний ТВС-2МС, приземлялись самолеты. А вот от здания аэровокзала даже рожек не осталось – одни ножки. Бетонный фундамент… Основная загрузка на этом маршруте приходится на сегмент Красный Чикой – Менза и обратно. К всеобщей радости местных, помимо ТВС-2МС до Чикоя летает «чех» L-410 - компания выполняет еще 2-3 рейсов –  в неделю.

Еще до вылета из Читы удалось поговорить с жительницей Красного Чикоя. Женщина рассказала  Заб.ру, как добирались чикояне до краевого центра и обратно до запуска авиарейсов.

- Мне приходится часто в командировки в Читу ездить и, соответственно, потом добираться обратно домой, в Чикой. Раньше до Петровск-Забайкальского поездом, потом три часа на вокзале ждешь маршрутку. Вы представляете, что значит, в Петровске три часа зимой на вокзале сидеть? Это ж почти, как на улице ждать. Сейчас самолетом удобно, - поделилась собеседница портала.

Нашу крылатую машину встретил комендант посадочной площадки Михаил Андреевский. Он же сопроводил ее до места стоянки воздушного судна, роль которого выполняла асфальтовая «заплатка» времен советской эпохи. Обменявшись с экипажем технической информацией, комендант дает разрешение на взлет. И снова белоснежное полотно взлетно-посадочной полосы той же ровной материей легло под шасси. Взлетели. А впереди нас ждало село Менза, жители которого неизбалованы транспортными изысками, им до райцентра приходится добираться «на чем получится». Поэтому неудивительно, что шанс улететь на самолете они не хотят упускать.

Новая жизнь знаменитой «Аннушки»

Глубоко модернизированную версию известного всем Ан-2 – ТВС-2МС Забайкалью презентовали в мае 2018 года. Авиакомпания «Аэросервис» отдала на «перепрошивку» один из своих бортов Ан-2. Воздушное судно стало участником проекта ремоторизации Ан-2 в ТВС-2МС, в ходе которого вместо поршневого двигателя АШ-62ИР в самолете был установлен турбовинтовой «движок-американец» Honeywell TPE-331-12 мощностью 1100 лошадиных сил.

Что это дало самолету? Ремоторизация Ан-2 привела к улучшению его летно-технических характеристик. Другими словами, силушки у воздушного судна стало больше. Увеличилась крейсерская скорость и максимальная высота полета. Длина разбега по взлетно-посадочной полосе, по сравнению с собратом-«кукурузником», сократилась в три раза. Поэтому ТВС-2МС быстрее набирает высоту, быстрее «покрывает» расстояния, более экономичен в использовании. Кроме того, самолет стал более комфортным, теплым, также в нем усилена шумоизоляция. И еще ряд других изменений.

Забайкальской региональной авиакомпании самолет «влетел в копеечку».«Аэросервис» приобрел ремоторизированный биплан по договору лизинга, который был заключен на 7 лет. Стоимость воздушного судна составила около 85 млн рублей. С учетом лизинговых условий, компания выплатит заемщику более 100 млн рублей. Почему авиакомпания выбрала ТВС-2МС?

- Существует промежуточная экономия прямых издержек, вызванная переходом на использование авиационного керосина. Самолет Ан-2 летает на авиационном бензине, стоимость которого сегодня 134 рубля за  килограмм - в размере около 7 тысяч рублей в стоимости летного часа. Это все уйдет на гашение лизинговых платежей. Полноценного эффекта экономии от перехода на ТВС-2МС не ожидается. Переход на использование ТВС-2МС обусловлен желанием уйти от использования авиационного бензина и превентивными мерами по обеспечению безопасности полетов, вызванными ухудшением взлетно-посадочных характеристик самолетов Ан-2 из-за  снижения эксплуатационных параметров двигателей АШ-62ИР после прохождения капитальных ремонтов, - пояснили мне в компании-перевозчике.

14 января 2019 года авиакомпания получила от Росавиации разрешение на выполнение на самолете ТВС-2МС коммерческих воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов. На сертификацию ушло более полугода работ по оформлению разрешительной документации. До этого самолет имел спецификацию к сертификату, дающую право эксплуатировать воздушное судно на авиационных работах - санавиация, лесоавиационные работы так далее. Теперь же у забайкальцев на маршрутах, где эксплуатируется ТВС-2МС, появилась возможность быстрее и комфортнее, чем на Ан-2, добраться до отдаленных уголков нашего края.

Приятным моментом стало обнуление ставки НДС на пассажирские перевозки для регионов ДФО с 1 октября 2018 года. Оно позволило снизить тарифы на эту услугу и по региональным авиамаршрутам. Другими словами, стоимость билетов стала меньше на 18%. Например, если раньше билет на рейс Чита-Газимурский Завод стоил 3500 рублей, сейчас его цена составляет 3180 рублей. Или Чита – Краснокаменск был 2500 рублей, стал – 2273, Чита – Юмурчен был 3000 рублей, стал 2545 рублей. Иными словами, возможность долететь из одного населенного пункта края в другой самолетом стала более доступной для населения региона.

Менза

От Красного Чикоя до Мензы всего-ничего 107 километров – порядка 30-40 минут лету. Как говорится, только взлетел, а уже пора садиться. Ну, всего-ничего – это самолетом. Путь же автомобильной дорогой в 230 километров может отнять от 5 часов до нескольких дней времени. Здесь кому как повезет…

С неба видно, что небольшое село схоронилось среди могучих сопок. Вскрывшиеся наледи накинули на реку Менза приятный бирюзовый оттенок. Вон и первая в Забайкалье солнечная электростанция, открытая в январе 2015 года. Именно она стала постоянным источником электропитания для красночикойских сел Менза, Шонур, Укыр, тем самым улучшив качество жизни местного населения. А дальше… Все, как в большинстве российских сел: покосившиеся заборы и дома, разбавленные единичными добротными строениями, сельхозтехника, выцветшая за десятилетия эксплуатации – новая не по карману. В общем, унылый, но вместе с тем какой-то уютный и умиротворяющий деревенский пейзаж.  

Еще в воздухе заметила, что самолет в деревеньке ждут. Ждут, но не предполагала, что так. Небольшая толпа людей замерла, наблюдая за маневрами ТВС-2МС. 

На грунтовую ВПП сели штатно. Пробежав метров 150, самолет остановился. Первой к воздушному судну подошла комендант посадочной площадки. О ней я расскажу ниже. Следом потянулись сельчане. Удивила искренняя радость мензян. Поначалу теряешься – то ли самолет вызывает такие эмоции, то ли факт его прилета. Как оказалось, и то, и другое.

Пока местные оккупировали самолет, удалось побеседовать с главой администрации сельского поселения «Мензенское» Нелли Арефьевой. Она рассказала, какие тяготы испытывает село, практические отрезанное от мира.

- Сначала на такси добирались до Красного Чикоя. Сейчас местный возит на УАЗике один раз в неделю. Стоимость поездки – 1300 рублей. Иногда люди добираются с теми, кто едет до районного центра по  своим делам. Если дорога хорошая, то время в пути составляет 5-6 часов, если плохая, можно и 10, и 15 часов ехать. Сейчас река «кипит», машины вязнут. Самое главное, что сотовой связи по дороге нет вообще. Если встал, то пока мимо кто-то не поедет, помощи не дождешься. Мы вот перед новым годом поехали на планерку в Чикой, машина вышла из строя. Хорошо, что зимовье неподалеку стояло. В нем и ждали, пока нас заберут, - поделилась проблемами моя собеседница.

Глава Мензы, характеризует состояние, сопровождающее человека при преодолении расстояния до Красного Чикоя «200 километров за 10-15 часов», как «неудобно очень».

Кстати, неудобно очень и из Мензы до Читы. До Чикоя «на перекладных», а там всяк по-своему. Кто до Петровск-Забайкальского сначала на маршрутке, а там до краевой столицы на поезде, а кто на автобусе с Чикоя до Читы. «Ну, хоть так уехать можно», - скажете вы. Конечно, «хоть так» тоже вариант. Но на дворе 21-й век, только новые технологии и возможности проходят мимо. Да и комфорта хоть какого-то уже населению хочется – неудобные стыковки между поездами и маршрутками  - сомнительное удовольствие.

- Надо бы сделать, чтобы хотя бы раз в неделю летал к нам самолет. Люди просят. Местные очень обрадовались, когда авиарейс запустили. И цена приемлемая – 1000 рублей. У меня внучка гостила три недели, в воскресенье улетела, - продолжила Нелли Арефьева. - Подписи собираем, хотим передать их Александру Осипову и районному главе. Нужен нам самолет. Сегодня, почему мало пассажиров? Все забоялись, что вдруг рейс отменится, и улетели в воскресенье.

Долго ли коротко

Вообще, развитие того или иного регионального авиамаршрута построено на взаимодействии Министерства территориального развития, муниципальных образований и авиакомпаний, чей технических ресурс – самолеты, вертолеты будет использован при осуществлении авиационных перевозок.

Все направления в Забайкалье, по которым каждый день разлетаются самолеты региональной авиакомпании, прошли свой путь создания и развития. Все начиналось с оценки перспективы открытия того или иного направления. Она производится, исходя из спроса населения на данную услугу. Решение этих задач ложатся на «плечи» краевого Минтера.

Схема, на первый взгляд, простая. Жители поселка/села выходят на администрацию муниципального образования с просьбой организовать авиасообщение с каким-нибудь населенным пунктом района. Последняя, в свою очередь, передает обращение в региональное Министерство территориального развития, которое уже начинает выяснять фактическую необходимость создания авиационного маршрута и наличие возможности выполнять полеты туда.

В последнем вопросе регион плотно взаимодействует с компаниями-перевозчиками, который в свою очередь, предоставляет Министерству данные о возможности выполнять полеты в предложенном для проработки направлении. В Забайкалье единственным перевозчиком выступает авиакомпания «Аэросервис». Именно ее «крылья» сегодня доставляют пассажиров в самые отдаленные уголки нашего края, часть из которых, не побоясь обидеть, можно назвать Богом забытыми.

- По сути, в вопросах загрузки рейса и спроса на те или иные направления мало что изменилось с советского времени. Востребованными остались те же районы, те же поселки и села, те же районные центры. Да, и, оценивая уровень жизни в этих населенных пунктах, загрузку на рейс приблизительно можно спрогнозировать. Если мы имеем техническую возможность, то мы готовы осуществлять пассажирские перевозки по заявленным направлениям, - рассказывает заместитель генерального директора «Аэросервиса» Павел Криницын.

Далее следует перечень работ, выполняемых на месте, где в перспективе должен садиться и взлетать самолет. Это и подготовка некатегорированных аэродромов, или, если по-простому, посадочных площадок, соответствующих определенным требованиям. Это и обучение комендантов тех самых площадок. Вообще, коменданты тоже недешевое «удовольствие» для муниципалитетов – именно они оплачивают их обучение. Однако без этих специалистов невозможно производство полетов на такого рода аэродромах. На одну «единицу» уходит порядка 100 тысяч рублей. Гранит науки «грызут» будущие коменданты в Иркутском тренировочном центре Росавиации. Учебный курс содержит следующие направления: аэродинамика воздушного судна, метеорология, авиаперевозки, авиационная безопасность, безопасность полетов и многое другое. Комендант отвечает за радиосвязь с экипажем, за «порядок» на взлетно-посадочной площадке. Казалось бы, комендант в селе, куда «кукурузник» летает раз в неделю, - ерунда. Ан нет. Отсутствие его в населенном пункте ставит крест на полетах.

Комендант Антонина Ефремовна

За авиасообщении в Мензе отвечает комендант посадочной площадки Антонина Лазарева. Работает с у удовольствием. А как иначе? 15 лет отдала авиации, будучи в советское время начальником мензенского аэропорта. «Все помню, ничего не забыла», - говорит она.

Рабочий день Антонины Ефремовны начинается рано. Когда по расписанию есть авиарейс, необходимо передать в Читу экипажу погоду, в 8 часов утра - пригодность аэродрома и количество пассажиров.

- Погоду определяю сама. Меня этому учили. Окончила курсы для комендантов в Иркутске. Ведь многое от метеоусловий зависит. Бывало, отменялись рейсы. И пригодность аэродрому проверяю сама. Хожу по полосе, осматриваю, если встречаются посторонние предметы или бакены намело, убираю их. Выписываю билеты, - рассказывает комендант Лазарева.

Полоска в Мензе новая. Аккуратно по краям распределена разметка. Желтизна дробленого камня перемешалась с белизною снега.

- Полоса отсыпалась. Много камня пришлось привезти. Хорошую сделали. Правда немного короче своей предшественницы, но это никак не сказывается на ее пригодности принимать самолеты, - поясняет моя собеседница.

Антонина Лазарева с грустью вспоминает времена, когда аэропорт функционировал, когда воздух сотрясал гул авиационных двигателей. Сегодня о том славном времени напоминает чудом сохранившийся остов здания аэровокзала да единственный авиарейс из Читы в Мензу и обратно: «Сначала Ли-2 к нам летал, потом Ан-2 начали. Аэропорт закрыли 25 лет назад. «90-е» прошлись  и по нему. Постепенно все стало разрушаться и приходить в негодность».

Комендант Лазарева искренне надеется, что когда-нибудь построят в селе небольшое здание аэровокзала. За пассажиров волнуется  – чтобы не мерзли на улице, а ждали прибытия и отправки рейса в помещении.

... Сегодня до Красного Чикоя полетели всего два человека – мама и ее малыш. Кстати, женщина также с радостью прокомментировала возможность добираться до «большой Земли» по воздуху.

- Как хорошо, что в Забайкалье появился этот авиамаршрут. Ехать с маленьким ребенком на машине до районного центра – мучение, - разоткровенничалась она.

ТВС-2МС мензяне проводили также радостно, как и встретили. Мы улетели, а они остались с надеждой, что обновленный биплан прилетит снова.

…Через 30 минут после взлета мы были уже в Красном Чикое. Там высадили мамочку с лялечкой и посадили четырех «до Читы». Два часа в воздухе и 16:33 наш самолет-трудяга приземлился в аэропорту краевой столицы. Всего семь часов нам понадобилось, чтобы преодолеть маршрут Чита - Красный Чикой – Менза – Красный Чикой – Чита. Собственно, об этом давно мечтали уставшие от происков бездорожья жители отдаленных сел и поселков!

Фоторепортаж к материалу смотрите в Галерее За.ру

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 0
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
До больницы за 1, 200 р. Таксисты -нелегалы заняли запрещенную парковку на вокзале
Общество -
До больницы за 1, 200 р. Таксисты -нелегалы заняли запрещенную парковку на вокзале

Первая полоса движения от Вокзала Чита-2 - излюбленное место таксистов, вот только парковаться тут нельзя. Но правила работают не для всех.  «На первой стороне постоянно стоят таксисты, нелегальные, которые или которые, я бы сказал даже – бомбилы они, не таксисты. Потому что у них и цены огромные, мне рассказывали знакомые, что до академии здоровья практически 1200 с людей они сдирают - Люди, которые лечиться приезжают, как я понимаю? - Да, приезжают, видимо люди, которые собирают последние деньги на лечение, районники, которые вот очень пугаются нашего города. Практически не могут сориентироваться и попадают вот к этим таксистам, и они с них сдирают такие бешенные деньги. Ну и смысл в том, что первая полоса запрещена вообще для движения легковых автомобилей, а они там стоят свободно уже практически десятилетиями. Я думаю, что ГИБДДэшники это все знают, просто чистой воды скорее всего коррупция., потому то кто-то от этого имеет - Ну они, стоят, никуда не уезжают - Да, они стоят – смысл то в чем – почему одним можно проехать на этот знак, стоять безбоязненно. Ну вот мы можем сейчас увидеть там таксистов, стоят. Вот особенно они встречают вот эти поезда дальнего следования - Вот сейчас в 09.11 будет поезд - Да. Владивостокский. Это до Москвы, особенно утром будет таксистов достаточно много и все они будут на первой полосе вот сейчас мы видим таксист пристроился под часами, никого не боится» «Здравствуйте - Здравствуйте - Извините, вопрос такой, а вам тут можно стоять как такси? - Можно - Можно? А у вас лицензия есть? - Да - Можете показать? - Зачем - Пресса, спрашиваем, у нас по обращению, что обычные такси не пускают и стоят разные - Нету с собой - Нету с собой? Но стоите все равно? - А сколько у вас будет стоить извоз до Академии Здоровья? - Рублей 200» «- А сколько у вас будет до Академии Здоровья доехать? - 350 - Сколько? - 350 - 350, а вам здесь можно стоять? - Нет - Нельзя? - А почему стоите? - Платим - Платите? - А кому платите? - ГАИ - ГАИ платите? - Да - Серьезно? - Да - И давно у вас продолжается такое? - Ну платим, да и все. Поймают оштрафуют и все - А ну штрафы платите? - Да штрафы платим, что уехать надо? - Да» «Скажите, а за сколько договорились уехать? - 200 - За 200? За 200. Стоять нельзя» Движение, да еще и остановка при запрещающем знаке. Впритык к пешеходному переходу. Один такой «заезд» для обычного водителя несет целый букет нарушений. Но не для избранных. С которыми особо даже никто и не борется. «Один раз за всю свою жизнь видел, что они их выгоняли. Это может быть рейд был какой-то. Вот две машины стояло – выгнали. Но, как правило, кончился рейд, через два-три часа, они опять стоят. На завтра опять стоят. Видимо они не боятся их или не трогают - Сколько штраф за постоять пот таким знаком? - 500 рублей, ну я помню мне как-то хвалился один таксист, я говорит три ходки делаю, три тысячи имею и все – больше не работаю. Ну 500 рублей, видимо раз в месяц заплатить это - Необходимый риск? - Ну это не большие деньги, он все это потом возьмет с пассажиров» Стоит признать – необходимость в транспорте, который расположен максимально близко к вокзалу, безусловно есть. Пассажиры с детьми, тяжелобольные, пожилые люди. Как правило именно они и попадаются на особый тариф. Алексей СТРЕЛЬНИКОВ, государственный судебный эксперт по ДТП: «Данный участок дороги является уже довольно таки продолжительно время проблематичным поскольку в данном месте пересекаются конфликтные точки пешеходов и водителей. Собственно, так называемые такси, хотя они не являются таковыми, но по факту постоянно стоят там и создают небезопасные дорожные условия. Прежде всего для пешеходов, а как мы знаем пешеходы являются самым незащищенным участником дорожного движения. Поэтому хотелось бы чтобы более часто там делали какие-то рейды наши коллеги из ГИБДД. Безусловно мы как со стороны общественности. Можем тоже дать какую-то свою оценку в этой части необходимости ну в целом на сегодняшний день небезопасно и не удобно как минимум» Кто же поставит финальную точку в этой истории про огромный тариф для особенно уязвимых? Забтв готовит запрос в ГИБДД, подробности в ближайших выпусках новостей. Вячеслав Бортницкий, Виталий Литвинцев, Николай Шунков. ЗабТВ

Куда купили билеты Сапожников и Ярилов, забыв про Суздальницкого?
Общество -
Куда купили билеты Сапожников и Ярилов, забыв про Суздальницкого?

 В троллейбусном управлении Читы – неожиданное пополнение! И, надо же! Сразу – шестерня и все богатыри! Именно столько новых муниципальных автобусов вышли сегодня на маршрут №17 сообщением «Верхоленская – Грэс» в Чите . Водитель Иван Вологдин такому прибавлению счастлив вдвойне. И людям хорошо, да и сам на работу устроился! Иван ВОЛОГДИН, водитель: «Автобусы хорошие, качественные. А что касается пассажиров: не все садятся, сомневаются: куда идем, как идем. А которые садятся- довольны тем, что салон хороший - удивлялись сегодня? - Да, спрашивали, чьи автобусы, кто запустил. - стоячих пассажиров не было сегодня? - нет, не было, Ну те которые вперед нам попались КСК, ГРЭС, те шли полными, мы отсюда шли. 17-й маршрут- один из самых длинных в Чите. Автобусы проезжают 14 остановок: Кафедральный Собор, Рынок, Пожарка, и конечно, ГРЭС. Кстати, транспорт предназначен и для маломобильных людей. Александр Сапожников, исполняющий обязанности сити-менеджера города, решил лично проверить как открывается пандус. Ну как лично…не без посторонней помощи, конечно. Александр САПОЖНИКОВ, и.о. сити-менеджера Читы:  «Водителю нужно выйти, опустить пандус – это какое-то время займет у населения. Я думаю, мы должны все-таки должны терпение проявлять . Маломобильные группы тоже должны ездить по городу. Очень удобно и комфортно. Иван ВОЛОГДИН, водитель: Все - равно это же будет не каждый день, не каждый час. Ну раз в неделю попадется, ну два раза. Стоимость проезда- 26 рублей. Оплачивать можно как картой, так и наличными. К слову, проехать зайцем в таком автобусе не получится. Перед водителем установлен специальный планшет, где отображается пассажиропоток: сколько человек вошло, сколько оплатило. Александр Сапожников рисковать не стал. Купил два билета. Себе и Евгению Ярилову. Александр САПОЖНИКОВ, и.о. сити-менеджера Читы: «Мы на сегодняшний день изучаем пассажиропоток. Конечно, это цена меньше, чем в транспорте маршрутных перевозок. Ну вопросов много, мы всех секретов не будем выдавать. Будем продумывать вопрос по льготной категории граждан. Евгений ЯРИЛОВ, глава городского округа «Город Чита»: «Чаще езжу на маршрутных такси. На автобусах такого класса езжу редко. Поэтому сегодня даже приятно, проехать в таком автобусе, красивом автобусе» Суздальницкому Сапожников билет не купил. Впрочем, безбилетному председателю комитета городского хозяйства это не помешало сесть на самое почетное место- и проехаться зайцем. Константин СУЗДАЛЬНИЦКИЙ, заместитель руководителя администрации, председатель комитета городского хозяйства: «Всего у нас до конца года в планах запустить на маршруты всего 42 автобуса. Мы определили 9 автобусов, по которым самое большое количество жалоб от населения. Охвачены будут КСК, ГРЭС- самое большое количество жалоб, микрорайон Сенная падь, сейчас пытаемся дорогу в нормативное состояние привести». Все автобусы получены в рамках дальневосточных субсидий. До нового года выйдут на маршруты и остальные 36 автобусов. Хочется верить, что простым смертным в них будет также комфортно, как сегодня - чиновникам. Гуля Алхасова, Евгений Погорелый, ЗабТВ.