Как вытащить край из инвестиционной ямы? – опрос Заб.ру

Анна Казак / Общество, 13:02, 18 марта /
Как вытащить край из инвестиционной ямы? – опрос Заб.ру
Использовано фото с сайта pixabay.com

Новость об одном из последних мест Забайкалья в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата обошла, наверное, уже всех, кто хоть как-то причастен к теме экономики и развития региона. Этот самый климат, по мнению экспертов, складывается из четырех основных параметров: качество предоставления государственных услуг, эффективность институтов для бизнеса, наличие и качество инфраструктуры и эффективность различных видов поддержки малого предпринимательства. О том, насколько регион отвечает вышеуказанным требованиям, и что нужно сделать для того, чтобы «инвестиционная погода» наладилась, Заб.ру рассказали забайкальские предприниматели.


Бизнес-омбудсмен Забайкальского края Виктория Бессонова:

Состояние инвестклимата в разных субъектах Российской Федерации отличается кардинально. Успех одного региона от неудач другого отделяет не только то, что делают в сфере инвестиционной привлекательности на этой территории, но и то, какие применяют подходы, какие используют инструменты. В связи с этим, считаю необходимым начать с системного изучения успешных подходов и инструментов с опорой на реально действующие практики.

Региону необходимы не только Инвестиционная стратегия, но и Отраслевые стратегии, принятые во исполнении общей. Такой подход позволит комплексно выстроить работу всех профильных органов власти края, направленных на достижение единых целей и показателей, определенных в Инвестиционной стратегии региона (опыт Тюмени). Обсуждение на систематической основе содержания и исполнения Отраслевых и Инвестиционной стратегий экспертными группами, проектными офисами, в состав которых входят, как исполнители, так и потребители мероприятий, обозначенных в документах.

Должны быть определены ориентиры кадровой политики. Так, кадровая потребность должна напрямую рассчитываться на основании бизнес-планов реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, ожидаемого синергического эффекта от их социально-экономических перспектив, а также на основании целей экономического развития региона. Прямое и косвенное влияние на количество и качество рабочих мест должно стать ключевым показателем эффективности проектов, инициатив, деятельности органов власти, в том числе контрольно-надзорных, органов местного самоуправления, органов, предоставляющих услуги, разрешительную документацию, имущество и землю.

Подчеркну и то, что фактический успех в работе с конкретными предпринимателями, инвесторами во многом определяется тем, как выстроена система взаимодействия и поддержки инвестиционной деятельности на местах. Нужно внедрить показатели инвестиционной эффективности на муниципальном уровне. Пока для местных властей поддержка предпринимательства не станет первоочередной задачей, позитивного движения в этом вопросе не будет. Обеспечение социальной повестки, так важной для местных властей, без бизнеса невозможно. В то же время у органов местного самоуправления должна быть реальная мотивация к поддержке бизнеса - налоги от предпринимательской деятельности в большей доле, нежели сейчас, должны оставаться в муниципалитетах, а не уходить в вышестоящие бюджеты. Это вопрос государственного подхода, налоговых и межбюджетных отношений. Улучшение инвестклимата – это задача, решение которой требует комплексного подхода и вовлеченности всех в этот процесс.


Президент Забайкальской Торгово-промышленной палаты Андрей Любин:

На базе Торгово-промышленной палаты мы собрали и обобщили основные проблемы, с которыми сталкиваются забайкальские предприниматели. Основной проблемой в нашем регионе, пожалуй, являются взаимоотношения с ресурсоснабжающими организациями. Естественные монополисты и искусственно созданные лидеры рынка, такие как ПАО «ТГК-14», ОАО «Читаэнергосбыт», СУЭК, ПАО «МРСК Сибири», по нашему мнению, допускают завышение стоимости на свои услуг, в частности, стоимости на техническое присоединение к сетям. В качестве проблемы развития бизнеса можно назвать и ситуацию перекрестного субсидирования монополистов. Более того, в этой ситуации Региональная служба по тарифам допускает нарушения при принятии нормативных актов.

Нам поступают обращения о бездействии Госинспекции, которая отказывается работать по обращениям бизнеса в случаях споров с ресурсоснабжающими организациями и ограничивается рекомендациями обращаться в суд. Получается, что при наличии надзорных органов единственный выход для предпринимателя – это дорогостоящий и длительный судебный спор. Есть замечания и к работе Трудовой инспекции: в сравнении с бюджетными и государственными учреждениями штрафы для бизнеса накладываются по спорным обстоятельствам. Мы предполагаем наличие в этой структуре планов по штрафам и «палочной» системы.

Больным вопросом для забайкальского бизнеса остается налоговая система. В настоящее время правительство РФ обсуждает новые программы Минвостокразвития по привлечению инвестиций на Дальний Восток, но в это же время на местах государственные органы, включая налоговые органы, делают реализацию инвестиционных проектов не только затруднительной, но и часто невозможной. Проблема заключается в доначислении налогов и сборов без учета влияния решения на дальнейшее существование субъекта проверки, что приводит к бегству юридических лиц и предпринимателей в другие регионы.

Мы уверены, что ситуацию можно исправить, прислушавшись к непосредственным участникам рынка и приняв во внимания наши рекомендации.


Председатель совета директоров племзавода «Комсомолец», член совета Забайкальской Торгово-промышленной палаты Валерий Нагель:

В последние два года бизнес стал чаще сталкиваться с давлением надзорных органов и силовых структур. У меня нет претензий к министерству экономического развития, институтам поддержки малого и среднего бизнеса – они работают: предоставляют гранты, льготные кредиты, консультативную помощь, - но этого оказывается недостаточно, когда надзорные органы могут забросать штрафами или приостановить работу на три месяца. Вмешательство же правоохранительных органов в работу предприятия – это почти всегда приостановка банковского финансирования, а вместе с ней и остановка всей работы предприятия. Мне кажется, что иногда в регионе имеет место быть недобросовестная конкуренция. Я считаю, что правоохранителям следует заняться теми, кто препятствует деятельности добросовестных предпринимателей. Даже отличная работа Минэкономразвития не улучшит инвестклимат, если надзорные и правоохранительные органы будут продолжать так работать.

Относительно инфраструктуры, в частности, в сельском хозяйстве, могу сказать, что ее нет. За последние 30 лет всё, что оставалось с советских времен, пришло в негодность: сейчас у нас нет ни хранилищ, ни подвижного состава, у нас нет техники, чтобы землю пахать, и теперь уже нет людей, чтобы всё это делать. Хотя, если задаться целью, всё это можно восстановить за 5 лет. Для того, чтобы исправить ситуацию, нужна политическая воля, финансирование и люди, которые все идеи воплотят в жизнь.


Предприниматель Лев Александров:

На одном из последних совещаний по инвестиционной привлекательности представили «дорожную карту» по поддержке малого и среднего предпринимательства. Мне удивительно было слышать, что у нас всё хорошо, в то время как была озвучена проблема недофинансирования Многофункционального центра, который должен был стать эталоном того, как надо работать с предпринимателями. Сейчас во многих структурах, нацеленных на поддержку малого и среднего бизнеса, предпринимателя перенаправляют в другие структуры, то есть принцип «одного окна» или хотя бы «одного этажа» не реализуется.

Для того, чтобы система поддержки в Забайкалье заработала, нужна персональная ответственность профильных министров за выполнение тех или иных решений. Без персональной ответственности, только одним функционалом, с проблемой не справиться.

С точки зрения развития инфраструктуры, необходимой для развития бизнеса, нужно в каждом случае смотреть индивидуально: есть организации, которым эта инфраструктура нужна, а есть те, кто нуждается скорее в методической и финансовой помощи. Сейчас всё развитие инфраструктуры и строительство упирается в Генеральный план города.


Предприниматель Элла Андреева:

Мы заняли одно из последних мест в рейтинге инвестиционной привлекательности, потому что у нас самые высокие тарифы на ресурсы (электроэнергия и тепло). Я писала на имя врио губернатора обращение, где привела сравнительные таблицы тарифов у нас и в соседних регионах. Я не понимаю, почему, при одних и тех же поставщиках электроэнергии и тепла у нас и в Бурятии тарифы кратно разнятся. Кроме этого, налог на имущество физических лиц по объектам, занятым в предпринимательской деятельности, у нас составляет 0,6%, в Бурятии – 0,3%, а в Иркутской области вообще не платят. При этом понижение ставки по налогу мы добились практически боем. Кроме этого, большое количество жалоб предпринимателей на проверки контрольно-надзорных органов. Из этого и складывается инвестиционный климат. Можно сеять всё, что угодно, но пока почва будет неблагоприятной, хороших всходов ждать не приходится.

Сроки согласования документации при строительстве, при выделении земельных участков, регистрации и других сделок бизнеса в Забайкалье значительно больше, чем в других регионах. В отношении инфраструктуры… А чем мы можем похвастаться? Хорошими дорогами? Или качественными социальными объектами? Отсутствие всего этого говорит об инвестиционном климате в регионе. Любому человеку хочется жить и инвестировать в бизнес там, где есть благоприятная социальная среда.


Руководитель торговой сети «Забайкальский Привоз» Юрий Бажин:

На протяжении всей своей деятельности – а это 30 лет – я наблюдаю падение экономики в регионе. Это началось с развалом крупных предприятий типа КСК. У нас были попытки открыть линейки производства конфет, макаронных изделий, но ни одно из них не прижилось – у нас выживают только производители скоропортящейся продукции, которую сложно везти из других регионов – это торты, пирожки и так далее, но это очень маленьких рынок. С приходом крупных сетей из Улан-Удэ, таких как «Абсолют», «Читинка», «Спутник», местные производители были вынуждены сократить объемы производства. Сейчас на наш рынок продолжают «заходить» сети из других регионов – «Хлеб-Соль» из Иркутска, «Светофор» из Красноярска, которые также будут продавать продукцию производителей из своих регионов.

Еще одна проблема – это высокие тарифы на электроэнергию. Наш регион является дотационным, и никакое производство здесь не будет развиваться, по-моему убеждению. Жители жалуются, что у нас «город торгашей», но мы тоже являемся «заложниками ситуации», – мы не можем конкурировать с другими регионами, потому у нас киловатт/час стоит 6 рублей. Я считаю, что ни один губернатор в этом не виноват – это условия, в которые нас поставило правительство России. Из этого вытекает инвестиционная привлекательность: ни один здравомыслящий предприниматель не будет открывать здесь производство.

Я думаю, что инвестировать в Забайкалье возможно только в горнорудную промышленность, но доходов от этих предприятий население края не увидит. Я приветствую появление здесь ТОРов – это облегчит жизнь некоторым предпринимателям, которые будут там работать, но в целом это экономическую ситуацию не изменит. Улучшения могут произойти только в том случае, если федеральный центр примет то, что Забайкалье – дотационный регион и будет помогать нам также как Чечне, постоянными дотациями, за счет которых будет повышаться заработная плата местных жителей.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 25
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1109384
    национализировать разграбленное с 90 годов заставить олигархию платить налоги как везде платят богачи это два и третье средства производства и недра должны быть только у государства не подлежащие продаже иностранцам ну и законы за коррупцию на уровень смертной казни и не только коррупционеров но и их родных будет порядок и страна в том числе и забайкалье вылезут из помойки инвестиций разворованных либералами и демократами.
    Ответить
    1
    0
  • 1098505
    На глупые вопросы умных ответов не бывает.
    Ответить
    2
    0
  • 1098476
    С нашими тарифами в заб крае мягко говоря
    Закроешься не успев открыться тут как будто другое государство
    Ответить
    2
    0
  • 1098261
    Больные люди. Чтобы вытащить из ямы страну, нужно сменить власть. Без этого ничего не будет.
    Ответить
    5
    0
  • 1098063
    Ищите дураков за четыре сольдо. В крае где 99 процентов жителей - бюджетники или работники торговых предприятий живут от зарплаты до зарплаты, где нет экономической стабильности, корупция просто сказочная. Цена на электричество последний аргумент.
    Ответить
    7
    1
  • 1097886
    - рспп - российского союза промышленников и предпринимателей, на котором присутствовал путин. были выступления министров и в том числе вице-премьера и министра финансов антона силуанова, который возмущался:
    - у нас в стране созданы все условия для зарубежных инвесторов, но никто не хочет вкладываться в нашу экономику. представители бизнеса не хотят возврата своих миллиардов из за границы.
    -----------------------------------------------
    - перед этим форумом рспп провел опрос среди представителей крупного бизнеса и они дали предельно ясный ответ:
    - ни в коем случае не пойдем на это, т.к. мы знаем, что почти во всех случаях государство при осуществлении совместных инвестиционных проектом считает наши деньги...
    ------------->>> собственным кошельком.
    нет доверия нашему государству и в ближайшее время не предвидится.
    Ответить
    18
    1
    • 1097922
      Ну, не знаю. Живу недалеко от Москвы. В моем маленьком по площади районе (Городском округе) более двух десятков довольно крупных заводов и фабрик из Франции, Швейцарии, Чехии, Германии, США. Все заводы и фабрики как работали, так и работают. Налоги они платят в бюджет района.
      Ответить
      2
      15
      • 1109388
        сборочных заводов уточняю а не полноцикловых в которых выпуск идет с листа ватмана и до колес на выезде.а сборочные заводы это главный признак колонизации страны с дешевой раб силой....
        Ответить
      • 1097936
        И мониторил цены на нарезной батон.
        Ответить
        17
        0
    • 1097893
      На этом можно заканчивать байки рассказывать, потому что, все становится ясно и понятно.
      Ответить
      10
      1
  • 1097842
    Кроме предлагаемых четырех основных параметров, по моему мнению, есть несколько еще более важных!
    Наличие (отсутствие в нашем случае) квлифицированной рабочей силы, спрос на продукцию (которую собрались производить), удаленность от рынков сырья и потребления продукции.
    Исключение вахтового метода работы производств. Если уж построили Быстринский ГОК и собрались там проработать 30 лет, то стройте поселок (город)!
    Только капиталисту нужна прибыль здесь и сейчас. Следовательно Забайкальский край не может быть инвестиционно привлекательным регионом, исходя из перечисленных условий.
    Почему процветает, на первый взгляд, торговля? Да потому что жрать и одеваться надо!
    Ответить
    13
    3
  • Отзыв автора "Устюгова Евгения" был удален за нарушение правил комментирования
  • 1097772
    Представляю, как наши местные сейчас недовольны. С приходом крупных игроков в продуктовом сегменте из других регионов, местные вынуждены ронять цены. И это хорошо для населения.
    Ответить
    5
    15
    • 1109389
      и где же это кто то цены уронил наоборот все вновь прибывающие делают цены и тарифы все выше и выше хотя может вы имели в виду размеры взяток уронили увы и они то же увеличились.
      Ответить
    • 1097835
      никто ничего не уронил!
      Ответить
      20
      0
  • 1097749
    Это ж надо, скока умных слов. Работать надо, а не "Обсуждать на систематической основе содержания и исполнения Отраслевых и Инвестиционной стратегий экспертными группами, проектными офисами".
    Если разогнать всех дармоедов из "экспертных групп, проектных офисов", а еще начнут работать те, кому положено контролировать тарифообразование (пощиплют своих друганов и родственников), только тогда может что-то изменится в этом краю. Да и то - едва ли
    Ответить
    11
    0
    • 1097771
      Чита - это город продавцов. Убрать из города военных и других бюджетников и продавать станет некому.
      В городе нет ни единого даже средней руки завода или фабрики (средним считается завод (фабрика) с числом занятых там от 1000 до 5000 человек). Покажите мне хоть одно такое предприятие в Чите.
      И дело совсем не в дорогом электричестве, как пишет Бажин, ибо в той Московской области кВт стоит примерно столько же.
      Все дело на мой взгляд в иннертности и некомпетентности именно местных властей. За десятки лет в крае не построено ни одного даже средней руки завода или фабрики.
      Как делать нужно было, причём без всяких ТОРОВ: Выделяются земельные участки, межуются. В его электрофицируется (желательно недалеко от ЛЭП). Стоит это сущие копейки, к примеру воткнуть один бетонный столб стоит 5,5 тысяч с установкой. Дороги прокладываются.
      В принципе все. Остаётся только зазвать инвесторов и в крае заберите жизнь. А это десятки тысяч новых рабочих мест.
      Ответить
      5
      15
      • 1109392
        лучше всего это расстрелять десяток чего изволите прислуг либеральной власти и все остальные начнут работать а не искать где бабло срубить не работая как удмурт например.
        Ответить
      • 1098085
        Столб поставить может и обойдется в 5,5 тыс. руб., но получение разрешения на подключение электрооборудования (технологическое подключение) не менее ста-трехсот тысяч рублей, для теплосети (отопления) и водоснабжения не менее 500 тыс. за каждое. А дальше арифметика пошла не в пользу предпринимателя и инвестора: налог на недвижимость, %% по банковским кредитам, плата за энергоносители и так далее и тому подобное. в Москве может быть и близкие нашим тарифы, только деньги и покупатели там другие (их там больше).
        Ответить
        7
        0
      • 1097930
        Деревянная не ошкуренная опора 10 метров в Чите на 2019 год стоит 4200 руб., СВ-95 приходится вести как минимум из Бурятии (10500 руб.), в Чите их не делают, завод в Антипихе на грани банкротства, или из удаленных регионов, там получится 5-6 тыс.руб., но вагонами.
        Где ты набредил 5,5 за опору ЛЭП? Она бушная дороже выходит.
        Ответить
        7
        1
        • 1098003
          работал в прошлом году в Подмосковье (Новая Рига). Прокладывали как раз ЛЭП к дачному поселку. Опоры покупали здесь: [ссылка] И это только стоимость самих опор. С доставкой и установкой один столб уходил за 20 т.р. Удмурту всё едино - что батон, что столб ж/б - цена 11 рублей
          Ответить
          8
          0
      • 1097839
        диванный экономист и теоретик удмурт разбушевался )))
        вы хоть что-то сами создайте в этой жизни,хоть лавку фруктовую ..
        Ответить
        12
        2
        • 1097844
          Фруктовая лавка не инвестиции. Это необходимо, но не поднимает экономику. К тому же этого барахла сегодня немеряно.
          Ответить
          6
          7
      • 1097779
        Чит. "...и в крае забурлит жизнь".
        Ответить
        1
        7
        • 1109393
          читу в ж...... такие вот удмурты и посадили с 90 годов диванные экономисты типа остапа бендера.
          Ответить
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Чем представители краевой и муниципальной власти занимались на озере Арахлей на протяжении 3 дней?
Политика -
Чем представители краевой и муниципальной власти занимались на озере Арахлей на протяжении 3 дней?

 Обсуждение новой концепции региона растянулось на целых 3 дня. Министры, руководители ведомств и муниципалитетов присутствовали на выездном семинаре «Перспективы развития Забайкалья!»  Александр ОСИПОВ временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края:    «Налаживается взаимодействие между краевым и муниципальным уровнем правления. Налаживается оно, в первую очередь, через личное знакомство, личные контакты. Понимание, кто и что за человек. Чем руководствуется, как правильно с ним можно решать стоящие перед нами задачи. По организации этого семинара, не буду скрывать. Потом чтобы дать обратные контакты. Есть интересные попытки, интересное желание пообсуждать серьёзные решения в нашей работе. Как заниматься бюджетным процессом в крае и муниципалитетах. Как развивать лесную отрасль, агропромышленный сектор, туризм».   Из выступления Александра Осипова можно сделать вывод, что на уровне власть имущих и народа пока нет взаимопонимания. Самые болевые точки в разных отраслях отслеживаются некачественно. Нет чёткой структуры.   Александр ОСИПОВ временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края:    «Мы составляли план социального развития, на который выделено 3 – 4 миллиарда рублей. Сегодня выявляется, что часть объектов стоит без проектно – сметной документации. И вообще не очень нужна. И похоже, что мы не со всеми с ними справимся. При этом есть гораздо более готовые объекты, с проектно – сметной документацией. Нужные или в аварийном состоянии, которые почему – то не включили в план. Я смотрю объекты 20 года, примерно такая же картина. На краевом или муниципальном уровне прослеживается на завтра».   Привели конкретные примеры, помимо плана социального развития, сюда же можно отнести и работу с многочисленными свалками. Вроде бы, даже составили специальную карту, но вновь и вновь появляются неожиданные сюрпризы.   Александр ОСИПОВ временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края:    «Сформировали пакет, что и каким образом нужно чистить по мусоркам на 20 миллионов рублей – первые, и 249 – вторые. А потом ко мне обращаются главы. У нас самая острая свалка! Дайте 800 тысяч! Я смотрю по спискам, которые составляли вместе, этой свалки нет. Ни в пакете на 200, не на 449».   Проблема разрозненности между властью и народом стоит довольно остро. Оказалось, что решение всё – таки есть. На семинаре состоялась презентация нового проекта "Голос забайкальца". Создатели считают, что избавиться от недопонимания помогут современные технологии.   Сергей МЕРКУЛОВ заместитель руководителя администрации губернатора Забайкальского края:  «Была озвучена проблема отсутствия эффективного инструмента коммуникации между гражданами и органами власти. Мы занимаемся разработкой подобной системы, на данный момент нами созданы информационный ресурс, который будет позволять, первое – принимать сообщения граждан о проблемах, второе – даст возможность давать рейтинги главам муниципалитетов. Люди будут делать оценку, отработанным сообщениям. Будет введён модуль инициативности, граждане могут предлагать инициативы, система будет их обрабатывать и преподносить органам власти».   Разбирали типичные ошибки, рисовали схемы, охватили все сферы. Самое главное, никаких официальных запросов, эту встречу можно смело назвать «без галстуков».   Андрей ГУРУЛЁВ и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края по ГО и ЧС:  «Слушайте меня внимательно! Я же тебя не перебивал, веди себя хорошо! Ставишь точки, где необходимо сделать. И на месте разбираешься, если чего – то не получается, звонишь мне, я прихожу, мы с тобой работаем. Договорились?"  Благоустройство, дорожные проблемы, госзакупки, проект «Забайкалье наш дом» и грядущий отопительный сезон. Одним словом, трёхдневный прямой диалог прямо на берегу озера Арахлей.  Юлия Седельникова, ЗабТВ