функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

ТОР: Не повторить судьбу предтечий

Владимир Тихомиров / Экономика, 13:11, 9 апреля /
ТОР: Не повторить судьбу предтечий
Удоканское месторождение меди - потенциальная площадка для создания ТОР. Фото: vprioritete.company

Вслед за высказанной обеспокоенностью Александром Осиповым по поводу возможных ошибок и просчётов при организации ТОРов в крае, с таким же заявлением выступил и Баир Жамсуев. И основания для этого имеются.

На бумаге пока гладко

Как выразился Жамсуев, в случае неосторожной реализации сценариев создания ТОРов может быть подорвана экономика региона, а одним из рисков может стать в целом ухудшение имиджа данного механизма. Именно это, по его словам, произошло с особыми экономическими зонами, «улучшенным вариантом» которых сейчас и являются ТОРы. Об этом говорит и Александр Осипов.

Трудно не согласиться, поскольку надежд, высказанных в связи с созданием в Забайкальском крае территорий опережающего развития в связи с вхождением его в Дальневосточный федеральный округ, у населения региона уже немало. Новый глава Забайкальского края Александр Осипов не жалеет красок, говоря о потенциале ТОРов, подчёркивая, что «теперь и в Забайкальском крае, используя экономические механизмы ТОРов, возможно в ближайшей перспективе создать хорошие рабочие места, чтобы люди были уверены в будущем, а предприятия, на которых они трудятся, были крепкими и конкурентоспособными».

Вчерне намечены и площадки, на которых планируется создание таких территорий. Первая перспективная территория - это «Северное Забайкалье», где реализуются два крупных проекта по освоению Апсатского каменноугольного месторождения и Удоканского месторождения меди. Вторая - так называемый, промышленный парк «Кадалинский» в Чите. Его направления - это малое и среднее предпринимательство и логистика. Третья площадка объединит несколько районов и будет ориентирована на переработку сельскохозяйственной продукции. Думаю, скоро мы узнаем и о других потенциальных площадках для создания ТОРов.

Ну, а полпред в ДФО Юрий Трутнев определил и алгоритм создания такого механизма: «Прежде всего идёт поиск инвесторов - и силами региональных администраций, и агентства по привлечению инвестиций. После этого мы должны убедиться, что эти инвестиции состоятся. Особенно в тех случаях, когда нам приходится тратить бюджетные средства для строительства инфраструктуры ТОРов». Он также отметил, что при крупном инвестировании государство страхуется и заключает специальные соглашения. Если же проект не реализован, то деньги, затраченные на инфраструктуру, возвращаются. Александр Осипов уже не раз говорил, что многие инвестпроекты утверждены в правительстве РФ, а всего их заявлено на 1,5 триллиона рублей.

Таким образом, теоретически с территориями опережающего развития всё ясно, дело «за малым» - практической реализаций. А вот здесь и нужно, как признают врио губернатора и сенатор от Забайкалья, исключить риски и учесть неудавшийся опыт с созданием на территории Забайкальского края особых экономических зон (ОЭЗ).

Наследница по прямой

В 2007 году в Читинской области всерьёз заговорили о необходимости создания на её территории двух особых экономических зон – в Чите и в Могочинском районе. Но кроме желания, надо было ещё предоставить серьёзные аргументы в пользу этого решения, защитить идею ОЭЗ в правительстве РФ. В то время в Москве прошёл первый московский международный форум и выставка «Особые экономические зоны в РФ – задачи, возможности, перспективы». Он был организован Минэкономразвития РФ, Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и Торгово-промышленной палатой России. Организаторы Форума ставили перед собой задачу выработать консолидированные решения, которые будут способствовать реализации государственной политики развития особых экономических зон, а также наиболее эффективному использованию средств Инвестфонда РФ.

В Чите ОЭЗ планировалось создать в районе Кадалинского промузла, где есть подходящая инфраструктура. Как раз в том районе в начале 1990-х годов была построена и даже какое-то время работала фабрика по изготовлению бриллиантов. Правда, очень недолго. В условиях сильного экономического кризиса, слабой платёжеспособности населения, эти «товары народного потребления» необходимым спросом не пользовались. И предприятие пришлось закрыть. Поэтому там планировалось возродить фабрику по производству ювелирных изделий. В этом же районе имелись деревообрабатывающие предприятия, цементный завод, предприятия по производству труб. Разработчикам ОЭЗ импонировало то, что продукция завода по производству труб большого диаметра – 142 мм - пользовалась большим спросом в нефтяной и газовой промышленности. Даже из городского бюджета планировалось потратить на создание ОЭЗ 53 млн рублей. Такую же сумму должен был выделить областной бюджет. Были предположения, что и федеральный бюджет не останется в стороне и выделит на это дело 106 млн рублей.

Предполагалось также, что первую скрипку в затратах должны играть резиденты зоны, они же инвесторы. Именно за счёт привлечённых инвестиций в Кадалинской ОЭЗ должны быть построены объекты инфраструктуры на сумму 212 млн рублей: теплосети, объекты водоснабжения, подъездные железнодорожные пути, автодороги, реконструированы сети энергоснабжения и проч. Примечательно, что вопрос о создании ОЭЗ, что называется, ещё висел в воздухе, а пресса уже сообщала, что наши китайские соседи уже готовы стать резидентами зоны.

Но… Как это часто бывает в нашем регионе, все идеи потонули в бесконечных согласованиях и плохой работе по привлечению инвесторов. К тому же на федеральном уровне отношение к ОЭЗ было настороженное. Напомним, глава контрольного управления президента Константин Чуйченко представил Владимиру Путину доклад, в котором говорилось, что за два года на 33 ОЭЗ в стране потрачено 186 млрд рублей (122 млрд из них - бюджетные средства), а налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд рублей. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн рублей – то есть в среднюю зарплату в РФ за 25 лет. По его словам, «несогласованность управленческих решений» приводит к «неэффективному использованию бюджетных средств» — вплоть до того, что работу десяти ОЭЗ можно прекратить досрочно.

Конечно, это вызвало резкую реакцию президента – в условиях огромного дефицита бюджета такая расточительность абсурдна. Поэтому Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегию работы ОЭЗ и ТОРов, а также обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмов их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания подобных экономических образований – по крайней мере, до разработки новых единых подходов к их созданию. Работа неэффективных зон на том и прекратилась.

Нужна продуманность, а не амбиции

Идея ТОРов, даже в условиях «опального» Сибирского федерального округа муссируется в нашем крае уже не один год.

В основном, напомним, амбициозные надежды на ТОРы в нашем крае концентрировались вокруг Краснокаменской промышленной зоны. И, как часто бывает в нашем крае, пропаганда и реклама данного проекта в значительной степени опережала возможности и проработку с федеральными властями. Информационная поддержка, конечно, нужна, но с самого начала кампании борьбы за Краснокаменскую ТОР было видно, что амбиции превышают возможности. Такое мы уже наблюдали не раз в нашем регионе – и в отношении разработки Удоканского меднорудного месторождения, и юго-восточного проекта, и многочисленных иных экономических и рекреационных зон. Почти все эти и другие проекты так и остались воздушными замками. И в данном случае замахнулись сразу на 20 инвестиционных проектов в рамках будущей Краснокаменской территории опережающего развития. Здесь и строительство комплекса по переработке пиритных огарков, и гидрометаллургического комбината, и крупного предприятия по забою скота и производству колбасных изделий на мясокомбинате «Даурский», и создание лесоперерабатывающего производства…

Всё это, конечно, было бы хорошо для края. Но руководители нашего региона явно увлеклись парадной стороной дела – оптимистические прогнозы из уст властей лились как из рога изобилия. Законодательное собрание края приняло постановления с рекомендацией о включении субъектов Байкальского региона в программу территорий опережающего развития, которое, с точки зрения депутатов, позволит Забайкальскому краю привлечь инвестиции федерального центра для улучшения экономического климата в регионе.

В Краснокаменске состоялось выездное заседании рабочей группы по модернизации моногородов при федеральной правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Оно прошло под руководством заместителя председателя государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», руководителя рабочей группы Ирины Макиевой. И тогда были даны очень оптимистические обещания насчёт включения отдельных районов края в ТОРы. Предлагалось провести реконструкцию канализационных очистных сетей и части энергетической инфраструктуры за счет финансирования из Фонда развития Дальнего Востока и Фонда развития и поддержки моногородов.

Но и тогда уже прозвучала мысль, что проекты как следует не проработаны. Много пара было использовано на гудок, а на двигатель его уже не хватало. Дипломатично Ирина Макиева отметила, что для того, чтобы запустить новые проекты, надо правительству региона подготовить информацию о них: сколько рабочих мест они образуют, какая новая инженерная инфраструктура для них нужна. Для того, чтобы стать ТОРом, нужно иметь устойчивые новые инвестиционные проекты. Договорились о том, что после того, как правительство Забайкальского края подготовит всю информацию о новых инвестпроектах с указанием объема инвестиций, участников реализации, будет скорректирована заявка на создание территории опережающего развития в Краснокаменске.

В общем, урок ясен и должен быть учтён при работе над ТОРами в нынешних условиях.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 11
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1136275
    ТОР- чёрная дыра. Но, поймут это в ЗабВО, как всегда, слишком поздно
    Ответить
  • 1109322
    Баир говорит всё правильно, но "запамятовал", что Свободную экономическую зону (СЭЗ "Даурия") с таким трудом "добытую" у Ельцина, Гайдара и Хазбулатова, мною и Эповым, по*рил (за год существования получила область 1 млн долларов США, но после загубили в зародыше) именно высший законодательный орган власти России, в которой Баир находился в должности заместителя Председателя Комитета. Все последующие ТОРы фикция. Борис Петрович
    Ответить
    4
    0
    • 1109395
      Неужели вы - тот самый Иванов???!!!
      Плохо хорошо ли, но СЭЗ функционировал, например, в Калининграде, где в начале нулевых собирали китайские машины Cherry. Вероятно не всё было сделано вами, либо человеком, именем которого вы здесь назвались.
      Но за уничтожение КСК благодарности от забайкальцев господину Иванову не снискать. Пусть живёт с миром в своем Кемерово.
      Ответить
      • 1109511
        Да. Это тот самый, но живу я не в Кемерово. О каком унижении мною КСК Вы пишете? Когда это предприятие попало в список потенциальных банкротов после отмены школьной и военной формы из отечественных тканей, а также иной продукции для военных (одеял , портянок и т.д.)и отъезда вьетнамцев, Администрация области пыталась спасти КСК, выкупив часть акций по номиналу. Однако собственники во главе с исполнительным директором (Краснов?) втихую демонтировали станки, продали (часть даже на металлолом) и сбежали. Не помню, чтобы трудовой коллектив возмутился и хотя бы поставил в известность органы власти и Прокуратуру. Тем более не попытались оспорить эти деяния руководства в суде. Так-что вините себя. Борис Петрович
        Ответить
    • 1109333
      А он тут при чем? Честно: вообще ничего хорошего про Баира сказать не хочу (нечего), но тут-то она от чем?
      Ответить
      0
      1
  • 1109224
    Помню, еще при гениатулине пытались организовать сборку белорусских комбайнов на машзаводе. Пивезли тела комбайнов в сборе, жатку и колеса отдельно. В цехе машзавода прикрутили колеса и жатку, сфотали, отрапортовали об успешной сборке. Поехали, а комбайн в ворота не проходит! Снова разобрали увезли на пашню и там уже без криков и помпы собрали. И на этом всё!
    Не забывайте уроков! Не гонитесь за призрачной славой! Думайте, что можно, а что нельзя сделать в нашем крае. И можно ли, в принципе!
    Ответить
  • 1109109
    Баир похоже понимает что вся эта история закончится полным пшиком, вот и подстраховывается, типа "а я предупреждал!" Что бы потом дистанцироваться от Осипова так же как он в свое время дистанцировался от Ильковского
    Ответить
    4
    0
  • 1109087
    предтеч, родительный множественного
    Ответить
    3
    0
  • 1109015
    Только разговоры. нужны дела фактические , а не на бумаге и совещаниях
    Ответить
    1
    0
  • 1108318
    да ид*тизм настоящий эти ТОРы, как то все эти преференции были уже в употреблении в 90-х, льготы для вновь открывающихся предприятий, я помню их использовал в 93-м году когда вынужден был идти в бизнес, все доходчиво регламентировалось, а сейчас вся эта баламуть создана для элементарной имитации бурной деятельности, и откровенного разбазаривания огромных бюджетных средств, кручу верчу запутать хочу, умные и порядочные люди поняли и не ведутся на этот ло*отрон.
    Ответить
    12
    1
  • 1108311
    Да ничего не будет!
    Всё это разговоры. Осипов уже пару раз обмолвился об утверждении каких-то планов развития! Разве мы это уже не проходили!
    Нужны реальные проекты с учетом спроса на конкретную продукцию и возможностей края, а не желалки и хотелки на уровне флэшмобов!
    Ответить
    15
    0
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Не слышу, не вижу, не говорю. Почему чиновники скрывают название подрядной организации?
Общество -
Не слышу, не вижу, не говорю. Почему чиновники скрывают название подрядной организации?

 Юлия СЕДЕЛЬНИКОВА корреспондент: «3 миллиона, выделенные на строительство дороги в посёлке Ивановка, убежали вместе с ручьём. Дорогу закрыли, поставили специальные знаки. Давайте попробуем подробнее разобраться в этой ситуации». Этот маленький участок дороги можно обойти пешком о за 5 минут. Но именно этот клочок земли очень нужен жителям Ивановки, а в особенности - перевозчикам. Ирина ЗВЕРЕВА: «У нас началась катавасия в прошлом году. Когда было наводнение, эту дорогу всю снесло. И у нас переправы не было. Снесло дорогу между Ивановкой и Застепью. Этот участок. И между Застепью и федеральной трассой». Если посмотреть на дорогу сейчас, то ручей находится прямо на ней, поверхность покрыта льдом. Обещания от представителей ЧернОвской администрации, в лице главы района Василия Турсабаева, жители слышали не раз. Баснословные деньги, целых 3 миллиона рублей, должны были лечь в основу ремонта, но их так никто и не увидел. Ирина ЗВЕРЕВА: «Нам представители Черновской администрации пообещали, что сделают нам дорогу, на неё выделили 3 миллиона. Дорога будет сделана. И будут делать мост, потому что тут ручей, и он разливается и потом получается наледь, ездить невозможно». После того как жители не смогли дождаться обещанной дороги, они попросили разрешения самим привести участок в порядок. Автобусы и маршрутки, наконец, начали ездить спокойно. Теперь не придётся делать круг в 9 километров, думали перевозчики и горожане. Однако вышло иначе. Ирина ЗВЕРЕВА: «В сентябре месяце нам решили обратно же сделать дорогу. Так как полагается. Мы ждали мост, как нам обещали. Но рабочих видели очень редко, как не посмотришь, трактор стоит, рабочих нет. Приехали, сказали что уже сделали. Но по факту снесли старую дорогу просто чуть - чуть насыпали, пытались засыпать ручей. В итоге дороги никакой не было!» После такого «замечательного» ремонта произошел ещё один неприятный инцидент. Один из автобусов провалился в ручей. Власти выход нашли – закрыли дорогу. Ирина ЗВЕРЕВА: «Потом они поставили знаки, что проезд запрещён. И на этом всё. Делать нам никто ничего не будет. Автобус сначала ходил через лес, потом тут пробираемся по льду, как можем. В итоге дороги у нас нету!» Надежда ПОПОВА перевозчик: «- Меня интересует, как автобус провалился в ручей, это ваш был автобус? Да, он провалился. За месяц в начале ноября я в свой отдел по транспорту писала неоднократно. Говорила что нужно делать подсыпку. Ручей уже поднимался, начинал кипеть. Но мне сказали, что решат специалисты. Никто вопрос этот не решал! Я пояснила, что в выходные автобус возможно не пойдёт, потому что уже всё! Наплыв на дорогу, воды очень много! Ну в общем никого так и не было. то есть он в воскресенье поехал по этой дороге и провалился, застрял!» Редакция ЗабТВ на протяжении двух дней пыталась добиться официальных комментариев от главы Черновского района Василия Турсабаева и ведомств, которые отвечают за ремонт дорог. Но видимо, это большая тайна. Либо руководители и сами не знают, куда подевались целых 3 миллиона рублей, выделенные на маленький отрезок дороги в Ивановке. Ситуацию прояснил Константин Суздальницкий. Константин СУЗДАЛЬНИЦКИЙ заместитель руководителя администрации, председатель комитета городского хозяйства: «Подрядчик шёл к его исполнению, контракта. Но вышла наледь! Поэтому он не завершил. - Не завершили, потому что ничего нельзя сделать, да? Конечно! Это не ручей, это наледь, подземные воды вышли. - Хорошо, а когда придёт весна? Там можно будет что - то сделать? Да, когда придёт весна, вода спустится в трубу. Она, почему не спускается? Мы можем её спустить, но она затопит дома». Стоит отметить, что нашему телеканалу не ответили, кто является подрядчиком для данных работ. УСК, ДМРСУ или может быть Звезда? Это именно те, компании, которые устроили настоящую блокаду с ремонтом дорог в нашем городе. Перекопали, перекрыли, бросили. Прослеживается знакомый стиль. Юлия Седельникова, Анастасия Шадрина, ЗабТВ

Читинская маршрутка возит пассажиров с незакрытой дверью
Общество -
Читинская маршрутка возит пассажиров с незакрытой дверью

 Опасный перекрёсток улиц Ковыльная и Красной Звезды известен каждому читинцу: машины ежедневно выстраиваются в плотные ряды, а нетерпеливые автомобилисты вынуждены преодолевать препятствия, не соблюдая правил дорожного движения. Самые злостные нарушители - маршрутчики. «Я, в общем то, осторожно стараюсь водить машину, потому что ну вот такая я, боюсь. Подрезают, конечно». Многие водители о безопасности пассажиров не думают совсем: разговаривают по телефону, считают деньги. Прямо во время движения. На замечания или не реагируют или хамят. «Сталкивался, особенно с утра, когда водитель не в настроении, в общем, бывает. – А как именно проявляется их агрессия, помимо хамства? – Агрессивно себя ведёт, отвечает агрессивно» «Если честно, на замечания они очень реагируют бурно. И им бессмысленно делать замечания». «У меня есть один друг, он очень неадекватно водит автомобиль, сейчас уехал в Новосибирск, там людей пугает. Боком постоянно ездит, рычаг дёргает, матерится, ну вообще ужасно себя ведёт за рулём». Забитые до отказа – настолько, что невозможно дышать. Так выглядит общественный транспорт в часы-пик. Предпринимателям важнее заработать больше денег, когда уж тут думать о здоровье пассажиров. Техническое состояние транспорта тоже вызывает вопросы. 26 –ая маршрутка уже несколько месяцев выходит на рейс со значительной поломкой – дверь не закрывается полностью. Она вот-вот упадет, впрочем, выпасть из отверстия гораздо раньше могут пассажиры. Конец может быть трагическим. Но куда деваться – если личной машины нет, а на работу ехать надо? Дарья Калинина, Ника Новак, Николай Шунков, Дмитрий Пинигин, ЗабТВ