функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Об «Игре престолов» и не только (18+)

ZAB.RU / Общество, 22:00, 16 апреля /
Об «Игре престолов» и не только (18+)
Фото: hbo.com

Современное человечество делится на три неравные части: тех, кто уже посмотрел первый эпизод восьмого сезона «Игры престолов», тех кто ещё не успел, и тех, кто даже не планирует это делать. Данный текст разбит на фрагменты специально для каждой из этих категорий. Если вы из последних (а то и из тех, кто любит прихвастнуть в соцсетях, что не смотрел), рекомендую сразу перейти к заключительному разделу статьи. Быть может, мне даже удастся заинтересовать вас главным телешоу современности. Впрочем, такой задачи нет. Куда интереснее порассуждать о сериалах вообще, и о том, отчего так изменился весь сегодняшний кинематограф.

Для тех, кто уже посмотрел S08E01

Эпизод под названием «Винтерфелл» вышел довольно локальным. Сценаристы, наконец, собрали в родовом замке Старков почти всех важных действующих лиц, оставшихся в живых. Кроме Серсеи, наёмника Бронна, Грейджоев и Короля Ночи. Впрочем, последнего не показали вообще, хоть и неоднократно упоминали. Заметьте, упоминали не белых ходоков, а именно Короля Ночи. Интересно, что в книгах Мартина такого персонажа нет. Но в сериале он, появившись в четвёртом сезоне, играет всё более и более ключевую роль. Ведь главная интрига всё та же: кто займёт Железный трон? А занять его может только король. Эту монархическую парадигму нам навязывают с упорством, достойным лучшего применения. Не исключено, что только затем, чтобы в итоге сильно всех удивить, когда владыкой Вестероса окажется вовсе не кровный наследник Таргариенов.

Бедолага Джон Сноу теперь знает, что как раз таковым наследником и является. Странно, что он не догадался об этом сам, когда оседлал дракона. Ведь, если мне не изменяет память, управлять драконами — это исключительная привилегия потомков Эйгона Завоевателя. Однако Джон никак на данную тему не рефлексирует, а его надменная тётка Дейнерис — и вовсе воспринимает ситуацию как нечто обыденное. Ещё больше удивило насколько хладнокровно Кхалиси встретила известие о том, что один из её драконов (которых она называет детьми!), превратился в ледяного зомби. Вообще, с тех пор, как пару сезонов назад сериал окончательно отошёл от литературного первоисточника, смысла и логики в поступках и эмоциональных реакциях персонажей стало на порядок меньше. Не будучи поклонником романов занудного графомана Джорджа Мартина и оценивая телесериал многократно выше первоисточника, тем не менее, не могу этого не признать. Книга была хуже, однако местами куда убедительнее.

Голливудские сценаристы уже не первый сезон издеваются над характерами персонажей саги. Но нельзя сказать, что это издевательство всегда только во вред. Некоторые герои начали меняться до неузнаваемости, и за этим крайне любопытно следить. Ещё в прошлом сезоне Джон Сноу двигал пафосную речь, потрясая невесть откуда взявшимися королевской харизмой и ораторским мастерством, и вот он уже беспомощно мямлит, отвечая на вызов юной леди дома Мормонтов, которой лет 13, не больше. Вообще, Джона не узнать — внезапно превратился в какую-то тряпку безвольную. Судя по всему, не видать ему Железного трона. Впрочем, учитывая современные феминистические тренды, подобного расклада ожидать и не приходится. Вообще, многое в сериале стало слишком предсказуемым. Второй эпизод, почти наверняка, будет посвящён обострению склоки между Сансой и Дейнерис, и именно из-за этого войско не сможет нормально подготовиться к пришествию Короля Ночи, который уже в третьем эпизоде завоюет многострадальный Винтерфелл. Всё это настолько напрашивается, что буду рад удивиться ошибившись.

Титул «самого умного» сценаристы недвусмысленно забрали у Тириона и передали Сансе. Впрочем, всё это было лишь проговорено на словах, но никак не подтверждено поступками. В начале эпизода она отсылает юного наследника дома Амберов в родовое имение, чтобы эвакуировать оттуда людей. Мальчишка просит помощи с лошадьми и телегами, и Санса, вроде как, такую помощь обещает. Но всё заканчивается трагически — распятого посреди оторванных конечностей мальчика сжигают, а его люди присоединяются к армии нежити. Будь Санса умнее, придумала бы способ как-то этого избежать. Вообще, проблемы с интеллектом у «положительных» героев сериала налицо. Как именно они собираются сражаться с армией мертвецов — не слишком понятно. Сдаётся, надеются тупо задавить массой и затыкать драконьим стеклом, не придумав никакого хитрого масштабного плана. Очевидно, такой план предстоит разработать Серсее, когда белые ходоки доберутся до Королевской Гавани. Уж она точно найдёт способ умертвить даже то, что умерло.

Для тех, кто смотрел седьмой сезон, но ещё не приступил к восьмому

Восьмой сезон обещает стать не только самым доходным в истории телесериалостроения. Он также будет самым коротким по числу эпизодов, хоть и не самым коротким по продолжительности. Первая серия вышла стандартной (56 минут), но ближе к финалу нам обещают несколько очень долгих эпизодов. Не следует ожидать на старте многого и сразу. Сюжет, по традиции, плавно раскачивается, заново знакомя нас с общей ситуацией и напоминая кто есть кто. Всё-таки, мы полтора с лишним года ждали, могли и подзабыть. Более того, некоторые обстоятельства, такое ощущение, что поменялись. К примеру, Серсея, если помните, явственно намекала, что беременна. В свете этого, теперь она довольно странно себя ведёт. Впрочем, вы сами всё увидите, спойлеров больше не будет.

Почему восьмой сезон может вас разочаровать? Потому что, это уже явно совсем не Джордж Мартин. Сюжет строится по весьма явно угадываемым голливудским лекалам. Характеры героев за предыдущие два сезона были умело приведены к тому знаменателю, который дал сценаристам возможность эксплуатировать чувства и ожидания аудитории. Массовый зритель предпочитает героев-любимчиков и проверенные (читай – затасканные) сюжеты: «Тех же щей погуще влей». Но это не мартиновский подход! Тот на поводу у читателей никогда не шёл, и уж точно не стал бы воскрешать кого-то из персонажей. Знаменитое «валар моргулис» переводится как «люди смертны». Все обязаны умереть рано или поздно… Но при этом «валар дохаэрис» — люди должны служить. Должны! Даже когда их используют, и они об этом не подозревают.

Чем восьмой сезон вас очарует? Ровно всем уже упомянутым. Да, это голливудщина. Но самого высокого класса. И пусть в первой части статьи (обязательно прочитайте, когда посмотрите эпизод) я ставлю под сомнение логику действий отдельных персонажей, общее ощущение достоверности происходящего всё ещё весьма высоко. А режиссёрская работа, и вовсе, выше всяких похвал. Также заметно подросло качество спецэффектов (бюджет позволяет), и даже худшие из актёров стараются как могут. Переход от трёх первых «аутентичных» сезонов к восьмому «голливудскому» в итоге произошёл максимально плавно и безболезненно. Не удивлюсь, если заключительная книга, когда Мартин её напишет, особым бестселлером не станет, а вызовет лишь недоумение у фанатов.

Для тех, кто не собирается смотреть

«Игра престолов» — это не лучший в истории телесериал. Но самый успешный. И даже, не побоюсь этого слова, главный. Выйдя на экраны 8 лет назад, он окончательно перевернул представления о современном кинематографе. Схожим образом, айфон никогда не был лучшим в мире смартфоном, он просто совместил в себе всё самое удачное, что уже существовало, и вывел это на качественно иной уровень, задал новые стандарты. «Игра престолов» стала ключевым событием, после которого поменялись очень многие приоритеты телеиндустрии.

Самым дорогим телесериалом всех времён ещё долго будет оставаться «Скорая помощь». Уже третий его сезон в 1996-97 годах стоил 250 миллионов долларов. Всего сезонов было 15, в том числе несколько лет, пока шоу было на пике популярности, каждая из двух дюжин серий обходилась в 13 миллионов. При этом сериал не был блокбастером — львиная доля бюджета расходовалась на гонорары актёрам (Джорджу Клуни, прежде всего). Аналогично — за счёт актёрских зарплат — в топе рекордсменов по бюджету оказались ситкомы «Друзья» и «Теория большого взрыва». Актёры «Игры престолов» также обходятся недёшево, но куда более солидные суммы тратятся на спецэффекты, декорации и съёмки в отдалённых локациях по всему земному шару. Визуально — это одно из самых впечатляющих шоу в истории телевидения. Впрочем, любят его отнюдь не только за красоту.

Не секрет, что в «Игре престолов» в любой момент может быть убит кто-то из главных персонажей. Даже если вы не пытались смотреть ни одной серии, уж об этом, наверняка, наслышаны. Безусловно, такая «игра на выбывание» является важной изюминкой повествования и добавляет интриги, но и этим секрет успеха далеко не исчерпывается. Ведь есть ещё откровенный секс и запредельная жестокость.

Вплоть до середины нулевых всё было просто и понятно: фильмы с рейтингом 18+ шли в кинотеатрах и распространялись на видеокассетах, а телесериалы оставались зрелищем для семейного просмотра. Но затем канал HBO снял сериал «Рим» и мир изменился навсегда. Высокобюджетный проект окупился и даже стал культовым. Во многом, за счёт натурализма — обилия крови и насилия, а также откровенных сцен, граничащих с лёгким порно. Но главное — герои оказались настолько фактурными и безжалостными, что буквально очаровали целевую взрослую аудиторию. А ещё это был сериал, изначально не обещающий хэппи-энд, что очень важно. Мода на хэппи-энды приходит и уходит. И в последнюю дюжину лет настало время для безрадостных концовок. Общество пресытилось «позитивностью» и «успешностью», от которых буквально тошнит.

Успех «Рима» воодушевил телеиндустрию, и студии принялись печь проекты с высоким возрастным рейтингом как горячие пирожки: «Декстер», «Настоящая кровь», «Спартак», «Ходячие мертвецы»… В то время, как продажа билетов на подобные фильмы в кинотеатрах падала, телевизионная аудитория прирастала в геометрической прогрессии. Объяснение довольно простое: если раньше вся семья садилась и смотрела телевизор, то теперь в любой квартире есть несколько экранов. И у родителей появилась возможность посмотреть что-то в отсутствии детей. Или, скажем, сын-старшеклассник теперь может приобщиться к взрослому сериалу на компьютере (а то и просто в телефоне) втайне от родителей. Ему больше нет нужды изыскивать возможность попасть для этого в кинотеатр.

Конечно, многие до сих пор верны привычке ходить на фильмы ужасов в кинозалы. Но даже таких ортодоксов всё меньше и меньше. А уж картины в духе Тарантино или раннего Гая Ричи — и вовсе, на широкие экраны почти и не выходят. Поход в кинотеатр теперь воспринимается скорее как приложение к воскресному посещению супермаркета всей семьёй: сделали покупки, покушали на фудкорте, а заодно сходили на не нагружающий мозги 3D-блокбастер… И это, как ни грустно признавать, логично. Невидимая нога рынка безжалостно топчет всё, что не соответствует священным принципам эпохи безудержного потребления.

Но что же, в таком случае, произойдёт с настоящим большим кино? Неужели высокий жанр обречен быть раздавлен катком капитализма? Нет. И спасение грядёт оттуда, откуда не ждали — из пространства мыльных опер и супергеройских сериалов для тинейджеров, в промежутке между которыми втиснулось и постепенно расширяет нишу новое драматическое кино. Мир перевернулся, и подлинное искусство пришла пора искать в телевизоре (в Интернете), а за глупым и одноразовым развлечением идти в кинотеатр. Исключения лишь подтверждают правило. Пусть даже пока эти исключения не так уж редки. Процесс объективно начался и набирает ход. И, пожалуй, именно «Игра престолов» стала первым большим телепроектом, который де-факто ознаменовал начало эпохи.

Да, в этих новых «сериалах для взрослых и умных» слишком много секса, насилия и брани. Но это не концептуальное их свойство, а родовые пятна, унаследованные от первых успешных проектов. Продюсеры боятся спугнуть удачу и раз из раза пытаются повторять рецепт в точности. Впрочем, уже в «Игре престолов» всего этого ощутимо меньше с каждым сезоном. Глубина проработки персонажей, режиссура, операторская работа, саундтрек и многое другое в сериале настолько хороши, что задвигают кровь и насилие глубоко на задний план.

Из взрослых телепроектов, не отличающихся чрезмерной кровожадностью или эротизмом, можно также выделить «Шерлок», «Во все тяжкие», «Фарго» и ещё добрый десяток сериалов, которые уже сейчас на голову выше подавляющего большинства выходящих в прокат кинокартин. А в ближайшую пару лет их число увеличится многократно. Свои сериальные онлайн-сервисы, вслед за Netflix и Amazon, запускают Disney, Apple и ещё пара крупных корпораций, которые не намерены экономить на продакшне и обещают удивительные вещи. А значит и грустить по подходящей к концу «Игре престолов» нам предстоит недолго.

Владимир Свечников

Расписание фильмов в кинотеатрах Читы смотрите в Афише ZAB.BU.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 4
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1111774
    Не являюсь пламенным фанатом сериала, но смотреть его до 6-7 сезона было довольно интересно. Сама концепция, когда показывали мелкие интрижки правящих домов и их противостояние сплеталось в грандиозное глобальное полотно общемирового конфликта - была очень увлекательна. Само собой в этом повествовании была куча дыр, нелепостей и нелогичностей, но смотрелось здорово. Но вот первоисточника в виде книг нет и возникает ощущение, будто героев повествования, как кукол передали в руки пятилетнего ребенка, и он теперь тыкает их друг в друга, озвучивает от их лица свои незамысловатые реплики и ведет сюжет к нехитрой кукольной развязке. В историях рассказанных Мартином, персонажи казались живыми, и им получалось сопереживать, получится ли сопереживать куклам?
    Ответить
    1
    0
  • 1111704
    Надо будет как-то подавить в себе рвотный рефлекс и досмотреть все-таки это произведение. Раз уж такая массовая истерия по его поводу, это достойно внимания в любом случае. Миллионы мух ошибаться не могут.
    Ответить
    5
    14
  • 1111682
    Маргулис - всего лишь еврейская фамилия. Не самая редкая кстати. Просто у автора туговато с фантазией, поэтому и сериал не впечатлил.
    Ответить
    1
    8
  • 1111669
    хайпануть решили, вот вам спойлер - убийца - садовник!
    Ответить
    3
    0
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Не слышу, не вижу, не говорю. Почему чиновники скрывают название подрядной организации?
Общество -
Не слышу, не вижу, не говорю. Почему чиновники скрывают название подрядной организации?

 Юлия СЕДЕЛЬНИКОВА корреспондент: «3 миллиона, выделенные на строительство дороги в посёлке Ивановка, убежали вместе с ручьём. Дорогу закрыли, поставили специальные знаки. Давайте попробуем подробнее разобраться в этой ситуации». Этот маленький участок дороги можно обойти пешком о за 5 минут. Но именно этот клочок земли очень нужен жителям Ивановки, а в особенности - перевозчикам. Ирина ЗВЕРЕВА: «У нас началась катавасия в прошлом году. Когда было наводнение, эту дорогу всю снесло. И у нас переправы не было. Снесло дорогу между Ивановкой и Застепью. Этот участок. И между Застепью и федеральной трассой». Если посмотреть на дорогу сейчас, то ручей находится прямо на ней, поверхность покрыта льдом. Обещания от представителей ЧернОвской администрации, в лице главы района Василия Турсабаева, жители слышали не раз. Баснословные деньги, целых 3 миллиона рублей, должны были лечь в основу ремонта, но их так никто и не увидел. Ирина ЗВЕРЕВА: «Нам представители Черновской администрации пообещали, что сделают нам дорогу, на неё выделили 3 миллиона. Дорога будет сделана. И будут делать мост, потому что тут ручей, и он разливается и потом получается наледь, ездить невозможно». После того как жители не смогли дождаться обещанной дороги, они попросили разрешения самим привести участок в порядок. Автобусы и маршрутки, наконец, начали ездить спокойно. Теперь не придётся делать круг в 9 километров, думали перевозчики и горожане. Однако вышло иначе. Ирина ЗВЕРЕВА: «В сентябре месяце нам решили обратно же сделать дорогу. Так как полагается. Мы ждали мост, как нам обещали. Но рабочих видели очень редко, как не посмотришь, трактор стоит, рабочих нет. Приехали, сказали что уже сделали. Но по факту снесли старую дорогу просто чуть - чуть насыпали, пытались засыпать ручей. В итоге дороги никакой не было!» После такого «замечательного» ремонта произошел ещё один неприятный инцидент. Один из автобусов провалился в ручей. Власти выход нашли – закрыли дорогу. Ирина ЗВЕРЕВА: «Потом они поставили знаки, что проезд запрещён. И на этом всё. Делать нам никто ничего не будет. Автобус сначала ходил через лес, потом тут пробираемся по льду, как можем. В итоге дороги у нас нету!» Надежда ПОПОВА перевозчик: «- Меня интересует, как автобус провалился в ручей, это ваш был автобус? Да, он провалился. За месяц в начале ноября я в свой отдел по транспорту писала неоднократно. Говорила что нужно делать подсыпку. Ручей уже поднимался, начинал кипеть. Но мне сказали, что решат специалисты. Никто вопрос этот не решал! Я пояснила, что в выходные автобус возможно не пойдёт, потому что уже всё! Наплыв на дорогу, воды очень много! Ну в общем никого так и не было. то есть он в воскресенье поехал по этой дороге и провалился, застрял!» Редакция ЗабТВ на протяжении двух дней пыталась добиться официальных комментариев от главы Черновского района Василия Турсабаева и ведомств, которые отвечают за ремонт дорог. Но видимо, это большая тайна. Либо руководители и сами не знают, куда подевались целых 3 миллиона рублей, выделенные на маленький отрезок дороги в Ивановке. Ситуацию прояснил Константин Суздальницкий. Константин СУЗДАЛЬНИЦКИЙ заместитель руководителя администрации, председатель комитета городского хозяйства: «Подрядчик шёл к его исполнению, контракта. Но вышла наледь! Поэтому он не завершил. - Не завершили, потому что ничего нельзя сделать, да? Конечно! Это не ручей, это наледь, подземные воды вышли. - Хорошо, а когда придёт весна? Там можно будет что - то сделать? Да, когда придёт весна, вода спустится в трубу. Она, почему не спускается? Мы можем её спустить, но она затопит дома». Стоит отметить, что нашему телеканалу не ответили, кто является подрядчиком для данных работ. УСК, ДМРСУ или может быть Звезда? Это именно те, компании, которые устроили настоящую блокаду с ремонтом дорог в нашем городе. Перекопали, перекрыли, бросили. Прослеживается знакомый стиль. Юлия Седельникова, Анастасия Шадрина, ЗабТВ

Читинская маршрутка возит пассажиров с незакрытой дверью
Общество -
Читинская маршрутка возит пассажиров с незакрытой дверью

 Опасный перекрёсток улиц Ковыльная и Красной Звезды известен каждому читинцу: машины ежедневно выстраиваются в плотные ряды, а нетерпеливые автомобилисты вынуждены преодолевать препятствия, не соблюдая правил дорожного движения. Самые злостные нарушители - маршрутчики. «Я, в общем то, осторожно стараюсь водить машину, потому что ну вот такая я, боюсь. Подрезают, конечно». Многие водители о безопасности пассажиров не думают совсем: разговаривают по телефону, считают деньги. Прямо во время движения. На замечания или не реагируют или хамят. «Сталкивался, особенно с утра, когда водитель не в настроении, в общем, бывает. – А как именно проявляется их агрессия, помимо хамства? – Агрессивно себя ведёт, отвечает агрессивно» «Если честно, на замечания они очень реагируют бурно. И им бессмысленно делать замечания». «У меня есть один друг, он очень неадекватно водит автомобиль, сейчас уехал в Новосибирск, там людей пугает. Боком постоянно ездит, рычаг дёргает, матерится, ну вообще ужасно себя ведёт за рулём». Забитые до отказа – настолько, что невозможно дышать. Так выглядит общественный транспорт в часы-пик. Предпринимателям важнее заработать больше денег, когда уж тут думать о здоровье пассажиров. Техническое состояние транспорта тоже вызывает вопросы. 26 –ая маршрутка уже несколько месяцев выходит на рейс со значительной поломкой – дверь не закрывается полностью. Она вот-вот упадет, впрочем, выпасть из отверстия гораздо раньше могут пассажиры. Конец может быть трагическим. Но куда деваться – если личной машины нет, а на работу ехать надо? Дарья Калинина, Ника Новак, Николай Шунков, Дмитрий Пинигин, ЗабТВ