Об «Игре престолов» и не только (18+)

Общество, 22:00, 16 апреля /
Об «Игре престолов» и не только (18+)
Фото: hbo.com

Современное человечество делится на три неравные части: тех, кто уже посмотрел первый эпизод восьмого сезона «Игры престолов», тех кто ещё не успел, и тех, кто даже не планирует это делать. Данный текст разбит на фрагменты специально для каждой из этих категорий. Если вы из последних (а то и из тех, кто любит прихвастнуть в соцсетях, что не смотрел), рекомендую сразу перейти к заключительному разделу статьи. Быть может, мне даже удастся заинтересовать вас главным телешоу современности. Впрочем, такой задачи нет. Куда интереснее порассуждать о сериалах вообще, и о том, отчего так изменился весь сегодняшний кинематограф.

Для тех, кто уже посмотрел S08E01

Эпизод под названием «Винтерфелл» вышел довольно локальным. Сценаристы, наконец, собрали в родовом замке Старков почти всех важных действующих лиц, оставшихся в живых. Кроме Серсеи, наёмника Бронна, Грейджоев и Короля Ночи. Впрочем, последнего не показали вообще, хоть и неоднократно упоминали. Заметьте, упоминали не белых ходоков, а именно Короля Ночи. Интересно, что в книгах Мартина такого персонажа нет. Но в сериале он, появившись в четвёртом сезоне, играет всё более и более ключевую роль. Ведь главная интрига всё та же: кто займёт Железный трон? А занять его может только король. Эту монархическую парадигму нам навязывают с упорством, достойным лучшего применения. Не исключено, что только затем, чтобы в итоге сильно всех удивить, когда владыкой Вестероса окажется вовсе не кровный наследник Таргариенов.

Бедолага Джон Сноу теперь знает, что как раз таковым наследником и является. Странно, что он не догадался об этом сам, когда оседлал дракона. Ведь, если мне не изменяет память, управлять драконами — это исключительная привилегия потомков Эйгона Завоевателя. Однако Джон никак на данную тему не рефлексирует, а его надменная тётка Дейнерис — и вовсе воспринимает ситуацию как нечто обыденное. Ещё больше удивило насколько хладнокровно Кхалиси встретила известие о том, что один из её драконов (которых она называет детьми!), превратился в ледяного зомби. Вообще, с тех пор, как пару сезонов назад сериал окончательно отошёл от литературного первоисточника, смысла и логики в поступках и эмоциональных реакциях персонажей стало на порядок меньше. Не будучи поклонником романов занудного графомана Джорджа Мартина и оценивая телесериал многократно выше первоисточника, тем не менее, не могу этого не признать. Книга была хуже, однако местами куда убедительнее.

Голливудские сценаристы уже не первый сезон издеваются над характерами персонажей саги. Но нельзя сказать, что это издевательство всегда только во вред. Некоторые герои начали меняться до неузнаваемости, и за этим крайне любопытно следить. Ещё в прошлом сезоне Джон Сноу двигал пафосную речь, потрясая невесть откуда взявшимися королевской харизмой и ораторским мастерством, и вот он уже беспомощно мямлит, отвечая на вызов юной леди дома Мормонтов, которой лет 13, не больше. Вообще, Джона не узнать — внезапно превратился в какую-то тряпку безвольную. Судя по всему, не видать ему Железного трона. Впрочем, учитывая современные феминистические тренды, подобного расклада ожидать и не приходится. Вообще, многое в сериале стало слишком предсказуемым. Второй эпизод, почти наверняка, будет посвящён обострению склоки между Сансой и Дейнерис, и именно из-за этого войско не сможет нормально подготовиться к пришествию Короля Ночи, который уже в третьем эпизоде завоюет многострадальный Винтерфелл. Всё это настолько напрашивается, что буду рад удивиться ошибившись.

Титул «самого умного» сценаристы недвусмысленно забрали у Тириона и передали Сансе. Впрочем, всё это было лишь проговорено на словах, но никак не подтверждено поступками. В начале эпизода она отсылает юного наследника дома Амберов в родовое имение, чтобы эвакуировать оттуда людей. Мальчишка просит помощи с лошадьми и телегами, и Санса, вроде как, такую помощь обещает. Но всё заканчивается трагически — распятого посреди оторванных конечностей мальчика сжигают, а его люди присоединяются к армии нежити. Будь Санса умнее, придумала бы способ как-то этого избежать. Вообще, проблемы с интеллектом у «положительных» героев сериала налицо. Как именно они собираются сражаться с армией мертвецов — не слишком понятно. Сдаётся, надеются тупо задавить массой и затыкать драконьим стеклом, не придумав никакого хитрого масштабного плана. Очевидно, такой план предстоит разработать Серсее, когда белые ходоки доберутся до Королевской Гавани. Уж она точно найдёт способ умертвить даже то, что умерло.

Для тех, кто смотрел седьмой сезон, но ещё не приступил к восьмому

Восьмой сезон обещает стать не только самым доходным в истории телесериалостроения. Он также будет самым коротким по числу эпизодов, хоть и не самым коротким по продолжительности. Первая серия вышла стандартной (56 минут), но ближе к финалу нам обещают несколько очень долгих эпизодов. Не следует ожидать на старте многого и сразу. Сюжет, по традиции, плавно раскачивается, заново знакомя нас с общей ситуацией и напоминая кто есть кто. Всё-таки, мы полтора с лишним года ждали, могли и подзабыть. Более того, некоторые обстоятельства, такое ощущение, что поменялись. К примеру, Серсея, если помните, явственно намекала, что беременна. В свете этого, теперь она довольно странно себя ведёт. Впрочем, вы сами всё увидите, спойлеров больше не будет.

Почему восьмой сезон может вас разочаровать? Потому что, это уже явно совсем не Джордж Мартин. Сюжет строится по весьма явно угадываемым голливудским лекалам. Характеры героев за предыдущие два сезона были умело приведены к тому знаменателю, который дал сценаристам возможность эксплуатировать чувства и ожидания аудитории. Массовый зритель предпочитает героев-любимчиков и проверенные (читай – затасканные) сюжеты: «Тех же щей погуще влей». Но это не мартиновский подход! Тот на поводу у читателей никогда не шёл, и уж точно не стал бы воскрешать кого-то из персонажей. Знаменитое «валар моргулис» переводится как «люди смертны». Все обязаны умереть рано или поздно… Но при этом «валар дохаэрис» — люди должны служить. Должны! Даже когда их используют, и они об этом не подозревают.

Чем восьмой сезон вас очарует? Ровно всем уже упомянутым. Да, это голливудщина. Но самого высокого класса. И пусть в первой части статьи (обязательно прочитайте, когда посмотрите эпизод) я ставлю под сомнение логику действий отдельных персонажей, общее ощущение достоверности происходящего всё ещё весьма высоко. А режиссёрская работа, и вовсе, выше всяких похвал. Также заметно подросло качество спецэффектов (бюджет позволяет), и даже худшие из актёров стараются как могут. Переход от трёх первых «аутентичных» сезонов к восьмому «голливудскому» в итоге произошёл максимально плавно и безболезненно. Не удивлюсь, если заключительная книга, когда Мартин её напишет, особым бестселлером не станет, а вызовет лишь недоумение у фанатов.

Для тех, кто не собирается смотреть

«Игра престолов» — это не лучший в истории телесериал. Но самый успешный. И даже, не побоюсь этого слова, главный. Выйдя на экраны 8 лет назад, он окончательно перевернул представления о современном кинематографе. Схожим образом, айфон никогда не был лучшим в мире смартфоном, он просто совместил в себе всё самое удачное, что уже существовало, и вывел это на качественно иной уровень, задал новые стандарты. «Игра престолов» стала ключевым событием, после которого поменялись очень многие приоритеты телеиндустрии.

Самым дорогим телесериалом всех времён ещё долго будет оставаться «Скорая помощь». Уже третий его сезон в 1996-97 годах стоил 250 миллионов долларов. Всего сезонов было 15, в том числе несколько лет, пока шоу было на пике популярности, каждая из двух дюжин серий обходилась в 13 миллионов. При этом сериал не был блокбастером — львиная доля бюджета расходовалась на гонорары актёрам (Джорджу Клуни, прежде всего). Аналогично — за счёт актёрских зарплат — в топе рекордсменов по бюджету оказались ситкомы «Друзья» и «Теория большого взрыва». Актёры «Игры престолов» также обходятся недёшево, но куда более солидные суммы тратятся на спецэффекты, декорации и съёмки в отдалённых локациях по всему земному шару. Визуально — это одно из самых впечатляющих шоу в истории телевидения. Впрочем, любят его отнюдь не только за красоту.

Не секрет, что в «Игре престолов» в любой момент может быть убит кто-то из главных персонажей. Даже если вы не пытались смотреть ни одной серии, уж об этом, наверняка, наслышаны. Безусловно, такая «игра на выбывание» является важной изюминкой повествования и добавляет интриги, но и этим секрет успеха далеко не исчерпывается. Ведь есть ещё откровенный секс и запредельная жестокость.

Вплоть до середины нулевых всё было просто и понятно: фильмы с рейтингом 18+ шли в кинотеатрах и распространялись на видеокассетах, а телесериалы оставались зрелищем для семейного просмотра. Но затем канал HBO снял сериал «Рим» и мир изменился навсегда. Высокобюджетный проект окупился и даже стал культовым. Во многом, за счёт натурализма — обилия крови и насилия, а также откровенных сцен, граничащих с лёгким порно. Но главное — герои оказались настолько фактурными и безжалостными, что буквально очаровали целевую взрослую аудиторию. А ещё это был сериал, изначально не обещающий хэппи-энд, что очень важно. Мода на хэппи-энды приходит и уходит. И в последнюю дюжину лет настало время для безрадостных концовок. Общество пресытилось «позитивностью» и «успешностью», от которых буквально тошнит.

Успех «Рима» воодушевил телеиндустрию, и студии принялись печь проекты с высоким возрастным рейтингом как горячие пирожки: «Декстер», «Настоящая кровь», «Спартак», «Ходячие мертвецы»… В то время, как продажа билетов на подобные фильмы в кинотеатрах падала, телевизионная аудитория прирастала в геометрической прогрессии. Объяснение довольно простое: если раньше вся семья садилась и смотрела телевизор, то теперь в любой квартире есть несколько экранов. И у родителей появилась возможность посмотреть что-то в отсутствии детей. Или, скажем, сын-старшеклассник теперь может приобщиться к взрослому сериалу на компьютере (а то и просто в телефоне) втайне от родителей. Ему больше нет нужды изыскивать возможность попасть для этого в кинотеатр.

Конечно, многие до сих пор верны привычке ходить на фильмы ужасов в кинозалы. Но даже таких ортодоксов всё меньше и меньше. А уж картины в духе Тарантино или раннего Гая Ричи — и вовсе, на широкие экраны почти и не выходят. Поход в кинотеатр теперь воспринимается скорее как приложение к воскресному посещению супермаркета всей семьёй: сделали покупки, покушали на фудкорте, а заодно сходили на не нагружающий мозги 3D-блокбастер… И это, как ни грустно признавать, логично. Невидимая нога рынка безжалостно топчет всё, что не соответствует священным принципам эпохи безудержного потребления.

Но что же, в таком случае, произойдёт с настоящим большим кино? Неужели высокий жанр обречен быть раздавлен катком капитализма? Нет. И спасение грядёт оттуда, откуда не ждали — из пространства мыльных опер и супергеройских сериалов для тинейджеров, в промежутке между которыми втиснулось и постепенно расширяет нишу новое драматическое кино. Мир перевернулся, и подлинное искусство пришла пора искать в телевизоре (в Интернете), а за глупым и одноразовым развлечением идти в кинотеатр. Исключения лишь подтверждают правило. Пусть даже пока эти исключения не так уж редки. Процесс объективно начался и набирает ход. И, пожалуй, именно «Игра престолов» стала первым большим телепроектом, который де-факто ознаменовал начало эпохи.

Да, в этих новых «сериалах для взрослых и умных» слишком много секса, насилия и брани. Но это не концептуальное их свойство, а родовые пятна, унаследованные от первых успешных проектов. Продюсеры боятся спугнуть удачу и раз из раза пытаются повторять рецепт в точности. Впрочем, уже в «Игре престолов» всего этого ощутимо меньше с каждым сезоном. Глубина проработки персонажей, режиссура, операторская работа, саундтрек и многое другое в сериале настолько хороши, что задвигают кровь и насилие глубоко на задний план.

Из взрослых телепроектов, не отличающихся чрезмерной кровожадностью или эротизмом, можно также выделить «Шерлок», «Во все тяжкие», «Фарго» и ещё добрый десяток сериалов, которые уже сейчас на голову выше подавляющего большинства выходящих в прокат кинокартин. А в ближайшую пару лет их число увеличится многократно. Свои сериальные онлайн-сервисы, вслед за Netflix и Amazon, запускают Disney, Apple и ещё пара крупных корпораций, которые не намерены экономить на продакшне и обещают удивительные вещи. А значит и грустить по подходящей к концу «Игре престолов» нам предстоит недолго.

Владимир Свечников

Расписание фильмов в кинотеатрах Читы смотрите в Афише ZAB.BU.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 4
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1111774
    Не являюсь пламенным фанатом сериала, но смотреть его до 6-7 сезона было довольно интересно. Сама концепция, когда показывали мелкие интрижки правящих домов и их противостояние сплеталось в грандиозное глобальное полотно общемирового конфликта - была очень увлекательна. Само собой в этом повествовании была куча дыр, нелепостей и нелогичностей, но смотрелось здорово. Но вот первоисточника в виде книг нет и возникает ощущение, будто героев повествования, как кукол передали в руки пятилетнего ребенка, и он теперь тыкает их друг в друга, озвучивает от их лица свои незамысловатые реплики и ведет сюжет к нехитрой кукольной развязке. В историях рассказанных Мартином, персонажи казались живыми, и им получалось сопереживать, получится ли сопереживать куклам?
    Ответить
    1
    0
  • 1111704
    Надо будет как-то подавить в себе рвотный рефлекс и досмотреть все-таки это произведение. Раз уж такая массовая истерия по его поводу, это достойно внимания в любом случае. Миллионы мух ошибаться не могут.
    Ответить
    5
    14
  • 1111682
    Маргулис - всего лишь еврейская фамилия. Не самая редкая кстати. Просто у автора туговато с фантазией, поэтому и сериал не впечатлил.
    Ответить
    1
    8
  • 1111669
    хайпануть решили, вот вам спойлер - убийца - садовник!
    Ответить
    3
    0
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Тысячи глаз смотрят вверх: День авиации в «Каштаке»
Общество -
Тысячи глаз смотрят вверх: День авиации в «Каштаке»

Настоящий авиационный праздник состоялся в минувшие выходные на аэродроме «Каштак». Концерт, выставка техники и оружия, а самое главное - зрелище в небе. Если даже от трюков парашютистов и авиамоделистов было сложно оторваться, то выступления пилотов приковали к себе абсолютно все взгляды, полные восхищения. Чего только стоил «вальс» на вертолете Ми-2 в исполнении пилотов Вячеслава Комлева и Сергея Светлакова. Несомненно, главный гвоздь программы – пилот Леонид Кулеш на своем верном самолете ДрагонФлай. Леонид - личность знаменитая в России. Ему принадлежит даже рекорд в книге Гиннесса – «наибольшее количество вращений в плоском штопоре на самолете». Сегодня, конечно, было не 100 витков, но выглядело все же не менее захватывающе. Спортсмен словно акробат, крутил «петли», «бочки», «колокол», затем нашинковывал винтом ленту. А в конце программы, словно проделанного было мало, вместе с Вероникой Левенец вообще явил всем что-то запредельное – девушка пристегнута к носу самолета, и вся эта конструкция из мотора, крыльев и двух людей взмывает в небо. Александр ДЕВЯТЕРИКОВ, председатель регионального отделения ДОСААФ России: «- Малая авиация как она живет в Забайкалье, есть она, развивается или наоборот? - Малая авиация у нас в основном живет та, которая спортивная авиация, малой авиации как таковой, которая возит пассажиров, это трудности у нас с этим, а вот именно, что что спортивная, то есть любители спорта – она у нас развита очень хорошо, любителей летать очень много, которые уже купили свои собственные самолеты, получили права на вождение своих самолетов и они у нас постоянно летают. В небе не запретишь людям летать никогда» Вячеслав Бортницкий, Владимир Николаев. ЗабТВ

Family Look для чиновников на первой выставке сельхоз.животных
Общество -
Family Look для чиновников на первой выставке сельхоз.животных

На смену уже традиционной Сибирской-дальневосточной выставке племенных овец и коз в наш край пришла первая региональная выставка сельскохозяйственных животных. Участие в ней приняли 35 предприятий, в том числе 25 племенных заводов и репродукторов из десяти районов. Овцы, козы, коровы, лошади, яки и даже верблюды. В этот день все они оказались главными героями праздника.  Баир ГАРМАЕВ, участник выставки, Читинский район:  "Я окончил техникум железнодорожный. А всё равно потянуло хозяйство разводить баран. Всю жизнь держали коренные жители - это образ жизни наш".    Среди участников выставки - единственное в Забайкальском крае хозяйство, которое занимается искусственным осеменением свиней. Николай Орловский стоит у руля этого предприятия.  Николай ОРЛОВСКИЙ, участник выставки, Читинский район: "Кормление у нас идёт сухое, поение у них отдельно стоит. Они покушали, пяточком сунули и попили. Получается, что у нас и поение постоянно и корм постоянный. У нас вот бельгийские породы при возрасте 6 месяцев они уже в забойном виде весят 75-80 килограмм".  Сейчас у Николая Орловского уже более 2-х с половиной тысяч голов скота. В планах - не только расширение поголовья, но и разведение новых пород, редких для региона.  Николай ЧЕМУСОВ, участник выставки, Борзинский район:  "Вообще я производственник, но в 90-е годы жизнь стала тяжёлой. Занялись сельским хозяйством с братом. Затянуло вплоть до того, что своё село организовали на чистом месте".  Сейчас в хозяйстве Николая Чемусова и его брата около 5 тысяч голов мелко-рогатого скота, полторы тысячи крупно-рогатого, 500 голов лошадей, 500 свиней, 130 яков и 11 верблюдов.  Михаил ЧЕМУСОВ:  "Мы все вместе работаем на нашем семейном предприятии. Все помогают: сёстры, братья, племянники, племянницы, все. Впервые я сел за трактор в 10 лет, уже работал на поле на пашне".  Наталья ЧЕМУСОВА:  "Когда я ещё маленькая была родители уехали на Дальний Восток и спустя 16 лет вернулись к родственным корням. Мы посмотрели, нам понравилось. Уже 16 лет здесь. Растёт молодое поколение, мы растём, набираемся опыта у старшего поколения. Нам нравится заниматься животными, видеть, как всё это размножается, увеличивается".  Среди всего этого великолепия особый переполох и внимание присутствующих в одно мгновение приковали к себе статные гости . Словно богатыри прошли через центральный вход, откинув в сторону грузные пиджаки, Временно исполняющий обязанности губернатора края Александр Осипов вместе с министром сельского хозяйства России Дмитрием Патрушевым и региональным министром Денисом Бочкарёвым. Но в эти минуты все присутствующие говорили, кажется, не о породистых экспонатах выставки, а о том, как хорошо выглядит врио в менее официальном образе.  Наталья Протоковская, Николай Шунков, Егор Шафоростов, ЗабТВ.