22 апреля, понедельник, 22:17
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Об «Игре престолов» и не только (18+)

Общество, 22:00, 16 апреля /
Об «Игре престолов» и не только (18+)
Фото: hbo.com

Современное человечество делится на три неравные части: тех, кто уже посмотрел первый эпизод восьмого сезона «Игры престолов», тех кто ещё не успел, и тех, кто даже не планирует это делать. Данный текст разбит на фрагменты специально для каждой из этих категорий. Если вы из последних (а то и из тех, кто любит прихвастнуть в соцсетях, что не смотрел), рекомендую сразу перейти к заключительному разделу статьи. Быть может, мне даже удастся заинтересовать вас главным телешоу современности. Впрочем, такой задачи нет. Куда интереснее порассуждать о сериалах вообще, и о том, отчего так изменился весь сегодняшний кинематограф.

Для тех, кто уже посмотрел S08E01

Эпизод под названием «Винтерфелл» вышел довольно локальным. Сценаристы, наконец, собрали в родовом замке Старков почти всех важных действующих лиц, оставшихся в живых. Кроме Серсеи, наёмника Бронна, Грейджоев и Короля Ночи. Впрочем, последнего не показали вообще, хоть и неоднократно упоминали. Заметьте, упоминали не белых ходоков, а именно Короля Ночи. Интересно, что в книгах Мартина такого персонажа нет. Но в сериале он, появившись в четвёртом сезоне, играет всё более и более ключевую роль. Ведь главная интрига всё та же: кто займёт Железный трон? А занять его может только король. Эту монархическую парадигму нам навязывают с упорством, достойным лучшего применения. Не исключено, что только затем, чтобы в итоге сильно всех удивить, когда владыкой Вестероса окажется вовсе не кровный наследник Таргариенов.

Бедолага Джон Сноу теперь знает, что как раз таковым наследником и является. Странно, что он не догадался об этом сам, когда оседлал дракона. Ведь, если мне не изменяет память, управлять драконами — это исключительная привилегия потомков Эйгона Завоевателя. Однако Джон никак на данную тему не рефлексирует, а его надменная тётка Дейнерис — и вовсе воспринимает ситуацию как нечто обыденное. Ещё больше удивило насколько хладнокровно Кхалиси встретила известие о том, что один из её драконов (которых она называет детьми!), превратился в ледяного зомби. Вообще, с тех пор, как пару сезонов назад сериал окончательно отошёл от литературного первоисточника, смысла и логики в поступках и эмоциональных реакциях персонажей стало на порядок меньше. Не будучи поклонником романов занудного графомана Джорджа Мартина и оценивая телесериал многократно выше первоисточника, тем не менее, не могу этого не признать. Книга была хуже, однако местами куда убедительнее.

Голливудские сценаристы уже не первый сезон издеваются над характерами персонажей саги. Но нельзя сказать, что это издевательство всегда только во вред. Некоторые герои начали меняться до неузнаваемости, и за этим крайне любопытно следить. Ещё в прошлом сезоне Джон Сноу двигал пафосную речь, потрясая невесть откуда взявшимися королевской харизмой и ораторским мастерством, и вот он уже беспомощно мямлит, отвечая на вызов юной леди дома Мормонтов, которой лет 13, не больше. Вообще, Джона не узнать — внезапно превратился в какую-то тряпку безвольную. Судя по всему, не видать ему Железного трона. Впрочем, учитывая современные феминистические тренды, подобного расклада ожидать и не приходится. Вообще, многое в сериале стало слишком предсказуемым. Второй эпизод, почти наверняка, будет посвящён обострению склоки между Сансой и Дейнерис, и именно из-за этого войско не сможет нормально подготовиться к пришествию Короля Ночи, который уже в третьем эпизоде завоюет многострадальный Винтерфелл. Всё это настолько напрашивается, что буду рад удивиться ошибившись.

Титул «самого умного» сценаристы недвусмысленно забрали у Тириона и передали Сансе. Впрочем, всё это было лишь проговорено на словах, но никак не подтверждено поступками. В начале эпизода она отсылает юного наследника дома Амберов в родовое имение, чтобы эвакуировать оттуда людей. Мальчишка просит помощи с лошадьми и телегами, и Санса, вроде как, такую помощь обещает. Но всё заканчивается трагически — распятого посреди оторванных конечностей мальчика сжигают, а его люди присоединяются к армии нежити. Будь Санса умнее, придумала бы способ как-то этого избежать. Вообще, проблемы с интеллектом у «положительных» героев сериала налицо. Как именно они собираются сражаться с армией мертвецов — не слишком понятно. Сдаётся, надеются тупо задавить массой и затыкать драконьим стеклом, не придумав никакого хитрого масштабного плана. Очевидно, такой план предстоит разработать Серсее, когда белые ходоки доберутся до Королевской Гавани. Уж она точно найдёт способ умертвить даже то, что умерло.

Для тех, кто смотрел седьмой сезон, но ещё не приступил к восьмому

Восьмой сезон обещает стать не только самым доходным в истории телесериалостроения. Он также будет самым коротким по числу эпизодов, хоть и не самым коротким по продолжительности. Первая серия вышла стандартной (56 минут), но ближе к финалу нам обещают несколько очень долгих эпизодов. Не следует ожидать на старте многого и сразу. Сюжет, по традиции, плавно раскачивается, заново знакомя нас с общей ситуацией и напоминая кто есть кто. Всё-таки, мы полтора с лишним года ждали, могли и подзабыть. Более того, некоторые обстоятельства, такое ощущение, что поменялись. К примеру, Серсея, если помните, явственно намекала, что беременна. В свете этого, теперь она довольно странно себя ведёт. Впрочем, вы сами всё увидите, спойлеров больше не будет.

Почему восьмой сезон может вас разочаровать? Потому что, это уже явно совсем не Джордж Мартин. Сюжет строится по весьма явно угадываемым голливудским лекалам. Характеры героев за предыдущие два сезона были умело приведены к тому знаменателю, который дал сценаристам возможность эксплуатировать чувства и ожидания аудитории. Массовый зритель предпочитает героев-любимчиков и проверенные (читай – затасканные) сюжеты: «Тех же щей погуще влей». Но это не мартиновский подход! Тот на поводу у читателей никогда не шёл, и уж точно не стал бы воскрешать кого-то из персонажей. Знаменитое «валар моргулис» переводится как «люди смертны». Все обязаны умереть рано или поздно… Но при этом «валар дохаэрис» — люди должны служить. Должны! Даже когда их используют, и они об этом не подозревают.

Чем восьмой сезон вас очарует? Ровно всем уже упомянутым. Да, это голливудщина. Но самого высокого класса. И пусть в первой части статьи (обязательно прочитайте, когда посмотрите эпизод) я ставлю под сомнение логику действий отдельных персонажей, общее ощущение достоверности происходящего всё ещё весьма высоко. А режиссёрская работа, и вовсе, выше всяких похвал. Также заметно подросло качество спецэффектов (бюджет позволяет), и даже худшие из актёров стараются как могут. Переход от трёх первых «аутентичных» сезонов к восьмому «голливудскому» в итоге произошёл максимально плавно и безболезненно. Не удивлюсь, если заключительная книга, когда Мартин её напишет, особым бестселлером не станет, а вызовет лишь недоумение у фанатов.

Для тех, кто не собирается смотреть

«Игра престолов» — это не лучший в истории телесериал. Но самый успешный. И даже, не побоюсь этого слова, главный. Выйдя на экраны 8 лет назад, он окончательно перевернул представления о современном кинематографе. Схожим образом, айфон никогда не был лучшим в мире смартфоном, он просто совместил в себе всё самое удачное, что уже существовало, и вывел это на качественно иной уровень, задал новые стандарты. «Игра престолов» стала ключевым событием, после которого поменялись очень многие приоритеты телеиндустрии.

Самым дорогим телесериалом всех времён ещё долго будет оставаться «Скорая помощь». Уже третий его сезон в 1996-97 годах стоил 250 миллионов долларов. Всего сезонов было 15, в том числе несколько лет, пока шоу было на пике популярности, каждая из двух дюжин серий обходилась в 13 миллионов. При этом сериал не был блокбастером — львиная доля бюджета расходовалась на гонорары актёрам (Джорджу Клуни, прежде всего). Аналогично — за счёт актёрских зарплат — в топе рекордсменов по бюджету оказались ситкомы «Друзья» и «Теория большого взрыва». Актёры «Игры престолов» также обходятся недёшево, но куда более солидные суммы тратятся на спецэффекты, декорации и съёмки в отдалённых локациях по всему земному шару. Визуально — это одно из самых впечатляющих шоу в истории телевидения. Впрочем, любят его отнюдь не только за красоту.

Не секрет, что в «Игре престолов» в любой момент может быть убит кто-то из главных персонажей. Даже если вы не пытались смотреть ни одной серии, уж об этом, наверняка, наслышаны. Безусловно, такая «игра на выбывание» является важной изюминкой повествования и добавляет интриги, но и этим секрет успеха далеко не исчерпывается. Ведь есть ещё откровенный секс и запредельная жестокость.

Вплоть до середины нулевых всё было просто и понятно: фильмы с рейтингом 18+ шли в кинотеатрах и распространялись на видеокассетах, а телесериалы оставались зрелищем для семейного просмотра. Но затем канал HBO снял сериал «Рим» и мир изменился навсегда. Высокобюджетный проект окупился и даже стал культовым. Во многом, за счёт натурализма — обилия крови и насилия, а также откровенных сцен, граничащих с лёгким порно. Но главное — герои оказались настолько фактурными и безжалостными, что буквально очаровали целевую взрослую аудиторию. А ещё это был сериал, изначально не обещающий хэппи-энд, что очень важно. Мода на хэппи-энды приходит и уходит. И в последнюю дюжину лет настало время для безрадостных концовок. Общество пресытилось «позитивностью» и «успешностью», от которых буквально тошнит.

Успех «Рима» воодушевил телеиндустрию, и студии принялись печь проекты с высоким возрастным рейтингом как горячие пирожки: «Декстер», «Настоящая кровь», «Спартак», «Ходячие мертвецы»… В то время, как продажа билетов на подобные фильмы в кинотеатрах падала, телевизионная аудитория прирастала в геометрической прогрессии. Объяснение довольно простое: если раньше вся семья садилась и смотрела телевизор, то теперь в любой квартире есть несколько экранов. И у родителей появилась возможность посмотреть что-то в отсутствии детей. Или, скажем, сын-старшеклассник теперь может приобщиться к взрослому сериалу на компьютере (а то и просто в телефоне) втайне от родителей. Ему больше нет нужды изыскивать возможность попасть для этого в кинотеатр.

Конечно, многие до сих пор верны привычке ходить на фильмы ужасов в кинозалы. Но даже таких ортодоксов всё меньше и меньше. А уж картины в духе Тарантино или раннего Гая Ричи — и вовсе, на широкие экраны почти и не выходят. Поход в кинотеатр теперь воспринимается скорее как приложение к воскресному посещению супермаркета всей семьёй: сделали покупки, покушали на фудкорте, а заодно сходили на не нагружающий мозги 3D-блокбастер… И это, как ни грустно признавать, логично. Невидимая нога рынка безжалостно топчет всё, что не соответствует священным принципам эпохи безудержного потребления.

Но что же, в таком случае, произойдёт с настоящим большим кино? Неужели высокий жанр обречен быть раздавлен катком капитализма? Нет. И спасение грядёт оттуда, откуда не ждали — из пространства мыльных опер и супергеройских сериалов для тинейджеров, в промежутке между которыми втиснулось и постепенно расширяет нишу новое драматическое кино. Мир перевернулся, и подлинное искусство пришла пора искать в телевизоре (в Интернете), а за глупым и одноразовым развлечением идти в кинотеатр. Исключения лишь подтверждают правило. Пусть даже пока эти исключения не так уж редки. Процесс объективно начался и набирает ход. И, пожалуй, именно «Игра престолов» стала первым большим телепроектом, который де-факто ознаменовал начало эпохи.

Да, в этих новых «сериалах для взрослых и умных» слишком много секса, насилия и брани. Но это не концептуальное их свойство, а родовые пятна, унаследованные от первых успешных проектов. Продюсеры боятся спугнуть удачу и раз из раза пытаются повторять рецепт в точности. Впрочем, уже в «Игре престолов» всего этого ощутимо меньше с каждым сезоном. Глубина проработки персонажей, режиссура, операторская работа, саундтрек и многое другое в сериале настолько хороши, что задвигают кровь и насилие глубоко на задний план.

Из взрослых телепроектов, не отличающихся чрезмерной кровожадностью или эротизмом, можно также выделить «Шерлок», «Во все тяжкие», «Фарго» и ещё добрый десяток сериалов, которые уже сейчас на голову выше подавляющего большинства выходящих в прокат кинокартин. А в ближайшую пару лет их число увеличится многократно. Свои сериальные онлайн-сервисы, вслед за Netflix и Amazon, запускают Disney, Apple и ещё пара крупных корпораций, которые не намерены экономить на продакшне и обещают удивительные вещи. А значит и грустить по подходящей к концу «Игре престолов» нам предстоит недолго.

Владимир Свечников

Расписание фильмов в кинотеатрах Читы смотрите в Афише ZAB.BU.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 4
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1111774
    Не являюсь пламенным фанатом сериала, но смотреть его до 6-7 сезона было довольно интересно. Сама концепция, когда показывали мелкие интрижки правящих домов и их противостояние сплеталось в грандиозное глобальное полотно общемирового конфликта - была очень увлекательна. Само собой в этом повествовании была куча дыр, нелепостей и нелогичностей, но смотрелось здорово. Но вот первоисточника в виде книг нет и возникает ощущение, будто героев повествования, как кукол передали в руки пятилетнего ребенка, и он теперь тыкает их друг в друга, озвучивает от их лица свои незамысловатые реплики и ведет сюжет к нехитрой кукольной развязке. В историях рассказанных Мартином, персонажи казались живыми, и им получалось сопереживать, получится ли сопереживать куклам?
    Ответить
  • 1111704
    Надо будет как-то подавить в себе рвотный рефлекс и досмотреть все-таки это произведение. Раз уж такая массовая истерия по его поводу, это достойно внимания в любом случае. Миллионы мух ошибаться не могут.
    Ответить
    4
    13
  • 1111682
    Маргулис - всего лишь еврейская фамилия. Не самая редкая кстати. Просто у автора туговато с фантазией, поэтому и сериал не впечатлил.
    Ответить
    0
    7
  • 1111669
    хайпануть решили, вот вам спойлер - убийца - садовник!
    Ответить
    3
    0
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

100 тысяч получат забайкальцы, которых огонь лишил всего

Огненная стихия словно решила передохнуть после большого разгула. В Карымском районе повалил снег, в Читинском - полил дождь. Только тех, кто уже столкнулся с пожаром, такие погодные поблажки вряд ли порадуют. Погибло более 4000 тысяч животных, уничтожено около 100 жилых домов. Пострадавших людей - на сегодняшний день - уже 648. И это еще не окончательная цифра. Исполняющий обязанности министра труда и социальной защиты Евгений Казаченко сегодня на оперативном совещании заявил- первые компенсационные выплаты начнутся к концу дня.   Евгений Казаченко, и.о. министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края: Установлены следующие выплаты: выплаты всем пострадавшим по 10 тысяч рублей, выплаты в размере 50 тыс рублей за частично- утраченное имущество и выплата в размере 100 тыс рублей за полностью утраченное имущество- о данных выплатах мы сегодня и говорим. На сегодняшний день можно говорить о 648 пострадавших, но обращу внимание на то, что цифра меняется  Во временных пунктах размещения людей остаётся все меньше. Многие разъехались по родственникам. Оставшихся планируют разместить в социальных учреждениях и санаториях края. В срочном порядке восстанавливают паспорта. Составляют списки утративших жилье. Для оценки восстановительных работ из Минстроя России в Читу прибыла группа специалистов. Приобрести готовое жилье или строить новое- выбор за пострадавшими. Однако, краевой минтер решил ориентироваться на собственные предпочтения.  Константин СУЗДАЛЬНИЦКИЙ заместитель министра территориального развития: При этом и Минстрой, и минтер склоняются к тому, что нашу схему надо будет включить в систему государственных жилищных сертификатов. Это более простая и понятная схема. И есть большая вероятность ,что мы своих обязательства выполним, если пойдем по системе ГЖС.   - не выполним?  - выполним, говорю. Ну, стройка- это риск всегда.  Александр ОСИПОВ, временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края: Мы выполним все- по всем видам и выбирать будут люди. Постановление 1879 позволяет и приобрести, и построить. Будем действовать так, как удобно людям и никакого принуждения, никакого влияния осуществлять не будем. Вы сейчас им пообещаете, а потом окажется ,что обман. Кто будет за это отвечать?  Не успели в краевом правительстве устранить последствия одного пожара, как огненная стихия уже рвется во второй бой. Все силы приведены в полную готовность.  Андрей Гурулев, исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Забайкальского края:    Главное сейчас- готовность всех сил и средств Забайкалпожспаса, МЧС, КГСАУ «Забайкаллесхоз» к усилению ветровой нагрузки завтра до 20-25 метров в секунду , по центральным и северным районам- до 36-40. К этому готовы сейчас, все силы и средства проверяются. К концу дня будут готовы.    Как нельзя кстати, сегодня на оперативном совещании представили и нового министра природных ресурсов. Им стал ветеран боевых действий, полковник и кандидат исторических наук Олег Некрасов. Александр Осипов перед чиновником сразу поставил задачу - привести порядок в забайкальских лесах.  Гуля Алхасова, Анастасия Шадрина , ЗабТВ.  

Новости -

Он сказал рубить? Почему никто не боится сити-менеджера Читы

Телеканал ЗАБТВ уже несколько раз рассказывал о варварском спиливании деревьев. После этого сити-менеджер Читы Олег Кузнецов запретил любые рубки. Но, не смотря на это, по всему городу продолжают уничтожать сотни тополей, ильм и яблонь. Первый адрес, куда выехала наша съёмочная группа – это район школы 17. Улицы Железобетонная и Зоотехническая. Здесь на момент нашего прибытия повалено пять деревьев, подрезано 28 стволов. Рабочие уверяют - у них всё законно. Показали порубочный билет. Ирина ФОМИНЫХ – начальник участка благоустройства: "Я посчитала все деревья. Этот список мы отправили в администрацию города Читы. Приехал представитель. Мы с ней пошли. Она всё сфотографировала, и выдали нам бумагу, где все работы описаны". В билете на трёх листах – адреса. Назвать «формовочной обрезкой» такую работу язык не поворачивается. Со слов рабочих, только по району школы 17 будет спилено более 200-сот деревьев. Возникает вопрос: какой тогда запрет на спиливание деревьев дал Олег Кузнецов? Лидия ЮКЛЯЕВСКАЯ: "Меня проигнорировали с моим вопросом. Сказали не мешать, мы ведём работы. Попыталась добиться ответа, но коротко мне сказали, что это начальник управляющей компании им поручил им спиливать. Я сказала, что имеется запрет на спил деревьев. Они сказали, что их это не касается. Пилит не город, а управляющая компания". Пилят. Вот только, к сожалению, не там где надо. Как пример – улица Генерала Белика. Здесь перед рекламным баннером обрублены десятки деревьев и кустарников. Вид ужасный. Зато рекламу видно за сотни метров. Такую же картину встретили и на улице Красной звезды. С одной стороны - красивые дороги и высокие тополя, с другой – остатки от деревьев. Дина ЛЕОНТЬЕВА: "Это очень некрасиво. Мне это не нравится. Особенно после посещения других городов, в Чите просто разительная перемена. Когда ты в другом городе гуляешь по зелёной аллее. Приезжаешь в Читу, и видишь все эти обрубленные пеньки. Недавно в интернете видела фотографию 1975 года около вокзала. Там люди стоят на остановке в тени деревьев летом. А сейчас мы не можем постоять, подождать летом троллейбус, чтобы не умереть от жары". Ствол дерева после такой изуверской «операции», как любой живой организм, требует ухода. В противном случае – смерть. Наталья ЧАЩИНА - доцент кафедры экологии, экологического и химического образования ЗабГУ, кандидат биологических наук: "В спилы попадают споры грибов, и начинается процесс образования стволовой гнили у дерева. По сути у него разрушается сердцевина. Нарушается транспорт веществ. Постепенно дерево просто погибнет". Запрет на порубку есть, соблюдения - нет. Кто несёт ответственность за тысячи погубленных деревьев? Почему слово самого сити-менеджера ни для кого не указ? Виктор Соловьёв, Николай Шунков. ЗАБТВ