«Браво, Лауренсия!»

Общество, 13:42, 11 мая 2019
«Браво, Лауренсия!»
Фото - Артем Декин, взяты из группы драмтеатра в ВКонтакте

Близится к завершению 79 театральный сезон. На сцене читинского драмтеатра за время сезона было представлено множество премьер – детективная комедия «Цианистый калий… с молоком или без?», комедия «Горе от ума», драматическая сказка «Маленький принц» и трагифарс «Зойкина квартира». Но самым ярким событием, по моему мнению, стала комедия Надежды Птушкиной «Браво, Лауренсия!» в постановке режиссёра Владимира Бородина. Подробнее - в рецензии от Афиши ZAB.RU.

Открывает спектакль музыкальная композиция «Танец феи Драже» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Распахивается занавес. Перед зрителем предстаёт нарядное и лаконичное убранство квартиры главных героев. Над сценой – три картины. По краям – портреты юной балерины, а в центре – она же, запечатлённая в танце c партнёром темнокожей наружности. И всё это не случайно. Музыка из балета служит отсылкой к судьбе Ольги Яковлевны – женщины 50 лет, прекрасно сохранившейся для её возраста, бывшей балерины, дамы интеллигентной и чуткой. А центральная картина и вовсе станет ключом к пониманию одного из конфликтов в спектакле.

Детали, без которых не обойтись

Итак, звучит музыка. На сцену выходит Олег – сын Ольги Яковлевны, мужчина тридцати лет, живущий с ней и чрезмерно ей опекаемый. Человек он хороший, добрый. Есть у него какая-никакая работа – сантехником. Смог даже купить квартиру. Человек не пропащий, но явно с ним что-то не так. Накрываемый им стол говорит о намечающемся празднике. Выходит Ольга Яковлевна. Олег приветствует её и усаживает за стол. Исходя из их разговора, выясняется, что она серьёзно озабочена идеей о том, что Олегу пора жениться. И не удивительно – ему сегодня исполнилось 30, и ни жены, ни детей уж тем более. Достаточно распространённая картина в наше время. Сам же Олег с одной стороны и находится в моральной зависимости от мамы, а с другой стороны всеми силами намекает, что хочет ей что-то сказать, но никак не решается. В ещё большей степени его зависимость раскрывается, когда Ольга Яковлевна вручает ему подарок – нелепую рубашку с ещё более нелепым галстуком. Осознавая, что будет несуразно выглядеть в этом одеянии, всё равно говорит: «Учти, теперь это моя любимая рубашка и обожаемый галстук. Снимать буду только на ночь и то – не всегда!» (явно прослеживаются признаки эдипового комплекса по теории Адлера).

«Браво, Лауренсия!»

Ольгу Яковлевну играет актриса Екатерина Рябова, Олега - Алексей Терёхин

Продолжается диалог. Олег вручает маме конверт с билетами в Египет. Она очень давно мечтала о путешествии к пирамидам, поэтому Олег рассчитывает таким образом усыпить её бдительность. А всё почему – необычайно заботливая и благочестивая Ольга Яковлевна видит избранницу своего сына старомодной, милой и чуткой особой. Он это понимает. И ещё более понимает, что его избранница – это полная противоположность маминых представлений. Потому, не желая травмировать самого родного человека, а ещё опасаясь её несогласия как самого авторитетного для себя человека, Олег решил на время свадьбы отправить мать в путешествие.

– Пирамиды ждут! – неустанно повторяет он, желая поторопить цепенеющую от волнения Ольгу Яковлевну.

И тут, словно гром среди ясного зимнего неба, раздаётся звонок в дверь. То – Эля, дама сорока лет, но выглядящая несколько старше – собственно, избранница главного героя. «Женственность и утончённость» данной особы сразу же раскрывается в её чувственном рассказе о том, как и при каких обстоятельствах она поскользнулась, пока шла к квартире Олега.

- Чёрт, чёрт бы побрал этот дерьмовый холод! И этот дерьмовый гололёд! Я чувствовала себя дерьмовой коровой на дерьмовом льду, дёргалась, как пьяное дерьмо! – вырывается из уст Эли.

Мама удивлённо встречает гостью, ещё не зная, кем сия дама станет ей в самом ближайшем будущем. Знакомятся. В процессе обмена любезностями становится понятно, что перед нами две полные противоположности. С одной стороны – утончённая натура Ольги Яковлевны, с другой – сильная и независимая, виртуозно перегоняющая тачки из Владивостока и Хабаровска, ломающая вдребезги кирпичи ребром ладони и владеющая карате Эля.

- Никогда не видела таких женщин, как Эля! Вы для меня, словно иностранка, – говорит ошарашенная Ольга Яковлевна.

В процессе беседы Эля рассказывает про своих прошлых мужчин. В результате она, кажущаяся на первый взгляд хабалистой и хамоватой, раскрывает себя как жертвенную и добросердечную. Связывая себя то с наркоманом, то с алкоголиком, то с талантливым, но не везучим художником, Эля всеми силами старалась помочь им. И не безуспешно. Но каждый раз, как она спасала их судьбы, оставалась брошенной по тем или иным причинам. И всё же она не теряет надежду на счастье.

Так и в этот раз она решила помочь покалеченной судьбе – избалованному маминькиному сынку, который без её стараний уже вряд ли сможет вырваться из-под родительской опеки и стать настоящим мужчиной. Но пока не об этом.

Ольга Яковлевна не оценила благородных порывов своей новой знакомой, сочтя её историю распутной:

- Ни одна мать не поверит, что её сын может быть с вами счастлив. Я не говорю, что это справедливо, но… не будьте такой откровенной. Мой вам совет.

И последней каплей в чаше терпения Ольги Яковлевны становится любимый фикус хозяйки, павший смертью храбрых от Элиных рук. Переживая непередаваемый шок от происходящего, она всё же берёт свой чемодан и отправляется в путешествие. А Эля, утомившись с дороги, уже задремала. И не думает она ни о ком и ни о чём, и даже не о многострадальном фикусе. Конец первого акта.

В начале второго акта мы знакомимся ещё с одним персонажем – Майей Ивановной. Это провинциальная (даже очень провинциальная) женщина шестидесяти лет, простая, но знающая жизнь. Что сразу заметно в её типаже – это невероятная стеснительность. Сколько бы Новиковы (да, именно такая фамилия у Ольги Яковлевны и Олега) ни просили её остаться в гостях, она постоянно чувствует себя лишней и пытается уйти. Но в итоге остаётся, благодаря чему впоследствии сыграет важную роль в развитии событий. И ещё есть одна яркая черта Майи Ивановны – это её говор. Речь её просто переполнена особенностями забайкальского колорита: ты моя-то, бравенько и тому подобное. Это можно оценить как своеобразный режиссёрский приём – создаваемый образ простушки сначала не воспринимается всерьёз. Но в процессе спектакля это перерастает в эффект неожиданности, когда она благодаря опыту и житейской мудрости приобретает неоценимую значимость для всех остальных персонажей.

«Браво, Лауренсия!»

Роль Эли репетировали и исполняют две актрисы - Татьяна Литвинцева и Татьяна Куклина

В чём сила спектакля?

Вообще, с психологической точки зрения это очень сильный и профессионально исполненный спектакль. Так как действующих лиц всего четверо, каждый персонаж имеет возможность полностью раскрыть свою глубину. А раскрывать там есть что. Каждая роль будто списана из реальной жизни. История каждого зрителю настолько знакома, что некоторые могут найти либо себя, либо своих знакомых или родственников, будто всё, происходящее на сцене, случалось именно с ними. А некая вычурность характеров только усиливает эффект выразительности.

То же самое касается юмора в спектакле. Он максимально близкий и понятный народу. Особенно хорошо это можно заметить в сцене застолья в 5 утра.

Олег - Согласен. Меру знать надо обязательно, иначе рискуешь выпить меньше!

Ольга Яковлевна - Хватит лить наши доллары на мельницы винных магнатов империализма! (Выпивает водки) Водка – это звучит гордо!

Наверное, абсолютно каждый, кто собирался с друзьями или родственниками за праздничным столом, мог слышать или даже произносить что-то подобное. Это ещё больше роднит персонажей со зрителями.

Ко всему прочему хочется сказать про манеру постановки диалогов. Она такова, что персонажи никак не могут договорить важную информацию, так как все на сцене в волнении и их постоянно перебивают. Это создаёт дополнительный эмоциональный накал для зрителя. Порой буквально начинаешь ёрзать в своём кресле с мыслями «Ну говори уже, тварь!».

Всё это помогает публике максимально близко прочувствовать всё, что происходит на сцене, делая эмоциональный отклик от спектакля гораздо сильнее.

«Браво, Лауренсия!»

Майя Ивановна в исполнении актрисы Елены Сафроновой

Вообще, для меня сия постановка стала, наверное, самой сложной в оценке. Когда первой в бой ринулось чувственное восприятие, я испытал сильное отторжение. На каких-то моментах даже хотелось выйти из зала и отправиться прочь. Но при аналитическом подходе на меня снизошло озарение – это не просто спектакль играет со мной, а сама жизнь, отражённая в нём. И тогда удовольствие не заставило себя долго ждать.

В заключение скажу, что «Браво, Лауренсия» – это не только самое сильное драматическое произведение нынешнего сезона, но и предыдущего. Задача искусства – пробуждать чувства, играя с душой человека, погружать в мысли и помогать становиться лучше. И этот спектакль справился со своей задачей. Браво, Лауренсия! Браво!

Михаил Ероманс

Расписание культурных событий Читы смотрите в Афише ZAB.RU

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 0
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.