Миссия без приданного
Нынешний бюджет региона, как не раз подчёркивал врио губернатора Забайкальского края Александр Осипов, хоть и больше предыдущих, но бюджетом развития его не назовёшь. Однако задача в связи с вхождением региона в ДФО президентом страны поставлена сложная: добиться опережающего развития. И уклониться под любым предлогом от неё нельзя.
Цель – опережающее развитие
Во многом поэтому Фонд развития гражданского общества отметил, что Александр Осипов находится в наиболее тяжелом положении среди всех врио глав регионов в России. Опирался он и на оценку Счётной палаты РФ, которая ранее сделала заключение, что бюджет Забайкальского края не будет сбалансирован до 2030 года. Так что, как видим, наследство в главной миссии Александру Осипову досталось тяжёлым – всё равно что невеста на выданье без приданного. Тем более удивительно, что ВЦИОМ уже сейчас определяет рейтинг Александра Осипова среди всех врио губернаторов страны самым высоким – 75%. Такова доля населения Забайкальского края, которое поддерживает кандидатуру Осипова на должность губернатора.
В этих условиях и с высоким рейтингом доверия важно осознать, что же происходит в крае с бюджетом и как, не дожидаясь 2030 года, вывести его на значительно высокий уровень и сделать сбалансированным не искусственно, а по факту? Тем более, что и.о. зампреда правительства Забайкальского края по инвестиционному развитию Михаил Чуркин на встрече с предпринимателями заявил, что экономика Забайкалья находится в стагнации и, по предварительной оценке, краю нужен 1 триллион рублей.
Конечно, быстро увеличить бюджет вряд ли удастся, однако, судя по всему, стратегия нового врио губернатора заключается в том, чтобы компенсировать дефицитность бюджета инвестиционной составляющей. И мы уже писали о том, что Александр Осипов анонсировал проекты развития, которые вкупе составляют без малого 1,5 триллиона рублей.
Но почему Счетная палата сделала такой печальный прогноз по бюджету Забайкальского края? В своём сообщении, обнародованном пресс-службой Счётной палаты, она считает, что в крае должны быть определены на национальном уровне цели опережающего развития, этапы и сроки их достижения. В регионе также, по её оценкам, пока не сформулирован состав показателей, значение которых должно быть выше среднего по России, а также конкретные сроки достижения этих показателей. Однако сегодня можно отметить, что в плане социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, в котором самое непосредственное участие принимает и Забайкальский край, и который уже рассмотрен и одобрен Заксобранием края, конкретные показатели и сроки их реализации уже имеются. Это является серьёзным шагом для их реальной реализации.
Остановить пике бюджета
Но какова же природа бюджета Забайкальского края, работа над которым также предстоит самая кропотливая? В конце прошлого года, когда формировался региональный бюджет, федеральная власть вняла убедительным доводам нового врио губернатора и выделила дополнительно региону определённую сумму, в результате которой доходы бюджета на 2019 год стали уже не 51 миллиард рублей, а расходы не 50,6 миллиарда, как было заложена в первоначальном варианте, а 58,4 миллиарда по доходам и расходам, что на 5,4 миллиарда больше, чем было в бюджете на 2018 год. Сбалансированность бюджета при большем его объёме – это, пожалуй, главный итог и заслуга нового врио, что было пока недосягаемо при прежних губернаторах последние лет десять.
Конечно, хорошо, что новому врио удалось убедить федеральное правительство в том, что деградирующему региону требуется более значительная финансовая помощь, чем намечалось ранее. Хотя при этом финансовые проблемы остались. Но сможет ли работать на увеличение бюджета за счёт Москвы новый губернатор Забайкальского края после выборов, когда будет формироваться бюджет на 2020 и последующие два года? Ведь если посмотреть на сегодняшние цифры бюджетных назначений на 2020 и 2021 годы, то мы увидим не прогресс, а обратный процесс, что не вселяет оптимизма. Бюджет просто пикирует.
В самом деле, если, как мы отметили выше, нынешний краевой бюджет по доходам и расходам составляет 58,4 миллиарда рублей, то доходы на 2020 год заложены в сумме 51,3. Доходы на 2021 год планируются даже меньше, чем был первоначальный бюджет по доходам на 2018 год (52,4 миллиарда рублей). Безвозмездная помощь из федерального бюджета тоже планируется в сокращающемся объёме (16 и 14,8 миллиарда рублей на 2020 и 2021 году соответственно) что понятно - очевидно, в правительстве РФ всё же дают знать, что рассчитывать на федеральные деньги надо в меру, а больше делать в самом регионе для того, чтобы зарабатывать средства на жизнь.
А вот с этим - как в нынешнем бюджете, так и на два последующих года даже по прогнозам наблюдается стагнация. Собственные доходы (налоговые и неналоговые) если и растут, то черепашьими темпами. Например, в текущем бюджете планируется получить всего 33,8 миллиарда рублей собственных доходов, то есть всего на 2,4 миллиарда больше прошлогоднего показателя. Это, конечно, при сокращающихся дотациях из федерального бюджета и учитывая майские указы президента, касающиеся повышение заработной платы бюджетникам, а также увеличение расходов по всем 12 национальным проектам - очень мало. И снова придётся просить федеральное правительство о выделении дополнительных финансовых средств, чтобы хотя бы вовремя выплачивать зарплату учителям, врачам, культработникам и другим бюджетникам.
Финансы и экономика не стыкуются
Таким образом, главный финансовый документ региона имеет не прогрессивную, а регрессивную тенденцию. А вот прогноз социально-экономического развития Забайкальского края, сделанный нашими краевыми министерствами, более чем оптимистичен. Он говорит об уверенном росте экономики на три последующих года.
Например, валовый региональный продукт Забайкальского края до 2021 года по прогнозу будет расти ежегодно от 1,2 до 2,4% к предыдущему году. Правда, в 2019 году он, по прогнозу, почему-то замедлился до 1,1% (трудно сказать – почему), но потом резко пошёл вверх. Прогноз промышленного производства и того пуще – заложен рост от 5 до 6% ежегодно. Даже сельское хозяйство, которое наиболее рискованная отрасль для любого прогноза, и оно показывает прогнозный ежегодный рост от 0,7 до 1,9%. До 2,9% заложен в прогноз и рост оборота розничной торговли.
Ну, можно порадоваться оптимизму тех чиновников, которые делали прогноз, но почему же тогда при таком росте экономики мы наблюдаем серьёзный спад показателей доходов и расходов краевого бюджета? Может быть, в Счетной палате сидят сплошные пессимисты и даже из уверенно растущей экономики не могут извлечь дополнительные доходы и планируют спад?
К сожалению, текущая экономика региона в основном показывает отрицательные тенденции. По данным Забайкалкрайстата, в настоящее время отмечается снижение объёмов по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, в сельском хозяйстве, строительстве, грузообороте автомобильного транспорта. Индекс промышленного производства уменьшился на 2,3 % к уровню января 2018 года
Ну, откуда же в таком случае взяться полноценному бюджету? Конечно, факт вхождения в ДФО поможет частично решить финансовые проблемы. Но вряд ли в результате этого у Забайкальского края появится полноценный бюджет, который поможет адекватно решать социальные задачи в Забайкальском крае. Значит, развитие экономики в крае остаётся определяющей задачей, а вхождение в ДФО должно этому помочь.
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
«Хочу поскорее забыть»: каждый пятый читатель ZAB.RU об итогах этого года
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Прогноз погоды на 8 декабря 2025 года
Жители Дальневосточного округа рассказали о планах совместить путешествие и удалёнку