Плохое кино – зачем и почему?

Михаил Ероманс / Общество, 15:01, 28 июля
Плохое кино – зачем и почему?
Фото: www.kinopoisk.ru

Давайте, поговорим о кино? О плохом кино. О хороших фильмах и так говорится уж слишком много. Мы же выше этого «мейнстрима» и пойдём дальше, копнув там, куда стекаются все никому не нужные отбросы киноиндустрии. К тому же, на этих выходных мне выпала печальная возможность познакомиться с двумя премьерами – «Это не навсегда» (Россия) Евгении Яцкиной и Алены Рубинштейн и «Солнцестояние» (США) за авторством режиссёра Ари Астера. Вдохновившись полученным тяжким опытом, я решил порассуждать, почему подобное случается в мире киноискусства.

Многие считают эталоном плохого кино именно ленты российского производства. И это не удивительно – после того, как советская школа кино обернулась в руины вместе с великой страной, утратив контроль качества, фильмострой нового государства уверенно пошёл по наклонной. В девяностые ещё по инерции от ушедшей эпохи старые мастера рождают подлинные шедевры, например «Небеса обетованные», «Ширли-Мырли», «Утомлённые солнцем», среди новых имён восходит звезда Алексея Балабанова. Казалось бы, не всё так плачевно и есть надежда на светлое будущее. Но с началом третьего тысячелетия пробитие дна началось как никогда стремительно. Режиссёрские работы Михаила Кокшенова («Жизнь кувырком», «Юбилей прокурора»), немыслимый доселе ужас от ТНТ и Comedy Club (серия «Самый лучший фильм», «Наша Russia: Яйца судьбы») ознаменовали собой падение русского кино. Нет, конечно, у нас есть свои жемчужины на примере работ Андрея Звягинцева («Возвращение», «Левиафан»), Юрия Быкова («Жить», «Майор», «Дурак»), упомянутого ранее Алексея Балабанова («Брат 1 и 2», «Груз 200»), но нескончаемый конвейер бездарных комедий, боевиков и однотипных сериалов про «бандитов и ментов» просто топит их в нечистотах.

Но не только у нас всё так плохо. Западное кино тоже изобилует примерами, порочащими его имя. Это и неудачные экранизации игр и комиксов («Уличный боец», «Бладрейн», «Бэтмен и Робин»), провальные сиквелы («Сын маски», «Основной инстинкт – 2») и просто кошмарный треш («Акулий торнадо», «Говард-утка»). Но вот что именно делает эти и не только фильмы такими плохими? Про режиссёрские штампы и сюжетные дыры даже самый ленивый киноблогер говорит чуть ли ни в каждом своём обзоре. Считаю, что в критике тыкать создателей носом в сюжетные дыры само по себе уже становится избитым клеше. По сему, предлагаю посмотреть на проблему с другой, человеческой стороны.

Безвкусица, или дурновкусие – наверное, ключевое слово, лежащее в основе всего, что пятнает понятие «искусство». Это относится и к музыке, и к театру, и к живописи. Нет, и не говорите мне, что не бывает плохой музыки или плохих спектаклей. Бывает, и это надо признать. Понятие прекрасного достаточно чётко регламентировано. Если полистать учебники по культурологии, то прекрасное – это категория, определённая и признанная определённой этнической группой в определённом историческом периоде, и отображающая эстетические ценности и потребности в них. А задача искусства – нести это самое прекрасное в массы и удовлетворять потребности в ней. И определяющим здесь является именно слово «эстетика». Если русским языком, то эстетика – это гармония формы и содержания, их целостность. Она всегда чувствуется в хорошем произведении, будь то простой сериал про дальнобойщиков, или глубокомысленная философия картин Тарковского. Ну, или возьмём ещё два примера с неоднозначной репутацией – «Горько!» Жоры Крыжовникова и «Зелёный слоник» Светланы Басковой.

Первый – это продукт падения нравов по обе стороны экрана, не несущий в себе ничего конструктивного. Общая концепция – это беспробудное пьянство, которое целевая аудитория фильма воспринимает как самоцель любых массовых сборищ. Второй же фильм при всей внешней отвратности является сложной психологической драмой, где трагедия жизни каждого из персонажей слагает сложную картину взаимоотношений между ними и приводит к печальному концу. Получается, что первый пример – это исключительно игра на низменных человеческих чувствах, не более того. Второй – это тоже игра, но она строится на контрасте внешней непривлекательности и глубины содержания. В этом плане полной противоположностью «Зелёного слоника» является упомянутое мной в самом начале «Солнцестояние». При наличии очень красочной картинки с красивыми пейзажами природы северной Европы, яркими этническими костюмами и декорациями, а также нестандартным подходом к съёмкам (все сцены снимались при свете дня), в картине практически отсутствует смысловое наполнение. Плохой ли это фильм? Да, так как после просмотра не осталось ничего, кроме чувства потерянного времени. Но, выбирая между ним или «Горько!», я однозначно выберу «Солнцестояние».

Конъюнктура – одна из часто встречаемых форм безвкусицы. Что под ней подразумевается? Это обычно произведения искусства, чаще кинематографа, нацеленные на узконаправленную часть публики, обычно причисляющуюся к какой-нибудь актуальной в определённое время субкультуре или к конкретному событию. Такое кино обычно существует только ради того, чтобы обслуживать интересы своей целевой аудитории. Подобное мы могли наблюдать в нашумевшем в своё время фильме «Временные трудности», а именно, когда сын главного героя, повзрослев, стал бизнес-тренером. И небезосновательно полагать, что сообщество бизнес-тренеров приложило руку к созданию картины. Иначе, почему после всех перенесённых трудностей повзрослевший мальчик выбрал не благородную профессию, скажем, учителя (именно его учительница помогла ему развить свой потенциал) или врача, чтобы помогать таким же несчастным, каким был он, а стал торговцем воздухом? Непонятно.

Также среди ярких примеров подобного паразитирования можно назвать «Околофутбола» - российский фильм о футбольных фанатах для футбольных фанатов. Также конъюнктурным творчеством являются «Крым» (2017), «BEEF: Русский хип-хоп» (2019), «Газгольдер: Фильм» (2014). Все они отличаются тем, что вышли в нужное время, обыгрывают актуальную на тот момент тематику и нацелены на специфическую аудиторию. И, что неудивительно, имеют крайне низкие рейтинги и встречены зрителями как в своё время немцы под Москвой (ополчилась на них страна). Заслуженно, я считаю.

Ещё один бич и проклятие кинематографа, на этот раз уже российского – это плагиат. А именно, наш ответ необычайно популярной супергероике и фантастике. Не владея ни технической базой, ни должным опытом, наши умельцы пытаются подражать тем же «Мстителям», рождая на свет такие несуразицы, как «Защитники» (2016), «Неуловимые» (2015), а также продукты импортозамещения западной фантастики – «Викинг» (2016), «Притяжение» (2017) и прочее зло. В итоге, получилось как с пармезаном – кривая пародия и не более того. Кушайте, граждане, не обляпайтесь. Но хорошие примеры у нас всё-таки есть. Как бы ни ругали «Ночной дозор» и «Дневной дозор» Тимура Бекмамбетова, для своего времени эти фильмы весьма и весьма хороши. Поклонники Сергея Лукьяненко ни в какую не хотят принимать эти экранизации, но с точки зрения развлекательного кино «Дозоры» вышли добротными попкорновыми блокбастерами.

Ещё хочется поговорить вот о чём. Сейчас модно отходить от таких фундаментальных понятий, как добро и зло, плохое и хорошее. Так называемое «чёрно-белое» мышление становится атавизмом, постепенно вытесняемым полумерами. Но всё это лишь красиво завуалированное лицемерие. Да, общество лицемерно, на этом строится суть компромиссов, без которых сосуществование людей друг с другом было бы невозможно. Но в критике, я считаю, этого быть не должно. Отказ от однозначных оценок, хождение вокруг да около, чтобы ненароком никого не обидеть, приводит к необъективности критики, соответственно, и утрате её смысла. Пользуясь этим, нерадивые творцы без зазрения совести производят на свет свои произведения, зная, что никто не назовёт их экскременты таковыми, а найдёт сколько угодно вариантов причислить это к искусству. Так и ширится дурновкусие как в творческой среде, так и среди аудитории. Сколько людей, столько и мнений, скажете? Только ситхи возводят всё в абсолют? Но не для того ли Господь отделил свет от тени, чтобы стало светло? Вот так.

По собственным наблюдениям, кстати, констатирую, что подобное отсутствие прямолинейности в оценках весьма свойственно людям, причастным к творческой работе, в особенности – деятелям театра и кино. Тут и профессиональная солидарность, и следование заповеди «Не суди, да не судим будешь». Поэтому, творческие люди с особым рвением встанут горой за своего брата, особенно если они из одной когорты созидательной отрасли. Объективна ли подобная позиция? Я считаю, что нет. К тому же, всегда надо ставить себя на место рядового зрителя, не сопричастного и не ангажированного. Только в таком состоянии будет наиболее объективное восприятие. Это касается, в том числе, и самих критиков.

Довелось мне как-то на одном семинаре столкнуться с подобного рода профессиональным штампом, когда критик идёт на спектакль с предустановкой на исполнение своего рабочего долга, что кардинально влияет на восприятие, искажая его. Почему я считаю такую установку в корне неверной? Да потому что продукт работы критика «попадает на стол» не к его коллегам, а в большинстве своём к рядовому потребителю искусства, который обычно «чист» в своих намерениях и не намерен «препарировать» увиденное или услышанное. «Охотничий настрой» притупляет чувства, а без них холодный научный разбор того или иного произведения способен отвратить от себя широкую аудиторию. Так что, сила в гармонии, братцы-критики. Светлый ум и чистый разум – наше всё.

Ладно, продолжим дальше наш разговор о кино. Порой коробит не только от самого продукта, но и от того, как его подают. И первое, что хочется тут упомянуть – это наличие пропаганды. Причём, не просто пропаганды, а навязывание ещё и правильных, как считают создатели или заказчики, моральных принципов. Фильм «Это не навсегда» - тому наглядный пример. Месседж картины – вдолбить публике, казалось бы, благородный посыл – что усыновление ребёнка из детдома поможет обрести находящемуся в тяжёлой ситуации маленькому человеку новую счастливую жизнь. Но подано это совершенно безыскусно, напрямую кидая этот самый месседж в зрителя и играя на простейших эмоциях, ничуть не завуалировано и не иносказательно, как это по идее должно быть в художественном произведении. Если брать эту же тему, то лучше посмотреть «Дом малютки» 2010 года. Примерно схожая идея, но обыграна как пример настоящего киноискусства – и насыщенная история жизни главной героини, и драматизм этой самой истории, всё как надо. Плюс в «Это не навсегда» содержится очень дурное послание на то, что нельзя бояться разрушать имеющуюся семейную идиллию и жизнь своего ребёнка в угоду благотворительности. Поэтому такая агрессивная политика навязывания ещё дальше уводит это кино от искусства светского к беспросветному дну госзаказа на подобие того же эпично провалившегося «Крыма» 2017 года. И это правильно, что подобного рода картины терпят фиаско в прокате и потоки гневных отзывов – создатели недоразумений явно держат публику за дураков, коей она не является и не желает мириться с таким отношением.

Хороший вкус не берётся из ниоткуда. Он как характер – его воспитывать надо. Только невежество бывает дикорослым. Сейчас в эпоху общедоступного Интернета практически каждый имеет доступ ко всем предметам искусства. Помню, как лет 20 назад я бегал по магазинам в поисках аудиокассеты любимого исполнителя, чтобы послушать всего лишь одну его новую песню. И ещё, как с родителями мы ходили в кинопрокат и платили за то, чтобы взять видеокассету с желаемым фильмом на пару дней, а после вернуть её. Теперь все эти сложные манипуляции в поисках контента ушли в историю. Главное – это умение отделять зёрна от плевел. Благо, всегда можно почитать отзывы, ознакомиться с рейтингами и, наконец, найти и посмотреть обзор. А почему вкус необходимо воспитывать? Есть такая поговорка – «Ты – то, что ты ешь». Пусть она из гастрономии, но и на культурную сферу её смысл тоже распространяется. Потому, если хотите, чтобы у Вас в душе было всё хорошо – наполняйте её хорошими вещами. А Афиша ZAB.RU поможет вам в этом.

Фото: www.kinopoisk.ru

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 0
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Family Look для чиновников на первой выставке сельхоз.животных
Общество -
Family Look для чиновников на первой выставке сельхоз.животных

На смену уже традиционной Сибирской-дальневосточной выставке племенных овец и коз в наш край пришла первая региональная выставка сельскохозяйственных животных. Участие в ней приняли 35 предприятий, в том числе 25 племенных заводов и репродукторов из десяти районов. Овцы, козы, коровы, лошади, яки и даже верблюды. В этот день все они оказались главными героями праздника.  Баир ГАРМАЕВ, участник выставки, Читинский район:  "Я окончил техникум железнодорожный. А всё равно потянуло хозяйство разводить баран. Всю жизнь держали коренные жители - это образ жизни наш".    Среди участников выставки - единственное в Забайкальском крае хозяйство, которое занимается искусственным осеменением свиней. Николай Орловский стоит у руля этого предприятия.  Николай ОРЛОВСКИЙ, участник выставки, Читинский район: "Кормление у нас идёт сухое, поение у них отдельно стоит. Они покушали, пяточком сунули и попили. Получается, что у нас и поение постоянно и корм постоянный. У нас вот бельгийские породы при возрасте 6 месяцев они уже в забойном виде весят 75-80 килограмм".  Сейчас у Николая Орловского уже более 2-х с половиной тысяч голов скота. В планах - не только расширение поголовья, но и разведение новых пород, редких для региона.  Николай ЧЕМУСОВ, участник выставки, Борзинский район:  "Вообще я производственник, но в 90-е годы жизнь стала тяжёлой. Занялись сельским хозяйством с братом. Затянуло вплоть до того, что своё село организовали на чистом месте".  Сейчас в хозяйстве Николая Чемусова и его брата около 5 тысяч голов мелко-рогатого скота, полторы тысячи крупно-рогатого, 500 голов лошадей, 500 свиней, 130 яков и 11 верблюдов.  Михаил ЧЕМУСОВ:  "Мы все вместе работаем на нашем семейном предприятии. Все помогают: сёстры, братья, племянники, племянницы, все. Впервые я сел за трактор в 10 лет, уже работал на поле на пашне".  Наталья ЧЕМУСОВА:  "Когда я ещё маленькая была родители уехали на Дальний Восток и спустя 16 лет вернулись к родственным корням. Мы посмотрели, нам понравилось. Уже 16 лет здесь. Растёт молодое поколение, мы растём, набираемся опыта у старшего поколения. Нам нравится заниматься животными, видеть, как всё это размножается, увеличивается".  Среди всего этого великолепия особый переполох и внимание присутствующих в одно мгновение приковали к себе статные гости . Словно богатыри прошли через центральный вход, откинув в сторону грузные пиджаки, Временно исполняющий обязанности губернатора края Александр Осипов вместе с министром сельского хозяйства России Дмитрием Патрушевым и региональным министром Денисом Бочкарёвым. Но в эти минуты все присутствующие говорили, кажется, не о породистых экспонатах выставки, а о том, как хорошо выглядит врио в менее официальном образе.  Наталья Протоковская, Николай Шунков, Егор Шафоростов, ЗабТВ.

ЭКСКЛЮЗИВ! Чабанские стоянки Борзи. Восставшие из пепла.
Общество -
ЭКСКЛЮЗИВ! Чабанские стоянки Борзи. Восставшие из пепла.

В это трудно поверить, но бескрайние луга, вся эта огромная территория степи, которую невозможно объять взглядом, буквально пару месяцев назад сгорела до тла. Огромный пожар пришел вместе с ураганным ветром. Не за часы, за минуты, огненная лавина поглотила степь вместе со всеми ее обитателями. Алексей ЧЕКАННИКОВ, фермер: «Очаг большой был? - Да большой очаг был. Конечно. Я потом ребятам говорю – бензина мало было тушить, он же на бензине ветродуй. Я говорю я поехал на стоянку съезжу вы пока здесь тушите. Поехал к себе на стоянку, приезжаю смотрю что-то хуже еще стало и такая тишина, вообще резкая. Резко ветер повернулся на 180 градусов я побежал туда, выскакиваю, у меня уже соседняя стоянка горит, ну я куда? Я давая возвращаться я же в огонь не побегу. Я домой к себе возвращаюсь. Домой только прибежал на стояку, а меня уже огонь догнал - Вас огонь догнал? - Уже огонь к стоянке своей уже догнал - Что делали, родню спасти успели? - Мы тут были вдвоем конечно, мы сразу давай трактор, емкость под воду для тушения. Давай тушить. Тушили-тушили, мы не можем ничего сделать-то. - Вдвоем? - Мы вдвоем не можем, возились, бегали, давай тут баранов выгонять сколько смогли с кошары выгнали. Скот они не выходят, мы не могли выгнать - Боятся? - Боятся да, скот вообще. - Так и погиб скот? - Так и конечно, так и сгорел и в степи конечно сгорели потом у нас лошади здесь прямо не далеко от стоянки - Сколько погибло у вас всего скотины, животных? - Все вместе лошадей и КРС бод 35-40 голов - Спасти сколько успели? - Половину, - Ну такое большое Хозяйство - Ну было то ага. Ну а баранов в клетках 80 голов вместе с ныненшним приплодом с ягнятами все сгорели - С ягнятами - Да - Жалко - В кошаре были, все сгорело» Всего в огне пропало 11 стоянок. Сейчас о них напоминают только обугленные останки строений и выжженные проплешины полян. Большое везение, что огненный вал не унес человеческие жизни. Спасаться из пожара людям приходилось самим. «Расстояние между фермами огромное в случае пожара спасатели будут ехать долго. Местный владелец фермы и работники, которые восстанавливают его постройку вот эту палатку называют телеграф, только на этом маленьком пяточке есть связь» Владимир ДУГАРОВ, фермер: «Как пожар пришел? - Пожар пришел со стороны Борзи, пожары тут были, затушили. Думали все – с этой стороны не придет, а он оттуда пришел подняло всю гарь старую и в трех метрах не видно было ничего, сразу люди ослепли, народу было много, а толку ни от кого не было, Пожар был верховой, дома загорелись с крыш. Все поняло вверх, все горело, сразу, дома, сенника, заполыхало, документы, ничего не спасли, все сгорело, что в машине было то осталось. Народ на водокачку собрали вместе там и спасались - На водокачке переждали? - Да - Не задохнулись? Долго ждали? - Почти до утра, потом начало немножко разделываться. Я с пастухом, он руки, ноги, лицо пообжёг. о деревни добрался, там ему обезболивающее поставили, пробраться не могли оттуда огонь, приехали сюда, давай до Борзи пробиваться. Перед Борзей стена огня, вернулись назад, потом в шесть утра где разделалось немного, по гари я его довез до больницы - Пожар думаете из-за чего был? - Не знаю, мне кажется, конечно, человеческий фактор, больше откуда что будет у нас? Как он отсюда пришёл. Ветер, бешенный был, вообще, с ног сшибало, ну молодцы сразу с Борзи отовсюду народ подтянулся помогали все. Народ спасли главное» У Владимира еще недавно было одно из самых больших хозяйств. Сгорело 200 с лишним овец, 15 новорожденных телят, все свиньи и птицы. После пожара фермерам выделили субсидии на восстановление стоянок. Николай ПЕНКИН, исполнительный директор строительной компании: «На данной чабанской стоянке, это самая крупная, которая пострадала – Дугаров Владимир, у него сгорела кошара, несколько домов, гаражи, техника сгорела. На сегодняшний день надо на этой стоянке освоить порядка 22 миллиона рубле, сейчас строиться жилой дом 7 на 8, банька уже построена, фундамент кошара ну как видим все остальные фундаменты уже построены, два будет дома, два гаража, баня, кошара 16 на 70 - Большая - Большая» Это будущая кошара, как такового проекта, по которым можно строить подобные постройки, нет. Технология настолько древняя, что конкретных регламентов нет. Стада у местных жителей большие и на видео ясно, какого огромного размера будет строение. Эта сложность для строителей, поэтому все работы и расчеты ведутся в тесном общении с местными старожилами. «Мне, как журналисту телеканала ЗабТВ немного удивительна ситуация, которая здесь происходит со строительством в Борзе. Обычно, когда дело касается строительства на государственные деньги местные жители мягко говоря недовольны своим подрядчиком. Здесь же совершенно все наоборот. Мы видим насколько основательный фундамент даже у здания для животных, не говоря уже о том, что практически половину сопки сняли» Сложностей в строительстве много. Например, строить из популярных сэндвич- панелей нельзя, хоть это и было бы намного выгодней строителям. Зимой появляется испарение на стенах от животных, в итоге могут появиться болезни - и коровы с овцами погибнут. Так же дело в прочности – сендвич панель удар рога быка не выдержит. Поэтому строят из бруса 180 на 180, такой очень сложно закупить, ведь лес в Забайкалье для этого пиломатериала вырублен, продан и давно успешно вывезен. Подрядчику приходится закупать брус не то что бы в других районах – в соседних регионах, иногда даже в Улан-Удэ. После того как закончится строительство, все постройки обработают специальным противопожарным составом. Владимир ДУГАРОВ, фермер: «- Про субсидии расскажите, про строительство, про то восстановление которое сделало государство - Ну субсидии раньше никогда такого не было, вот нынче вообще молодцы. Вообще государство, вот все что здесь было все вошло в эту смету, все по этой смете будут строить. Строительство идет, думаю к сроку завершат. Бригада хорошая, молодцы, без дела не сидят, ну сами конечно ходим, контролируем что как куда» Наблюдая за тем, как мирно общаются строители с погорельцами, здесь в степи, сразу вспоминаются многочисленные скандалы жильцов и подрядчиков в Чите. Очень резки контраст. На вопрос – как же так вышло, строители улыбаются - молча смотрят в степь. Им вдаваться в рассуждения некогда - ждут очередную машину с брусом. Работа – кипит. Вячеслав Бортницкий, Владимир Николаев и Александр Крылов, специально для ЗабТВ