функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Хорошо забытая зона

Владимир Тихомиров / Экономика, 08:13, 23 августа /
Хорошо забытая зона
Фото из архива ZAB.RU

Врио губернатора Забайкалья намерен реанимировать идею создания на границе с Китаем Трансграничной зоны. Эту идею Александр Осипов озвучил в интервью РИА Новости и, похоже, серьёзно решил заняться данной проблемой. В то же время, надо учесть, что попытки создания такой зоны в нашем крае тянутся почти три десятилетия при разных региональных правительствах, но так и не увенчались успехом. Почему? Безусловно, понять это очень важно.

Федералы идею урезали

Давайте заметим, что ни для России, ни для Китая создание таких Трансграничных зон – не новость, обе страны десятилетиями формально используют данный экономический механизм на основе двусторонних правительственных соглашений. В настоящее время, например, такие зоны (иначе - Зоны пограничного экономического сотрудничества, ЗПЭС) с начала 90-х годов прошлого столетия созданы в пограничных зонах в районе г.Благовещенска (со стороны КНР Хэйхэ), п. Пограничный (со стороны КНР Суйфеньхэ), п.Зарубино (со стороны КНР Хуньчунь). Планировалось, что ЗПЭС станут действенным механизмом трансграничных местных свободных экономических зон (СЭЗ) на основе двусторонних правительственных соглашений. Но именно в этом и состоит в настоящее время проблема. В упомянутом интервью Александр Осипов прямо сказал, что «здесь нужна серьёзная работа на уровне межправительственных соглашений». Он справедливо заметил, что для этого сначала надо нам самим понять, какие производства, логистические и складские мощности, объекты туризма, общепита, досуга можно было бы там разместить, чтобы мы могли использовать гигантскую растущую экономику Китая.

А ведь идея создания торговой зоны в районе Забайкальск-Маньчжурия появилась ещё в 1992 году, когда между Читинским исполнительным комитетом и Народным правительством Автономного района Внутренняя Монголия было заключено соглашение по данному вопросу. Планировалось, что российские граждане и фирмы будут торговать своим товаром в китайской части зоны, а китайские, соответственно, в российской. Китайская сторона инвестировала в проект около 100 млн юаней и реализовала соглашение вводом в эксплуатацию своей части торговой зоны в 1996 году. Там были созданы торговые площади, филиалы банков и обменные пункты, гостиницы, рестораны, другие зоны отдыха и прочая инфраструктура. Российская часть торгового комплекса не построена до настоящего времени.

Почему так произошло? В ходе реализации проекта возник ряд труднопреодолимых препятствий. Основные из них: недостаточная поддержка проекта на федеральном уровне, отсутствие федерального закона, определяющего механизм создания и функционирования торговых комплексов, дефицит финансовых ресурсов.

Первоначально предполагалось, что торгово-экономическая деятельность, осуществляемая в пределах приграничного торгового комплекса «Забайкальск», получит льготы в части таможенных тарифов и пограничного оформления. Многочисленные попытки добиться желаемого результата оказались безуспешны. Правительство РФ категорически возражало против предоставления каких-либо преференций, настаивая на реализации проекта в рамках действующего законодательства. Особенно их пугал упрощённый пограничный контроль, в котором они видели источник различных злоупотреблений и нарушений.

Наработки есть, но они… не работают

Но определённые наработки в этом направлении в Забайкальском крае всё же есть и игнорировать их нельзя. Можно кое-что вспомнить. Практически администрация Читинской области приступила к реализации проекта только после проявления первых признаков формирования правовой базы создания и функционирования приграничных торговых комплексов в Российской Федерации (что по сей день не закончено) – двух международных правительственных соглашений: соглашения между правительством РФ и правительством КНР об организации упрощённого пропуска граждан Российской Федерации в китайские части торговых комплексов, действующих по китайскую сторону российско-китайской границы от 17 февраля 1998 года, и соглашения между правительствами двух стран об организации упрощённого пропуска граждан КНР в торговые комплексы, расположенные с российской стороны границы от 2 июня 1999 года. Инициатором заключения упомянутых соглашений выступила администрация Читинской области.

На областном уровне правовую базу проекта образует ряд нормативно-правовых актов. В 1999 году распоряжением главы администрации Читинской области функции государственного заказчика переданы ГУП «Корпорация развития». Для проектирования строительства торговой зоны для этой организации был отведён земельный участок в районе п.Забайкальск площадью 30 гектаров. Кроме того, за корпорацией постановлением главы администрации области зарезервирован земельный участок площадью 100 гектаров.

В 1998 году правительство РФ утвердило федеральную программу «Комплексное развитие приграничного посёлка Забайкальск Читинской области» с подпрограммой «Центр приграничной торговли». Но реализация их оказалась затруднена из-за недостаточного финансирования из федерального бюджета. Администрация области подготовила и внесла на рассмотрение правительства РФ концепцию организации и функционирования торгово-промышленного комплекса в районе посёлка Забайкальск.

Но всё это осталось на бумаге. Изучить опыт и все эти наработки, конечно, важно, но главное всё же – воплотить идеи в жизнь.

Опыт Маньчжурии игнорировать нельзя

Думаю, здесь встаёт вопрос: почему в считанные годы г.Маньчжурия превратился в современный административный, культурный и торговый центр? Автору этих строк неоднократно довелось бывать в г.Манньжурия, общаться с местными коллегами, изучать некоторые открытые документы. Думаю, такое стало возможным благодаря проводимой Центральным правительством КНР политики поддержки приграничных территорий. Она заключается в системе налоговых, таможенных и иных льгот, при которых большая часть средств, получаемых Маньчжурией и другими приграничными территориями Китая от внешнеэкономической деятельности, оставляется на месте для решения региональных экономических и социальных программ, на всестороннее развитие районов.

Администрацией города разработан и частично уже реализован целый ряд мероприятий, касающихся льгот предпринимателям. Например, им снижают или даже возвращают часть налога на добавленную стоимость, уплачиваемую в местный бюджет, если они вкладывают значительные средства в развитие производства, торговли, услуги и т.д. Преференции касаются производственной, торговой, посреднической и другой деятельности, если высвобождаемые средства идут на воспроизводство, а не на потребление. На льготных условиях предприимчивым людям сдают в аренду земельные участки при условии их рационального использования и экологической безопасности.

Здесь всерьёз развивают приграничную зону экономического сотрудничества. Она занимает площадь 6,4 кв. км и делится на шесть микрорайонов: микрорайон предприятий с высокой технологией, микрорайон переработки, микрорайон безналогового складирования, микрорайон коммерции, микрорайон досуга, микрорайон управления и жилых домов. Главные её направления – развитие промышленности с высокой технологией, создание многоотраслевой и многофункциональной базы переработки продукции для экспорта. Китайцы называют её зоной экономического сотрудничества по приграничной открытой политике или зоной реформы и открытости. Благоприятные экономические условия позволяют развивать её быстрыми темпами.

Если новая администрация Забайкальского края всерьёз намерена осуществить идею Трансграничной зоны экономического сотрудничества, всё это и многое другое требует тщательного изучения.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 2
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1146623
    Срыв единственной в крае(тогда, области) Федеральной программы произошел вовсе не из-за дефолта,а из-за бездарной(а,может быть,даже очень дарной(зачем Маньчжурии конкурент-вы об этом не задумывались?) деятельности Гениатулина&Ко
    Ответить
    1
    0
    • 1146825
      Можно рассуждать и так. Но без предоставления льгот по налогам в п. Забайкальск, продвижения не будет. Маньчжурию китайцы освободили от уплаты налогов, вот и пошла у них бешеная деньга.
      Ответить
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
"Дорога хорошая, виноваты люди" - Суздальницкий о смертельном ДТП
Общество -
"Дорога хорошая, виноваты люди" - Суздальницкий о смертельном ДТП

 На оперативном совещании в городской администрации обсудили недавнее ДТП , случившееся возле посёлка Агинское – именно с неё начал свое выступление Константин Суздальницкий. Он отметил, что в большинстве аварий виновато не плохое качество дорожного полота, а сами водители. Что касается дороги, где погибли люди, то она была почти новой. Константин Суздальницкий, заместитель руководителя администрации городского округа «город Чита»:  «Чем качественней становятся дороги, тем выше на них скорость, тем тяжелей и резонансней дорожно-транспортные происшествия. Я напоминать про них не буду, но все ДТП с тяжкими последствиями, к сожалению, у нас произошли ровно на тех дорогах, которые мы в этом году отремонтировали». Не менее острым вопросом стало разрушение мест для сбора коммунальных бытовых отходов: неизвестные читинцы не в первый раз перекапывают свежее бетонное основание контейнерных площадок. Представители городского управления ЖКХ уверяют – вандалов ищут. А когда найдут – накажут.  Михаил Тюнькин, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства г. Читы   «По проводимым работам, по контейнерным площадкам, по неблагоустроенному фонду, значит по Черновскому району поступили по девяти адресам, по Ингодинскому району – по двенадцать адресам. Значит, основания залито: фотографии я показывал, что у нас, к сожалению, народ портит всё это дело, разбивает – заявление в полицию написано, будем разбираться.»  В ближайшие пять дней представители администрации планируют провести внеочередное собрание по решению вопроса оснащения городских котельных – наступили первые холода, а Чита готова к ним лишь частично.  Константин Суздальницкий: «Нам сейчас нужно понимать, какие котельные у нас по программе идут закрытые и какие средства нам необходимы для проектирования. То есть к этой работе нужно готовиться уже сейчас.» Ника Новак, Николай Шунков, ЗабТВ

Кефер и Антропова рассказали, чего ждать от бюджета Забайкалья 2020
Общество -
Кефер и Антропова рассказали, чего ждать от бюджета Забайкалья 2020

  Вопросов о проекте бюджета Забайкалья на 2020 и последующие годы у журналистов немало. Держать ответ вызвались главные финансисты региона – исполняющая обязанности министра финансов края Вера Антропова и и.о. зампреда правительства Андрей Кефер. Не так давно именно им общественники высказали свое мнение по увеличению поддержки тех или иных сфер. В ТОПе, как обычно, образование, а именно увеличение финансирования ЕГЭ и зарплат учителям, которые в проекте предусмотрены на 11,5 месяцев. В будущем году именно на образование планируется потратить на 4 млрд рублей больше, чем в 2019-м. Вера Антропова, и.о. министра финансов Забайкальского края: « Здесь, конечно, и повышение зарплаты, потому что у нас практически все педагогические работники попадают под категорию казных (?) категорий. Соответственно, мы предусматриваем индексацию к среднему показателю на 5,2%. На ЕГЭ у нас сумма предусмотрена с увеличением на 14 млн рублей, но, как мы слышали на публичных слушаниях, этой суммы будет недостаточно на предоставление технического оснащения по ГИА. Мы договорились с участниками публичного слушания. Что ко второму чтению мы эти вопросы урегулируем».  Поддержка муниципалитетов – еще один немаловажный вопрос. «Помощи» от правительства в районах обычно боятся, как огня, ведь если где-то финансирование увеличивают, то где-то оно, наоборот, уменьшается. В 2020 году, уверяют власти, такого не будет. А вот с поддержкой различных сфер в Чите пока не все ясно – тут все зависит от городских властей. Андрей Кефер, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского рая: « Мы с коллегами хотели бы принять, может быть, какие-то иные решения по городу и иной объем поддержки определить, но пока констатируем факт, что мы оставили  сумму поддержки города пока на том же уровне – 80 млн рублей.  Мы на комитете говорили о низком исполнении, к сожалению, пока. Поэтому мы надеемся, что наши коллеги из города наши пожелания услышат и дадут нам возможность их поддержать, потому что пока ситуация не изменится, мы не имеем морального права увеличивать поддержку». В целом, по словам финансистов, перспективы весьма радужные. Бюджет региона, по сравнению с текущим годом, в следующем увеличится более чем на 10 млрд рублей.  Андрей Кефер, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края: « В своем время, мы принимали бюджет, зарплата в котором была рассчитана на 6-8 месяцев. Были такие времена. Сейчас мы видим 11,5 по зарплате, все социальные расходы проиндексированы. Я бы сказал, что это бюджет достаточно устойчивый, уверенно устойчивый. Никаких потрясений и рисков в нем мы не видим». Полина Харченко, Дмитрий Пинигин