«Безопасность полётов? Не, не слышали»: Какую угрозу таят свалки у аэропорта Читы

Екатерина Бронникова / Общество, 11:41, 27 августа 2019 / 4
«Безопасность полётов? Не, не слышали»: Какую угрозу таят свалки у аэропорта Читы
Коллаж ZAB.RU

15 августа. Москва. Аэропорт Жуковский. Авиарейс U6-178 по маршруту Москва – Симферополь. Воздушное судно А-321-211 «Уральских авиалиний» с 226 пассажирами и 7 членами экипажа на борту произвело взлет. По предварительным данным, во время набора высоты произошло столкновение самолета со стаей птиц. Печальным завершением этой «истории» со счастливым финалом стала посадка многотонной машины на кукурузное поле. Этот инцидент в воздухе запомнит не только Россия, его запомнит весь мир. По предварительным данным, неблагоприятная орнитологическая обстановка в Раменском районе стала причиной, слава Богу, аварии, а не авиакатастрофы. Корреспондент ZAB.RU решил выяснить, как обстоят дела с птичками  возле читинского аэропорта. 

А при чем тут свалки?

Для начала я решила выяснить и донести до читателя, так ли страшен для авиации «черт», он же птица, как его малюют. За разъяснениями обратилась в читинский аэропорт – ведь, собственно, ему пернатые даже в самом ничтожно малом количестве способны доставить немало поводов для беспокойства. 

Технический директор компании, он же ответственный за приаэродромную территорию Алексей Акимов рассказал, что птиц у аэропорта хватает. Вообще, кратковременные миграции пернатых через те или иные единицы площади - нормальный биологический процесс, ведь они, птицы, важное звено в жизнедеятельности животного мира. Когда же речь идет об аэропортах, приветствуются несколько другие параметры - «меньше птиц – безопаснее». 

Только «меньше» - это не про Читу. Вокруг главной воздушной гавани Забайкалья пустили корни сотни несанкционированных свалок. А они и есть хорошая кормовая база для птиц, грызунов, бродячих собак. И те, и другие, и третьи, как вместе, так и по отдельности несут определенную угрозу безопасности полетов. Мирно «пасущиеся» на пищевых отходах насекомые, воробьи, мыши, крысы, чайки являются своеобразной стартовой ступенью пищевых цепочек - грызуны привлекают хищных птиц, ворон, лисиц. Насекомые собирают полчища мелких птиц, а те, в свою очередь, хищников. И так до бесконечности. Ну, а бездомные собаки вообще отдельный «сериал» в жизни забайкальской столицы. 

- На прилегающей к аэропорту Чита (Кадала) территории, согласно постановлению правительства России от 2 декабря 2017 года, выделено семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. Круг радиусом 15 километров от контрольной точки аэропорта - это шестая подзона. В ней запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Площадь этой подзоны 706,9 квадратных километров, - пояснил Акимов. 

Руководство орнитологического обеспечения гражданской авиации содержит целый перечень мероприятий по устранению причин концентрации птиц на приаэродромной территории. Если начать со свалок, то в документе говорится, что должна проводиться «ликвидация в радиусе 15 километров от аэродрома свалок пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали взлетно-посадочную полосу и подходы к ней». Там же – «запрещение в радиусе 15 километров строительства звероферм, скотобоен, птицеферм, рыбных прудов и вспашки земель в темное время суток».

Самое «приятное» в этом, что количество созданных местными жителями помоек в радиусе 15 километров исчисляется десятками. Не менее «чудесен» полигон ТКО в Ивановке и все «вылетающие» из этого факта последствия – пакеты и батальоны птиц – всё это находится в этой же «пятнашке» шестой подзоны.

Алексей Акимов отметил, что, если на территории аэропорта контролировать орнитологическую обстановку проще (эта работа организована в соответствии с правилами обеспечения безопасности полетов), то несанкционированные свалки – настоящая проблема. 

- Аэропорт производит выкос травы, уборку кустов, убирает «точки» гнездований птиц. Ведется работа по уменьшению количества грызунов. Для отпугивания птиц мы используем биоакустическую установку. А вот свалки.., - пояснил он.

Свалки... Да. Пассивная работа городских властей по уборке несанкционированных «микро»-полигонов отходов, преимущественно в частном секторе, результатов не приносит. Они - читинские помойки - жили, живут и, видимо с таким отношением чиновников и населения, будут жить. 

Письма есть, а дела - нет 

В ходе беседы с Алексеем выяснилось, что администрация аэропорта не единожды обращалась и в Контрольную инспекцию администрации Читы, и в Читинскую прокуратуру, и в прокуратуру Черновского района Читы. Отмечу, все «письма» дошли до «адресата» - документы зарегистрированы и имеют входящий номер от получателя. 

В отношении прокуратур - практически в каждом обращении стандартная формулировка «прошу провести прокурорскую проверку по факту несанкционированной(ых) свалки(ок) вблизи приаэродромной территории, которая(ые) способствуют скоплению птиц, животных» и далее адреса и отметка месторасположения помойки на спутниковой карте. Кстати, большинство точек несанкционированного скопления мусора и отходов очень хорошо видны со спутника. Дожили, как говорится. 

Также выяснилось, что максимум «отдачи» контролирующих ведомств на обращения – это акты проверки с подтверждением наличия свалок вблизи аэропорта и единицы ликвидированных «образований» из остатков человеческой жизнедеятельности в итоге. Хочется спросить: что это? Чиновничий непрофессионализм, халатность, поверхностное рассмотрение обращений? Почему Чита спустя рукава относится к безопасности полетов? Господа градоначальники, но вы же знаете, что запрещены свалки на приаэродромных территориях. Знаете… Просто, видимо, ждете, когда что-нибудь случится.

Однако это не всё. Администрация аэропорта регулярно подает заявки на отлов бездомных животных. Думаю, читатель догадался, как обстоят дела в этом направлении. Отлавливается 1-2 единицы и «фенита ля комедия». Как по одиночке, так и сбиваясь в стаи, движимые естественной животной потребностью - выжить, собаки проникают в периметр летного поля и им всё равно, что возможно через секунду КВС запросит исполнительный старт. Свои «визиты» они не согласуют с планом взлетов и посадок.

- Границы свалок определены, мы их регулярно объезжаем с транспортной прокуратурой. Более того, ответственный за приаэродромную территорию один раз в три месяца обязан ее объезжать. Что и выполняет наш аэропорт в соответствии с этой нормой. Вы видите, мониторинг производится, а свалки убираются единично, остальные стоят. На деле эту проблему должны решать вместе и оператор аэродрома, и город. Пока это «сотрудничество» назвать плодотворным сложно. Последний мало заинтересован, - пояснил мой собеседник.

Понятно, что город расстраивается и со временем аэродромы и аэропорты, располагающиеся на окраине, «окольцовываются» предприятиями, микрорайонами, социальными объектами. Также понятно, что эти объекты транспортной инфраструктуры никто и никуда переносить не будет – слишком дорогостоящее и хлопотное это мероприятие. Непонятно, почему мы ждем инцидента, подобного случаю в Жуковском, томно вздыхая, что аэропорт - «визитная карточка нашего города». Эх…

Некоторые из свалок Рудника Кадала со спутника

Алексей Акимов разъяснил, что наиболее уязвимым самолет становится на взлете, посадке, во время разбега или пробега по взлетно-посадочной полосе. Вообще, по данным статистики, 75% аварий в воздухе происходит на высоте до 300 метров, 20% — на высоте от 300 до 1500 метров и только 5% — выше 1 500 метров. В число этих инцидентов входит столкновение с птицами. 

Попадание птицы в двигатель приводит к разрушению лопаток и выходу его из строя, а зачастую – к пожару. Столкновения пернатых с обтекателем, стеклом кабины, как правило, заканчивается хорошими вмятинами, а то и трещинами в фюзеляже. Птица, по сути, для движущейся на огромной скорости крылатой машины становится «боевым снарядом». Получается, что самые опасные «птичьи островки» - в радиусе нахождения самолета как раз на высоте до 400 метров. 

Среди злополучных адресов услышала ул. Звездная, 13а. О свалке, прилегающей к этому адресу, редакция портала ZAB.RU уже писала зимой 2019 года. Тогда к нам обратились жители поселка Аэропорт с жалобой на большую помойку около жилых домов 13, 13а и 12, соседствующую со спортивной площадкой и детским садом «Буратино». Они рассказали о том, что залежи мусора не вывозит управляющая компания ООО УО «Мегаполис», за которой закреплен данный участок. Помимо этого, свалка на Звездной, оказывается, стала причиной полугодовалой схватки аэропорта и контролирующих ведомств. Совместными усилиями добились, что весной это «лицо» главы города вывезли, территорию почистили. Ну, хоть одной головной болью у аэропорта стало меньше. 

Чтобы не быть голословной, отправляюсь на «прогулку» по Руднику Кадала. Свалок там, действительно, много. Одни побольше, другие – поменьше. «Мусорки» прилегают к домам, расположенным по адресам: Шахтерская, 5, Удоканская, 9 и 13, Пионерская, 7, 8, 12. И это еще не вся география... Станция Кадала со всеми прилегающими к ней улочками тоже еще тот «питомник» для птиц и бездомных собак.

Спрашиваю у местных, как часто до помоек доходят руки управляющих компаний. Оказывается, в среднем «раз в 3-4 года, если разругаться, то почаще». Если честно, жителей поселка безопасность полетов мало волнует, они больше переживают за своих детей, которых, цитирую, «страшно отпускать на прогулку из-за постоянно тусующихся на свалках полчищ бродячих собак». 

- Сейчас лето, мусор зарос травой – не видно, какие огромные площади завалены. Вы осенью или зимой приходите, - говорят они. 

Что ж, убедилась – кормовой базы для птиц, грызунов и насекомых люди понаделали достаточно. Когда у города, наконец-то, дойдут руки до этого «безобразия», неизвестно. А это значит, что «чихала Чита на безопасность полетов». По моему мнению, объекты, от которых зависит благополучие человека и безопасность жизни, регион обязан контролировать в первую очередь, обеспечивая вышеуказанные параметры. Мы видимо ждем подобного посадке А-321-200 случая, только кукурузного поля у нас нет в зонах снижения и набора высоты воздушным судном. Сопки, увы, при вынужденной посадке в качестве «подушки» не сгодятся. 

P.S. 

Данный материал не направлен на то, чтобы вызвать у читинцев и гостей города панику и развить боязнь полетов. Статья нацелена разбудить у чиновников и горожан ответственность за место, где он живет и творит. Если у последних миссия самая простейшая, не вываливать мусор себе под ноги, то у первых все «карты» - полномочия в руках, и фраза «денег нет» всего лишь доказательство неэффективного управления или даже лени. 

Редакция ZAB.RU берет на контроль ситуацию со свалками вокруг аэропорта и просит считать вышестоящую публикацию обращением в контролирующие структуры Читы и Забайкальского края. 

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 4
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1147282
    Гром не грянет, мужик не перекрестится!
    Ответить
    2
    0
  • 1147166
    И кукуруза у нас не растет..
    Ответить
    2
    0
  • 1147079
    где то в москве,водится очень жирный вид чаек, которые любят мусор, это очень опасный вид.
    Ответить
    2
    0
  • 1147027
    Хрю хрю
    Ответить
    3
    1
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
ЗабТВ встретил загорелого после Вьетнама Ярилова
Общество -
ЗабТВ встретил загорелого после Вьетнама Ярилова

 Рейс Камрань-Чита приземлился и воздушную гавань спешит покинуть Евгений Ярилов. Службы аэропорта всеми силами пытались запретить нам его встречать, утверждая, что самолёт давным-давно прибыл и все пассажиры покинули гавань. Однако, вскоре на горизонте всё таки появился председатель городской думы и нам удалось спросить, как отдохнул глава Читы во Вьетнаме. Евгений Ярилов – глава городского округа «город Чита»:  Хорошо отдохнул. – Скажите, а у вас время подошло отпуска? Что-то вы рано. Да.. - А вы в должности сколько пробыли? Да, да, вступление. Примерно хотя бы – С 19-го… - Месяц? – С 19-го сентября. Возникает вопрос: почему же так рано Евгений Витальевич покинул родную Читу? Или не хватило январских каникул, которые были у Думы меньше месяца назад? «- Это нужно обратиться к кадровикам… - То есть вы не знаете свой отпуск? – Нет, почему, я знаю, но есть кадровики, они рассчитали, я отпуск беру частями. То есть вперёд срока можно вам брать часть отпуска? – В смысле? Почему вперёд срока?» Посчитать сколько месяцев Евгений Ярилов пробыл на посту не сложно. С момента вступления в должность, а было это .. 19-го сентября, прошло только 5 месяцев. Ещё целых 30 дней до законного отпуска, а глава городского округа из него уже вернулся – отдохнувшим, загоревшим. Согласно трудовому законодательству, воспользоваться правом на отпуск ранее полугода можно, но только если ты беременная женщина, несовершеннолетний трудящийся, усыновитель ребёнка в возрасте до трёх месяцев или супруг военнослужащего. Ещё такие привилегии есть у пары-тройки категорий граждан и всё!! К какой из категорий относится Евгений Витальевич – не понятно. Как не понятно и то, пустят ли СМИ на заседания комитетов в ближайший четверг. Евгений Ярилов – глава городского округа «город Чита»: -Вы доводите до читателей информацию: журналистам запретили посещать комитеты. Где вы это видели? Где вы это видели?? Никто этого не делал! Нигде этой строчки не написано!! - То есть мы можем посещать комитеты? – вы найдите в изменениях в регламенте, где написано «запретить журналистам посещать комитеты». Этого не было. – Можем посещать комитеты или нет? – В соответствии с регламентом. – Можем? – В соответствии с регламентом. Читайте регламент! Читаем:  «Регламент Думы городского округа "Город Чита» №124 от 24. 09. 2015г. Статья 29 ч.4. На открытых заседаниях вправе присутствовать представители администрации городского округа, Контрольно-счетной палаты, Управления регулирования цен и тарифов, прокуратуры, средств массовой информации (по согласованию)». В решении изменения регламента первый же пункт гласит: «В части 4 ст.29 слова «средств массовой информации» исключить». Трактовка далеко не двусмысленная. - Ну я был в отпуске. – Ну это не имеет значения. При вас же были приняты изменения в регламент. – Прокуратура прислала своё заключение 7-го февраля, я был уже в отпуске. – то есть оно к вам не относится? – Я не могу его прокомментировать, я его не видел. Ну я связывался со своими коллегами, вы неправильно трактуете заключение прокуратуры. Давайте мы прочитаем, что конкретно написано в этом заключении. Прокуратура понимает эту строчку изменений однозначно. «Установлено, что 30 января решением думы внесены изменения в Регламент думы, согласно которым из перечня имеющих право присутствовать на заседаниях комитетов представительного органа исключены СМИ. Указанные изменения противоречат требованиям законодательства о СМИ и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления». После релакса на море решать вопросы с журналистами, явно, не хочется, а надо. Евгений Витальевич уехал, но на комитеты в четверг пригласил. «Вот в четверг комитеты, приходите. Приходите» Тамара Ван-Фу-Ли, Дарья Калинина, Виталий Литвинцев, ЗабТВ