функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

«Безопасность полётов? Не, не слышали»: Какую угрозу таят свалки у аэропорта Читы

Екатерина Бронникова / Общество, 11:41, 27 августа /
«Безопасность полётов? Не, не слышали»: Какую угрозу таят свалки у аэропорта Читы
Коллаж ZAB.RU

15 августа. Москва. Аэропорт Жуковский. Авиарейс U6-178 по маршруту Москва – Симферополь. Воздушное судно А-321-211 «Уральских авиалиний» с 226 пассажирами и 7 членами экипажа на борту произвело взлет. По предварительным данным, во время набора высоты произошло столкновение самолета со стаей птиц. Печальным завершением этой «истории» со счастливым финалом стала посадка многотонной машины на кукурузное поле. Этот инцидент в воздухе запомнит не только Россия, его запомнит весь мир. По предварительным данным, неблагоприятная орнитологическая обстановка в Раменском районе стала причиной, слава Богу, аварии, а не авиакатастрофы. Корреспондент ZAB.RU решил выяснить, как обстоят дела с птичками  возле читинского аэропорта. 

А при чем тут свалки?

Для начала я решила выяснить и донести до читателя, так ли страшен для авиации «черт», он же птица, как его малюют. За разъяснениями обратилась в читинский аэропорт – ведь, собственно, ему пернатые даже в самом ничтожно малом количестве способны доставить немало поводов для беспокойства. 

Технический директор компании, он же ответственный за приаэродромную территорию Алексей Акимов рассказал, что птиц у аэропорта хватает. Вообще, кратковременные миграции пернатых через те или иные единицы площади - нормальный биологический процесс, ведь они, птицы, важное звено в жизнедеятельности животного мира. Когда же речь идет об аэропортах, приветствуются несколько другие параметры - «меньше птиц – безопаснее». 

Только «меньше» - это не про Читу. Вокруг главной воздушной гавани Забайкалья пустили корни сотни несанкционированных свалок. А они и есть хорошая кормовая база для птиц, грызунов, бродячих собак. И те, и другие, и третьи, как вместе, так и по отдельности несут определенную угрозу безопасности полетов. Мирно «пасущиеся» на пищевых отходах насекомые, воробьи, мыши, крысы, чайки являются своеобразной стартовой ступенью пищевых цепочек - грызуны привлекают хищных птиц, ворон, лисиц. Насекомые собирают полчища мелких птиц, а те, в свою очередь, хищников. И так до бесконечности. Ну, а бездомные собаки вообще отдельный «сериал» в жизни забайкальской столицы. 

- На прилегающей к аэропорту Чита (Кадала) территории, согласно постановлению правительства России от 2 декабря 2017 года, выделено семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. Круг радиусом 15 километров от контрольной точки аэропорта - это шестая подзона. В ней запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Площадь этой подзоны 706,9 квадратных километров, - пояснил Акимов. 

Руководство орнитологического обеспечения гражданской авиации содержит целый перечень мероприятий по устранению причин концентрации птиц на приаэродромной территории. Если начать со свалок, то в документе говорится, что должна проводиться «ликвидация в радиусе 15 километров от аэродрома свалок пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали взлетно-посадочную полосу и подходы к ней». Там же – «запрещение в радиусе 15 километров строительства звероферм, скотобоен, птицеферм, рыбных прудов и вспашки земель в темное время суток».

Самое «приятное» в этом, что количество созданных местными жителями помоек в радиусе 15 километров исчисляется десятками. Не менее «чудесен» полигон ТКО в Ивановке и все «вылетающие» из этого факта последствия – пакеты и батальоны птиц – всё это находится в этой же «пятнашке» шестой подзоны.

Алексей Акимов отметил, что, если на территории аэропорта контролировать орнитологическую обстановку проще (эта работа организована в соответствии с правилами обеспечения безопасности полетов), то несанкционированные свалки – настоящая проблема. 

- Аэропорт производит выкос травы, уборку кустов, убирает «точки» гнездований птиц. Ведется работа по уменьшению количества грызунов. Для отпугивания птиц мы используем биоакустическую установку. А вот свалки.., - пояснил он.

Свалки... Да. Пассивная работа городских властей по уборке несанкционированных «микро»-полигонов отходов, преимущественно в частном секторе, результатов не приносит. Они - читинские помойки - жили, живут и, видимо с таким отношением чиновников и населения, будут жить. 

Письма есть, а дела - нет 

В ходе беседы с Алексеем выяснилось, что администрация аэропорта не единожды обращалась и в Контрольную инспекцию администрации Читы, и в Читинскую прокуратуру, и в прокуратуру Черновского района Читы. Отмечу, все «письма» дошли до «адресата» - документы зарегистрированы и имеют входящий номер от получателя. 

В отношении прокуратур - практически в каждом обращении стандартная формулировка «прошу провести прокурорскую проверку по факту несанкционированной(ых) свалки(ок) вблизи приаэродромной территории, которая(ые) способствуют скоплению птиц, животных» и далее адреса и отметка месторасположения помойки на спутниковой карте. Кстати, большинство точек несанкционированного скопления мусора и отходов очень хорошо видны со спутника. Дожили, как говорится. 

Также выяснилось, что максимум «отдачи» контролирующих ведомств на обращения – это акты проверки с подтверждением наличия свалок вблизи аэропорта и единицы ликвидированных «образований» из остатков человеческой жизнедеятельности в итоге. Хочется спросить: что это? Чиновничий непрофессионализм, халатность, поверхностное рассмотрение обращений? Почему Чита спустя рукава относится к безопасности полетов? Господа градоначальники, но вы же знаете, что запрещены свалки на приаэродромных территориях. Знаете… Просто, видимо, ждете, когда что-нибудь случится.

Однако это не всё. Администрация аэропорта регулярно подает заявки на отлов бездомных животных. Думаю, читатель догадался, как обстоят дела в этом направлении. Отлавливается 1-2 единицы и «фенита ля комедия». Как по одиночке, так и сбиваясь в стаи, движимые естественной животной потребностью - выжить, собаки проникают в периметр летного поля и им всё равно, что возможно через секунду КВС запросит исполнительный старт. Свои «визиты» они не согласуют с планом взлетов и посадок.

- Границы свалок определены, мы их регулярно объезжаем с транспортной прокуратурой. Более того, ответственный за приаэродромную территорию один раз в три месяца обязан ее объезжать. Что и выполняет наш аэропорт в соответствии с этой нормой. Вы видите, мониторинг производится, а свалки убираются единично, остальные стоят. На деле эту проблему должны решать вместе и оператор аэродрома, и город. Пока это «сотрудничество» назвать плодотворным сложно. Последний мало заинтересован, - пояснил мой собеседник.

Понятно, что город расстраивается и со временем аэродромы и аэропорты, располагающиеся на окраине, «окольцовываются» предприятиями, микрорайонами, социальными объектами. Также понятно, что эти объекты транспортной инфраструктуры никто и никуда переносить не будет – слишком дорогостоящее и хлопотное это мероприятие. Непонятно, почему мы ждем инцидента, подобного случаю в Жуковском, томно вздыхая, что аэропорт - «визитная карточка нашего города». Эх…

Некоторые из свалок Рудника Кадала со спутника

Алексей Акимов разъяснил, что наиболее уязвимым самолет становится на взлете, посадке, во время разбега или пробега по взлетно-посадочной полосе. Вообще, по данным статистики, 75% аварий в воздухе происходит на высоте до 300 метров, 20% — на высоте от 300 до 1500 метров и только 5% — выше 1 500 метров. В число этих инцидентов входит столкновение с птицами. 

Попадание птицы в двигатель приводит к разрушению лопаток и выходу его из строя, а зачастую – к пожару. Столкновения пернатых с обтекателем, стеклом кабины, как правило, заканчивается хорошими вмятинами, а то и трещинами в фюзеляже. Птица, по сути, для движущейся на огромной скорости крылатой машины становится «боевым снарядом». Получается, что самые опасные «птичьи островки» - в радиусе нахождения самолета как раз на высоте до 400 метров. 

Среди злополучных адресов услышала ул. Звездная, 13а. О свалке, прилегающей к этому адресу, редакция портала ZAB.RU уже писала зимой 2019 года. Тогда к нам обратились жители поселка Аэропорт с жалобой на большую помойку около жилых домов 13, 13а и 12, соседствующую со спортивной площадкой и детским садом «Буратино». Они рассказали о том, что залежи мусора не вывозит управляющая компания ООО УО «Мегаполис», за которой закреплен данный участок. Помимо этого, свалка на Звездной, оказывается, стала причиной полугодовалой схватки аэропорта и контролирующих ведомств. Совместными усилиями добились, что весной это «лицо» главы города вывезли, территорию почистили. Ну, хоть одной головной болью у аэропорта стало меньше. 

Чтобы не быть голословной, отправляюсь на «прогулку» по Руднику Кадала. Свалок там, действительно, много. Одни побольше, другие – поменьше. «Мусорки» прилегают к домам, расположенным по адресам: Шахтерская, 5, Удоканская, 9 и 13, Пионерская, 7, 8, 12. И это еще не вся география... Станция Кадала со всеми прилегающими к ней улочками тоже еще тот «питомник» для птиц и бездомных собак.

Спрашиваю у местных, как часто до помоек доходят руки управляющих компаний. Оказывается, в среднем «раз в 3-4 года, если разругаться, то почаще». Если честно, жителей поселка безопасность полетов мало волнует, они больше переживают за своих детей, которых, цитирую, «страшно отпускать на прогулку из-за постоянно тусующихся на свалках полчищ бродячих собак». 

- Сейчас лето, мусор зарос травой – не видно, какие огромные площади завалены. Вы осенью или зимой приходите, - говорят они. 

Что ж, убедилась – кормовой базы для птиц, грызунов и насекомых люди понаделали достаточно. Когда у города, наконец-то, дойдут руки до этого «безобразия», неизвестно. А это значит, что «чихала Чита на безопасность полетов». По моему мнению, объекты, от которых зависит благополучие человека и безопасность жизни, регион обязан контролировать в первую очередь, обеспечивая вышеуказанные параметры. Мы видимо ждем подобного посадке А-321-200 случая, только кукурузного поля у нас нет в зонах снижения и набора высоты воздушным судном. Сопки, увы, при вынужденной посадке в качестве «подушки» не сгодятся. 

P.S. 

Данный материал не направлен на то, чтобы вызвать у читинцев и гостей города панику и развить боязнь полетов. Статья нацелена разбудить у чиновников и горожан ответственность за место, где он живет и творит. Если у последних миссия самая простейшая, не вываливать мусор себе под ноги, то у первых все «карты» - полномочия в руках, и фраза «денег нет» всего лишь доказательство неэффективного управления или даже лени. 

Редакция ZAB.RU берет на контроль ситуацию со свалками вокруг аэропорта и просит считать вышестоящую публикацию обращением в контролирующие структуры Читы и Забайкальского края. 

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 4
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1147282
    Гром не грянет, мужик не перекрестится!
    Ответить
    2
    0
  • 1147166
    И кукуруза у нас не растет..
    Ответить
    2
    0
  • 1147079
    где то в москве,водится очень жирный вид чаек, которые любят мусор, это очень опасный вид.
    Ответить
    2
    0
  • 1147027
    Хрю хрю
    Ответить
    3
    1
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
"Дорога хорошая, виноваты люди" - Суздальницкий о смертельном ДТП
Общество -
"Дорога хорошая, виноваты люди" - Суздальницкий о смертельном ДТП

 На оперативном совещании в городской администрации обсудили недавнее ДТП , случившееся возле посёлка Агинское – именно с неё начал свое выступление Константин Суздальницкий. Он отметил, что в большинстве аварий виновато не плохое качество дорожного полота, а сами водители. Что касается дороги, где погибли люди, то она была почти новой. Константин Суздальницкий, заместитель руководителя администрации городского округа «город Чита»:  «Чем качественней становятся дороги, тем выше на них скорость, тем тяжелей и резонансней дорожно-транспортные происшествия. Я напоминать про них не буду, но все ДТП с тяжкими последствиями, к сожалению, у нас произошли ровно на тех дорогах, которые мы в этом году отремонтировали». Не менее острым вопросом стало разрушение мест для сбора коммунальных бытовых отходов: неизвестные читинцы не в первый раз перекапывают свежее бетонное основание контейнерных площадок. Представители городского управления ЖКХ уверяют – вандалов ищут. А когда найдут – накажут.  Михаил Тюнькин, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства г. Читы   «По проводимым работам, по контейнерным площадкам, по неблагоустроенному фонду, значит по Черновскому району поступили по девяти адресам, по Ингодинскому району – по двенадцать адресам. Значит, основания залито: фотографии я показывал, что у нас, к сожалению, народ портит всё это дело, разбивает – заявление в полицию написано, будем разбираться.»  В ближайшие пять дней представители администрации планируют провести внеочередное собрание по решению вопроса оснащения городских котельных – наступили первые холода, а Чита готова к ним лишь частично.  Константин Суздальницкий: «Нам сейчас нужно понимать, какие котельные у нас по программе идут закрытые и какие средства нам необходимы для проектирования. То есть к этой работе нужно готовиться уже сейчас.» Ника Новак, Николай Шунков, ЗабТВ

Кефер и Антропова рассказали, чего ждать от бюджета Забайкалья 2020
Общество -
Кефер и Антропова рассказали, чего ждать от бюджета Забайкалья 2020

  Вопросов о проекте бюджета Забайкалья на 2020 и последующие годы у журналистов немало. Держать ответ вызвались главные финансисты региона – исполняющая обязанности министра финансов края Вера Антропова и и.о. зампреда правительства Андрей Кефер. Не так давно именно им общественники высказали свое мнение по увеличению поддержки тех или иных сфер. В ТОПе, как обычно, образование, а именно увеличение финансирования ЕГЭ и зарплат учителям, которые в проекте предусмотрены на 11,5 месяцев. В будущем году именно на образование планируется потратить на 4 млрд рублей больше, чем в 2019-м. Вера Антропова, и.о. министра финансов Забайкальского края: « Здесь, конечно, и повышение зарплаты, потому что у нас практически все педагогические работники попадают под категорию казных (?) категорий. Соответственно, мы предусматриваем индексацию к среднему показателю на 5,2%. На ЕГЭ у нас сумма предусмотрена с увеличением на 14 млн рублей, но, как мы слышали на публичных слушаниях, этой суммы будет недостаточно на предоставление технического оснащения по ГИА. Мы договорились с участниками публичного слушания. Что ко второму чтению мы эти вопросы урегулируем».  Поддержка муниципалитетов – еще один немаловажный вопрос. «Помощи» от правительства в районах обычно боятся, как огня, ведь если где-то финансирование увеличивают, то где-то оно, наоборот, уменьшается. В 2020 году, уверяют власти, такого не будет. А вот с поддержкой различных сфер в Чите пока не все ясно – тут все зависит от городских властей. Андрей Кефер, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского рая: « Мы с коллегами хотели бы принять, может быть, какие-то иные решения по городу и иной объем поддержки определить, но пока констатируем факт, что мы оставили  сумму поддержки города пока на том же уровне – 80 млн рублей.  Мы на комитете говорили о низком исполнении, к сожалению, пока. Поэтому мы надеемся, что наши коллеги из города наши пожелания услышат и дадут нам возможность их поддержать, потому что пока ситуация не изменится, мы не имеем морального права увеличивать поддержку». В целом, по словам финансистов, перспективы весьма радужные. Бюджет региона, по сравнению с текущим годом, в следующем увеличится более чем на 10 млрд рублей.  Андрей Кефер, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края: « В своем время, мы принимали бюджет, зарплата в котором была рассчитана на 6-8 месяцев. Были такие времена. Сейчас мы видим 11,5 по зарплате, все социальные расходы проиндексированы. Я бы сказал, что это бюджет достаточно устойчивый, уверенно устойчивый. Никаких потрясений и рисков в нем мы не видим». Полина Харченко, Дмитрий Пинигин