функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Первый летчик России работал в Забайкалье

ZAB.RU / Культура, 15:18, 3 сентября 2008
1 сентября 2008 года на станции Оловянная состоялось открытие памятника бывшему телеграфисту Забайкальской железой дороги, Михаилу Ефремову, ставшему в последствии первым летчиком России. Михаил Ефимом - человек удивительной судьбы. О нем этот рассказ. Все началось с того, что в 2004 году, в ходе подготовки к 100-летию появления в крае авиации, член Совета ветеранов авиации Забайкалья, полковник запаса Борис Родиков в редких изданиях начала прошлого века обнаружил факт проживания и работы на станции Оловянная первого летчика России Михаила Ефимова. "Раскопанные" сведения заинтересовали председателя Совета ветеранов авиации Забайкалья, полковника запаса Александра Фоминых, и они обратились к тогдашнему начальнику Забайкальской железной дороги Виктору Николаевичу Хохрякову с предложением вернуть из забвения и увековечить имя человека, стоявшего у истоков развития авиации России, и получили его поддержку. …Михаил Ефимов родился 1 ноября 1881 года в глухой деревушке Аполье Смоленской губернии. Его отец Никифор Ефимович, в чине унтер-офицера сражался в русско-турецкой войне 1877 года. В стремлении дать детям образование вскоре после войны семья переезжает в Одессу, где сначала старший сын Владимир, а затем средний Михаил оканчивают железнодорожное техническое училище. На железнодорожном телеграфе в Одессе он проработал 2 года. В это время серьезно увлекся велосипедным спортом. Тогда он еще не знал, что увлечение техникой очень пригодится и поможет ему через несколько лет в освоении летной профессии. Начавшаяся 27 января 1904 года русско-японская война вихрем ворвалась в жизнь семьи Ефимовых. Владимира откомандировали поближе к фронту, в Манчжурию, для обслуживания военных перевозок по железнодорожной магистрали. Михаила отправили на Забайкальскую железную дорогу. С ним в далекое Забайкалье приехал младший брат Тимофей. В августе 1906 года три брата встретились на забайкальской станции Оловянная. Встреча оказалась короткой. Владимир с семьей - во Владивосток, Тимофея забрали в солдаты, а Михаил, как повелело начальство, уехал "обратно на дорогу основного служения", в Одессу. Однажды в сентябре 1906 года в газете "Одесские новости" Михаил прочитал короткую заметку, крайне взволновавшую его и круто изменившую его дальнейшую жизнь. В заметке говорилось: "13 сентября во французском городе Богатель состоялся первый публичный полет авиатора Сантос-Дюмона на аппарате собственной конструкции. За 21 секунду в воздухе покрыто расстояние 220 метров". С этого момента Михаил "заболел небом". К этому времени он уже был двукратным чемпионом России по мотоспорту. В 1908 году мечта о полетах приводит Михаила в Одесский аэроклуб. Там ему первому удается покорить планер, который до этого никак не хотел летать. В начале 1909 года журналы "Спорт и наука", "Одесский вестник" и многие одесские газеты называли Ефимова "рекордсменом по количеству полетов на планере". Стремление Михаила летать не осталось незамеченным и вскоре он получает предложение поехать во Францию для обучения летному делу. Летать его учил сам Анри Фарман - знаменитый французский изобретатель, авиаконструктор и летчик. 25 декабря 1909 года стало для Ефимова знаменательной датой - в этот день он совершил свой первый самостоятельный полет. А 21 января 1910 года в присутствии специальной комиссии Аэроклуба Франции Михаил сдает выпускной экзамен, в ходе которого совершает три полета на высоте тридцати метров общей продолжительностью один час тридцать минут при ветре десять метров в секунду. 31 января 1910 года на соревнованиях на дальность и продолжительность полета с пассажиром М.Н. Ефимов становится чемпионом мира. Результаты полета по тому времени были впечатляющими: самолет продержался в воздухе один час пятьдесят минут и преодолел за это время 115 километров. Корреспонденты газет сообщают всему миру подробности полета и имя рекордсмена из России. Так приходит к Михаилу слава. 15 февраля 1910 года Михаилу Ефимову, первому представителю России, Аэроклубом Франции был выдан диплом пилота-авиатора. 23 февраля 1910 года "Одесские новости" сообщили о приезде первого русского авиатора в Одессу. А через некоторое время рекламные тумбы запестрели афишами: "... На ипподроме Бегового общества состоится единственный полет всемирного рекордсмена Ефимова на аэроплане". Первый в России полет состоялся 8 марта 1910 года, но не единственный, как сообщалось в рекламе. Тронутый восторженным приемом земляков, Ефимов выполнил 4 полета, причем два из них с пассажирами. Так началась авиационная деятельность Михаила Ефимова на Родине. В мае 1910 года Михаилу пришло официальное письмо: "Военный министр предложил запросить Вас, на каких условиях Вы могли (бы) поступить на службу в Военное ведомство, главным образом с целью обучения офицеров русской армии…" В министерстве ему предложили должность шеф-пилота школы авиации, которая формировалась в Севастополе. Предложение весьма лестное. Михаил соглашается, но главным образом потому, что он уже давно мечтает о создании русской авиации. Севастопольская авиационная школа открылась 11 ноября 1910 года, а уже в апреле 1911 года ученики Ефимова держали сложный экзамен, участвуя в маневрах Черноморской эскадры. По окончании маневров в Севастополь пришла телеграмма от командующего эскадрой: "Искренне поздравляю с блестящим маневрированием аэропланов над эскадрой". Иного результата просто не могло быть, потому что Михаил все свое умение и опыт щедро передавал ученикам. Тревожные события первой мировой войны не оставили равнодушным Ефимова. С сентября 1914 года он в действующей армии на фронте. Летает на разведку и бомбежку вражеских позиций, фотографирует линии траншей противника, привозит ценные для командования данные. Октябрьскую революцию Михаил встретил с пониманием. В декабре 1917 года он был назначен флагманским летчиком гидроавиации Черноморского военного флота. Спустя два года погиб от рук белогвардейцев. Ему было всего 38 лет. Но и то, что успел сделать Михаил Ефимов, навсегда вписало его имя в историю авиации нашей Родины. Первого летчика России помнят в Одессе, Киеве. В Военно-воздушной академии им. Ю.Гагарина есть посвященный ему уголок, но еще не было в нашей стране памятников в честь одного из славных его сынов, с уникальной и легендарной судьбой. Теперь он есть на маленькой забайкальской станции Оловянная, где Михаил Ефимов обслуживал военные перевозки по Забайкальской железной дороге. P.S. Совет ветеранов авиации Забайкалья выражает благодарность коллективу автобазы Забайкальской железой дороги, под руководством депутата Читинской городской думы Юрия Андронаки, за огромную помощь в сооружении памятника. На фото: На открытии памятника (справа налево) Борис Родиков, Александр Фоминых, Юрий Андронаки с ветеранами авиации Забайкалья.
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 0
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
"Дорога хорошая, виноваты люди" - Суздальницкий о смертельном ДТП
Общество -
"Дорога хорошая, виноваты люди" - Суздальницкий о смертельном ДТП

 На оперативном совещании в городской администрации обсудили недавнее ДТП , случившееся возле посёлка Агинское – именно с неё начал свое выступление Константин Суздальницкий. Он отметил, что в большинстве аварий виновато не плохое качество дорожного полота, а сами водители. Что касается дороги, где погибли люди, то она была почти новой. Константин Суздальницкий, заместитель руководителя администрации городского округа «город Чита»:  «Чем качественней становятся дороги, тем выше на них скорость, тем тяжелей и резонансней дорожно-транспортные происшествия. Я напоминать про них не буду, но все ДТП с тяжкими последствиями, к сожалению, у нас произошли ровно на тех дорогах, которые мы в этом году отремонтировали». Не менее острым вопросом стало разрушение мест для сбора коммунальных бытовых отходов: неизвестные читинцы не в первый раз перекапывают свежее бетонное основание контейнерных площадок. Представители городского управления ЖКХ уверяют – вандалов ищут. А когда найдут – накажут.  Михаил Тюнькин, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства г. Читы   «По проводимым работам, по контейнерным площадкам, по неблагоустроенному фонду, значит по Черновскому району поступили по девяти адресам, по Ингодинскому району – по двенадцать адресам. Значит, основания залито: фотографии я показывал, что у нас, к сожалению, народ портит всё это дело, разбивает – заявление в полицию написано, будем разбираться.»  В ближайшие пять дней представители администрации планируют провести внеочередное собрание по решению вопроса оснащения городских котельных – наступили первые холода, а Чита готова к ним лишь частично.  Константин Суздальницкий: «Нам сейчас нужно понимать, какие котельные у нас по программе идут закрытые и какие средства нам необходимы для проектирования. То есть к этой работе нужно готовиться уже сейчас.» Ника Новак, Николай Шунков, ЗабТВ

Кефер и Антропова рассказали, чего ждать от бюджета Забайкалья 2020
Общество -
Кефер и Антропова рассказали, чего ждать от бюджета Забайкалья 2020

  Вопросов о проекте бюджета Забайкалья на 2020 и последующие годы у журналистов немало. Держать ответ вызвались главные финансисты региона – исполняющая обязанности министра финансов края Вера Антропова и и.о. зампреда правительства Андрей Кефер. Не так давно именно им общественники высказали свое мнение по увеличению поддержки тех или иных сфер. В ТОПе, как обычно, образование, а именно увеличение финансирования ЕГЭ и зарплат учителям, которые в проекте предусмотрены на 11,5 месяцев. В будущем году именно на образование планируется потратить на 4 млрд рублей больше, чем в 2019-м. Вера Антропова, и.о. министра финансов Забайкальского края: « Здесь, конечно, и повышение зарплаты, потому что у нас практически все педагогические работники попадают под категорию казных (?) категорий. Соответственно, мы предусматриваем индексацию к среднему показателю на 5,2%. На ЕГЭ у нас сумма предусмотрена с увеличением на 14 млн рублей, но, как мы слышали на публичных слушаниях, этой суммы будет недостаточно на предоставление технического оснащения по ГИА. Мы договорились с участниками публичного слушания. Что ко второму чтению мы эти вопросы урегулируем».  Поддержка муниципалитетов – еще один немаловажный вопрос. «Помощи» от правительства в районах обычно боятся, как огня, ведь если где-то финансирование увеличивают, то где-то оно, наоборот, уменьшается. В 2020 году, уверяют власти, такого не будет. А вот с поддержкой различных сфер в Чите пока не все ясно – тут все зависит от городских властей. Андрей Кефер, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского рая: « Мы с коллегами хотели бы принять, может быть, какие-то иные решения по городу и иной объем поддержки определить, но пока констатируем факт, что мы оставили  сумму поддержки города пока на том же уровне – 80 млн рублей.  Мы на комитете говорили о низком исполнении, к сожалению, пока. Поэтому мы надеемся, что наши коллеги из города наши пожелания услышат и дадут нам возможность их поддержать, потому что пока ситуация не изменится, мы не имеем морального права увеличивать поддержку». В целом, по словам финансистов, перспективы весьма радужные. Бюджет региона, по сравнению с текущим годом, в следующем увеличится более чем на 10 млрд рублей.  Андрей Кефер, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края: « В своем время, мы принимали бюджет, зарплата в котором была рассчитана на 6-8 месяцев. Были такие времена. Сейчас мы видим 11,5 по зарплате, все социальные расходы проиндексированы. Я бы сказал, что это бюджет достаточно устойчивый, уверенно устойчивый. Никаких потрясений и рисков в нем мы не видим». Полина Харченко, Дмитрий Пинигин