Землетрясения в Забайкалье – были, есть и будут

ZAB.RU / Общество, 17:25, 8 ноября
Землетрясения в Забайкалье – были, есть и будут
Фото: pixabay.com

Новости про землетрясения в Забайкальском крае в последнее время стали появляться с завидной регулярностью. О землетрясении мы слышали в январе, сентябре и ноябре этого года.

Надо полагать, что такие новости к разряду добрых не относятся, но, например, меня всегда интересовало не «почему» и «когда» произошло землетрясение, а почему о нем заранее не информируется население? Как оказалось, точное время и место землетрясения не прогнозируется. По оценкам специалистов, ложный прогноз сильного землетрясения и спровоцированная им паника может нанести материальный и социальный ущерб, сопоставимый с ущербом от самого землетрясения, если бы оно произошло.

Непрерывные наблюдения за сейсмичностью на территории Прибайкалья и Забайкалья ведет Байкальский филиал Федерального Исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской академии наук», имеющий сеть из 25 сейсмических станций, в том числе пять сейсмостанций расположены на территории Забайкальского края (Неляты, Чара, Чита, Тупик, Хапчеранга).

Данные с приборов на сейсмостанциях поступают в реальном времени в центр сбора информации в городе Иркутске, далее обрабатываются в полуавтоматическом режиме и, если землетрясение сильное, основные параметры события незамедлительно передаются в службы МЧС.

Сейсмическая активность в Забайкалье в основном фиксируется на севере края в Каларском районе и прилегающих территориях. В других районах Забайкальского края сейсмическая активность ниже. Территория севера Забайкальского края не менее сейсмически опасна, чем территория озера Байкал. При этом сейсмичность Прибайкалья и Забайкалья значительно ниже, чем Японии.

Наиболее сильное землетрясение с магнитудой 5,2 в 2019 году с эпицентром на территории Забайкальского края зарегистрировано 28 сентября в 131 километре к юго-востоку от Новой Чары. Интенсивность сотрясений наблюдалась в Кюсть-Кемде, Новой Чаре, Чаре — 4-5 баллов, Чите, Тупике, Моклакане, Заречном — 4 балла, в Верхней Хиле — 3-4 балла.

Другое землетрясение, ощутимое в некоторых северных населенных пунктах Забайкальского края, произошло 15 мая с магнитудой 4,7. Его эпицентр находился за пределами края на территории Якутии в 135 километрах к северо-востоку от пгт. Икабья. Оно ощущалось в Чаре и Новой Чаре как 3-4 балла.

Жители Читы в 2019 году ощущали небольшие сотрясения в 3 балла 3 января от близкого слабого землетрясения и 4 марта при землетрясении с эпицентром в отдалении в районе Среднего Байкала.

Сильнейшее известное землетрясение с эпицентром в Забайкалье — это Муйское, произошедшее 27 июня 1957 года с магнитудой 7,6 с интенсивностью сотрясений в эпицентре 10 баллов.

За последние 60 лет сейсмологи зафиксировали в Забайкалье 18 землетрясений магнитудой более 4,5. Происходили они с периодичностью в 5-10 лет. Так, три крупных землетрясения приходятся на 2004-2006 годы, следующие серьезные сотрясения были в 2015 и 2017 годах. Ранее Забайкалье сильно трясло в 1994 и 1999 годах.

В службе отметили, что подавляющее большинство землетрясений, в том числе байкальских, имеют продолжительность около одной, редко более одной минуты. Однако интенсивность колебаний за это время неодинакова. Как правило, землетрясение начинается со сравнительно слабых колебаний, которые длятся 10-20 секунд, далее наступает основная фаза землетрясения, при которой колебания достигают наибольшей интенсивности, затем следует постепенный спад. Исходя их этого, маловероятно, что землетрясение может достигнуть максимума внезапно. Поэтому, за первые 10-20 секунд, если не поддаваться панике, можно предпринять меры по обеспечению личной безопасности и безопасности находящихся рядом людей.

Все здания в сейсмически опасных районах строятся с учетом сейсмических нагрузок, соответствующих картам сейсмического районирования и строительным нормам. Реальная устойчивость зданий при сейсмическом воздействии в значительной степени зависит от качества строительства, характера и длительности эксплуатации. В рубленых деревянных домах, распространенных в Сибири, наиболее уязвимым элементом является кирпичная печь. Повреждение или разрушение печи может привести к возникновению пожара.

Памятка 

Специалисты напоминают, что стоит не забывать и о правилах поведения во время землетрясения. Так, от начала землетрясения до его максимума у вас есть 10-20 секунд для того, чтобы покинуть помещение, либо относительно безопасно укрыться в нем. Последнее, прежде всего, относится к жителям верхних этажей. Необходимо побеспокоиться о безопасности детей, стариков, инвалидов.

В домах относительно безопасны следующие места: дверные проемы и проемы в капитальных стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами, и места у колонн, под каркасными балками, под прочными столами.

На улице необходимо защититься от падающих обломков, стекол, тяжелых предметов. Нужно немедленно отойти на открытое место; находясь рядом со зданием, необходимо отойти от него на расстояние, не меньшее, чем высота здания. Следует держаться подальше от водонесущих коммуникаций, линий электропередач, газопровода.

В транспорте водителю следует остановиться, отъехав подальше от зданий и коммуникаций. Не следует оставаться на мосту или под мостом. Целесообразно переждать землетрясение, оставаясь в транспорте, открыв двери.

Постарайтесь заранее продумать ваш образ действий при землетрясении в различных условиях: дома, на работе, на улице, в дневное и ночное время. Это поможет более эффективно обеспечить вашу безопасность в экстремальной ситуации.

Сообщить о землетрясении может каждый, кто почувствовал сейсмическую активность. Байкальский филиал Единой геофизической службы РАН принимает сообщения о слабых и сильных землетрясениях на своём сайте, где размещена анкета. Данные используют для дальнейших исследований.

Виктория Викторова

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 0
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Почему выезд из Кадахты загородили бетонными блоками?
Общество -
Почему выезд из Кадахты загородили бетонными блоками?

 Неделю назад на телеканале ЗабТВ вышел сюжет о руинах в селе Кадахта, которые не убирают уже несколько лет. Но есть и другая сторона села. Светлая. С новой современной школой, которой могут позавидовать даже городские ребятишки, с новым детским садом, а главное, со стремительно растущим населением. Строится в паре километров от центра даже новый микрорайон. Активные жители своими силами облагораживают его, обустраивают детскую площадку. Все хорошо, кроме дороги. Выехать из микрорайона – задача повышенной сложности. Александр ЗАНИН: «Данная дорога была отсыпана, в соответствии с нормами. Дорожная служба перекопала эту дорогу, опираясь на то, что администрация района не подала заявку на узаконивание этого поворота. Перекрыли, поставили бетонные блоки. Прокопали канаву водоотводную. Мы спросили, как проходить эту канаву в темноте, потому что второй год не освещения, они взяли эту же канаву закопали. То есть сама суть этой канавы непонятна. То ли это препятствие для жителей, чтобы попасть домой» В региональном министерстве строительства, дорожного хозяйства и транспорта прокомментировали ситуацию. Оказывается, бетонные блоки поставили для безопасности, а не наоборот. Сергей КРИВОЩЕКОВ, заместитель министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края: «Когда строился новый микрорайон в селе Кадахта , мы сделали два официальных примыкания, которые включены в паспорт дорожного движения. Эти два примыкания официально открыты. В дальнейшем администрация Карымского района сделала правильные подъезды до населенного пункта. Но жители самого микрорайона, так как им удобно было по наименьшему пути, сделали себе дикий съезд к нашей дороге. Мы закрыли движение, потому что там находится автобусная остановка, и для обеспечения безопасного дорожного движения мы поставили блоки» Впрочем, это не единственная жалоба жителей нового микрорайона. БОльшую сложность испытывают не водители, а дети, которые проделывают большой путь, чтобы добраться до школы. Александр ЗАНИН: «Дети идут в школу, которая находится на расстоянии двух километров, если ехать на машине. Если нужно идти, то детям нужно перейти автомобильную и железную дороги, которые постоянно в движении. Затем по трубопроводу, который постоянно затопляется водой в зимнее время. Автотранспорт, как нам пояснили, не предусмотрен. А дети идут туда, и в детский садик и в школу. Алексей СИДЕЛЬНИКОВ, глава муниципального района "Карымский район": «Жители могут жаловаться хоть сколько. В одном населенном пункте мы не можем подвоз осуществлять. Если бы были разные населенные пункты - другое дело. До двух километров пешеходная доступность. - а почему тогда свет не сделаете? - Ну, много чего надо сделать. У нас редко в какой деревне есть свет. Вот этих деревень у меня 27. Я ж не могу одномоментно осветить, заасфальтировать, пустить автобусы. Не так все там плохо, в этой Кадахте. В министерстве строительства, дорожного хозяйства и транспорта сообщили – обезопасить часть региональной дороги, которая проходит через чело, можно с помощью лежачих полицейских, но администрация Карымского района должна сделать соответствующую заявку. Гуля Алхасова, Николай Шунков, ЗабТВ.

ДТП на Карповском тракте стало поводом к установке лежачего полицейского
Общество -
ДТП на Карповском тракте стало поводом к установке лежачего полицейского

 И скучные планерки иногда можно разбавить. Так, очередное оперативное совещание началось с награждения помощников и организаторов Всероссийского дня гимнастики. От спортсменов перешли к городским «болячкам» - обсудили вопросы благоустройства дорог, ЖКХ, а еще- подготовку к Новому году, в частности украшение Читы и ее отдаленных районов. Отопительный сезон – тоже на центральных позициях повестки дня. Михаил Сергеевич ТЮНЬКИН, заместитель председателя комитета городского хозяйства администрации г.Читы):   « Муниципальные ведомственные котельные отработали в штатном режиме. Нормативный запас топлива на котельных составляет от 10 до 45 суток . По котельному «Селикатный завод» на сегодняшний день нормативный запас топлива- 620 тонн, на 12 с половиной суток.  . Кроме того, значит на этой неделе управление гос.тех. надзором по Забайкальскому краю проводилась проверка к готовности городского округа, город Чита , прохождению отопительного сезона. »  Бесконечные жалобы продолжают поступать от жителей Антипихи. Люди бьют тревогу- уличное освещение отсутствует, с бездомными собаками никто не борется. Чиновники обещали отреагировать. Жаркие споры по-прежнему вызывает работа общественного транспорта в городе, а точнее- соблюдение расписания. На совещании решили ввести специальную программу, при помощи которой любой человек со своего смартфона сможет отследить автобус или маршрутку.  Александр САПОЖНИКОВ,и.о. сити –менеджера Читы:  «Программа работает. Водители на рабочих местах, мы это все отслеживаем. Сам это видит и водитель и граждане в дальнейшем это будет видеть . К чему я это все Вам говорю? Мы принимаем автобусы. Каждый автобус будет внесен вот в эту карту. И мы будем видеть и гражданин наш будет видеть куда идет как автобус. По времени ориентироваться на какую и куда ему остановку подходить и через какое время будет здесь находится автобус. Так же я попрошу весь маршрутных перевозчиков всех маршрутных перевозчиков подать срочно все свои списки, карты, где они находятся, график расписания и мы внесем. И все будут здесь внесены у нас, каждый маршрут». Транспортная тема продолжилась с выступлением Константина Суздальницкого. Он доложил- на недавно открытом для движения Карповском тракте уже сбили человека. Сейчас планируется в экстренном порядке установить там лежачего полицейского. Вопрос в ближайшее время решится в ГИБДД. Анна Каткова, Анастасия Шадрина, ЗабТВ