Просто о сложном: Как развивалась энергетика в Забайкалье

ZAB.RU / Общество, 09:42, 25 ноября 2019 / 2
Просто о сложном: Как развивалась энергетика в Забайкалье
Фото из архива

Вспоминается такое выражение у писателя Михаила Булгакова: «Уютнейшая вещь керосиновая лампа, но я за электричество!». Есть и еще одно современное выражение: «Даже если всё в мире станет бесплатным, то электроэнергия должна быть обязательно, даже если бесплатно».

Энергетика, надо признать, действительно стала частью жизни, отключив которую в прямом и переносном смысле, можно остаться в темноте.

Корреспондент попытался разобраться, как развивалась энергетика в Забайкалье, что стало с ее настоящим. Кому мы, потребители, платим деньги и за что.

Экскурс в историю

Архивы гласят, что энергетическая летопись Забайкалья начинается с 1897 года, когда в Читинском ремесленном училище имени императора Николая II по улице Амурской была пущена в ход установка электрического освещения, которая обеспечивала светом помещение училища, прилегающую к нему территорию и здание общественного собрания.

История возникновения электрических сетей в Чите связана с пуском первой городской частной электростанции 1 сентября 1906 года, когда состоялось открытие электростанции товарищества «Н.П. Поляков и К°», а 16 октября Читинская городская станция локомобильного типа мощностью 155 киловатт дала городу первый ток.

В 1908 году торгово-промышленное товарищество «Братья Полутовы», являющиеся одним из учредителей фирмы «Н.П. Поляков и К°», объявило о закладке нового каменного двухэтажного здания под электростанцию.

Шло время, появлялись тресты, электростанции, ТЭЦ, ГРЭС…

Были вместе, стали врозь

После окончания перестройки единая электроэнергетическая система СССР была разделена между вновь образованными республиками СНГ и та часть, что отошла России, была консолидирована в рамках РАО «ЕЭС России».

В 1998 году РАО «ЕЭС России» возглавил Анатолий Чубайс, человек, давший свое имя реформе электроэнергетики и руководивший РАО до момента ликвидации. Когда в 2008 году РАО «ЕЭС России» было ликвидировано и на месте крупнейшей по мощности энергокомпании мира появилось множество самостоятельных генерирующих, магистральных, сетевых и сбытовых предприятий. Так или иначе, электроэнергетические активы страны быстро «разошлись по рукам».

Старожил Забайкальской энергетики, Заслуженный энергетик Российской Федерации и бывший генеральный директор «Читаэнерго» Аркадий Остроумов вспоминает:

«В 1970 году в Москве я присутствовал на мероприятиях, посвященных 50-летию плана ГОЭЛРО. Недалеко от меня сидели американцы - делегация, приехавшая на праздник. Так вот, они просто восхищались созданной схемой единой энергосистемы Советского Союза. Говорили, что это очень большое достижение. Я считаю, что то, что сделали с энергетикой в 90-х - это очень большая ошибка. Нельзя было разваливать эту мощь, от которой зависит всё — развитие экономики, промышленности».

Если начало века ознаменовалось разделением сетевых активов, второе десятилетие 21-го века началось с осознания на практике ошибок реформ Чубайса, в первую очередь применительно к распределительным и магистральным сетям (как естественным монополиям) и перехода к созданию единой национальной электросетевой компании. Так был создан «Холдинг МРСК», а затем на его базе и ОАО «Российские сети», объединившее активы двух крупнейших электросетевых компаний страны «Холдинга МРСК» и ФСК ЕЭС (магистральные сети). Объединение двух сетевых гигантов должно решить множество проблем, от исключения дублирования управленческих функций, до синхронизации инвестиционных и ремонтных программ, а также совместимости технических решений.

В настоящее время в энергетической отрасли в регионе занято несколько компаний.

Так, публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (ПАО «ТГК-14») обеспечивает тепловой энергией потребителей на территории Забайкальского края и Республики Бурятия и производит электрическую энергию. В составе ПАО «ТГК-14» семь ТЭЦ, два энергетических комплекса с установленной электрической мощностью 649,57 МВт и тепловой мощностью 3 120,77 Гкал/ч.

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», или Забайкальский филиал компании «Россети Сибирь» (в компании недавно прошел ребрейдинг) доставляет электроэнергию потребителям по электросетям. Их задача сделать так, чтобы в наших домах всегда было светло. Если свет все-таки погас, то смело звоните в их службы по работе с клиентами. Содержание сетей в рабочем состоянии, их эксплуатация, проведение аварийных работ, строительство новых объектов и технологическое присоединение потребителей — это задачи специалистов Россетей.

Акционерное общество «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком оптового и розничных рынков электрической энергии. Компания работает в двух, теперь уже Дальневосточных регионах – Забайкальском крае и соседней Бурятии. Именно эта компания работает с потребителями — с ними мы заключаем договор на электроснабжение и им же платим деньги.

Филиал АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Забайкальского края» (Забайкальское РДУ) осуществляет функции оперативно-диспетчерского управления объектами электроэнергетики на территории Забайкальского края.

Ремонтируем, инвестируем… Во что и сколько

Чем занимаются энергопредприятия, какие деньги инвестируются в развитие энергообъектов можно без труда узнать на сайтах компаний и в других открытых источниках. Недавно в Россети Сибирь провели пресс-тур для журналистов, на котором показали и рассказали об итогах подготовки к ОЗП. По словам директора филиала Россетей в Забайкалье Антона Битуева, более 2 млрд рублей направлено на реконструкцию и строительство новых энергообъектов, еще 400 млн — на проведение необходимых ремонтов. Цифры впечатляющие, но всё же недостаточные, если вспомнить обо всех жалобах забайкальцев, поступающих, например, в нашу редакцию на покосившиеся столбы, отключения света.

Много в этом году говорили и о ремонтных работах ТГК-14. Стоит только вспомнить о непрекращающихся раскопках улицы Бабушкина и других дорог в городе. Чтобы полностью поменять трубопровод теплосетей в Чите, нужно 50 лет. Срок же службы новых труб в два раза меньше — 25 лет. Об этом на заседании комитета ЖКХ думы Читы в октябре рассказал директор Читинского энергетического комплекса ТГК-14 Михаил Орлов. Буквально на днях в компании торжественно отчитались о завершении реконструкции турбоагрегата ст. № 1 Читинской ТЭЦ-1 — крупнейшего инвестиционного проекта ПАО «ТГК-14» на территории Забайкальского края. Стоимость проекта составила 705 млн рублей. Чем эти миллионы помогут людям — покажет время.

Не всегда представления забайкальцев о работе энергетиков столь же радужны, как у самих энергетиков. Есть вопросы и к качеству предоставления услуг, и к срокам проведения аварийных работ. Отдельная проблема, которая волнует любого — тарифы на электроэнергию. Одна из задач, которую поставили власти региона — снижение тарифа для населения. Пока добиться этого не удалось. Но, судя из того, что тема постоянно всплывает в СМИ и на различных совещаниях, работа в этом направлении не прекращается. Будем ждать результатов.

Виктория Викторова

Фото: ZAB.RU, pixabay.com, архив

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 2
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1169733
    Из изложенного выше можно сделать вывод: Читаэнергосбыт абсолютно ненужная прокладка между производителями-поставщиками и потребителями электроэнергии, избавившись от которой можно значительно снизить тарифы на электроэнергию.
    Ответить
    4
    0
  • 1169455
    Что за однобокость исторической справки? Развитие энергетики пришлось на времена и обязано СССР! Но об этом вскользь. Как бы при царе зародили, а чубайс после перестройки доразвил.
    Ближе к истине - после перестройки развал энергетики, а сегодня слабые потуги в модернизации на грани сохранения того, что осталось.
    Сегодня главная задача - ободрать потребителя, набить карман баблом.
    Ответить
    11
    1
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Хабаровские военные двигаются в Москву на лыжах со скоростью автомобиля
Общество -
Хабаровские военные двигаются в Москву на лыжах со скоростью автомобиля

 Позади – полторы тысячи километров непростой дороги. Холмы, дикие тропы, замерзшие реки - почти весь маршрут - из Хабаровска до Читы- военнослужащие Восточного военного округа прошли на лыжах. Не расстались со снаряжением даже в малоснежном Забайкалье. Для этой группы неразрешимых задач нет. Артем, участник перехода Хабаровск - Москва : «У вас здесь вообще нет снега, было нелегко, но мы нашли путь - по реке пошли. Там хоть и немного, но снег лежит. При движении нам не холодно, даже жарко бывает немного, в любую погоду одеваемся легко. А так - ни холода, ни голода» Лучшие из лучших. Отбор был таким, словно военных готовили в отправку в космос. Медики проверяли физическое здоровье, психологи - моральную выдержку. Каждый претендент хотел повторить подвиг героев Красной Армии, совершавших в годы войны сложные лыжно-пешие переходы. В современных условиях пришлось прибегнуть к помощи снегоходов, чтобы успеть к 9-му мая на Парад Победы. Артем, участник перехода Хабаровск - Москва :  «Мы комбинируем: идем на лыжах сами, а иногда цепляемся за снегоходы, и он нас тянет на скорости. Вчера развили максимальную - 80 километров в час. До этого было и побольше. Адреналин зашкаливает. Не унываем» Руслан, участник перехода Хабаровск - Москва : «Мы же люди военные, нам говорят- мы делаем. Команда прозвучала - мы идем, никаких отговорок. - ночью, естественно, отдыхаете? - ночью да, мы располагаемся в военных частях, либо- в военном лагере: ставим палатки. - не холодно? - нет не холодно, терпимо, мы же привыкли к морозам за это время пока идем, было и похуже, сейчас все хорошо» Всего военнослужащим за 100 дней нужно преодолеть на лыжах, а когда потеплеет - на велосипедах, 8,5 тысяч километров. Они пересекут 17 регионов, и в каждом пройдут патриотические акции. В Чите основные мероприятия прошли на Мемориале боевой и трудовой славы забайкальцев. Здесь лыжников ждали школьники, юнармейцы, военнослужащие, командующий 29-й армией и губернатор края. Александр ОСИПОВ, губернатор Забайкальского края: «Мы празднуем Победу сегодня в непростое время, когда по всему миру стоит вопрос- будет ли сохранена правда, будет ли защищен подвиг нашего народа в исторической памяти» За историческую память в нашей стране, кажется, можно и не переживать. Она в полной безопасности. Руслан, участник перехода Хабаровск - Москва Этот шанс один на миллион. Я рад, что я попал именно в эту команду, что я участвую в этом переходе. У меня прадед воевал, и для меня вдвойне приятно пронести это все от лица Восточного военного округа и от всех военнослужащих». Гуля Алхасова, Николай Шунков, ЗабТВ

Завернули! Законопроект о штрафах для перевозчиков отправлен на доработку
Общество -
Завернули! Законопроект о штрафах для перевозчиков отправлен на доработку

 Ужасные аварии, которые унесли жизни многих забайкальцев. Постоянные ДТП с участием общественного транспорта. Многочисленные нарушения от превышения скорости до отсутствия медицинского освидетельствования водителей перед рейсом. Зимой - замерзающие жители которые просто не могут дождаться транспорта на остановках. Эти и еще многие факторы повлияли на то, чтобы местное законодательство в сфере общественного транспорта претерпело ряд изменений. Станислав ПУСТОВОЙТ, начальник контрольной инспекции администрации ГО "Город Чита": «Штрафные санкции для индивидуального предпринимателя, должностного лица, от 3.000 до 6.000 были, предлагаем увеличить от 6.000 до 10.000 рублей, но это еще связано с практикой применения, то есть не для того чтобы было давление на перевозчика, а уже более дисциплинировало и было показано какая имеется административная ответственность у перевозчика, занимающегося перевозками на территории города» Дело не только в повышении суммы штрафа, что, согласитесь для систематического нарушителя в сфере перевозок точно момент не приятный. Еще есть пункт о упрощении контроля над перевозками транспортным отделом города. Евгений ГУЦУЛ, начальник дорожно-транспортного управления администрации ГО «Город Чита»: «Непосредственно сотрудник транспортного отдела, то есть у каждого вплоть до специалиста ведущего – он может составлять самостоятельно протокол, мы будем вызывать на комиссию соответственно и проводить разбор уже с предпринимателем здесь на месте тем самым у нас будет возможность как раз отработки в более ускоренном режиме» Сейчас идут еженедельные проверки маршруток. После выявления нарушения через службу ТОГАДН дело до штрафа доходит только недели через две-три. Уполномоченный по правам предпринимателей в Забайкальском крае – Виктория Бессонова одобрила законопроект, инициированный администрацией города и ассоциацией муниципальных образований края. Ужесточения и порядка в пассажирских перевозках требует и губернатор. АРХИВ от 13 января 2020 года https://www.youtube.com/watch?v=RGd5uPADfvo «Нещадным образом тех, кто не выполняет требования по обеспечению безопасности и нормальной организации перевозок – просто убирать их самым безусловным образом, расторгать договоры везде где есть основания надо расторгаться и провести по новой с ответственными с серьезным отношением перевозчиками. Это бизнес, бизнес выгодный, он монополизирован к сожалению, при чем зачастую недобросовестными исполнителями» Осипов требует, Бессонова согласна, ассоциация муниципалов края инициировала, а вот законодательное собрание отклонило. Как же так? Оказалось, что депутаты заксобра вовсе и не против благотворных изменений в пассажирских перевозках. Константин КОРОСТЕЛЕВ, депутат Законодательного собрания Забайкальского края III созыва: «Маршрутчики. Он своевременен. Маршрутчики у нас борзеют. Ну, перевозчики, я думаю мы все видим, здесь слово никогда не меняю, уже сколько – год, наверное, им пользуюсь, если они обозрели уже в края, то это так и нужно называть своими именами. В этом аспекте законопроект важный и своевременный именно по маршруткам. Но в этом законопроекте не только штрафы по маршрутному транспорту, если бы это было выделено отдельно, каким-то законопроектом, именно эта статья, его приняли легко и все» Помимо увеличения штрафных санкций к перевозчикам и новых полномочий транспортного отдела законопроект включает в себя ужесточение административных наказаний в сфере благоустройства и закона о тишине. Тут и возникли вопросы у министерства юстиции. Сейчас законопроект с такими необходимыми изменениями дорабатывают юристы. Следующее чтение запланировано в марте. Вячеслав Бортницкий, Николай Шунков. ЗабТВ