функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Просто о сложном: Как развивалась энергетика в Забайкалье

ZAB.RU / Общество, 09:42, 25 ноября /
Просто о сложном: Как развивалась энергетика в Забайкалье
Фото из архива

Вспоминается такое выражение у писателя Михаила Булгакова: «Уютнейшая вещь керосиновая лампа, но я за электричество!». Есть и еще одно современное выражение: «Даже если всё в мире станет бесплатным, то электроэнергия должна быть обязательно, даже если бесплатно».

Энергетика, надо признать, действительно стала частью жизни, отключив которую в прямом и переносном смысле, можно остаться в темноте.

Корреспондент попытался разобраться, как развивалась энергетика в Забайкалье, что стало с ее настоящим. Кому мы, потребители, платим деньги и за что.

Экскурс в историю

Архивы гласят, что энергетическая летопись Забайкалья начинается с 1897 года, когда в Читинском ремесленном училище имени императора Николая II по улице Амурской была пущена в ход установка электрического освещения, которая обеспечивала светом помещение училища, прилегающую к нему территорию и здание общественного собрания.

История возникновения электрических сетей в Чите связана с пуском первой городской частной электростанции 1 сентября 1906 года, когда состоялось открытие электростанции товарищества «Н.П. Поляков и К°», а 16 октября Читинская городская станция локомобильного типа мощностью 155 киловатт дала городу первый ток.

В 1908 году торгово-промышленное товарищество «Братья Полутовы», являющиеся одним из учредителей фирмы «Н.П. Поляков и К°», объявило о закладке нового каменного двухэтажного здания под электростанцию.

Шло время, появлялись тресты, электростанции, ТЭЦ, ГРЭС…

Были вместе, стали врозь

После окончания перестройки единая электроэнергетическая система СССР была разделена между вновь образованными республиками СНГ и та часть, что отошла России, была консолидирована в рамках РАО «ЕЭС России».

В 1998 году РАО «ЕЭС России» возглавил Анатолий Чубайс, человек, давший свое имя реформе электроэнергетики и руководивший РАО до момента ликвидации. Когда в 2008 году РАО «ЕЭС России» было ликвидировано и на месте крупнейшей по мощности энергокомпании мира появилось множество самостоятельных генерирующих, магистральных, сетевых и сбытовых предприятий. Так или иначе, электроэнергетические активы страны быстро «разошлись по рукам».

Старожил Забайкальской энергетики, Заслуженный энергетик Российской Федерации и бывший генеральный директор «Читаэнерго» Аркадий Остроумов вспоминает:

«В 1970 году в Москве я присутствовал на мероприятиях, посвященных 50-летию плана ГОЭЛРО. Недалеко от меня сидели американцы - делегация, приехавшая на праздник. Так вот, они просто восхищались созданной схемой единой энергосистемы Советского Союза. Говорили, что это очень большое достижение. Я считаю, что то, что сделали с энергетикой в 90-х - это очень большая ошибка. Нельзя было разваливать эту мощь, от которой зависит всё — развитие экономики, промышленности».

Если начало века ознаменовалось разделением сетевых активов, второе десятилетие 21-го века началось с осознания на практике ошибок реформ Чубайса, в первую очередь применительно к распределительным и магистральным сетям (как естественным монополиям) и перехода к созданию единой национальной электросетевой компании. Так был создан «Холдинг МРСК», а затем на его базе и ОАО «Российские сети», объединившее активы двух крупнейших электросетевых компаний страны «Холдинга МРСК» и ФСК ЕЭС (магистральные сети). Объединение двух сетевых гигантов должно решить множество проблем, от исключения дублирования управленческих функций, до синхронизации инвестиционных и ремонтных программ, а также совместимости технических решений.

В настоящее время в энергетической отрасли в регионе занято несколько компаний.

Так, публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» (ПАО «ТГК-14») обеспечивает тепловой энергией потребителей на территории Забайкальского края и Республики Бурятия и производит электрическую энергию. В составе ПАО «ТГК-14» семь ТЭЦ, два энергетических комплекса с установленной электрической мощностью 649,57 МВт и тепловой мощностью 3 120,77 Гкал/ч.

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», или Забайкальский филиал компании «Россети Сибирь» (в компании недавно прошел ребрейдинг) доставляет электроэнергию потребителям по электросетям. Их задача сделать так, чтобы в наших домах всегда было светло. Если свет все-таки погас, то смело звоните в их службы по работе с клиентами. Содержание сетей в рабочем состоянии, их эксплуатация, проведение аварийных работ, строительство новых объектов и технологическое присоединение потребителей — это задачи специалистов Россетей.

Акционерное общество «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком оптового и розничных рынков электрической энергии. Компания работает в двух, теперь уже Дальневосточных регионах – Забайкальском крае и соседней Бурятии. Именно эта компания работает с потребителями — с ними мы заключаем договор на электроснабжение и им же платим деньги.

Филиал АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Забайкальского края» (Забайкальское РДУ) осуществляет функции оперативно-диспетчерского управления объектами электроэнергетики на территории Забайкальского края.

Ремонтируем, инвестируем… Во что и сколько

Чем занимаются энергопредприятия, какие деньги инвестируются в развитие энергообъектов можно без труда узнать на сайтах компаний и в других открытых источниках. Недавно в Россети Сибирь провели пресс-тур для журналистов, на котором показали и рассказали об итогах подготовки к ОЗП. По словам директора филиала Россетей в Забайкалье Антона Битуева, более 2 млрд рублей направлено на реконструкцию и строительство новых энергообъектов, еще 400 млн — на проведение необходимых ремонтов. Цифры впечатляющие, но всё же недостаточные, если вспомнить обо всех жалобах забайкальцев, поступающих, например, в нашу редакцию на покосившиеся столбы, отключения света.

Много в этом году говорили и о ремонтных работах ТГК-14. Стоит только вспомнить о непрекращающихся раскопках улицы Бабушкина и других дорог в городе. Чтобы полностью поменять трубопровод теплосетей в Чите, нужно 50 лет. Срок же службы новых труб в два раза меньше — 25 лет. Об этом на заседании комитета ЖКХ думы Читы в октябре рассказал директор Читинского энергетического комплекса ТГК-14 Михаил Орлов. Буквально на днях в компании торжественно отчитались о завершении реконструкции турбоагрегата ст. № 1 Читинской ТЭЦ-1 — крупнейшего инвестиционного проекта ПАО «ТГК-14» на территории Забайкальского края. Стоимость проекта составила 705 млн рублей. Чем эти миллионы помогут людям — покажет время.

Не всегда представления забайкальцев о работе энергетиков столь же радужны, как у самих энергетиков. Есть вопросы и к качеству предоставления услуг, и к срокам проведения аварийных работ. Отдельная проблема, которая волнует любого — тарифы на электроэнергию. Одна из задач, которую поставили власти региона — снижение тарифа для населения. Пока добиться этого не удалось. Но, судя из того, что тема постоянно всплывает в СМИ и на различных совещаниях, работа в этом направлении не прекращается. Будем ждать результатов.

Виктория Викторова

Фото: ZAB.RU, pixabay.com, архив

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 2
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1169733
    Из изложенного выше можно сделать вывод: Читаэнергосбыт абсолютно ненужная прокладка между производителями-поставщиками и потребителями электроэнергии, избавившись от которой можно значительно снизить тарифы на электроэнергию.
    Ответить
    4
    0
  • 1169455
    Что за однобокость исторической справки? Развитие энергетики пришлось на времена и обязано СССР! Но об этом вскользь. Как бы при царе зародили, а чубайс после перестройки доразвил.
    Ближе к истине - после перестройки развал энергетики, а сегодня слабые потуги в модернизации на грани сохранения того, что осталось.
    Сегодня главная задача - ободрать потребителя, набить карман баблом.
    Ответить
    11
    1
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Читинцы: «Дороги в Чите делают по принципу мэра Собянина»
Общество -
Читинцы: «Дороги в Чите делают по принципу мэра Собянина»

 Виктор СОЛОВЬЁВ – корреспондент: «Ещё один участок дороги, где недавно произвели замену асфальта и бордюрного камня – улица Костюшко-Григоровича. И на первый взгляд здесь всё относительно хорошо. Ровное покрытие и новый бордюр. Только вот до реконструкции, это место было ничуть не хуже. По крайней мере, камень у тротуара, который мы сейчас видим на фото, ни чем не отличается от того, что уложили сейчас». Светлана Серёдкина уже пять лет ходит по этой улице на работу. Когда женщина увидела, что ровную дорогу с новым бордюром, начинают переделывать, она долго не могла понять – зачем. Все эти махинации с заменой целого бордюрного камня на целый, никак не укладываются в голове. Светлана СЕРЁДКИНА: «В 2016 году на этой улице был ремонт. Асфальт был вполне сносный. Бордюры были абсолютно новые. И вдруг опять всё это меняется. Вызвало недоразумение. Для каких-то участков города денег нет, а для каких-то… как в Москве – плитку Собянин кладёт круглый год. И у нас в Чите уже как будто всё идеально и некуда использовать деньги». Виктор СОЛОВЬЁВ – корреспондент: «Работу по замене бордюрного камня начали ещё в августе месяце. Демонтировали старый, привезли новый, оставили, и бросили всё это на несколько месяцев. И только в ноябре начали спешно доделывать свою работу. Напротив, через дорогу находится детский сад. Чтобы разгрузить проезжую часть от автомобильного затора, решили сделать парковочное место. Но, вот только до ума его так и не довели. Вернётся ли подрядчик доделывать свою работу? Вопрос остаётся открытым». Ремонтом этой дороги занималась подрядная организация «УСК». В муниципальном учреждении Читы «Городские дороги» не стали отрицать, подрядчик «замораживал» ремонт на несколько месяцев, но вскоре, хоть и спешно, работы закончил. Светлана СЕРЁДКИНА: «Они сделали только хуже. Лучше бы они вообще ничего не делали. Такое ощущение, что у них руки выросли не с того места. Может асфальт на дороге они кладут и качественно, а вот жители, пешеходы, конечно, возмущены, потому что дороги и тротуары в ужасном состоянии». Руководитель «Городских дорог» попытался объяснить, почему во время ремонта улицы, подрядчик бросил парковочное место в таком состоянии. Первоначально в проекте даже не предусматривалось его создание, но по просьбе читинцев, решили установить, вот только работе помешали непредвиденные обстоятельства. Александр ВИШНЕВСКИЙ – руководитель МКУ «Городские дороги» г. Чита: «В этом месте проходит очень много подземных коммуникаций электросетей, принадлежащих различным организациям. После обследования которых, мы пришли к выводу о том, что парковку в этом месте делать рискованно». Новый бордюр заменили новым, ровный асфальт положили вновь. И это в то время, когда другие, более загруженные улицы города уже по несколько десятков лет не видели нормальных дорог и тротуаров. Например, улица Баргузинская. Здесь всюду -раскрошенный сломанный бордюр. И таких участков очень много. А что касается недоделанной парковки – Александр Вишневский уверил - с наступлением тепла подрядчик обязательно завершит все работы. Видимо приёмка на этой улице прошла авансом. Виктор Соловьёв, Николай Шунков. ЗАБТВ

Ценой жизни: Как жители Сретенского района добираются до Читы?
Общество -
Ценой жизни: Как жители Сретенского района добираются до Читы?

 Трагедия с упавшим с моста автобусом в Сретенском районе отразилась не только на судьбах погибших и их родственников. На скамье подсудимых оказался 31- летний Иван Стрельников – организатор пассажирских перевозок. Его обвиняют в том, что услуги, которые он оказывал, не отвечали требованиям безопасности. Второго декабря он был задержан, а седьмого в отношении него в Ингодинском районном суде была выбрана мера пресечения. «Избрать в отношении подозреваемого Стрельникова Ивана меру пресечения в виде домашнего ареста на срок 1 месяц 30 суток, то есть по первое февраля 2020 года» Примерный семьянин, двое маленьких детей, положительные характеристики - суд не нашел оснований, указывающих на то, что Стрельников может скрыться, находясь под домашним арестом. Но близких это все - равно совсем не утешило. Следствие по факту трагедии продолжается. Возможной причиной автоэксперты называют и слишком низкие, не соответствующие ГОСТу ограждения на мосту. У самих же жителей Сретенского района свое мнение на этот счет. Они уверены, никакой бы трагедии не случилось, если бы в апреле 2013-го не закрыли единственный пригородный железнодорожный маршрут Сретенск- Чита. В местных новостях района, жители буквально со слезами на глазах, обратились к властям, с одной просьбой - вернуть вагон. Виктор ТОМИЛОВ:  «Уважаемые наши руководители, сколько человеческих нужно еще заплатить, чтобы до вас дошло, что нужно восстановить движение хотя бы одного прицепного вагона Сретенск-Чита. Тяжело, конечно , говорить… Иван ДОМАНОВ, заместитель председателя Совета депутатов городского поселения Кокуйское :  «С 2013 года, в течение шести лет, этот вагон не ходит, и все думают, что он убыточный, хотя цифры показывают обратное. У нас каждый день автобусы и маршрутки ездят битком набитые. Пассажиропоток не уменьшается. В основном все ездят в больницу. Беременные - на медкомиссию» Смерть сразу 19 человек - близких, друзей, родственников, - для жителей Сретенского района стала последней каплей в чаше терпения. Оказалось, эта авария - далеко не первая. Юлия ПОДОЙНИЦЫНА: «В 2017 году нас с Леной отправили на краевую конференцию. Автобус шел с большой скоростью и, не доезжая до Куэнги, мы тоже перевернулись. На бок встали. Нам повезло, еще чуть- чуть не хватило до оврага. Так бы мы тоже в овраг улетели» Анна АЗАРОВА: « 20 ноября я заглянула в глаза смерти. Я была пассажиром маршрутного такси и ехала из Читы. Возвращаясь домой к своим деткам, на 150-м километре случилась страшная трагедия. Мы перевернулись. Был такой же удар, хлопок, и мы полетели. Пожалуйста, обратите на нас внимание, верните нам этот вагон. Власти Сретенского района направили письмо в правительство Российской Федерации, губернатору Забайкальского края и главе Забайкальской железной дороги с просьбой вернуть такой нужный пригородный маршрут. Гуля Алхасова, Анастасия Шадрина, ЗабТВ