функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Думе Читы - 25 лет. Седьмой созыв: вектор определен

ZAB.RU / Общество, 09:01, 5 декабря
Думе Читы - 25 лет. Седьмой созыв: вектор определен
Фото из архива ZAB.RU

Принятая в декабре 1993 года Конституция РФ гарантировала право граждан на местное самоуправление, закрепила его самостоятельность в решении вопросов местного значения и обособленность от системы органов государственной власти.

И если к 1994 году представительная власть Читы состояла из депутатов Читинского городского Совета, то после упразднения системы Советов в становлении и деятельности Читинской городской Думы в 1994 году начался ее новый этап.

После проведения выборов 18 ноября 1994 года состоялось первое заседание городской Думы первого созыва.

В сентябре 2019 года приступил к работе уже седьмой созыв. Каковы главные задачи, стоящие перед депутатами? Об этом – председатели постоянных комитетов Думы.

Дорогу осилит идущий

Людмила Агафонова, председатель комитета по социальной и молодежной политике, местному самоуправлению, культуре и спорту:

- 2019 год отличается наиболее активным развитием города по разным направлениям. Бюджет 2019 года за счет безвозмездных поступлений прирос к плану почти на полтора миллиарда. Ведется строительство новой школы и детских садов, парков, скверов. Мы вышли на небывалый до этого момента показатель строительства и реконструкции дорог. Закуплены новые современные автобусы для муниципального предприятия. Жители города каждый день замечают положительные изменения, выходя из дома. Не остался в стороне и новый депутатский корпус, который не только поддерживает, но и выступает инициатором новых проектных решений.

В сентябре начала работу Дума седьмого созыва. Нужно отметить, что сохраняется преемственность начатых ранее проектов, ведь для реализации многих начинаний требуются годы, например, в строительстве. И в этом случае депутаты предыдущего созыва выступают локомотивом начатых дел, а вновь избранные подхватывают и вносят свежую энергию для достижения поставленных целей.

Для эффективности работы депутатов Главой города Евгением Витальевичем Яриловым, исполняющим обязанности Председателя Думы нового созыва, принято решение о формировании единого документа предвыборных наказов избранным депутатам в 2019 году и формировании трехлетнего плана их исполнения в соответствии с программой социально-экономического развития города Читы. Вопросов от избирателей очень много, к тому же в этом созыве границы округов изменились, соответственно, и работы добавилось.

Заданный Губернатором Забайкальского края новый темп управления и взаимодействия вызвал небывалую активность жителей, которые обозначили и проблемы, не решавшиеся годами. Какие-то обращения удается решить оперативно, в отношении других требуется более детальный и длительный подход. Некоторые вопросы от жителей не являются компетенцией депутатов городской Думы, однако ни одно обращение без внимания не остается. Необходимо обозначить, что инструментарий решения проблем устарел, и не соответствует реалиям. Поэтому Глава города предложил, для начала, увеличить объем средств, выделяемых на исполнение наказов избирателей с 2-х до 15 млн в год, или 500 тысяч на одного депутата вместо 66,7 тысяч рублей ранее. При этом призвал депутатов на каждый бюджетный рубль стараться привлекать столько же из других, например, спонсорских источников. То есть, вместо 66,7 тысяч рублей в год на избирательный округ ранее, в новом формате планируется привлечь до 1 млн рублей. При таком подходе многие проблемы горожан должны решаться быстрее и качественнее. На сегодняшнем этапе первый шаг уже сделан: удалось сумму на исполнение наказов избирателей решением Думы увеличить до 5 млн рублей. Работу над увеличением бюджетных средств для выполнения наказов продолжаем. Да, все проблемные вопросы, накопленные годами, разом решить не удастся, но дорогу осилит идущий.

Больше всего людей, конечно, волнует тема благоустройства и работы управляющих компаний. Этой тематике уделяется основное внимание. Уже сегодня отмечен ряд положительных изменений: отсыпаются дворы, устанавливаются тротуары, детские и спортивные площадки. С целью доступности и открытости проводится обновление сайта городской Думы, и скоро станет возможным каждому жителю города через сайт отслеживать изменения и конкретное участие в этих изменениях каждого депутата.

Помимо выполнения наказов и решения плановых вопросов, депутаты ставят перед собой задачу добиться строительства на остановках общественного транспорта современных остановочных комплексов, которые не только укроют от непогоды, но и преподнесут участникам транспортного процесса много других приятных и полезных сюрпризов. Большую работу в этом направлении уже делает руководитель администрации Александр Михайлович Сапожников. Всем жителям хотелось бы жить в чистом, красивом, цветущем и комфортном городе. Поэтому мы должны продолжать уделять особое внимание благоустройству. И не только в центре, но и на окраинах.

На особый контроль мы берем состояние школ и детских садов, спортивных сооружений. Будем добиваться создания Программы ремонтов и обновления, выделения дополнительных источников финансирования за счет, в том числе, вышестоящих бюджетов, участия в федеральных и партийных программах и проектах.

Необходимо уделить пристальное внимание совершенствованию молодежной политики. Для этих целей предполагается ускоренным порядком изучить наиболее эффективные практики других городов СФО и ДВФО, и лучшие из них адаптировать под наши условия. И максимально содействовать участию в федеральных проектах по данному направлению.

Работы много, но настрой у депутатов боевой. Очень рассчитываем на помощь общественников и просто неравнодушных людей, без которых с накопившимися проблемами будет справиться гораздо сложнее.

В центре внимания – вопросы жизнеобеспечения города

Александр Прокопенюк, председатель комитета ЖКХ, транспорта и связи:

- Вопросы жизнеобеспечения города Читы были и остаются в центре внимания депутатов комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Думы городского округа «Город Чита», в том числе, пассажирские перевозки.

В настоящее время в сфере пассажирских перевозок на территории городского округа «Город Чита» сложилась непростая ситуация. Согласно реестру муниципальных маршрутов, утвержденному администрацией городского округа, пассажирские перевозки осуществляются по 49 автобусным маршрутам. Для сравнения, в городе Томске с населением 575 тыс. жителей (в Чите – 350 тыс.) – 25 муниципальных автобусных маршрутов. Казалось бы, такое количество маршрутов достаточно для нашего города, однако многие городские районы либо совсем не обеспечены пассажирскими перевозками, либо обеспечены крайне недостаточно, из отдаленных районов города практически невозможно выехать на общественном транспорте в часы пик и в вечернее время, особенно после 20:00.

Приходится констатировать, что сложившаяся в городе Чите транспортная модель не отвечает современным потребностям города, что вызывает справедливое недовольство горожан. И здесь в определенной степени сказывается недоработка предыдущего созыва. Принятые механизмы работают не в полную силу, не снят срез общественного мнения. Считаю такой подход не отвечающим современным требованиям: нам нужно работать более оперативно. Не хватает собственных компетенций, нужно привлекать экспертов.

До настоящего времени в городе отсутствует система учета пассажиропотока. Это узловой момент, на который завязаны многие расчеты и планы. Есть и другие минусы. Не всё гладко в диалоге с перевозчиками, что провоцирует последних на непарламентские методы действий, вплоть до прямого лоббирования частных интересов. Правотворческая база в сфере пассажирских перевозок, маршрутная логистика нуждаются в обновлении. Нужно срочно приводить в порядок остановки. Юридически закрепить обязанность перевозчиков производить посадку и высадку пассажиров только в установленных остановочных пунктах, перевозку пассажиров осуществлять на местах для сидения (если иное не установлено заводом-изготовителем), а также запретить нахождение (отстой) транспортных средств на остановочных пунктах после осуществления посадки и высадки пассажиров.

Мы обязательно подробно остановимся на каждой из обозначенных и не названных мною проблемах, и в новой модели оценим, насколько она отвечает на эти вызовы. Времени в запасе практически не остается, нужно действовать.

Сфера пассажирских перевозок требует комплексного подхода, который включает в себя одновременное решение нескольких задач. В том числе совершенствование тарифной политики. Важно понять, насколько объективны сегодняшние тарифы на перевозки.

Любое наше решение должно быть понятно и доступно мотивировано. Для этого нужны информация администрации, мнение аналитиков и специалистов. Буду призывать коллег не идти ни у кого на поводу и не предвзято рассмотреть всю имеющуюся информацию. И вопросы собственного политического имиджа здесь будут на последнем месте.

Мы определяем судьбу целой отрасли, которую просто необходимо реформировать. Чтобы пассажирский транспорт в Чите работал как часы, был удобным и безопасным, если потребуется, мы не остановимся перед непопулярными мерами. Но это будет сделано только при условии предоставления нам исчерпывающей убедительной аргументации неизбежности такого шага. У нас два важнейших ориентира – интересы жителей нашего города и экономика отрасли. Нахождение баланса между ними и станет решением вопроса.

Чите нужен новый Генеральный план

Эдуард Русин, председатель комитета муниципальной собственности, землепользования и градостроительства:

- Одна из составляющих экономической основы местного самоуправления - имущество, находящееся в муниципальной собственности. Эффективное использование имущества – это своевременное решение вопросов местного значения, пополнение доходной части бюджета, льготы, поддержка организаций и предпринятый различных форм собственности.

Вопросы, касающиеся использования имущества с максимальной отдачей, необходимо рассматривать и решать оперативно, и это одна из постоянных задач нашего комитета.

Также нельзя не сказать о документах территориального планирования, в частности, о существующем Генеральном плане и проекте нового Генерального плана города Читы. Территориальное планирование должно осуществляться исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и других факторов в целях обеспечения устойчивого развития города, в том числе развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, соблюдение интересов граждан и их объединений, интересов муниципальных образований, субъектов и Российской Федерации.

Жизнь не стоит на месте. Наш город развивается. К сожалению, не так быстро, как нам всем хотелось бы. Более ускоренному движению вперёд мешает устаревший Генеральный план.

Современному городу, всем читинцам, желающим жить в уютном, комфортном городе чистым воздухом, нужен новый Генеральный план. Учитывающий дух современного времени, удобный для работы и отдыха горожан и наших гостей. Юридически выверенные и логичные Правила землепользования и застройки, которые, соответственно, в связи с проектом нового генплана нуждаются в дополнении и уточнении, позволят создать условия для сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, устойчивого развития, привлечения инвестиций, обеспечив при этом законные права и интересы физических и юридических лиц.

Депутаты нашего комитета начали работу в седьмом созыве с желанием принести ощутимую пользу для нашего города и горожан.

Задача – наполнение бюджета Читы

Максим Потапов, председатель комитета по бюджетной, налоговой политике, экономическому развитию и предпринимательству:

- Главной задачей комитета по бюджетной, налоговой политике, экономическому развитию и предпринимательству Думы городского округа «Город Чита» в подходящем к завершению 2019 году традиционно является работа с проектом Бюджета городского округа «Город Чита» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Он уже разработан администрацией и внесен в Думу, а в начале декабря будет обсуждаться с горожанами на публичных слушаниях. Уже сейчас можно сказать, что Бюджет города останется остро дефицитным.

Решение проблемы увеличения доходной части бюджета без повышения уровня его дотационности мы видим в установлении дополнительных нормативов отчислений в бюджеты городских округов Забайкальского края от региональных налогов и федеральных налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

В качестве положительного нововведения можно назвать то, что в ноябре прошлого года Думой городского округа была утверждена Стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Чита» до 2030 года. Ее разработкой, совместно с органами местного самоуправления города, занимались специалисты Государственного бюджетного учреждения «Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан», имеющие большой опыт в разработке подобных документов для многих других российских городов, применен серьезный научный подход. Также разработан и утвержден постановлением администрации подробный план реализации Стратегии. Весной следующего года администрация обязана отчитаться перед Думой о результатах исполнения этих документов стратегического планирования. До конца года нам предстоит утвердить форму этого отчета. Вариант, предложенный администрацией в октябре этого года, Комитетом был отправлен на доработку как недостаточно информативный.

Нельзя обойти стороной также, безусловно, положительную, инициативу Главы города, прорабатываемую нашим Комитетом – реформу института наказов.

Наказами являются предложения избирателей депутатам Думы, поступившие в ходе предвыборной кампании и в период полномочий депутатов, имеющие общественное значение либо носящие неотложный социальный характер, утвержденные Думой. Наказы избирателей являются одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и выражения воли и интересов жителей города. Действительно, кто как не граждане и избранный ими депутат, лучше могут знать проблемы своего избирательного округа, требующие первоочередного решения? В последние годы данный институт народовластия в Чите носил больше формальный характер. Глава города Евгений Ярилов поставил задачу в корне изменить эту ситуацию.

Первый серьезный шаг в этом направлении уже сделан – решением Думы от 7 ноября 2019 года увеличена не менявшаяся уже много лет сумма, ежегодно направляемая на реализацию наказов избирателей - с 2-х до 5-ти млн рублей, с возможностью ее увеличения в течение следующего финансового года. Не скрою, споры с финансовым органом администрации были нешуточные, и их можно понять – как уже говорилось выше, бюджет – остро дефицитный. Но Глава города задачу поставил жестко, поэтому такое решение принято.

Сейчас предстоит серьезная работа по изменению положения о наказах избирателей. В планах ужесточить условия для самих депутатов, ввести обязанность по софинансированию данных им наказов и ограничить сумму подаваемых наказов, чтобы предложения были реально выполнимыми.

Кроме того, в продолжение выше обозначенной темы, Главой города поставлена задача пересмотреть систему формирования муниципальных программ. С переходом на программный метод составления бюджета, с утверждением муниципальных программ постановлениями администрации, депутатский корпус остался фактически в стороне от решения наиважнейших проблем города (например, от определения очередности ремонта городских дорог, асфальтирования дорог, установки освещения и т.п.). Главой города поставлена четкая задача изменить эту ситуацию к моменту формирования бюджета на 2021 год. Прорабатывается идея создания программы экономического развития города с учетом предложений избирателей, полученных в ходе избирательной кампании 2019 года. Такой практики еще не было ни в одном предыдущем созыве Думы. Надеюсь, будем первооткрывателями.

Таким образом, новых задач с приходом седьмого созыва перед Комитетом поставлено много, оттого интереснее. Будем работать!

Партнерский материал

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Читинцы: «Дороги в Чите делают по принципу мэра Собянина»
Общество -
Читинцы: «Дороги в Чите делают по принципу мэра Собянина»

 Виктор СОЛОВЬЁВ – корреспондент: «Ещё один участок дороги, где недавно произвели замену асфальта и бордюрного камня – улица Костюшко-Григоровича. И на первый взгляд здесь всё относительно хорошо. Ровное покрытие и новый бордюр. Только вот до реконструкции, это место было ничуть не хуже. По крайней мере, камень у тротуара, который мы сейчас видим на фото, ни чем не отличается от того, что уложили сейчас». Светлана Серёдкина уже пять лет ходит по этой улице на работу. Когда женщина увидела, что ровную дорогу с новым бордюром, начинают переделывать, она долго не могла понять – зачем. Все эти махинации с заменой целого бордюрного камня на целый, никак не укладываются в голове. Светлана СЕРЁДКИНА: «В 2016 году на этой улице был ремонт. Асфальт был вполне сносный. Бордюры были абсолютно новые. И вдруг опять всё это меняется. Вызвало недоразумение. Для каких-то участков города денег нет, а для каких-то… как в Москве – плитку Собянин кладёт круглый год. И у нас в Чите уже как будто всё идеально и некуда использовать деньги». Виктор СОЛОВЬЁВ – корреспондент: «Работу по замене бордюрного камня начали ещё в августе месяце. Демонтировали старый, привезли новый, оставили, и бросили всё это на несколько месяцев. И только в ноябре начали спешно доделывать свою работу. Напротив, через дорогу находится детский сад. Чтобы разгрузить проезжую часть от автомобильного затора, решили сделать парковочное место. Но, вот только до ума его так и не довели. Вернётся ли подрядчик доделывать свою работу? Вопрос остаётся открытым». Ремонтом этой дороги занималась подрядная организация «УСК». В муниципальном учреждении Читы «Городские дороги» не стали отрицать, подрядчик «замораживал» ремонт на несколько месяцев, но вскоре, хоть и спешно, работы закончил. Светлана СЕРЁДКИНА: «Они сделали только хуже. Лучше бы они вообще ничего не делали. Такое ощущение, что у них руки выросли не с того места. Может асфальт на дороге они кладут и качественно, а вот жители, пешеходы, конечно, возмущены, потому что дороги и тротуары в ужасном состоянии». Руководитель «Городских дорог» попытался объяснить, почему во время ремонта улицы, подрядчик бросил парковочное место в таком состоянии. Первоначально в проекте даже не предусматривалось его создание, но по просьбе читинцев, решили установить, вот только работе помешали непредвиденные обстоятельства. Александр ВИШНЕВСКИЙ – руководитель МКУ «Городские дороги» г. Чита: «В этом месте проходит очень много подземных коммуникаций электросетей, принадлежащих различным организациям. После обследования которых, мы пришли к выводу о том, что парковку в этом месте делать рискованно». Новый бордюр заменили новым, ровный асфальт положили вновь. И это в то время, когда другие, более загруженные улицы города уже по несколько десятков лет не видели нормальных дорог и тротуаров. Например, улица Баргузинская. Здесь всюду -раскрошенный сломанный бордюр. И таких участков очень много. А что касается недоделанной парковки – Александр Вишневский уверил - с наступлением тепла подрядчик обязательно завершит все работы. Видимо приёмка на этой улице прошла авансом. Виктор Соловьёв, Николай Шунков. ЗАБТВ

Ценой жизни: Как жители Сретенского района добираются до Читы?
Общество -
Ценой жизни: Как жители Сретенского района добираются до Читы?

 Трагедия с упавшим с моста автобусом в Сретенском районе отразилась не только на судьбах погибших и их родственников. На скамье подсудимых оказался 31- летний Иван Стрельников – организатор пассажирских перевозок. Его обвиняют в том, что услуги, которые он оказывал, не отвечали требованиям безопасности. Второго декабря он был задержан, а седьмого в отношении него в Ингодинском районном суде была выбрана мера пресечения. «Избрать в отношении подозреваемого Стрельникова Ивана меру пресечения в виде домашнего ареста на срок 1 месяц 30 суток, то есть по первое февраля 2020 года» Примерный семьянин, двое маленьких детей, положительные характеристики - суд не нашел оснований, указывающих на то, что Стрельников может скрыться, находясь под домашним арестом. Но близких это все - равно совсем не утешило. Следствие по факту трагедии продолжается. Возможной причиной автоэксперты называют и слишком низкие, не соответствующие ГОСТу ограждения на мосту. У самих же жителей Сретенского района свое мнение на этот счет. Они уверены, никакой бы трагедии не случилось, если бы в апреле 2013-го не закрыли единственный пригородный железнодорожный маршрут Сретенск- Чита. В местных новостях района, жители буквально со слезами на глазах, обратились к властям, с одной просьбой - вернуть вагон. Виктор ТОМИЛОВ:  «Уважаемые наши руководители, сколько человеческих нужно еще заплатить, чтобы до вас дошло, что нужно восстановить движение хотя бы одного прицепного вагона Сретенск-Чита. Тяжело, конечно , говорить… Иван ДОМАНОВ, заместитель председателя Совета депутатов городского поселения Кокуйское :  «С 2013 года, в течение шести лет, этот вагон не ходит, и все думают, что он убыточный, хотя цифры показывают обратное. У нас каждый день автобусы и маршрутки ездят битком набитые. Пассажиропоток не уменьшается. В основном все ездят в больницу. Беременные - на медкомиссию» Смерть сразу 19 человек - близких, друзей, родственников, - для жителей Сретенского района стала последней каплей в чаше терпения. Оказалось, эта авария - далеко не первая. Юлия ПОДОЙНИЦЫНА: «В 2017 году нас с Леной отправили на краевую конференцию. Автобус шел с большой скоростью и, не доезжая до Куэнги, мы тоже перевернулись. На бок встали. Нам повезло, еще чуть- чуть не хватило до оврага. Так бы мы тоже в овраг улетели» Анна АЗАРОВА: « 20 ноября я заглянула в глаза смерти. Я была пассажиром маршрутного такси и ехала из Читы. Возвращаясь домой к своим деткам, на 150-м километре случилась страшная трагедия. Мы перевернулись. Был такой же удар, хлопок, и мы полетели. Пожалуйста, обратите на нас внимание, верните нам этот вагон. Власти Сретенского района направили письмо в правительство Российской Федерации, губернатору Забайкальского края и главе Забайкальской железной дороги с просьбой вернуть такой нужный пригородный маршрут. Гуля Алхасова, Анастасия Шадрина, ЗабТВ