Права и обязанности граждан в системе ОМС

ZAB.RU / Общество, 09:00, 27 октября
Права и обязанности граждан в системе ОМС
Фото предоставлено ГК «Забайкалмедстрах»

Полис обязательного медицинского страхования (ОМС) является документом, гарантирующим застрахованному лицу доступ к широкому кругу бесплатных медицинских услуг. Однако не всегда граждане осведомлены о правах и обязанностях, установленных для них в системе ОМС. Об этом наших читателей информирует страховая медицинская компания «Забайкалмедстрах».

1. Бесплатные медицинские услуги

Полис ОМС действует на всей территории РФ в объёме, предусмотренном базовой программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Это означает, что жители Забайкалья могут обращаться в медицинские организации, работающие в системе ОМС, как в Забайкальском крае, так и за его пределами. На территории субъекта РФ помощь оказывается в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. 

По полису ОМС оказываются бесплатные медицинские услуги при заболеваниях всех органов и систем, за исключением заболеваний, передаваемых половым путём, ВИЧ/СПИД, туберкулёза, психических расстройств. Уточнить, входит ли та или иная медицинская услуга в программу ОМС, можно, обратившись в свою страховую компанию.

2. Профилактика заболеваний

Полис ОМС дает застрахованному право не только на бесплатную медицинскую помощь, но и на прохождение профилактических мероприятий. Диспансеризация и профилактические медицинские осмотры направлены на раннее выявление, профилактику и лечение целого ряда хронических неинфекционных заболеваний. В первую очередь это касается болезней системы кровообращения, органов дыхания и новообразований, являющихся основными причинами смертности и инвалидизации населения.

Профилактический медосмотр граждан всех возрастов является ежегодным. Диспансеризация проводится 1 раз в 3 года для граждан в возрасте от 18 до 39 лет и ежегодно - для граждан 40 лет и старше. Пройти данные мероприятия можно в поликлинике по месту прикрепления.

3. Выбор поликлиники и врача

Граждане получают первичную медико-санитарную помощь в поликлинике, к которой они прикреплены по месту регистрации. При желании каждый застрахованный имеет право на выбор врача и медицинской организации.

Выбирать медицинскую организацию можно не чаще 1 раза в год, за исключением случаев изменения места жительства. Для этого необходимо подать письменное заявление на имя главного врача медицинской организации. Чтобы выбрать лечащего врача, также нужно обратиться с письменным заявлением на имя руководителя медицинской организации и указать причину смены врача. Выбор врача осуществляется с учетом его согласия.

4. Информационное сопровождение и поддержка

Страховая медицинская организация, выдавшая полис ОМС, осуществляет информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи. Это означает, что по всем вопросам обязательного медицинского страхования и оказания бесплатной медицинской помощи граждане могут проконсультироваться, связавшись со специалистами своей страховой компании. Также в рамках информационного сопровождения страховая медицинская компания оповещает застрахованных лиц о возможности пройти профилактические мероприятия или о необходимости обратиться в поликлинику для прохождения диспансерного наблюдения.

5. Защита прав застрахованных

Одновременно с гарантией оказания бесплатных медицинских услуг полис ОМС даёт возможность контролировать их качество. В случае если пациент считает, что его права нарушены, он может обратиться в свою страховую компанию.

Нарушениями прав застрахованных лиц являются:

• отказ в оказании медицинской помощи в объеме программы ОМС;

• отказ в оказании экстренной медицинской помощи при отсутствии полиса ОМС;

• несоблюдение сроков предоставления плановой медицинской помощи;

• предоставление медицинской помощи ненадлежащего качества;

• незаконное взимание оплаты за оказание медицинской помощи по программе ОМС, за выдачу направлений на лечение и рецептов;

• предложение купить или оплатить лекарства, необходимые для вашего лечения в стационаре и назначенные лечащим врачом и прочее.

Основные обязанности застрахованных лиц

Наряду с правами, предоставляемыми застрахованным лицам, существует и ряд обязанностей, помнить о которых не менее важно.

В первую очередь, это обязанность предъявить полис ОМС при обращении за медицинской помощью. Исключение составляют только случаи оказания экстренной помощи.

Другая важная обязанность застрахованного заключается в том, чтобы уведомить свою страховую медицинскую организацию в случае изменения фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства (в пределах региона проживания) в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли. 

В случае переезда на постоянное место жительства в другой регион, гражданин обязан в течение одного месяца выбрать страховую медицинскую организацию по новому месту жительства.


Для организации комплексного информационного и правового сопровождения застрахованных лиц в ГК «Забайкалмедстрах» организована служба страховых представителей.

Связаться со специалистами службы Вы можете, позвонив по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-100-13-60, либо с помощью телефонов прямой связи, установленных в медицинских организациях Забайкальского края.

Оставить свое обращение можно с помощью личного кабинета на сайте zms-chita.ru, либо направив его по адресу электронной почты: mail@zms.chita.ru.

На правах рекламы

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"