Кто смел, тот и к рынку поспел

Владимир Тихомиров / Общество, 09:26, 9 февраля 2021

Подъезжаю к супермаркету и первое, что бросается в глаза, красочная реклама: предлагается широкий выбор колбас и мясных деликатесов из Москвы, Новосибирска, Кемерово, Красноярска, Иркутска… Читинской продукции на прилавках нет. Обидно.

Рынок проиграли без боя

Ну, затарился под завязку – выбор-то велик, глаза разбегаются. А чувство недоумения не покидало. Почему же исконно животноводческий Забайкальский край оказался в аутсайдерах, напрочь проиграл конкуренцию на рынке местных продуктов?

Приехал домой, глянул на статистику. Ну, так и есть – снова, который год! – пищевая промышленность в нашем крае сокращается, словно шагреневая кожа. Вот и в 2020 году Забайкалкрайстат констатирует: отрасль уменьшила объёмы производства по сравнению с 2019 годом. Это уже печальная традиция последних лет 10. И каждый раз в сообщениях об очередном провале в пищевой промышленности делается вывод Минэкономразвития: недостаточно развиты перерабатывающие мощности. И ещё: плохо налажена в крае заготовительная деятельность.

Свято место пусто не бывает, и продовольственный рынок тут же наполняется продукцией из других регионов, а от нас уплывают в их бюджеты прибыль, добавленная стоимость и проч. налоги. У них появляются новые рабочие места, а у нас растёт армия безработных. Они за счёт нас, забайкальцев, богатеют, а наше краевое руководство только рапортует о том, какие миллиардные прибыли мы будем когда-то получать за счёт ТОРов, кластеров, трансграничных зон и т.д.

А ведь мы питали надежды. Семь лет назад в крае была принята долгосрочная целевая программа «Развитие пищевой промышленности Забайкальского края», которая ставила цель - формирование эффективной и конкурентоспособной пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей наращивание объёмов производства продуктов питания и напитков. И вот уже три года мы должны были иметь твёрдые позиции на продовольственном рынке не только Читы, но и всего края, показать всем российским регионам «кузькину мать» и близко не подпустить посторонних производителей и ритейлерские сети к нашим продовольственным прилавкам.

И ведь как красиво было написано: «развитие конкуренции на локальных агропродовольственных рынках предусматривает комплекс мер по созданию организаций районного звена, в том числе на кооперативной основе. Они должны быть ориентированы на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта и должны стимулировать развитие смежных отраслей». Надо признать, что программа была принята не случайно, проблем в пищевой промышленности становилось всё больше. Начиная с 2005 года рентабельность организаций отрасли снизилась более чем вдвое. А вот удельный вес убыточных организаций по годам варьировался от 23 до 50%. То есть в каждой пятой организации темп роста материальных затрат опережали рост выручки, полученной от реализации продукции.

А ведь отрасль уже тогда была немалая. Производством пищевых продуктов в крае занималось более 430 организаций и индивидуальных предпринимателей, из них 64 предприятия относились к группе крупных и средних, 119 было действующих мини-цехов по выпуску пищевой продукции, 250 выпекали хлеб.

Пофантазировали и… исчезли

Разработчики программы обещали проведение эффективной инвестиционной политики (ну, словно нынешние руководители края), направленной на реконструкцию, техническое перевооружение и организацию новых предприятий, расширение ассортимента выпускаемой продукции, стимулирование производства новых инновационных продуктов, оптимизацию системы обеспечения сырьём, включая формирование системы размещения мощностей по первичной и глубокой переработке сельскохозяйственного сырья. Было предусмотрено также увеличение и обновление парка транспорта по перевозке скота и транспортировке молока, развитие мощностей для долговременного хранения овощей и картофеля с организацией первичной переработки.

Обещали, что важное значение будет иметь развитие районной и межрайонной кооперации, ориентированной на производство продукции для реализации на местных рынках сбыта. А также повышение финансовой устойчивости организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за счёт государственной поддержки.

Было подчёркнуто, что в рамках настоящей программы государственная поддержка организаций пищевой и перерабатывающей промышленности будет направлена на стимулирование привлечения внебюджетных источников на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных объектов, увеличения объёмов переработки и производства продуктов питания из сырья, произведённого в крае. Поддержку должно было получить техническое перевооружение и приобретение специализированного автотранспорта для транспортировки молока и перевозки скота.

Кто сегодня поверит, что уже к 2017 году должна была проведена модернизации и технического переоснащения действующих организаций. А для наращивания объёмов заготовок молочного сырья должна быть организована сеть по заготовке молочного сырья и переработка его в разнообразную молочную продукцию.

Называть цифры, во сколько раз больше и чего должны были получить забайкальцы, не будем, слишком уж они фантастичны. Прежние наши руководители, так же как и нынешние, не скупились на обещания. Но вот о привлечении инвестиций для выполнение данной программы, скажем. Затраты на реализацию мероприятий программы из бюджета Забайкальского края должны были составить 452,3 миллиона рублей. Кроме того, предполагается привлечь 2 млрд. 470,4 млн. рублей внебюджетных средств. Никто за пять лет и не подумал ни выделять, ни привлекать деньги на выполнение программы, а предпочли вообще про неё забыть.

И с кого теперь спросить за все эти фантазии, которые так и остались на бумаге? Увы, фантазёры исчезли. А читинцы, как и прежде, покупают продукцию разных российских регионов, слушая при этом новые фантазии уже нынешних руководителей Забайкальского края про планы громадьё и триллионные инвестиции.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"