Стратегическое мифотворчество

Владимир Тихомиров / Общество, 10:10, 5 октября 2021
Стратегическое мифотворчество
Здание правительства Забайкальского края. Фото из архива Заб.ру

В конце сентября на заседании Совета безопасности России Владимир Путин предложил на региональном уровне, прежде всего, оптимизировать количество принимаемых документов по стратегическому планированию. И заметил, что принимаемые документы часто «не согласуются между собой по целям и срокам».

Количество перешло в плохое качество

Вот чего-чего, а различных стратегий, народных программ и комплексных планов развития в нашем Забайкальском крае в избытке. Президент на упомянутом Совете безопасности конкретно Забайкальский край не упоминал, но словно в адрес нашего региона всё и сказано. И это не первое его замечание такого рода. Ранее он эмоционально высказывался о том, что не надо людям морочить голову, граждане хотят слышать не «перечисление законов, мер, поручений», а результаты деятельности, которые должны «измеряться позитивными, понятными вещами».

В самом деле, если можно заморочить людям голову различными программами и стратегиями социально-экономического развития региона, другими прожектами в виде кластеров, ТОРов, особых экономических зон и «точек роста», то многочисленные правительства Забайкальского края, сменяющие друг друга раньше времени губернаторы достигли невиданного «успеха». Бывший губернатор Константин Ильковский начинал свою деятельность словно с чистого листа, как будто он попал не в край с богатой историей, в том числе экономического развития, а на невидимую обратную сторону луны. «Народная программа», стратегия до 2030 года, десяток подпрограмм, постоянные ссылки на кластеры и проч. – всё это сыпалось как из рога изобилия. А ведь до него ещё были приняты программы социально-экономического развития региона до 2020 и до 2025 годов, за которые московским разработчикам уплачены миллионы рублей из краевой казны. Но… Никто за них не только не отчитывается, но о них и не вспоминают.

Есть от чего недоумевать. Например, незадолго до своей отставки губернатор Ильковский и его правительство решили провести маркетинговые исследования с целью выявления… приоритетных экономических возможностей края. Это он озвучил в Послании депутатам Законодательного собрания края: «Проведение таких исследований позволит оценить уровень конкурентоспособности отраслей экономики и определить стратегические направления его повышения для Забайкальского края». Вот так – стратегия и другие планы уже были приняты, а тут принялись оценивать уровень конкурентоспособности отраслей…

Но вот пришёл новый губернатор. И снова, уже Наталья Жданова, словно и не было долгого периода поисков, программ и стратегий, словно край всё начинает с чистого листа, заявляет: «Мы разрабатываем стратегию, целью которой является подъём экономики, привлечение инвестиций. Мы знаем, в какой последовательности идти, шаг за шагом, видим приоритеты». Однако Комплексный план развития края, инициированный её администрацией, который опрометчиво команда Натальи Ждановой назвала «президентским», так и не появился на свет, а вместо него премьером Дмитрием Медведевым был подписан куций перечень первоочередных мероприятий, который впоследствии вообще никого не интересовал.

Обещанного три года ждём

Сменивший Наталью Жданову Александр Осипов не был оригинален. Через считанные недели после назначения врио губернатора он заявил: «Власти Забайкалья разработали план ускоренного социально-экономического развития. В нём 51 ключевой инвестиционный проект на общую сумму 1,6 триллиона рублей, что предусматривает создание 60 тысяч высокопроизводительных рабочих мест».

Конечно, цифра в 1,6 триллиона рублей инвестиций и количество новых «высокопроизводительных рабочих мест» завораживает и удивляет. В нашем малолюдном и ежегодно теряющем дееспособное население крае представить себе такую прорву новых высококлассных кадров, мобилизованных на реализацию многочисленных проектов – просто фантастика. Поэтому очень захотелось взглянуть на этот волшебный план, чтобы порадовать душу проектами, в которые до 2025 года было намечено вложить одну тысячу шестьсот миллиардов рублей. Это почти в пять раз больше, чем предполагали вложить разработчики «президентского плана» и в 38 раз больше, чем стоимость Перечня мероприятий, подписанного председателем правительства страны, вместо ожидаемого президентского плана.

Знакомство с планом, разработанным, как сказано, уже новой администрацией края, сразу же вызывает чувство дежавю. Ведь те объекты, которые там фигурируют, были и в упомянутом плане прежней краевой администрации, и во многочисленных программах социально-экономического развития, а также Стратегиях развития, принятых в последние три десятка лет. Новый план также начинается с освоения Удоканского меднорудного месторождения, которое Забайкальский край пытается реализовать уже три десятка лет, и которым в последние годы довольно успешно занималась Байкальская горная компания (ныне компания «Удоканская медь»). Проект стоит 88,4 миллиарда рублей, что и записано в соответствующей колонке. Добавим, что прежде чем компанией был получен статус резидента ТОР «Забайкалье», она уже успела осуществить объём инвестиций на 28,5 миллиарда рублей. Так что никакого ноу хау здесь у новой администрации нет. То же можно сказать и о многих других проектах, записанных в новый план. Это и разработка Тасеевского золоторудного месторождения, которым не один десяток лет занимается ООО «Тасеевское», и развитие агропромышленного комплекса племзавода «Комсомолец», который являлся одним из самых успешных хозяйств края, и освоение Аргунского и Жерлового месторождений урана (рудник №6), за которые бились в федеральных органах власти ещё Ильковский и Жданова. Можно немало называть знакомых объектов, на которые делали ставку и предыдущие правительства нашего края, но многие так и не сумели реализовать по разным причинам, в том числе по главной – отсутствия инвестиций как государственных, так и частных.

В этом смысле новый план представляется не более чем «планом о намерениях». Да и по срокам реализации есть большая разница – от 2022 до тридцатых годов по разным проектам, поэтому план получается размытым. Становится понятной и природа астрономической суммы инвестиций, которую называет новая администрация в связи с планом. Там есть графа «заявленных» частных инвестиций, которые вовсе не гарантируют реальное их наличие, несмотря на вхождение Забайкальского края в ДФО и некоторые в связи с этим преференции. Откуда эти инвестиции, кто конкретно будут выступать в качестве инвесторов – из плана понять невозможно. В этом смысле он ничем не отличается от прежних планов и программ развития края, которые так и остались на бумаге.

Но и этот план теперь уже история. Недавно было объявлено, что правительство РФ утвердило Комплексную программу ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Теперь уже называются суммы инвестиций в эту программу в 2 и более триллиона рублей. Хотелось бы посмотреть, кто будет отчитываться за выполнение этой программы через 14 лет.

Выходит, у президента неспроста есть реальные претензии к стратегическому планированию, особенно на региональном уровне.


Постскриптум: Всё дело в том, что изначально наши программы и стратегии писались формы ради. И это никто даже не скрывал. Когда принималась упомянутая стратегия до 2030 года, бывший министр экономического развития Баир Галсанов откровенно сказал, зачем она нужна. Оказывается, наличие у региона утвержденной стратегии являлось непременным условием для того, чтобы регион смог получать финансовую поддержку на федеральном уровне.

Реализовывать саму стратегию никто и не собирался.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"