Благие намерения утонули в чиновничьей трясине

Владимир Тихомиров / Общество, 16:20, 12 ноября
Благие намерения утонули в чиновничьей трясине
Фотография из архива ZAB.RU

На федеральном и региональном уровнях идёт формирование бюджетов на очередной финансовый год. Наверху утверждают, что деньги есть и их немало. Предусматривается даже повышение жалования государственным чиновникам. Но вот поручения главы государства по поводу пенсий и зарплат обычным людям, другого рода обеспечения почему-то остаются не замеченными.

Работаешь – и будь доволен

Президент всё понимает. Когда в начале текущего года ему много раз разные инстанции указали на нарушение Конституции РФ, которая утверждает, что каждый человек имеет право на индексацию пенсионного обеспечения, независимо от того, работает он или нет, Владимир Путин среагировал адекватно и поручил правительству до 1 февраля 2021 года представить предложения по индексации пенсий работающих пенсионеров. Правительство долго думало и только во второй половине сентября выдало отрицательное заключение: дескать, депутаты, представившие законопроект по индексации, не указали источник финансирования. Так что трудитесь, работающие пенсионеры, в своё удовольствие и не рассчитывайте на индексацию своих пенсий, которые ежегодно съедает инфляция в изрядном количестве.

Что здесь поражает? Не только то, что правительство всякий раз, начиная с 2016 года (когда была отменена индексация пенсий работающим пенсионерам), находит странную уловку в виде того, что при принятии решения заставляет указать на источник финансирования. Но удивляет и то, как вольно чиновники из Правительства РФ обращаются с немаловажным социальным поручением главы государства. Вроде оно для них ничего и не значит.

Да и по сути отрицательное заключение правительства страны не имеет никакого смысла. Как будто весь бюджет государства, который в немалой степени финансирует и Пенсионный фонд – не общий кошелёк всех россиян, в том числе старых и малых, и для пенсионеров надо искать некие особые источники финансирования. Кто же растолкует членам правительства, что источник финансирования пенсионеров – это их прежний многолетний труд на благо родины, который и создавал основу для сегодняшнего благосостояния людей, в том числе и для сверхвысоких зарплат чиновников и депутатов большого уровня. Какие ещё источники для индексации пенсий требуют те самые чиновники из правительства, которые и пользуются этими благами?

Пенсии, как мы знаем, сегодня невелики – в Забайкальском крае в среднем они ненамного больше краевого прожиточного минимума (13613 рублей), составляют 14743 рубля. Это в среднем, но есть пенсии и значительно меньше этого уровня. Так что пенсионеры, ветераны работают сторожами, дворниками, охранниками в детсадах и на прочих малооплачиваемых участках не по своей прихоти, а чтобы выжить. Тем более, что из-за бездеятельности того же правительства цены на самые основные продукты и товары просто галопируют, и страх остаться без куска хлеба побуждают часто больных пожилых людей тратить остатки здоровья на продолжение трудового поприща.

Жаль, но президент страны публично никак не прореагировал на отрицательное заключение правительства на своё поручение.

Создай комиссию – и спи спокойно

Приведённый пример с пенсиями работающих пенсионеров – не единственный в этом ряду. То же самое произошло и с поручением президента по поводу системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, которое он дал правительствам всех уровней в начале текущего года. Тогда он установил конкретную дату для завершения детальной проверки и доклада – к 20 апреля. Главный смысл этих проверок заключался в том, чтобы установить, насколько нынешняя оплата труда работников этой категории соответствует его же, президента, майским указам 2012 года. После поручения Владимира Путина председатель правительства Михаил Мишустин поручил Минтруду подготовить доклад об уровне зарплат бюджетников. Этим должны были заняться и региональные руководители, правительства на местах, прокуратуры всех уровней, другие ведомства.

Все сроки прошли, но впечатление такое, что никакого поручения и не было. Ни на федеральном, ни на региональном уровне никаких итогов не последовало, всё ушло куда-то в песок, вернее, в монбланы бюрократических архивов.

Справедливости ради стоит сказать, что кое-какое движение через несколько месяцев после поручения (отнюдь не к 20 апреля) у нас в крае всё же было. По данным Забайкалкрайстата почти треть работников бюджетной сферы в регион получали зарплату в размере МРОТ, и это не могла не подтолкнуть главу региона Александра Осипова создать хотя бы видимость заинтересованности в том, чтобы поправить положение.

Что же предполагал «личный контроль губернатора»? Самое примитивное. Губернатор решил, что правительство и Заксобрание края совместно с профсоюзами должны организовать совместную комиссию, которая (цитирую) «проведёт анализ зон необъективности, неэффективности, несправедливости начисления заработной платы». Комиссия должна была заняться и поиском источников зарплаты, как будто у бюджетников, кроме бюджета, могут быть и какие-то иные

источники. Комиссия ещё и работать не начала, а губернатор уже определил сумму для решения проблемы – более 10 миллиардов рублей ежегодно, что вряд ли реально.

Думается, не случайно, что губернатор сослался на некую нереальную сумму для исправления положения дел. Он прекрасно знал, что такого «источника» в бюджет края нет, других источников тоже. А значит и надеяться на исправление дел не стоит. Видимо члены созданной им комиссии сигнал поняли и… никакого результата работы комиссии (если только эта работа вообще была) не последовало.

Что уж говорить про целевые показатели, то есть про майские указы 2012 года, где определены параметры оплаты труда категориям работников бюджетной сферы. Вот, например, что там говорится в отношении врачей и преподавателей вузов: «Правительству Российской Федерации обеспечить повышение к 2018 году заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе". На дворе 2021 год, но даже намёка нет ни на выполнение майских указов, ни на поручение президента, данное им в начале текущего года.

Возможно, это наиболее яркие примеры того, как торпедируют чиновники поручения даже главы государства. А уж сколько таких примеров на региональном уровне, когда остаются незамеченными поручения главы Забайкальского края - разговор особый.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"