Требуем подкинуть на бедность

Владимир Тихомиров / Общество, 12:10, 3 июня 2022
Требуем подкинуть на бедность
Фотография из архива ZAB.RU

Бюджет Забайкальского края наполовину дотационный, но просьб и требований о выделении всё больших объёмов финансирования к федеральному центру меньше не становится.  В то же время нередко звучат заявления о природных богатствах края, сильных духом забайкальцах и т.д.  Но реализовать потенциал как-то не удаётся.

 Ждать да догонять – последнее дело

При этом надо заметить, что подобные требования звучат на всех уровнях – от сельских поселений до краевого правительства. Например, вопрос софинансирования из федерального и краевого бюджетов при строительстве социальных объектов в нашем регионе стар как мир. Об этом говорят десятилетия. Вот и сравнительно недавно первый заместитель председателя краевого правительства Андрей Кефер заявил, что нередко не соблюдается заявленный уровень софинансирования.   Так, бюджет края должен отстёгивать на самофинансирование только 2% средств, а федеральный бюджет – всё остальное. «При выделении средств из федерального бюджета, - говорил Андрей Кефер, - не учитывается стоимость технологического присоединения к инженерной и электрической инфраструктуре. Не учитываются особенности, связанные с комплектованием учреждения. Фактически уровень софинансирования может достигать 50%». Всё это звучало на совещании, которое проводил представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, и он же по итогам совещания дал поручение Минвостокразвития провести соответствующий анализ и подготовить доклад на имя председателя правительства РФ с предложением о нормативном регулировании ситуации.

Прошло пять месяцев, но что-то неслышно о результатах этого поручения. Да и трудно сегодня надеяться на какие-то дополнительные субсидии в условиях крупных затрат на спецоперацию на Украине и санкций. Но и не это главное. Всё-таки социальные объекты, которые строятся на территории Забайкальского края – это забота, прежде всего, самого субъекта. Тем более, такие вопросы, как присоединение их к инфраструктуре и комплектование учреждений. И если только требовать от федерального правительства и оправдывать свою бездеятельность перекосами софинансирования, то ни одного объекта просто не сдашь в эксплуатацию.

А ведь таких объектов запланировано много. Если верить Краевой адресной инвестиционной программе на 2022 и два последующих года, по итогам проведенной работы с федеральным центром по привлечению средств федерального бюджета на софинансирование строительства объектов государственной (муниципальной) собственности в проект КАИП включено 51 мероприятие, источники финансирования которых, предварительно определены федеральным и бюджетом Забайкальского края. В 2022 году продолжится реализация федеральных проектов «Современная школа», «Чистая вода», «Сохранение озера Байкал», «Чистый воздух», «Развитие дорожного хозяйства Забайкальского края». В результате в 2022 году планируется завершить строительство (реконструкцию) 21 объекта и начать строительство (реконструкцию) 8 объектов. Кроме того, в 2023 году начнется реализация мероприятий федеральных проектов «Культурная среда», «Старшее поколение», «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом». В 2022-2023 годах планируется строительство и других объектов на условиях софинансирования в рамках национального проекта «Демография».

Если по всем этим объектам ждать от федерального бюджета софинансирования в полном объёме, вряд ли их вообще можно будет построить и сдать в эксплуатацию. Не лучше ли делать ставку на увеличение собственных доходов, которые позволили бы вкладывать в дело не 2% средств, а значительно больше и не ждать милости от федерального центра.

 «Почему так мало даёте?»

Позиция иждивенчества проявляется и на муниципальном уровне. Вот характерный пример. При обсуждении бюджета г.Читы депутаты, административные работники возмущались тем, что при потребности 700 миллионов рублей на переселение граждан из аварийного жилья в бюджет заложено всего  28 миллионов. А на предоставление жилья сиротам, что необходимо по закону, при потребности 200 миллионов заложено всего около 13 миллионов рублей.  При этом из 9 миллиардов доходов городского бюджета 5,7 миллиарда – это дотации.

Но был ли при этом разговор, почему город не зарабатывает достаточно средств сам? Ничего подобного. Просто констатировали, что собственные доходы бюджета складываются из подоходного налога работающего населения, налогов от предпринимателей и от сдачи в аренду муниципального имущества.  При этом собственные налоговые поступления из года в год сокращаются. А ведь потенциал краевой столицы немалый. Если вспомнить, сколько предприятий работало в городе раньше, то, видимо, проблемы с достаточностью городского бюджета были бы решены с лихвой. Но никто и никогда не ставит в городской думе вопрос – как возродить хоть часть предприятий? Да, есть генеральный план развития города, но он, если по-честному, остаётся на бумаге, время от времени обновляется, но ничего не меняется. Руководители города больше увлечены проведением различных праздников и фестивалей.

Но зато сколько гневных слов было сказано при обсуждении городского бюджета в адрес вышестоящих инстанций! Вопрос «почему так мало дают!?» звучал как из уст депутатов, так и из работников администрации города. Более того, они предлагали адресовать этот вопрос не только краевой власти, но и федеральной. И уверены, что им должны давать всё больше, хотя собственные доходы сокращаются.  Сами же при этом признают, что даже выделенные дотации используются часто неэффективно, с нарушением закона.

Конечно, такая практика нужных плодов развития региону не принесёт. Одними посулами будущих программ, инвестиций, благ, создания новых ТОРов и проч. сыт не будешь. Только предметное развитие экономики региона поможет наполнить бюджеты всех уровней Забайкальского края.

А вот об этом как-то в нашем крае говорят всё меньше. И мало что делают.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"