«Сядешь и просто нажимаешь на педаль…»

Чита историческая, 09:00, 11 августа 2015

31 июля из Читы стартовал самый сложный и длинный отрезок шоссейной велогонки Red Bull Trans-Siberian Extreme - около 1,4 тысячи километров до Свободного. 6 августа многоэтапная велогонка финишировала во Владивостоке. 10 участников за 23 дня преодолели 9,2 тысячи километров при средней скорости около 30 километров в час. Мировой рекорд! Победителями в категории «двойки» стали россияне Михаил Игнатьев и Иван Ковалев, а в категории «одиночный заезд» первое место занял бельгиец Кристоф Аллегарт.

По пыльным улицам Читы

«Ли-са-пед» - именно так я называла велосипед в детстве. Но не было его у меня никогда. Даже трехколесного. Не знаю, почему. Скорее, потому что жили мы очень скромно, как, впрочем, и многие мои сверстники поколения шестидесятых: подростковый велосипед стоил в 1961 году 39 рублей, мама же на службе получала лишь 70, а вечерами подрабатывала, набирая на машинке тексты рассказов будущих забайкальских писателей…

А когда в нашем городе появился первый велосипед?

«Велосипедная езда стала развиваться заметно в пос­ледние два-три года. Сборов с велосипедов не установлено, но предполагается установить», - писал в 1907 году межевой инженер Алексей Иванович Попов в своем первом путево­дителе «Город Чита». То есть, можно предпол­ожить, что первые велосипеды появились несколько рань­ше, а вот увлечение этим видом спорта и отдыха началось в 1904-1905 годах. Был, правда, сдерживающий фактор: автор путеводителя сокрушался, что велосипедной езде «сильно мешают пески и рытвины на улицах».

«Сядешь и просто нажимаешь на педаль…»

Известно, что в 1906 году талантливый механик-самоучка Иван Виноградов совершил велопробег от Иркутска до Читы.

Несколько слов об этом удивительном человеке. Он родился в Белоруссии в бедной многодетной семье, еще подростком пошел учеником в механическую мастерскую, а уже через несколько работал самостоятельно. Старшие братья разъехались в поисках лучшей доли, за ними и Иван – сначала в Иркутск, а потом в Читу, где его брат содержал ремонтную мастерскую. Здесь он быстро прославился своими золотыми руками, мастерски ремонтируя велосипеды и мотоциклы, то есть чрезвычайно редкую для тех времен технику. Не только ремонтировал, сам гонял. Постепенно его интересы распространились и на авиацию. И 29 августа 1910 года впервые за всю историю Забайкалья читинский пилот-самоучка Иван Николаевич Виноградов поднял в небо над Читой самолет французского производства «Блерио».

«Сядешь и просто нажимаешь на педаль…»

Но вернемся к нашим велосипедам. В 1908 впервые в Чите прошли первые велогонки. Правда, циклодрома в нашем городе не было, и поэтому мероприятие состоялось на городском ипподроме. Зато, например, в Харбине циклодром был. И в 1909 году «Забай­кальская новь» обрадовала спортсменов следующим объявлением.

Вызов велосипедистам

Харбинские велосипедисты, выстроив в Харбине циклодром, вызывают читинских и иркутских велосипедистов принять участие в чемпионате велосипедной езды, начинающемся 20 сентября и продолжающемся и в следующие праздничные дни. Помимо велосипедных состязаний на харбинском ипподроме происходят состязания в беге, бросании дисков и французской борьбе. Но на эти состязания приглашения от харбинских спортсменов иногородним пока нет.

«Забайкальская новь», 20 сентября 1909 г.

Неизвестно, приняли участие наши земляки в том чемпионате и стали ли призерами, но, если приняли, то это было их первое крупное состяза­ние. А потому стоит запомнить эту дату - 20 сентября 1909 года.

Кстати

Сведения о развитии обществ велосипедистов в России освещали выходившие в конце ХIХ века журналы «Велосипедист» и «Циклист» в Москве и «Велосипед» и «Самокат» в Петербурге. А журналом «Велосипед» началась подготовка к созданию первого в России объединения велосипедистов-туристов. Так появилось Российское общество велосипедистов-туристов, имевшее и второе, заимствованное с запада, название – Русский туринг-клуб. Его основной целью было «...содействовать развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности» (Устав Общества велосипедистов-туристов, 1899 г.)

«Велик» дороже лошади

По данным городской Думы в 1911 году в Чите насчитывалось свыше 300 велосипедов. Это на 50 тысяч населения! А что делать? Предки наши жили небогато.

Сколько стоил, например, изящный, с узкой кареткой, легкий дамский велосипед фабрики «Дукс», видно на рекламе тех лет.

«Сядешь и просто нажимаешь на педаль…»«Сядешь и просто нажимаешь на педаль…»

Двести рублей! А «двухместка», которая, «удобна для дамы и мущины или для двух мущин», уже 275 рублей!

«Сядешь и просто нажимаешь на педаль…»

Это в Москве, а до Читы его еще и довезти надо! Цены велосипедов фабрики «Россия» колебались от 130 до 200 рублей, многоместки стоили до 450, а безцепная модель - 225 рублей. Одна задняя втулка со свободным ходом и автоматическим тормозом для такого велосипеда обходилась в 15 рублей. А 15 рублей, между прочим, в Российской империи - средняя зарплата работников фабрик, заводов и служащих младших чинов.

Еще несколько цифр для сравнения. Килограмм пшеничной муки тогда стоил 24 копейки, за кило кускового сахара просили 25 копеек, за килограмм тульского пряника – 80. Так же, как пряники, стоила парная курица и килограмм семги. При этом за выходную рубаху надо было отдать три рубля, за яловые сапоги – пять, за гармонь – восемь. А хороший конь, на котором и перед людьми было показаться не стыдно, стоил 150 рублей. Дешевле велосипеда!

В подшивке «Забайкальской нови» за 1913 год мне встретилось такое объявление.

Славянский магазин А.Е. Духай

Получен первый транспорт особо прочных велосипедов «Мотив». Цены соответствуют цене прочих имеющихся в нашем магазине товаров. Модель 1 легко-дорожный велосипед с свободным ходом, автоматической педалью и ручными тормозами самой лучшей работы в зависимости от отделки от 78 руб. 85 к.

«Забайкальская новь», 21 апреля 1913 г.

Мне не удалось найти никакой информации об этой марке, но для забайкальского бездорожья «особо прочные» велосипеды с красивым названием «Мотив», наверное, особенно подходили.

Не могу отказать себе в удовольствии рассказать о «продавце велосипедов» - Андрее Егоровиче Духае. На самом деле это Анджей Грегор Духай, чех и подданный Австро-Венгрии, который, отбыв наказание в Нерчинских рудниках за покушение на жизнь русского посланника в Праге, приехал в Читу, удачно женился на дочери богатого казака Титовской станицы и открыл лавку. Дело у него пошло в гору, и скоро купец II гильдии купил земельный участок между Амурской, Нерчинской и Ононской улицами, где построил комплекс из четырех каменных зданий – доходный дом Духая. Сам Духай и его сыновья имели здесь магазин «Славянских товаров» с годовым оборотом до 100 тысяч рублей.

Как писал в «Старой Чите» краевед Владимир Лобанов, бывший австро-венгерский подданный торговал при царе, при временном правительстве, при советской власти, при атамане Семенове, при ДВР и вновь при советской власти, никуда не эмигрировал и проживал в Чите до середины 1920-х годов.

Конечно, велосипед в доходном доме Духая по тем временам – тоже дорогая штучка! Но зато, какое удовольствие! На тех до­революционных агрегатах читинские пацаны гоняли и в годы гражданской войны, и в столице ДВР, и в первое советское десятилетие...

«Сядешь и просто нажимаешь на педаль…»

Ударим велопробегом по бездорожью?

Между прочим, сто лет назад велосипеды в Чите впервые были использованы для рекламы. «Сегодня, - писала «Забайкальская новь» 5 июля 1914 года, - группа местных велосипедистов устраивает езду на велосипедах по улицам города с рекламами, содержание которых - призыв жителей жертвовать на постройку наро­дного дома в г. Чите».

А девяносто лет назад велосипедов в нашем городе стало настолько много, что в «Забрабе» стали появляться следующие тексты.

Нужно произвести учет велосипедистов

За последнее время в городе замечается оживленная езда на велосипедах. Велосипеды катят с бешеной скоростью по тротуарам, налетают на народ, на детей (в особенности на окраинах). Необходимо произвести учет велосипедов, занумеровать их и издать положение о езде в городе.

«Забайкальский рабочий», 1 июля 1924 г.

«Сядешь и просто нажимаешь на педаль…»

В 1927 году в Чите состоялся велопробег от площади Свободы (бывшая Атаманская) до Верх-Читы и обратно, в нем приняли участие 16 человек. Тогда же на стадионе профсоюзов за Ингодой был оборудован велотрек простейшего типа и организована велосекция, члены которой прошли на велосипедах по бездорожью до Иркутска за 10 дней!

На Всесоюзной спартакиаде в Москве, состоявшейся в 1928 году, в составе команды Дальнего Востока участвовали и читинские велосипедисты. Через десять лет, в 1938-м, была проведена «звездная» велосипедная эстафета из пяти пунктов Читинской области до Читы...

«Сядешь и просто нажимаешь на педаль…»

Среди участников этого школьного велопробега моя будущая свекровь Людмила Дудкина, обладательница великолепного немецкого «Диаманта». Чита, 1951 г.

Вот объявление из недавних, опубликованных на сайте «Забмедиа»:

«По благословению митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского Владимира 9 августа в 12:00 в Чите состоится II молодежный велопробег, посвященный 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира.

Маршрут велопробега: Казанский кафедральный собор – часовня св. Георгия Победоносца – район школы №17 – Угдан – Поклонный Крест, установленный 28 июня 2010 года по случаю Дня Крещения Руси и памяти святого князя Владимира. Приглашаются все желающие».

А в сентябре состоятся межрегиональные соревнования «Золотая осень».

По «коням»?

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности