15 ноября, четверг, 09:54
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Великие эмигрантки

Ирина Баринова / Чита историческая, 09:32, 7 апреля 2017
Великие эмигрантки
Фото: crosti.ru

100 лет назад, весной 1917 года, в Чите выступили две известные балерины, которые вскоре покинули страну, как и многие другие деятели балетного искусства, выдавленные революцией и гражданской войной.

Госпожа Смирнова

 «11 апреля состоится только одна гастроль известной балерины столичных государственных театров г-жи Смирновой», - прочитали читинцы в «Забайкальской нови» 2 апреля 1917 года. К вечеру того же дня билетов в кассе, конечно, уже не было.

Елене Смирновой было всего12 лет, когда она впервые выступила на сцене Императорского (Мариинского) театра. В 1905-м ей, выпускнице Петербургского театрального училища, Михаил Фокин, считающийся основателем современного классического романтического балета, сразу поручил роль в «Ацисе и Галатее». На выпускном спектакле «Сон в летнюю ночь» 17-летняя Лена Смирнова исполнила партию Титании, а вместе с Вацлавом Нижинским – «Полёт бабочек» Шопена.

Критика назвала хореографическим шедевром и постановку, и исполнение «Полёта бабочек». «Г-жа Смирнова танцует ещё лучше, ещё увереннее, чем на прошлогоднем экзамене… какая свежесть исполнения, как хорошо г-жа Смирнова владеет руками и корпусом – достоинство редкое и у опытных танцовщиц», - писали газеты. В 1906-м «вполне готовая танцовщица, сильная и элегантная», была принята в труппу Мариинки.

В 1908 году Елена Смирнова приняла участие в большой гастрольной поездке по городам России, в 1909-м – в первом «Русском сезоне» Сергея Дягилева в Париже, в 1910-м – в Лондоне и Нью-Йорке. После Нью-Йорка её на два месяца «командировали» в Большой театр, где она выступила в главных ролях спектаклей «Спящая красавица», «Конёк-горбунок», «Тщетная предосторожность» и «Баядерка».

Были роли и в «Дон Кихоте», и в «Лебедином озере», а в апреле 1913 года в Санкт-Петербурге состоялся закрытый просмотр фильма «Роман балерины», снятый в Берлине. В этом фильме Смирнова удивила многих самостоятельным исполнением трюков – спускалась по верёвке с пятого этажа.

В 1916 году её произвели в балерины. В разгар Первой мировой войны по приглашению японского посла в Петрограде барона Мотоно Итиро в Императорском театре Токио состоялись выступления небольшой группы русских артистов, покоривших японских зрителей. Всего за несколько дней, с 16 по 18 июня 1916-го, публика познакомилась со знаменитыми классическими спектаклями.

Дословно

Журнал «Огонёк», июль 1916 г.:

«Русский балет, уже давно пленивший Западную Европу и Новый свет, наконец, добрался также и до... Дальнего Востока. Русский балет произвёл в Японии необыкновенный фурор. Японцы были настолько очарованы театрами русских артистов, что они даже им аплодировали, несмотря на то, что этот обычай отсутствует в Японии. Большой успех выпал на долю «Русского Лубка», поставленного г. Романовым в стиле наших кустарных игрушек, и матросский танец «Тройственное согласие».

Спектакли происходили в Токио только днём, с часу дня до 3-х часов пополудни. Характерно, что японские артисты заинтересовались хореографическим искусством и просили г. Романова преподать им несколько уроков. По окончании спектаклей директор японских театров Ямомато и редакции газет чествовали русских артистов обедом».

Столетие тех первых гастролей  в прошлом году широко отмечалось в Японии, ведь номера, исполненные солистами Мариинского театра, в том числе и примой театра Еленой Смирновой, научили японцев любить и русский балет, и музыку Чайковского.

После Японии гастроли продолжились в Харбине. Видимо, возвращаясь оттуда, балерина выступила и в Чите.

В течение двух сезонов 1918-19 и 1919-20 годов Смирнова оставалась единственной танцовщицей театра, носящей высшее звание балерины, а 8 февраля 1920 года в последний раз танцевала на сцене Мариинки.

В те годы Россию покинула большая часть балетмейстеров и танцовщиков. Это был великий исход служителей балетного искусства из русских театров.

После эмиграции из Советской России Елена Смирнова вместе с мужем Борисом Романовым, известным танцовщиком, актёром и балетмейстером, организовала в Берлине труппу «Русский драматический балет», где ставились балеты, пантомимы, пасторали.

Она танцевала в балетах русского и западного репертуара, гастролировала во Франции, участвовала в международных фестивалях, а в 1928-м перебралась в Буэнос-Айрес и работала хореографом и педагогом в Государственном театре Аргентины. Умерла рано – ей было всего 45 лет. Многие звёзды мирового балета удостоены премии имени Елены Смирновой.

Сеньора Виктория

Виктория Томина – ещё одна русская танцовщица и тоже ученица школы Мариинского театра. В Чите, как сообщила «Забайкальская новь», она выступила чуть раньше - 12 марта 1917-го, а в конце 1918 года вместе с труппой Клавдии Куличевской выехала на гастроли во Владивосток. Уезжая, она оставила в Петрограде у родителей своего маленького сына. Муж Виктории к тому времени погиб на фронте. Эпидемия чумы загнала её в Китай. А потом был Париж.

Здесь Виктория танцевала в труппах Анны Павловой и Сергея Дягилева, выступала на сцене парижского театра «Privee». Она не считала себя звездой, но была очень известной, о ней писали газеты.

Своего сына Томина увидит только через 15 лет, и они вместе, по контракту, уедут в Аргентину. Здесь, во время войны, она откроет сбор средств для фронта.

Сергей Лифарь (1905-1986), постановщик и теоретик балета:

«Мы с гордостью утверждаем, что мировой балет всей первой половины XX века есть создание балетных сил русской эмиграции».

За рубежом особенно ценились российские эмигрантки-балерины, блестящие светские красавицы и представительницы аристократических семей. В крупнейших городах мира русскими были открыты студии, где искусство нашего балета преподавалось иностранцам. Именно русскими деятелями балета была создана наука о танце – хореология, утверждённая в списке научных дисциплин, преподаваемых в Сорбонне. И Викторий Томиной многое сделано для пропаганды русского искусства за рубежом: в 50-е годы в столице Уругвая Монтевидео, городе Сан-Хавьере, а затем и в Аргентине она организовала свою балетную школу, а немного позднее создала хореографические коллективы «Русский фольклор» и «Калинка».

Эта русская балерина всю жизнь мечтала вернуться на Родину. Ей помог Константин Симонов: в 1969 году Виктория Вениаминовна вернулась в Россию и поселилась в Ленинградском Доме ветеранов сцены, где прожила до глубокой старости. Кстати, она снималась в кино, сыграв чудесных старушек в фильмах «Миф», «Сентиментальный роман», «Меня это не касается», «Соломенная шляпка», «Гроссмейстер».

С 90-летним юбилеем её поздравили ученики, живущие и работающие по всему миру, журнал «Советский балет», новые друзья вновь приобретённой Родины. А в 1984 году на киностудии «Ленфильм» была снята документальная лента «Сеньора Виктория».

В отличие от Елены Смирновой Виктория Томина прожила долго - более ста лет. Её сын Хорхе Томин – известный аргентинский балетный танцовщик и хореограф.

Статья опубликована в газете «Экстра» №14 от 5 апреля 2017 года

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

Жители Старой Куки: "Наши дети могут погибнуть из-за отсутствия моста"

Жители Старой Куки уже 2 года ждут постройки нового моста. Весной 2017-го строительная компания демонтировала старую конструкцию и началось возведение нового сооружения. Вбили несколько свай, даже установили пару перекрытий, но на этом бригада покинула объект. Вместо моста была сооружена временная переправа, которая регулярно уходит под воду. Летом приходилось передвигаться через реку, рискуя жизнью. Василий Нескромных:  «Нынче была вода большая, все размыло, полмесяца в брод люди ходили через речушку. Это сейчас она маленькая, а была большая. Приехали, временный мост сделали, через 3 дня дождь пошел, опять все размыло. Опять приехали, подделали». Заброшенная неогороженная стройка стала местом опасных детских игр. По временному мосту школьный автобус в эту часть села не ходит. Родителям приходится самостоятельно увозить детишек к месту учебы, либо провожать за руку до автобуса. А это целых полтора километра. Татьяна Борисова:  «Хотя бы автобус туда проезжал, у нас там тоже ведь дети живут. Вечером у меня дочь поздно возвращается со школы, хожу ее вот тут встречаю. Они бегают, они же дети.И вот эти штыри торчат. Страшно же. Их огородить хотя бы, лентой или забором. Потом скажут, мамаша, ты виновата, почему своего ребенка не встречала? А у меня их восемь. Не могу я каждого встречать». Работу над объектом вела региональная строительная компания «МНО». Генеральный директор – Марина Егоян. Стоимость проекта – 23 миллиона рублей, выделенные из краевого и муниципального дорожного фонда. Евгений Труфанов, начальник отдела транспорта, дорожного хозяйства и связи администрации муниципального района «Читинский район»:  «В рамках исполнения муниципального контракта окончание строительства мостового сооружения должно быть закончено 1 августа 2017 года. Этого не было сделано, на 1-е число производство работ выполнено на 5-10%. Кроме того, в результате проведения строительного контроля был выявлен ряд нарушений. Основное – это отклонение от проектной оси на 570мм, что являлось нарушением проектной документации. Ввода бы в эксплуатацию они не получили, если бы закрыли на это глаза. Так же были представлены документы к оплате с нарушениями. Администрацией была проведена строительно-техническая экспертиза и есть экспертное заключение. Мы в одностороннем порядке в лице администрации расторгли муниципальный контракт, однако подрядчик с этим не согласился и подал исковое заявление.» Судебные заседания откладываются, поэтому решение по строительству моста до сих пор не принято. Евгений Труфанов, начальник отдела транспорта, дорожного хозяйства и связи администрации муниципального района «Читинский район»: «Так же подрядчику было вынесено предписание об ограждении места строительства, дабы избежать травмирования детей или участников дорожного движения о конструкции, складируемые рядом со стройкой. Реакции никакой» Евгений Труфанов заявил- из 23х миллионов не было потрачено ни копейки: за недострой подрядчику платить не станут. Точную дату возобновления строительства не называют. Проблема остается и сколько времени жители будут ее заложниками- вопрос риторический.   Иван Тимофеев, Евгений Погорелый, Анатолий Мишаков, ЗабТВ