10 декабря, понедельник, 10:13
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Великие эмигрантки

Ирина Баринова / Чита историческая, 09:32, 7 апреля 2017
Великие эмигрантки
Фото: crosti.ru

100 лет назад, весной 1917 года, в Чите выступили две известные балерины, которые вскоре покинули страну, как и многие другие деятели балетного искусства, выдавленные революцией и гражданской войной.

Госпожа Смирнова

 «11 апреля состоится только одна гастроль известной балерины столичных государственных театров г-жи Смирновой», - прочитали читинцы в «Забайкальской нови» 2 апреля 1917 года. К вечеру того же дня билетов в кассе, конечно, уже не было.

Елене Смирновой было всего12 лет, когда она впервые выступила на сцене Императорского (Мариинского) театра. В 1905-м ей, выпускнице Петербургского театрального училища, Михаил Фокин, считающийся основателем современного классического романтического балета, сразу поручил роль в «Ацисе и Галатее». На выпускном спектакле «Сон в летнюю ночь» 17-летняя Лена Смирнова исполнила партию Титании, а вместе с Вацлавом Нижинским – «Полёт бабочек» Шопена.

Критика назвала хореографическим шедевром и постановку, и исполнение «Полёта бабочек». «Г-жа Смирнова танцует ещё лучше, ещё увереннее, чем на прошлогоднем экзамене… какая свежесть исполнения, как хорошо г-жа Смирнова владеет руками и корпусом – достоинство редкое и у опытных танцовщиц», - писали газеты. В 1906-м «вполне готовая танцовщица, сильная и элегантная», была принята в труппу Мариинки.

В 1908 году Елена Смирнова приняла участие в большой гастрольной поездке по городам России, в 1909-м – в первом «Русском сезоне» Сергея Дягилева в Париже, в 1910-м – в Лондоне и Нью-Йорке. После Нью-Йорка её на два месяца «командировали» в Большой театр, где она выступила в главных ролях спектаклей «Спящая красавица», «Конёк-горбунок», «Тщетная предосторожность» и «Баядерка».

Были роли и в «Дон Кихоте», и в «Лебедином озере», а в апреле 1913 года в Санкт-Петербурге состоялся закрытый просмотр фильма «Роман балерины», снятый в Берлине. В этом фильме Смирнова удивила многих самостоятельным исполнением трюков – спускалась по верёвке с пятого этажа.

В 1916 году её произвели в балерины. В разгар Первой мировой войны по приглашению японского посла в Петрограде барона Мотоно Итиро в Императорском театре Токио состоялись выступления небольшой группы русских артистов, покоривших японских зрителей. Всего за несколько дней, с 16 по 18 июня 1916-го, публика познакомилась со знаменитыми классическими спектаклями.

Дословно

Журнал «Огонёк», июль 1916 г.:

«Русский балет, уже давно пленивший Западную Европу и Новый свет, наконец, добрался также и до... Дальнего Востока. Русский балет произвёл в Японии необыкновенный фурор. Японцы были настолько очарованы театрами русских артистов, что они даже им аплодировали, несмотря на то, что этот обычай отсутствует в Японии. Большой успех выпал на долю «Русского Лубка», поставленного г. Романовым в стиле наших кустарных игрушек, и матросский танец «Тройственное согласие».

Спектакли происходили в Токио только днём, с часу дня до 3-х часов пополудни. Характерно, что японские артисты заинтересовались хореографическим искусством и просили г. Романова преподать им несколько уроков. По окончании спектаклей директор японских театров Ямомато и редакции газет чествовали русских артистов обедом».

Столетие тех первых гастролей  в прошлом году широко отмечалось в Японии, ведь номера, исполненные солистами Мариинского театра, в том числе и примой театра Еленой Смирновой, научили японцев любить и русский балет, и музыку Чайковского.

После Японии гастроли продолжились в Харбине. Видимо, возвращаясь оттуда, балерина выступила и в Чите.

В течение двух сезонов 1918-19 и 1919-20 годов Смирнова оставалась единственной танцовщицей театра, носящей высшее звание балерины, а 8 февраля 1920 года в последний раз танцевала на сцене Мариинки.

В те годы Россию покинула большая часть балетмейстеров и танцовщиков. Это был великий исход служителей балетного искусства из русских театров.

После эмиграции из Советской России Елена Смирнова вместе с мужем Борисом Романовым, известным танцовщиком, актёром и балетмейстером, организовала в Берлине труппу «Русский драматический балет», где ставились балеты, пантомимы, пасторали.

Она танцевала в балетах русского и западного репертуара, гастролировала во Франции, участвовала в международных фестивалях, а в 1928-м перебралась в Буэнос-Айрес и работала хореографом и педагогом в Государственном театре Аргентины. Умерла рано – ей было всего 45 лет. Многие звёзды мирового балета удостоены премии имени Елены Смирновой.

Сеньора Виктория

Виктория Томина – ещё одна русская танцовщица и тоже ученица школы Мариинского театра. В Чите, как сообщила «Забайкальская новь», она выступила чуть раньше - 12 марта 1917-го, а в конце 1918 года вместе с труппой Клавдии Куличевской выехала на гастроли во Владивосток. Уезжая, она оставила в Петрограде у родителей своего маленького сына. Муж Виктории к тому времени погиб на фронте. Эпидемия чумы загнала её в Китай. А потом был Париж.

Здесь Виктория танцевала в труппах Анны Павловой и Сергея Дягилева, выступала на сцене парижского театра «Privee». Она не считала себя звездой, но была очень известной, о ней писали газеты.

Своего сына Томина увидит только через 15 лет, и они вместе, по контракту, уедут в Аргентину. Здесь, во время войны, она откроет сбор средств для фронта.

Сергей Лифарь (1905-1986), постановщик и теоретик балета:

«Мы с гордостью утверждаем, что мировой балет всей первой половины XX века есть создание балетных сил русской эмиграции».

За рубежом особенно ценились российские эмигрантки-балерины, блестящие светские красавицы и представительницы аристократических семей. В крупнейших городах мира русскими были открыты студии, где искусство нашего балета преподавалось иностранцам. Именно русскими деятелями балета была создана наука о танце – хореология, утверждённая в списке научных дисциплин, преподаваемых в Сорбонне. И Викторий Томиной многое сделано для пропаганды русского искусства за рубежом: в 50-е годы в столице Уругвая Монтевидео, городе Сан-Хавьере, а затем и в Аргентине она организовала свою балетную школу, а немного позднее создала хореографические коллективы «Русский фольклор» и «Калинка».

Эта русская балерина всю жизнь мечтала вернуться на Родину. Ей помог Константин Симонов: в 1969 году Виктория Вениаминовна вернулась в Россию и поселилась в Ленинградском Доме ветеранов сцены, где прожила до глубокой старости. Кстати, она снималась в кино, сыграв чудесных старушек в фильмах «Миф», «Сентиментальный роман», «Меня это не касается», «Соломенная шляпка», «Гроссмейстер».

С 90-летним юбилеем её поздравили ученики, живущие и работающие по всему миру, журнал «Советский балет», новые друзья вновь приобретённой Родины. А в 1984 году на киностудии «Ленфильм» была снята документальная лента «Сеньора Виктория».

В отличие от Елены Смирновой Виктория Томина прожила долго - более ста лет. Её сын Хорхе Томин – известный аргентинский балетный танцовщик и хореограф.

Статья опубликована в газете «Экстра» №14 от 5 апреля 2017 года

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

1, 5 года будет длиться путешествие супругов Тереничевых с дочками-двойняшками

Съёмочную группу ЗабТВ встретили очень тепло, маленькие детские руки сразу потянулись к микрофону. Семья Тереничевых необычная пара, после нескольких лет творчества в Чите, Катя и Денис отправились покорять столицу России. Свой переезд ребята называют полным выходом из зоны комфорта, но в тоже время активным ростом в работе. Счастливой неожиданностью стало рождение двойни Влады и Леры, сейчас девочкам уже больше года. Творческие родители занимаются съёмками тревел – шоу, активными участниками которого являются и их дети.  Денис ТЕРЕНИЧЕВ:   «Полное название проекта 2+2. Путешествие с детьми. Если вы будете вбивать в поисковике просто 2+2, вы можете найти не детский контент. Это проект, который придумался компанией Босиком продакшн, в частности Катей, для канала телепутешествие.   Так как бюджет был небольшой. Озвучили небольшие деньги. Мы понимали, что нужно придумать историю для 3 человек, не считая двух детей. Это скорее всего 2 героя и оператор. Так как часовой проект, а если два героя и оператор, ты не можешь отправить режиссёра, потому что на него нет денег и так далее. Значит – это мы».  Екатерина ТЕРЕНИЧЕВА:  «А так как у нас есть дети, они присоединились к нам».  Денис ТЕРЕНИЧЕВ:  «Мы задались вопросом, кому мы можем доверить привезти эту часовую историю? Доверить можем только себе. Точнее 21 – часовую историю».  Екатерина ТЕРЕНИЧЕВА:  «Проект у нас большой. По России. На самом деле прикольно, путешествовать с детьми по России. И очень тяжело, потому, что у нас в принципе для детей ничего не приспособлено. Какие детские комнаты? Есть в европейской части, чуть дальше уезжаешь. Мне кажется, кто строит города, не думают, что у нас мамы с детьми проживают. Потому что ничего нет».   Каждая серия travel - сериала – это один город или регион, который ребята покоряют с детьми. Самое интересное, что съёмки реальные, без постановочных сцен. Семью Тереничевых снимают за обедом, во время прогулок, попыток добраться не очень удобными способами до того или иного места. Ребята смеются и говорят о том, что носить свои вещи и двух девочек занятие не из лёгких.  Екатерина ТЕРЕНИЧЕВА:  «Сейчас такой тренд – современное материнство. После роддома выходят. И начинаются кафешки, рестораны, торговые центры. Люди стали этим интересоваться. А предлагают в основном спальный отдых, Турция, Египет. А на самом деле с детьми можно спокойно путешествовать.  - Папе тоже хочется такой отдых, спальный, просто спать  Но такого не будет никогда. Потому что мы савраски, мы любим, смотреть на всякие достопримечательности. Вот человека подготовили, надели ему розочку».  - Но всё пошло не по плану».   Путешествия ребят будут длиться целых 1,5 года. Архиву фотографий и видео Тереничевых можно только позавидовать. Ведь это кадры, по которым можно отследить каждый день взросления Влады и Леры.   «Мы сначала дурачки решили сразу ехать. Мы подумали, а поедем – как мы на 4 месяца с детьми, в Тьму таракань, но это не реально конечно. И мы решили по месяцу хотя бы».  Мы реально не представляли насколько это будет сложно. Просто с детьми путешествовать сложно, а путешествовать, снимая, а ещё нас всего 3 человека. Иногда мне приходится операторские вещи таскать с собой, потому что он снимает в этот момент. Как мы выходим из вагона поезда. Я несу всё на себе, он это снимает. И мы так и идём, со всеми вещами до тралика, реального. Это трушное путешествие.  Проект ребят не гламурная история. Они не могут позволить себе отдых вдвоём, ведь в незнакомом городе оставить девочек просто не с кем. Незнакомые няни тоже не вариант. А проблем с детками хватает.   Екатерина ТЕРЕНИЧЕВА:  «Дети заболели. Оператор короче заболел. Заразил всех нас и детей. Мы застраховались. Это конечно огромная проблема, конечно всё работает, когда денежки платишь. Вот ты заплатил денежку всё вроде должно работать. А когда тебе это реально надо – это проблема. Мы долго вызывали врачей. Но слава богу там море, мы заболели на море, было тепло. Девчонки быстро выздоровели. Мы застопорились в Феодосии на несколько дней».  На вопрос остаётесь ли вы коренными читинцами. Ребята смело отвечают «ДА». Катя и Денис даже стараются сохранить наш диалект. Ведь от употребления слов «чо» и «моя», как говорится,  никто не освобождал. Оканье и аканье москвичей для ребят так и не стало родным. Уже через неделю, Тереничевы возвращаются к съёмочному процессу. Отправляются в своё большое, семейное путешествие с маленькими и любимыми непоседами. Юлия Седельникова, Анатолий Мишаков, ЗабТВ

Новости -

Политолог: «Осипов будет принят народом, если устранит «команду утопленников»

Постоянные заседания и командировки, резкие замечания в адрес чиновников. Ряд уже решенных актуальных проблем. Александр Осипов заявил о себе очень громко. Какое же впечатление произвел на Забайкальцев новый глава? «Мы будем за ним наблюдать. В принципе, некоторые вещи мы одобряем. Просто еще слишком мало времени прошло, чтобы оценить. Надеемся на лучшее. «Еще не знаем его совсем. Понятия не имеем, как будет. Время покажет.»вЃ  «Хорошо отношусь. Пока все начинания мне нравятся»вЃ  «Очень положительно. Я вот такого работящего губернатора не припомню в нашем крае. Дай Бог ему удачи, здоровья и терпения. И что б он наш край хоть маленько оживил. Видно, что он старается, очень хороший человек. Знает, как надо работать. Как он говорит, бумажку отправил и исходящую поставил. Что б бумажка эта работала и следить за ней, что б какой-то конечный результат был. Очень приятный на внешность, очень импонирует.» Политологи тоже считают, что Осипов показывает себя с положительной стороны, хоть и замечают за ним некоторые ошибки. Дмитрий КРЫЛОВ, заведующий кафедрой политологии ЗабГУ:  «Он высказывается как эксперт, как специалист. Естественно, то, что сегодня ему приходится работать с аппаратом – это как раз какое-то новое качество, отрабатываемое человеком в плане его теперешней деятельности. Поэтому сегодня ему приходится находить какой-то свой стиль, поэтому я не считаю, что мы сейчас можем сказать, что это будет в итоге. А та экспрессия, с которой он действует, возможно она направлена на то, чтобы расшевелить местное общество чиновников. Заставить их все-таки шевелиться, делать что-то в реальности, а не только в плане отображения показателей на бумаге». Работа главы напрямую зависит от настроения людей, считает Дмитрий Крылов. Что бы обзавестись поддержкой населения, необходимо действовать, в первую очередь, в интересах простых жителей края. Дмитрий КРЫЛОВ, заведующий кафедрой политологии ЗабГУ: «Как вы считаете, нам, забайкальцам, стоит ли возлагать на него большие надежды? -Честно говоря, руководитель он может быть «семь пядей во лбу», как я считаю, но если само население будет занимать позицию пассивную, то рассчитывать не на что» Так же Дмитрий Крылов отметил, что эффективность работы напрямую зависит от коллектива, который возглавляет губернатор. И первое, что необходимо сделать Александру Осипову - сменить команду. Дмитрий КРЫЛОВ, заведующий кафедрой политологии ЗабГУ:  «Сегодня губернатору края нужна такая, которая будет активно работать с ним. Не которую надо постоянно будить, заставляя что-то делать, а именно реально направлять те необходимые действия, которые будут приниматься. Прежняя команда, я ее называю команда утопленников. Они утопили и Гениатулина, и Ильковского, и Жданову. Считать этих людей теми, кто будет сегодня решать проблемы Забайкалья. Я не считаю так». Иван Тимофеев, Анастасия Шадрина, ЗабТВ.