16 февраля, суббота, 05:12
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Великие эмигрантки

Ирина Баринова / Чита историческая, 09:32, 7 апреля 2017
Великие эмигрантки
Фото: crosti.ru

100 лет назад, весной 1917 года, в Чите выступили две известные балерины, которые вскоре покинули страну, как и многие другие деятели балетного искусства, выдавленные революцией и гражданской войной.

Госпожа Смирнова

 «11 апреля состоится только одна гастроль известной балерины столичных государственных театров г-жи Смирновой», - прочитали читинцы в «Забайкальской нови» 2 апреля 1917 года. К вечеру того же дня билетов в кассе, конечно, уже не было.

Елене Смирновой было всего12 лет, когда она впервые выступила на сцене Императорского (Мариинского) театра. В 1905-м ей, выпускнице Петербургского театрального училища, Михаил Фокин, считающийся основателем современного классического романтического балета, сразу поручил роль в «Ацисе и Галатее». На выпускном спектакле «Сон в летнюю ночь» 17-летняя Лена Смирнова исполнила партию Титании, а вместе с Вацлавом Нижинским – «Полёт бабочек» Шопена.

Критика назвала хореографическим шедевром и постановку, и исполнение «Полёта бабочек». «Г-жа Смирнова танцует ещё лучше, ещё увереннее, чем на прошлогоднем экзамене… какая свежесть исполнения, как хорошо г-жа Смирнова владеет руками и корпусом – достоинство редкое и у опытных танцовщиц», - писали газеты. В 1906-м «вполне готовая танцовщица, сильная и элегантная», была принята в труппу Мариинки.

В 1908 году Елена Смирнова приняла участие в большой гастрольной поездке по городам России, в 1909-м – в первом «Русском сезоне» Сергея Дягилева в Париже, в 1910-м – в Лондоне и Нью-Йорке. После Нью-Йорка её на два месяца «командировали» в Большой театр, где она выступила в главных ролях спектаклей «Спящая красавица», «Конёк-горбунок», «Тщетная предосторожность» и «Баядерка».

Были роли и в «Дон Кихоте», и в «Лебедином озере», а в апреле 1913 года в Санкт-Петербурге состоялся закрытый просмотр фильма «Роман балерины», снятый в Берлине. В этом фильме Смирнова удивила многих самостоятельным исполнением трюков – спускалась по верёвке с пятого этажа.

В 1916 году её произвели в балерины. В разгар Первой мировой войны по приглашению японского посла в Петрограде барона Мотоно Итиро в Императорском театре Токио состоялись выступления небольшой группы русских артистов, покоривших японских зрителей. Всего за несколько дней, с 16 по 18 июня 1916-го, публика познакомилась со знаменитыми классическими спектаклями.

Дословно

Журнал «Огонёк», июль 1916 г.:

«Русский балет, уже давно пленивший Западную Европу и Новый свет, наконец, добрался также и до... Дальнего Востока. Русский балет произвёл в Японии необыкновенный фурор. Японцы были настолько очарованы театрами русских артистов, что они даже им аплодировали, несмотря на то, что этот обычай отсутствует в Японии. Большой успех выпал на долю «Русского Лубка», поставленного г. Романовым в стиле наших кустарных игрушек, и матросский танец «Тройственное согласие».

Спектакли происходили в Токио только днём, с часу дня до 3-х часов пополудни. Характерно, что японские артисты заинтересовались хореографическим искусством и просили г. Романова преподать им несколько уроков. По окончании спектаклей директор японских театров Ямомато и редакции газет чествовали русских артистов обедом».

Столетие тех первых гастролей  в прошлом году широко отмечалось в Японии, ведь номера, исполненные солистами Мариинского театра, в том числе и примой театра Еленой Смирновой, научили японцев любить и русский балет, и музыку Чайковского.

После Японии гастроли продолжились в Харбине. Видимо, возвращаясь оттуда, балерина выступила и в Чите.

В течение двух сезонов 1918-19 и 1919-20 годов Смирнова оставалась единственной танцовщицей театра, носящей высшее звание балерины, а 8 февраля 1920 года в последний раз танцевала на сцене Мариинки.

В те годы Россию покинула большая часть балетмейстеров и танцовщиков. Это был великий исход служителей балетного искусства из русских театров.

После эмиграции из Советской России Елена Смирнова вместе с мужем Борисом Романовым, известным танцовщиком, актёром и балетмейстером, организовала в Берлине труппу «Русский драматический балет», где ставились балеты, пантомимы, пасторали.

Она танцевала в балетах русского и западного репертуара, гастролировала во Франции, участвовала в международных фестивалях, а в 1928-м перебралась в Буэнос-Айрес и работала хореографом и педагогом в Государственном театре Аргентины. Умерла рано – ей было всего 45 лет. Многие звёзды мирового балета удостоены премии имени Елены Смирновой.

Сеньора Виктория

Виктория Томина – ещё одна русская танцовщица и тоже ученица школы Мариинского театра. В Чите, как сообщила «Забайкальская новь», она выступила чуть раньше - 12 марта 1917-го, а в конце 1918 года вместе с труппой Клавдии Куличевской выехала на гастроли во Владивосток. Уезжая, она оставила в Петрограде у родителей своего маленького сына. Муж Виктории к тому времени погиб на фронте. Эпидемия чумы загнала её в Китай. А потом был Париж.

Здесь Виктория танцевала в труппах Анны Павловой и Сергея Дягилева, выступала на сцене парижского театра «Privee». Она не считала себя звездой, но была очень известной, о ней писали газеты.

Своего сына Томина увидит только через 15 лет, и они вместе, по контракту, уедут в Аргентину. Здесь, во время войны, она откроет сбор средств для фронта.

Сергей Лифарь (1905-1986), постановщик и теоретик балета:

«Мы с гордостью утверждаем, что мировой балет всей первой половины XX века есть создание балетных сил русской эмиграции».

За рубежом особенно ценились российские эмигрантки-балерины, блестящие светские красавицы и представительницы аристократических семей. В крупнейших городах мира русскими были открыты студии, где искусство нашего балета преподавалось иностранцам. Именно русскими деятелями балета была создана наука о танце – хореология, утверждённая в списке научных дисциплин, преподаваемых в Сорбонне. И Викторий Томиной многое сделано для пропаганды русского искусства за рубежом: в 50-е годы в столице Уругвая Монтевидео, городе Сан-Хавьере, а затем и в Аргентине она организовала свою балетную школу, а немного позднее создала хореографические коллективы «Русский фольклор» и «Калинка».

Эта русская балерина всю жизнь мечтала вернуться на Родину. Ей помог Константин Симонов: в 1969 году Виктория Вениаминовна вернулась в Россию и поселилась в Ленинградском Доме ветеранов сцены, где прожила до глубокой старости. Кстати, она снималась в кино, сыграв чудесных старушек в фильмах «Миф», «Сентиментальный роман», «Меня это не касается», «Соломенная шляпка», «Гроссмейстер».

С 90-летним юбилеем её поздравили ученики, живущие и работающие по всему миру, журнал «Советский балет», новые друзья вновь приобретённой Родины. А в 1984 году на киностудии «Ленфильм» была снята документальная лента «Сеньора Виктория».

В отличие от Елены Смирновой Виктория Томина прожила долго - более ста лет. Её сын Хорхе Томин – известный аргентинский балетный танцовщик и хореограф.

Статья опубликована в газете «Экстра» №14 от 5 апреля 2017 года

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.