24 февраля, воскресенье, 11:15
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Он вами жил. Его забыли вы

Ирина Баринова / Чита историческая, 10:33, 22 мая 2017
Он вами жил. Его забыли вы

«Забыли вы» - этот старинный романс был в репертуаре певца, имя которого сейчас вспомнят немногие. А ведь в начале прошлого века Юрий Морфесси был очень популярным. Не зря Федор Шаляпин после одного из концертов назвал его «баяном русской песни». Этот эпитет подхватили затем граммофонные фирмы, издатели нот, и артиста впоследствии величали только так…

Любимец публики

В «Забайкальской нови» за 4 мая 1917 года попала на глаза небольшая рецензия о состоявшемся в Чите концерте известного певца. «Любителям цыганского пения концерт, несомненно, доставил большое удовольствие. У г. Морфесси, помимо экспрессии и чисто цыганских приёмов фразировки, есть ещё и голос, звучащий иногда красиво и мощно… Г. Морфесси имел шумный успех у публики и пел очень много», - писал читинский критик. Спрятавшись за псевдонимом «М.Р.», автор заметки заявил также, что, по его мнению, «почти во всех этих цыганско-салонных романсах совсем нет мелодии». Оставим это на его совести: во времена патриотических «маёвок» было модно высмеивать романсы, «цыганщину» и прочую «буржуазность».

Юрий Спиридонович Морфесси родился 4 сентября 1882 года в Афинах. Через год семья переехала в Одессу. Первые уроки пения мальчик получил в церковном хоре. А карьере его помог случай. Говорят, что однажды, во время прогулки по Приморскому бульвару, внимание юноши привлёк голос уличного торговца, который за умеренную плату предлагал всем желающим попробовать действие фонографа – новомодной «говорящей механической бестии» для записи и воспроизведения звука. Юрий спел несколько романсов, а через несколько дней услышал своё пение на улице – предприимчивый одессит вовсю торговал его голосом. Но и это ещё не всё. Пением Морфесси заинтересовался находившийся рядом импресарио Одесской оперы. Похвалив за хорошо исполненный романс, он предложил ему прийти на прослушивание в Одесский оперный театр. И, несмотря на отсутствие музыкального образования, Юрий был принят в труппу, начал обучаться в одесской консерватории и вскоре уже пел партию Валентина в «Фаусте».

Кстати

В семье Морфесси было трое детей. Юрий, Денис и Надежда очень рано остались без отца. Но мать смогла вырастить троих детей, дав им хорошее воспитание и образование. Юрий стал певцом с мировой славой. Денис - композитором, руководителем хора в Одессе, преподавателем пения, создал несколько прекрасных романсов, которые всюду звучали в исполнении брата (например, замечательный романс «Я помню вальса звук прелестный»). Сестра, Надежда, тоже стала певицей.

В 1903 году Морфесси устроился в Киеве в оперную труппу популярного тогда театра «Шато-де-Флер», затем перешёл в театр оперетты «Буфф», а сезон 1905-1906 годов пел в Ростове-на-Дону, где стал настолько известным, что получил приглашение переехать в Петербург в театр оперетты Новикова.

«Юрий  Морфесси, кумир столичной публики, любимец завсегдатаев оперных  театров, привлёк всех не только благородной внешностью героя, но и большим внутренним обаянием, чудесным баритоном, которым он овладел в совершенстве», - писали газеты. А молодой певец, названный тогда Шаляпиным «баяном русской песни», однажды посетив знаменитый ресторан «Новая деревня» (под  Петербургом), где выступали известные цыганские хоры Шишкина и Полякова, вскоре оставил оперетту и перешёл в эстраду.

И уже в 1911 году огромными тиражами вышли его пластинки с ариями из оперетт и песнями «Маруся отравилась», «Умер бедняга», «Ухарь-купец», «Душегрейка», «Коробейники», «Как цветок душистый», «Мурочка», «Сухая корочка», «На последнюю пятёрку», «Кирпичики», «Чубчик». Кстати, Морфесси – первый профессиональный музыкант, исполнивший известную песню (матросский гимн) «Раскинулось море широко». Билеты на его концерты продавались на два месяца вперёд.

Ольга Янчевецкая, выдающаяся исполнительница русского романса:     «Он был очень красивый, плотный, держался прямо, иногда выступал в поддёвке и в сапогах, а иногда в черкеске и во фраке. Любимец публики. Исполнение и экспрессия великолепны. Как и Александр Вертинский, он умел в трёхминутной песенке поведать целую судьбу человека. Слушаешь его - и мысленно представляешь его героев, они ощутимы и зримы. А такое, к сожалению, даётся не каждому артисту, не каждому певцу».

Кругом незнакомые чужие морды

В годы войны Юрий Морфесси даёт благотворительные концерты, записывает пластинки с патриотическими песнями, занимается сбором средств на нужды фронта. В июне 1915 года получает приглашение выступить на яхте «Полярная звезда», которая обслуживала императорскую семью во время визитов в столицы государств Европы, принимала участие в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств. Николай II был в восторге от его пения и преподнёс подарок - золотые запонки с бриллиантовым двуглавым орлом.

 Вернувшись в Петроград с гастролей по стране (тогда он и побывал в Чите),  Морфесси, напуганный революцией и потрясённый расстрелом царской семьи, в 1918 году уехал в Одессу, открыл Дом артиста и кабаре-ресторан «Юрий Морфесси», где выступали звёзды эстрады того времени. Там часто звучал и его коронный номер – романс «Вы просите песен, их нет у меня…» на стихи и музыку Саши Макарова, популярного тогда автора.

Смутные времена выгнали из страны многих артистов. И в 1920 году на греческом корабле-эсминце «Пантера», взявшем курс на Константинополь, Морфесси вынужден покинуть Россию, как и Надежда Плевицкая, Иза Кремер, Александр Вертинский и Лидия Липковская.

Константинополь, Венеция, Вена, Прага, Париж… Он поёт в парижских ресторанах «Тройка», «Кавказ», «Эрмитаж». Потом - Белград и концерты с аншлагами. Он тоскует по родине, и в его репертуаре появляются «Катюша», «Вольный ветер», «Сердце» из кинофильма «Весёлые ребята». Говорят, что именно Юрий Морфесси, а не Пётр Лещенко, был первым исполнителем знаменитого танго Оскара Строка «Чёрные глаза», и именно в его интерпретации танго стало всемирно популярным.

Через несколько лет он напишет своему другу популярному эстрадному исполнителю 30-50 годов Константину Сокольскому: «Сам не понимаю, как это я мог оставить Россию. Ты понимаешь, это было в Одессе, ведь я одессит... Кругом паника, хаос, все мечутся, куда-то бегут. Я тоже собрал чемодан, вышел на улицу. Все бежали в порт, пошёл и я. А там толпа. Все штурмуют пароход. Подхватило и меня, и я сам не знаю, как очутился на пароходе. Потом Болгария, Париж, стал выступать в ночных кабаре, обзавёлся квартирой и вот теперь кочую по Европе. Ты знаешь, тяжело! Вот я пою русские песни, романсы, но уже начинаю чувствовать, что делаю что-то не то. Начинаю чувствовать, что теряю обаяние, аромат русской песни. Кругом незнакомые чужие морды, ничто не вдохновляет. Не может русский артист творить, будучи оторванным от своей родины. Он как бы без корня, не питается соком родной земли, и поэтому душевно пуст. Вот так и со мной».

Болгарский композитор, пианист и дирижер Евгений Комаров вспоминал, что последний раз виделся с Юрием Спиридоновичем на встрече нового 1943 года: «Он, как никогда, был в ударе и пел с большим чувством. Было тяжёлое время оккупации… Морфесси пел и плакал. Он очень страдал на чужбине, но как-то не мог вернуться в Союз. Публику приводили в восторг и такие романсы, как «Вам девятнадцать лет» Прозоровского, «Куколки» (не помню, чьи слова, но музыка была Юрия Спиридоновича, а возможно, что и слова его), «Как много девушек хороших» Дунаевского…».

По некоторым данным, Юрий Морфесси по мере продвижения Советской Армии на запад отступал с немецкими частями и в итоге оказался в баварском городке Фюссен, где в июле 1949 года и скончался от сердечного приступа. Он умер гражданином России, так и не приняв никакого другого гражданства. Могила певца не сохранилась.

Глядя на луч пурпурного заката,

Стояли мы на берегу Невы.

Вы руку жали мне; промчался без возврата

Тот сладкий миг; его забыли вы…

До гроба вы клялись любить поэта;

Боясь людей, боясь пустой молвы,

Вы не исполнили священного обета;

Свою любовь - и ту забыли вы…

Но смерть близка; близка моя могила.

Когда умру, как тихий шум травы,

Мой голос прозвучит и скажет вам уныло:

Он вами жил… его забыли вы!..

Статья опубликована в газете «Экстра» №20 от 17 мая 2017 года

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

Начальник федеральной Авиалесоохраны ничего не слышал о заказных поджогах леса

 Так будет выглядеть Забайкалье во время всего пожароопасного периода. Пугает август. Территория края почти вся в огне. С неутешительным прогнозом прилетел в Читу начальник Авиалесоохраны Виталий Акбердин.  Виталий АКБЕРДИН, начальник ФБУ «Авиалесоохрана»: Прогноз плохой. Вы, наверное, и в позапрошлом году, и в прошлом году смотрели, как мы делаем прогноз. Мы не берем его из головы. Не только по данным Росгидромета, но и по данным других источников. Почти 80 процентов совпадает. Не буду говорить много, видно, что все месяца - стоит красный.     За тушение лесных пожаров в Забайкалье отвечают сразу несколько ведомств: Забайкалесхоз, читинская «Авиабаза», при угрозе населенным пунктам подключаются МЧС, «Забайкалпожспас», и другие. Наладить их взаимодействие- главная цель приезда Виталий Акбердина. И тут без совместных учений не обойтись. Проверка готовности служб состоится 5 и 6 марта. Озвучили Виталию Акбердину и проблемы. Недостаточно вертолетов МИ-8, не хватает парашютистов. При норме 362 человек - в штате читинской Авиабазы – всего 220 десантников, причем половина из них временные работники.    Виталий АКБЕРДИН, начальник ФБУ «Авиалесоохрана» : У вас не хватает народу. При высокой горимости, вы тушить не сможете. Оперативности нет, вы не выполняете показатели госпрограммы.  С начала февраля на территории края зарегистрировано более 500 термоточек. Пугаться не стоит. Это – профилактически отжиги. Причиной уже настоящих пожаров являются люди. Пал сухой травы, переход огня от населенных пунктов на земли лесного фонда. А вот про заказные поджоги забайкальских лесов в Москве и вовсе никогда не слышали.  Виталий АКБЕРДИН, начальник ФБУ «Авиалесоохрана»: Заказные поджоги , у нас такого нет. Есть неосторожное обращение с огнем. Есть виновные, которые выловлены на месте возникновения пожара. Человек ,наверное ,20 наказаны по всей России. А пожаров было по стране более 10тыс. О каких заказных поджогах вы хотите сказать, я просто не знаю.      Гуля Алхасова, Евгеницй Погорелый, ЗабТВ.  

Новости -

Врач в наручниках: ЗабТВ готовит специальный репортаж о наказаниях для медиков

 История Игоря Машукова, хирурга Петровск-забайкальской районной больницы, облетела всю страну. После проведенной операции его пациентка почувствовала себя плохо. Виталий Изотов, Ольга Землякова, родители погибшей: «Никто внимания не обращал. То, что у нее гемоглобин упал, что у нее давления не было – никто на это не обращал внимания. Она все время жаловалась, что у нее сильно болит спина. Мало того, что шрам кровоточит, еще и сильно болит спина. Она у нас в гробу красивее лежала, чем там, в хирургии. Заходила медсестра какая-то, стали говорить ей, что спина болит. Машуков распорядился, чтобы дали ей второй матрас. От неудобной кровати синяк и кожа нежная».  Позже выяснилось, что у женщины было кровотечение. Повторного оперативного вмешательства Ирина уже не перенесла. Врача признали виновным и приговорили к условному сроку. Машукову назначали 2, 5 года условно. Два года назад трагедия случилась и в Тунгокоченской районной больнице, где во время родов умерла 29-летняя женщина. Операция «кесарево сечение» стала роковой. Александр Гашков, главный врач Тунгокоченской районной больницы: "К данной ситуации привели, как минимум, десяток факторов. Невыполнение назначении врачей все-таки. Дело в том, что есть медицинская тайна, есть медицинская этика. Я не могу эти вещи комментировать" Врач, которая оперировала пациентку, была признана виновной. Но из-за истечения срока давности, уголовной ответственности ей удалось избежать.   Но такие случаи - скорее исключение, чем правило. Доктора ежеминутно спасают людей. И кроме них просить помощи пациентам больше не у кого.Но тем не менее сейчас медики ничем не защищены от бесконечных жалоб, заявлений, угроз. Дарья Юринская:  Пациент подает в суд на врача, суд выигрывает. Постоянные скандалы с этим связаны. Складывается ситуация что врач всегда виноват. Как к этому относитесь? - Большая часть жалоб, конечно, все очень сильно отвлекает от работы. Идет ответная волна. Написать объяснительную, дать ее начмеду и так далее. Прежде чем сделать заявление в прокуратуру, подойдите к врачу. Задайте ему вопрос. Процентов 90 жалоб решилось бы на этом уровне». Нападают на врачей не только морально, но и физически. Оказывается, рукоприкладство давно стало привычным делом в общении больного с врачом. Сергей УСКОВ - заведующий травматологическим пунктом городской клинической больницы № 1: «Такие ситуации – они не редки. У нас видимо граждане не знают законодательства. И на все наши разъяснения по- разному реагируют. Есть у нас положительные судебные решения в пользу врачей. В том плане, что оскорбление нецензурной речью медработника при исполнении служебных обязанностей, судами города Читы были привлечены эти граждане к административной ответственности с финансовыми штрафами. Судебное решение, по которому я в суд подавал на гражданина –это было 9-ое мая. Праздник всей нашей страны. День победы, святой праздник. Но люди видимо к каждому празднику относятся по-своему и некоторые перебирают с алкоголем. Мне порвали хирургический костюм, напали на меня. Нецензурно оскорбили».     Большой репортаж на тему медицинских ошибок и наказаний смотрите на будущей неделе. Не пропустите!                                                                                                                                                                                                                                   Дарья Юринская, ЗабТВ.