10 декабря, понедельник, 10:14
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Он вами жил. Его забыли вы

Ирина Баринова / Чита историческая, 10:33, 22 мая 2017
Он вами жил. Его забыли вы

«Забыли вы» - этот старинный романс был в репертуаре певца, имя которого сейчас вспомнят немногие. А ведь в начале прошлого века Юрий Морфесси был очень популярным. Не зря Федор Шаляпин после одного из концертов назвал его «баяном русской песни». Этот эпитет подхватили затем граммофонные фирмы, издатели нот, и артиста впоследствии величали только так…

Любимец публики

В «Забайкальской нови» за 4 мая 1917 года попала на глаза небольшая рецензия о состоявшемся в Чите концерте известного певца. «Любителям цыганского пения концерт, несомненно, доставил большое удовольствие. У г. Морфесси, помимо экспрессии и чисто цыганских приёмов фразировки, есть ещё и голос, звучащий иногда красиво и мощно… Г. Морфесси имел шумный успех у публики и пел очень много», - писал читинский критик. Спрятавшись за псевдонимом «М.Р.», автор заметки заявил также, что, по его мнению, «почти во всех этих цыганско-салонных романсах совсем нет мелодии». Оставим это на его совести: во времена патриотических «маёвок» было модно высмеивать романсы, «цыганщину» и прочую «буржуазность».

Юрий Спиридонович Морфесси родился 4 сентября 1882 года в Афинах. Через год семья переехала в Одессу. Первые уроки пения мальчик получил в церковном хоре. А карьере его помог случай. Говорят, что однажды, во время прогулки по Приморскому бульвару, внимание юноши привлёк голос уличного торговца, который за умеренную плату предлагал всем желающим попробовать действие фонографа – новомодной «говорящей механической бестии» для записи и воспроизведения звука. Юрий спел несколько романсов, а через несколько дней услышал своё пение на улице – предприимчивый одессит вовсю торговал его голосом. Но и это ещё не всё. Пением Морфесси заинтересовался находившийся рядом импресарио Одесской оперы. Похвалив за хорошо исполненный романс, он предложил ему прийти на прослушивание в Одесский оперный театр. И, несмотря на отсутствие музыкального образования, Юрий был принят в труппу, начал обучаться в одесской консерватории и вскоре уже пел партию Валентина в «Фаусте».

Кстати

В семье Морфесси было трое детей. Юрий, Денис и Надежда очень рано остались без отца. Но мать смогла вырастить троих детей, дав им хорошее воспитание и образование. Юрий стал певцом с мировой славой. Денис - композитором, руководителем хора в Одессе, преподавателем пения, создал несколько прекрасных романсов, которые всюду звучали в исполнении брата (например, замечательный романс «Я помню вальса звук прелестный»). Сестра, Надежда, тоже стала певицей.

В 1903 году Морфесси устроился в Киеве в оперную труппу популярного тогда театра «Шато-де-Флер», затем перешёл в театр оперетты «Буфф», а сезон 1905-1906 годов пел в Ростове-на-Дону, где стал настолько известным, что получил приглашение переехать в Петербург в театр оперетты Новикова.

«Юрий  Морфесси, кумир столичной публики, любимец завсегдатаев оперных  театров, привлёк всех не только благородной внешностью героя, но и большим внутренним обаянием, чудесным баритоном, которым он овладел в совершенстве», - писали газеты. А молодой певец, названный тогда Шаляпиным «баяном русской песни», однажды посетив знаменитый ресторан «Новая деревня» (под  Петербургом), где выступали известные цыганские хоры Шишкина и Полякова, вскоре оставил оперетту и перешёл в эстраду.

И уже в 1911 году огромными тиражами вышли его пластинки с ариями из оперетт и песнями «Маруся отравилась», «Умер бедняга», «Ухарь-купец», «Душегрейка», «Коробейники», «Как цветок душистый», «Мурочка», «Сухая корочка», «На последнюю пятёрку», «Кирпичики», «Чубчик». Кстати, Морфесси – первый профессиональный музыкант, исполнивший известную песню (матросский гимн) «Раскинулось море широко». Билеты на его концерты продавались на два месяца вперёд.

Ольга Янчевецкая, выдающаяся исполнительница русского романса:     «Он был очень красивый, плотный, держался прямо, иногда выступал в поддёвке и в сапогах, а иногда в черкеске и во фраке. Любимец публики. Исполнение и экспрессия великолепны. Как и Александр Вертинский, он умел в трёхминутной песенке поведать целую судьбу человека. Слушаешь его - и мысленно представляешь его героев, они ощутимы и зримы. А такое, к сожалению, даётся не каждому артисту, не каждому певцу».

Кругом незнакомые чужие морды

В годы войны Юрий Морфесси даёт благотворительные концерты, записывает пластинки с патриотическими песнями, занимается сбором средств на нужды фронта. В июне 1915 года получает приглашение выступить на яхте «Полярная звезда», которая обслуживала императорскую семью во время визитов в столицы государств Европы, принимала участие в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств. Николай II был в восторге от его пения и преподнёс подарок - золотые запонки с бриллиантовым двуглавым орлом.

 Вернувшись в Петроград с гастролей по стране (тогда он и побывал в Чите),  Морфесси, напуганный революцией и потрясённый расстрелом царской семьи, в 1918 году уехал в Одессу, открыл Дом артиста и кабаре-ресторан «Юрий Морфесси», где выступали звёзды эстрады того времени. Там часто звучал и его коронный номер – романс «Вы просите песен, их нет у меня…» на стихи и музыку Саши Макарова, популярного тогда автора.

Смутные времена выгнали из страны многих артистов. И в 1920 году на греческом корабле-эсминце «Пантера», взявшем курс на Константинополь, Морфесси вынужден покинуть Россию, как и Надежда Плевицкая, Иза Кремер, Александр Вертинский и Лидия Липковская.

Константинополь, Венеция, Вена, Прага, Париж… Он поёт в парижских ресторанах «Тройка», «Кавказ», «Эрмитаж». Потом - Белград и концерты с аншлагами. Он тоскует по родине, и в его репертуаре появляются «Катюша», «Вольный ветер», «Сердце» из кинофильма «Весёлые ребята». Говорят, что именно Юрий Морфесси, а не Пётр Лещенко, был первым исполнителем знаменитого танго Оскара Строка «Чёрные глаза», и именно в его интерпретации танго стало всемирно популярным.

Через несколько лет он напишет своему другу популярному эстрадному исполнителю 30-50 годов Константину Сокольскому: «Сам не понимаю, как это я мог оставить Россию. Ты понимаешь, это было в Одессе, ведь я одессит... Кругом паника, хаос, все мечутся, куда-то бегут. Я тоже собрал чемодан, вышел на улицу. Все бежали в порт, пошёл и я. А там толпа. Все штурмуют пароход. Подхватило и меня, и я сам не знаю, как очутился на пароходе. Потом Болгария, Париж, стал выступать в ночных кабаре, обзавёлся квартирой и вот теперь кочую по Европе. Ты знаешь, тяжело! Вот я пою русские песни, романсы, но уже начинаю чувствовать, что делаю что-то не то. Начинаю чувствовать, что теряю обаяние, аромат русской песни. Кругом незнакомые чужие морды, ничто не вдохновляет. Не может русский артист творить, будучи оторванным от своей родины. Он как бы без корня, не питается соком родной земли, и поэтому душевно пуст. Вот так и со мной».

Болгарский композитор, пианист и дирижер Евгений Комаров вспоминал, что последний раз виделся с Юрием Спиридоновичем на встрече нового 1943 года: «Он, как никогда, был в ударе и пел с большим чувством. Было тяжёлое время оккупации… Морфесси пел и плакал. Он очень страдал на чужбине, но как-то не мог вернуться в Союз. Публику приводили в восторг и такие романсы, как «Вам девятнадцать лет» Прозоровского, «Куколки» (не помню, чьи слова, но музыка была Юрия Спиридоновича, а возможно, что и слова его), «Как много девушек хороших» Дунаевского…».

По некоторым данным, Юрий Морфесси по мере продвижения Советской Армии на запад отступал с немецкими частями и в итоге оказался в баварском городке Фюссен, где в июле 1949 года и скончался от сердечного приступа. Он умер гражданином России, так и не приняв никакого другого гражданства. Могила певца не сохранилась.

Глядя на луч пурпурного заката,

Стояли мы на берегу Невы.

Вы руку жали мне; промчался без возврата

Тот сладкий миг; его забыли вы…

До гроба вы клялись любить поэта;

Боясь людей, боясь пустой молвы,

Вы не исполнили священного обета;

Свою любовь - и ту забыли вы…

Но смерть близка; близка моя могила.

Когда умру, как тихий шум травы,

Мой голос прозвучит и скажет вам уныло:

Он вами жил… его забыли вы!..

Статья опубликована в газете «Экстра» №20 от 17 мая 2017 года

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

1, 5 года будет длиться путешествие супругов Тереничевых с дочками-двойняшками

Съёмочную группу ЗабТВ встретили очень тепло, маленькие детские руки сразу потянулись к микрофону. Семья Тереничевых необычная пара, после нескольких лет творчества в Чите, Катя и Денис отправились покорять столицу России. Свой переезд ребята называют полным выходом из зоны комфорта, но в тоже время активным ростом в работе. Счастливой неожиданностью стало рождение двойни Влады и Леры, сейчас девочкам уже больше года. Творческие родители занимаются съёмками тревел – шоу, активными участниками которого являются и их дети.  Денис ТЕРЕНИЧЕВ:   «Полное название проекта 2+2. Путешествие с детьми. Если вы будете вбивать в поисковике просто 2+2, вы можете найти не детский контент. Это проект, который придумался компанией Босиком продакшн, в частности Катей, для канала телепутешествие.   Так как бюджет был небольшой. Озвучили небольшие деньги. Мы понимали, что нужно придумать историю для 3 человек, не считая двух детей. Это скорее всего 2 героя и оператор. Так как часовой проект, а если два героя и оператор, ты не можешь отправить режиссёра, потому что на него нет денег и так далее. Значит – это мы».  Екатерина ТЕРЕНИЧЕВА:  «А так как у нас есть дети, они присоединились к нам».  Денис ТЕРЕНИЧЕВ:  «Мы задались вопросом, кому мы можем доверить привезти эту часовую историю? Доверить можем только себе. Точнее 21 – часовую историю».  Екатерина ТЕРЕНИЧЕВА:  «Проект у нас большой. По России. На самом деле прикольно, путешествовать с детьми по России. И очень тяжело, потому, что у нас в принципе для детей ничего не приспособлено. Какие детские комнаты? Есть в европейской части, чуть дальше уезжаешь. Мне кажется, кто строит города, не думают, что у нас мамы с детьми проживают. Потому что ничего нет».   Каждая серия travel - сериала – это один город или регион, который ребята покоряют с детьми. Самое интересное, что съёмки реальные, без постановочных сцен. Семью Тереничевых снимают за обедом, во время прогулок, попыток добраться не очень удобными способами до того или иного места. Ребята смеются и говорят о том, что носить свои вещи и двух девочек занятие не из лёгких.  Екатерина ТЕРЕНИЧЕВА:  «Сейчас такой тренд – современное материнство. После роддома выходят. И начинаются кафешки, рестораны, торговые центры. Люди стали этим интересоваться. А предлагают в основном спальный отдых, Турция, Египет. А на самом деле с детьми можно спокойно путешествовать.  - Папе тоже хочется такой отдых, спальный, просто спать  Но такого не будет никогда. Потому что мы савраски, мы любим, смотреть на всякие достопримечательности. Вот человека подготовили, надели ему розочку».  - Но всё пошло не по плану».   Путешествия ребят будут длиться целых 1,5 года. Архиву фотографий и видео Тереничевых можно только позавидовать. Ведь это кадры, по которым можно отследить каждый день взросления Влады и Леры.   «Мы сначала дурачки решили сразу ехать. Мы подумали, а поедем – как мы на 4 месяца с детьми, в Тьму таракань, но это не реально конечно. И мы решили по месяцу хотя бы».  Мы реально не представляли насколько это будет сложно. Просто с детьми путешествовать сложно, а путешествовать, снимая, а ещё нас всего 3 человека. Иногда мне приходится операторские вещи таскать с собой, потому что он снимает в этот момент. Как мы выходим из вагона поезда. Я несу всё на себе, он это снимает. И мы так и идём, со всеми вещами до тралика, реального. Это трушное путешествие.  Проект ребят не гламурная история. Они не могут позволить себе отдых вдвоём, ведь в незнакомом городе оставить девочек просто не с кем. Незнакомые няни тоже не вариант. А проблем с детками хватает.   Екатерина ТЕРЕНИЧЕВА:  «Дети заболели. Оператор короче заболел. Заразил всех нас и детей. Мы застраховались. Это конечно огромная проблема, конечно всё работает, когда денежки платишь. Вот ты заплатил денежку всё вроде должно работать. А когда тебе это реально надо – это проблема. Мы долго вызывали врачей. Но слава богу там море, мы заболели на море, было тепло. Девчонки быстро выздоровели. Мы застопорились в Феодосии на несколько дней».  На вопрос остаётесь ли вы коренными читинцами. Ребята смело отвечают «ДА». Катя и Денис даже стараются сохранить наш диалект. Ведь от употребления слов «чо» и «моя», как говорится,  никто не освобождал. Оканье и аканье москвичей для ребят так и не стало родным. Уже через неделю, Тереничевы возвращаются к съёмочному процессу. Отправляются в своё большое, семейное путешествие с маленькими и любимыми непоседами. Юлия Седельникова, Анатолий Мишаков, ЗабТВ

Новости -

Политолог: «Осипов будет принят народом, если устранит «команду утопленников»

Постоянные заседания и командировки, резкие замечания в адрес чиновников. Ряд уже решенных актуальных проблем. Александр Осипов заявил о себе очень громко. Какое же впечатление произвел на Забайкальцев новый глава? «Мы будем за ним наблюдать. В принципе, некоторые вещи мы одобряем. Просто еще слишком мало времени прошло, чтобы оценить. Надеемся на лучшее. «Еще не знаем его совсем. Понятия не имеем, как будет. Время покажет.»вЃ  «Хорошо отношусь. Пока все начинания мне нравятся»вЃ  «Очень положительно. Я вот такого работящего губернатора не припомню в нашем крае. Дай Бог ему удачи, здоровья и терпения. И что б он наш край хоть маленько оживил. Видно, что он старается, очень хороший человек. Знает, как надо работать. Как он говорит, бумажку отправил и исходящую поставил. Что б бумажка эта работала и следить за ней, что б какой-то конечный результат был. Очень приятный на внешность, очень импонирует.» Политологи тоже считают, что Осипов показывает себя с положительной стороны, хоть и замечают за ним некоторые ошибки. Дмитрий КРЫЛОВ, заведующий кафедрой политологии ЗабГУ:  «Он высказывается как эксперт, как специалист. Естественно, то, что сегодня ему приходится работать с аппаратом – это как раз какое-то новое качество, отрабатываемое человеком в плане его теперешней деятельности. Поэтому сегодня ему приходится находить какой-то свой стиль, поэтому я не считаю, что мы сейчас можем сказать, что это будет в итоге. А та экспрессия, с которой он действует, возможно она направлена на то, чтобы расшевелить местное общество чиновников. Заставить их все-таки шевелиться, делать что-то в реальности, а не только в плане отображения показателей на бумаге». Работа главы напрямую зависит от настроения людей, считает Дмитрий Крылов. Что бы обзавестись поддержкой населения, необходимо действовать, в первую очередь, в интересах простых жителей края. Дмитрий КРЫЛОВ, заведующий кафедрой политологии ЗабГУ: «Как вы считаете, нам, забайкальцам, стоит ли возлагать на него большие надежды? -Честно говоря, руководитель он может быть «семь пядей во лбу», как я считаю, но если само население будет занимать позицию пассивную, то рассчитывать не на что» Так же Дмитрий Крылов отметил, что эффективность работы напрямую зависит от коллектива, который возглавляет губернатор. И первое, что необходимо сделать Александру Осипову - сменить команду. Дмитрий КРЫЛОВ, заведующий кафедрой политологии ЗабГУ:  «Сегодня губернатору края нужна такая, которая будет активно работать с ним. Не которую надо постоянно будить, заставляя что-то делать, а именно реально направлять те необходимые действия, которые будут приниматься. Прежняя команда, я ее называю команда утопленников. Они утопили и Гениатулина, и Ильковского, и Жданову. Считать этих людей теми, кто будет сегодня решать проблемы Забайкалья. Я не считаю так». Иван Тимофеев, Анастасия Шадрина, ЗабТВ.