10 декабря, понедельник, 10:10
СООБЩИТЬ НОВОСТЬ

Долой стыд!

Ирина Баринова / Чита историческая, 15:20, 1 июня 2017 /
Долой стыд!

Если вы думаете, что к нам в Читу 100 лет назад приезжали только «классики», то ошибаетесь. В конце мая 1917 года первая полоса «Забайкальской нови» запестрела анонсами: «29 мая состоится только одна гастроль-вечер-лекция известного футуриста жизни йога Владимира Гольц­шмидта». Этот, как бы его сейчас назвали, «неформал» решил научить читинцев «как надо жить», рассказал об «исканиях истинной любви» и эпатировал «солнечными радостями тела».

Мощная шея, голая грудь

Вряд ли ошибусь, сказав, что в тот вечер зал читинского Мариинского театра был набит до отказа. Отзывы об этом вечере не сохранились, но Гольц­шмидт, прокатившись по другим городам Сибири, собирал только аншлаги. Оно и немудрено, если на театральной афише выделялся его портрет - породистое лицо под вьющимися волосами, мощная шея, голая грудь, а среди оглушительных призывов («Дадим пощёчину общественному вкусу!») в качестве друзей упоминались Маяковский, Хлебников, Каменский и Бурлюк.

Известно, что молодой и дерзкий Владимир Маяковский выходил на сцену в жёлтой кофте, а основоположник русского футуризма Давид Бурлюк с лорнеткой и нарисованной на щеке лошадкой. Гольц­шмидт же являлся к зрителям в лиловой шёлковой рубахе.

Вот как в том же 1917-м описывал его выход поэт и прозаик Матвей Ройзман:

«На эстраду вышел атлетического сложения человек, напоминающий участников чемпионата французской борьбы. Ворот рубашки с глубоким вырезом открывал бычью шею, короткие рукава обнажали бицепсы. На лице футуриста жизни, на шее, на волосах лежали слои пудры бронзового цвета, что делало его похожим на индуса, йога. Атлет развернул широкие плечи, вдохнул с шумом воздух, раздувая мощную грудь, и стал говорить о том, что каж­дому человеку нужно беречь своё здоровье и закаляться. Для этого носить летом и зимой лёгкую одежду, при любом морозе не надевать шапки, пальто или шубы. Он требовал, чтобы завтра утром каждый, кто слушает его, выбросил бы свои шапки, шляпы, шарфы, кашне, башлыки, сорочки, кальсоны, воротнички, особенно крахмальные… В доказательство своей «программы жизни» он тут же продемонстрировал своё отлично поставленное дыхание, поднятие тяжестей, сгибание некоторых железных предметов».

Гастролёр, у которого «на поросшей буйными волосами голове никогда (о, ужас!) нет шляпы, на ногах дамские чулки, а в левом ухе болтается серьга полуторавершковой, по крайней мере, длины и соответствующей, конечно, тяжести», призывал вернуться к природе, к естественности, провозглашая непримиримую борьбу с предрассудками и условностями.

В заключение футуристу «на огромном блюде принесли большую печёную картофелину, он положил её целиком в рот, съел. Потом взял обеими руками блюдо, отвёл его от себя подальше и с силой ударил им по своей голове. Голова первого русского йога осталась целой, а блюдо разлетелось на куски...». Восторженная публика обласкала йога аплодисментами и засыпала цветами и подарками.

На языке грядущего

Известно, что Владимир (он же Вольдемар и Влади-Мир) Робертович Гольц­шмидт, называвший себя культуристом, лектором, киноактёром и поэтом, значительную часть жизни провёл в гастролях по Российской империи и СССР с платными лекциями по «оздоровлению». В 1916-м, спасаясь от призыва в действующую армию, он совместно с поэтом-футуристом Василием Каменским, предпринял турне по городам Крыма и Кавказа. В 1917 году география его лекций расширилась ещё и Сибирью. Тогда он и посетил Читу.

Если судить по афише, к нам Вольдемар приехал не один. Его сопровождала «футуристка-босоножка» Елена Бучинская - пепельноволосая с узорами на лбу. Гольц­шмидт вещал о «солнечных радостях» внебрачной любви и демонстрировал позы йогов, а «босоножка» декламировала стихи, сопровождая их пластичными движениями рук. Свои «стихопредставления» Елена Бучинская (кстати, дочь писательницы и поэтессы Надежды Тэффи) называла «словопластикой». Обычно в этих поездках был третий - Василий Каменский. Но на читинской афише это имя не значилось.

Немногочисленные стихи Гольц­шмидта современники называли «дикими» и «стихобреднями». Сам же автор-авантюрист не гнушался афер, но его выступления привлекали «избранную и отборную публику» и давали «приличный сбор». Зрители же уходили из театра воодушевлёнными: торжество обновлённой жизни не за горами, ведь его приближают поэты, художники, музыканты, говорящие на языке грядущего.

Владимир Гольцшмидт в образе аборигена. Начало 1920-х

Красивый был человек

Эпатажный Гольц­шмидт снялся у Александра Ханжонкова в «Княжне Ларисе», написал книгу «Духовная жизнь и физическое развитие современного человека», а в конце 1917 года поселился в Москве и вместе с Каменским стал совладельцем «Кафе поэтов», где на вечерах обнажённого и освобождённого тела «голые девушки танцевали без всякого прикрытия».

Зимой 1918 года искатель приключений привёз на санках в сквер Театральной площади гипсовую фигуру. Установил её на сугроб. Собралась толпа.

- Товарищи москвичи! Перед вами временный памятник гениальному футуристу жизни Владимиру Гольц­шмидту, - провозгласил ловец славы и начал читать свои стихи.

Как вспоминал Матвей Ройзман, «те, кто не знали его в лицо, аплодировали; а кто знал - стоял в недоумении. Тогда кто-то крикнул: «Вы же и есть Владимир Гольц­шмидт!». Сразу поднялся крик, шум. Чья-то палка опустилась на голову гипсового гения. Потом другая. Через минуту там лежала груда черепков».

В воспоминаниях современников есть немало забавных случаев. Однажды летним утром Гольц­шмидт вышел из подъезда на Пет­ровке в «костюме Адама». С ним - две девушки в «костюмах Евы», которые несли белое полотнище с чёрными буквами «Долой стыд!». Голый поэт вещал, что самое красивое на свете - это человеческое тело, и скрывать его под одеждой - святотатство. «Неформалов» окружил народ. И тут какая-то бойкая старушка закричала: «Ах вы, бесстыжие!» и начала лупить девиц зонтиком. Обозлившись, первый русский йог вырвал зонт из рук старушки. Толпа не на шутку рассердилась, но тут подоспели милиционеры и доставили всех троих в отделение милиции.

Возмутителей спокойствия держали в камере предварительного заключения, а после суда выслали из Москвы с правом жительства повсюду, кроме столицы. Непоседливый Владимир Гольц­шмидт вновь отправился в провинцию.

Интересно, что в двадцатые годы он ещё раз побывал в Чите - теперь уже с компанией сподвижников. Молодые горожанки сходили с ума. Одна из них, некая Вера М., влюбилась в Гольц­шмидта настолько, что отправилась с ним покорять Дальний Восток, став с лёгкой руки футуриста «поэтессой Ирмой».

Предстояло плыть на пароходе, но один из вояжеров, у которого была часть общих денег, напился и к отплытию опоздал. «Артисты» еле наскребли на одну каюту третьего класса для всех. Было голодно и тесно. И тут, как в 2015 году описала эту историю газета «Аргументы недели», «Гольц­шмидт уговорил Ирму отдаться капитану, чтобы разместил получше. Капитан, увы, оказался сволочью: женщиной попользовался, но на всех выделил лишь одну каюту первого класса, правда, разрешил выступать перед пассажирами и дал скидку в буфете». Говорят, в Благовещенске оскорблённая читинка написала на Гольцшмидта в милицию - мол, ею торговал. Но быстро забрала заявление. Поэту-йогу дали десять суток за торговлю контрабандными шёлковыми чулками, но сразу выпустили по амнистии.

В 20-е годы он продолжал путешествовать с лекциями и даже практиковал «домашние гипносеансы». Как вспоминала художница Екатерина Баркова, Гольц­шмидт «где-то в Белоруссии наделал много ерунды, то есть соблазнял жён ответственных работников, внушал им всяческие неподобающие речи насчёт йогов (те в провинции его с удовольствием слушали), а потом он накрал у них много ценных вещей и куда-то исчез. Красивый был человек».

«Путешественник вокруг света, известный спортсмен, писатель, лектор и киноартист» Владимир Робертович Гольц­шмидт умер в 1954 году в Ташкенте - нищий и всеми забытый.

Футуризм (лат. Futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.

Статья опубликована в газете «Экстра» №22 от 31 мая 2017 года

КОММЕНТАРИЕВ: 3
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1004213
    Движение "Долой стыд" имело популярность в Советской России в 20-е годы наряду с новыми течениями свободной "творческой интеллигенции, творящих себе новых кумиров. После того как они перешли границу дозволенного - их прикрыли. Начали возрождаться на стыке 50-60 годов: "Чуваки и чувихи" и им подобные сборища аморальных типов. Тоже долго не протянули. Потом более умеренные "стиляги". Теперь тоже модно обнажать тело где не походя, а прибивание мошонки к брусчатке на Красной площади" выдается за искусство и свободу личности. Борис Петрович
    Ответить
  • 833192
    Яркая жизнь! Шикарный дядька! Сомнительно только,что при таких фонтанирующих идеях помер " в 1954 году в Ташкенте - нищий и всеми забытый".В любом случае-неординарная личность.Нынешние заезжие "коучеры личностного роста" - всякие еловеги и гандапасы, в подмётки ему не годятся
    Ответить
    6
    2
  • 833155
    На верхней фотке ,справа,мужик похож на актера из интернов).
    Ответить
    2
    0
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
Новости -

1, 5 года будет длиться путешествие супругов Тереничевых с дочками-двойняшками

Съёмочную группу ЗабТВ встретили очень тепло, маленькие детские руки сразу потянулись к микрофону. Семья Тереничевых необычная пара, после нескольких лет творчества в Чите, Катя и Денис отправились покорять столицу России. Свой переезд ребята называют полным выходом из зоны комфорта, но в тоже время активным ростом в работе. Счастливой неожиданностью стало рождение двойни Влады и Леры, сейчас девочкам уже больше года. Творческие родители занимаются съёмками тревел – шоу, активными участниками которого являются и их дети.  Денис ТЕРЕНИЧЕВ:   «Полное название проекта 2+2. Путешествие с детьми. Если вы будете вбивать в поисковике просто 2+2, вы можете найти не детский контент. Это проект, который придумался компанией Босиком продакшн, в частности Катей, для канала телепутешествие.   Так как бюджет был небольшой. Озвучили небольшие деньги. Мы понимали, что нужно придумать историю для 3 человек, не считая двух детей. Это скорее всего 2 героя и оператор. Так как часовой проект, а если два героя и оператор, ты не можешь отправить режиссёра, потому что на него нет денег и так далее. Значит – это мы».  Екатерина ТЕРЕНИЧЕВА:  «А так как у нас есть дети, они присоединились к нам».  Денис ТЕРЕНИЧЕВ:  «Мы задались вопросом, кому мы можем доверить привезти эту часовую историю? Доверить можем только себе. Точнее 21 – часовую историю».  Екатерина ТЕРЕНИЧЕВА:  «Проект у нас большой. По России. На самом деле прикольно, путешествовать с детьми по России. И очень тяжело, потому, что у нас в принципе для детей ничего не приспособлено. Какие детские комнаты? Есть в европейской части, чуть дальше уезжаешь. Мне кажется, кто строит города, не думают, что у нас мамы с детьми проживают. Потому что ничего нет».   Каждая серия travel - сериала – это один город или регион, который ребята покоряют с детьми. Самое интересное, что съёмки реальные, без постановочных сцен. Семью Тереничевых снимают за обедом, во время прогулок, попыток добраться не очень удобными способами до того или иного места. Ребята смеются и говорят о том, что носить свои вещи и двух девочек занятие не из лёгких.  Екатерина ТЕРЕНИЧЕВА:  «Сейчас такой тренд – современное материнство. После роддома выходят. И начинаются кафешки, рестораны, торговые центры. Люди стали этим интересоваться. А предлагают в основном спальный отдых, Турция, Египет. А на самом деле с детьми можно спокойно путешествовать.  - Папе тоже хочется такой отдых, спальный, просто спать  Но такого не будет никогда. Потому что мы савраски, мы любим, смотреть на всякие достопримечательности. Вот человека подготовили, надели ему розочку».  - Но всё пошло не по плану».   Путешествия ребят будут длиться целых 1,5 года. Архиву фотографий и видео Тереничевых можно только позавидовать. Ведь это кадры, по которым можно отследить каждый день взросления Влады и Леры.   «Мы сначала дурачки решили сразу ехать. Мы подумали, а поедем – как мы на 4 месяца с детьми, в Тьму таракань, но это не реально конечно. И мы решили по месяцу хотя бы».  Мы реально не представляли насколько это будет сложно. Просто с детьми путешествовать сложно, а путешествовать, снимая, а ещё нас всего 3 человека. Иногда мне приходится операторские вещи таскать с собой, потому что он снимает в этот момент. Как мы выходим из вагона поезда. Я несу всё на себе, он это снимает. И мы так и идём, со всеми вещами до тралика, реального. Это трушное путешествие.  Проект ребят не гламурная история. Они не могут позволить себе отдых вдвоём, ведь в незнакомом городе оставить девочек просто не с кем. Незнакомые няни тоже не вариант. А проблем с детками хватает.   Екатерина ТЕРЕНИЧЕВА:  «Дети заболели. Оператор короче заболел. Заразил всех нас и детей. Мы застраховались. Это конечно огромная проблема, конечно всё работает, когда денежки платишь. Вот ты заплатил денежку всё вроде должно работать. А когда тебе это реально надо – это проблема. Мы долго вызывали врачей. Но слава богу там море, мы заболели на море, было тепло. Девчонки быстро выздоровели. Мы застопорились в Феодосии на несколько дней».  На вопрос остаётесь ли вы коренными читинцами. Ребята смело отвечают «ДА». Катя и Денис даже стараются сохранить наш диалект. Ведь от употребления слов «чо» и «моя», как говорится,  никто не освобождал. Оканье и аканье москвичей для ребят так и не стало родным. Уже через неделю, Тереничевы возвращаются к съёмочному процессу. Отправляются в своё большое, семейное путешествие с маленькими и любимыми непоседами. Юлия Седельникова, Анатолий Мишаков, ЗабТВ

Новости -

Политолог: «Осипов будет принят народом, если устранит «команду утопленников»

Постоянные заседания и командировки, резкие замечания в адрес чиновников. Ряд уже решенных актуальных проблем. Александр Осипов заявил о себе очень громко. Какое же впечатление произвел на Забайкальцев новый глава? «Мы будем за ним наблюдать. В принципе, некоторые вещи мы одобряем. Просто еще слишком мало времени прошло, чтобы оценить. Надеемся на лучшее. «Еще не знаем его совсем. Понятия не имеем, как будет. Время покажет.»вЃ  «Хорошо отношусь. Пока все начинания мне нравятся»вЃ  «Очень положительно. Я вот такого работящего губернатора не припомню в нашем крае. Дай Бог ему удачи, здоровья и терпения. И что б он наш край хоть маленько оживил. Видно, что он старается, очень хороший человек. Знает, как надо работать. Как он говорит, бумажку отправил и исходящую поставил. Что б бумажка эта работала и следить за ней, что б какой-то конечный результат был. Очень приятный на внешность, очень импонирует.» Политологи тоже считают, что Осипов показывает себя с положительной стороны, хоть и замечают за ним некоторые ошибки. Дмитрий КРЫЛОВ, заведующий кафедрой политологии ЗабГУ:  «Он высказывается как эксперт, как специалист. Естественно, то, что сегодня ему приходится работать с аппаратом – это как раз какое-то новое качество, отрабатываемое человеком в плане его теперешней деятельности. Поэтому сегодня ему приходится находить какой-то свой стиль, поэтому я не считаю, что мы сейчас можем сказать, что это будет в итоге. А та экспрессия, с которой он действует, возможно она направлена на то, чтобы расшевелить местное общество чиновников. Заставить их все-таки шевелиться, делать что-то в реальности, а не только в плане отображения показателей на бумаге». Работа главы напрямую зависит от настроения людей, считает Дмитрий Крылов. Что бы обзавестись поддержкой населения, необходимо действовать, в первую очередь, в интересах простых жителей края. Дмитрий КРЫЛОВ, заведующий кафедрой политологии ЗабГУ: «Как вы считаете, нам, забайкальцам, стоит ли возлагать на него большие надежды? -Честно говоря, руководитель он может быть «семь пядей во лбу», как я считаю, но если само население будет занимать позицию пассивную, то рассчитывать не на что» Так же Дмитрий Крылов отметил, что эффективность работы напрямую зависит от коллектива, который возглавляет губернатор. И первое, что необходимо сделать Александру Осипову - сменить команду. Дмитрий КРЫЛОВ, заведующий кафедрой политологии ЗабГУ:  «Сегодня губернатору края нужна такая, которая будет активно работать с ним. Не которую надо постоянно будить, заставляя что-то делать, а именно реально направлять те необходимые действия, которые будут приниматься. Прежняя команда, я ее называю команда утопленников. Они утопили и Гениатулина, и Ильковского, и Жданову. Считать этих людей теми, кто будет сегодня решать проблемы Забайкалья. Я не считаю так». Иван Тимофеев, Анастасия Шадрина, ЗабТВ.