Маршрутки - прошлый век. Даешь большие автобусы!
Проблемы с общественным транспортом в Чите остро стоят уже не один год. Местные жители жалуются на нехватку маршруток и на недостаточное количество мест в них. Муниципального автобусного парка в Чите нет, основную транспортную нагрузку несут на себе маршрутки «частников» и, как показывает опыт, не справляются. Общественный транспорт в городе не систематизирован. Скопления людей на остановках в «час пик» стали нормой. По опыту других городов не вместительные маршрутки решили заменить большими автобусами. Край закупит 77 автобусов для развития транспортной системы до 2021 года. Первые из них выйдут на маршруты уже в начале сентября этого года.
Маршрутки: некрасиво, некачественно, дорого
Изначально маршрутки вводились как временный способ перевозки горожан. Но «нет ничего более постоянного, чем временное».
Использование микроавтобусов влечет за собой повышенную частоту движения и, тем самым, увеличивается загруженность городских улиц. Поэтому развивать транспорт большой вместимости просто необходимо.
Автобусы малого класса вмещают не более 20 пассажиров, они нарушают эстетику города, а водители маршрутных такси постоянно создают аварийные ситуации на дорогах. И стоимость проезда в этом виде транспорта, как правило, выше, чем в остальных.
Блогеры-урбанисты считают этот вид транспорта пережитком прошлого.
- Я действительно против такого быстрого вида транспорта. Во-первых, водители водят крайне неаккуратно. Все пассажиры подпрыгивают на местах. Водитель видимо не в курсе, что в нашей стране проблемы с дорогами. Если попадется другой такой гонщик — всем пассажирам кранты. Во-вторых, скорость означает только одно — резкие остановки. В маршрутке очень трудно находиться — ее колбасит то вперед, то назад, - пишет популярный интернет-блогер Вениамин Векк.
Резко о маршрутках высказывается известный блогер Илья Варламов, который назвал Читу мусорной столицей:
- Маршрутки – они как паразиты на теле города. Проблема в бомбилах и маршрутках, которые также любят устраивать отстой в первом ряду, не давая автобусам нормально подъехать к остановке. Да, их также нужно убирать. Бомбил совсем, заменяя их легальными, официальными такси, стоящими на специально оборудованных стоянках. Маршрутки... Для начала наводить с ними порядок. Почему автобусы и троллейбусы не отстаиваются в ожидании своей очереди прямо на проезжей части около остановки? Потому что они это делают на специально оборудованных для этих целей площадках, за пределами основной проезжей части. Что мешает также поступать и маршруткам? Да в общем-то ничего, кроме отсутствия соответствующего желания.
Транспортная «болезнь» города излечима
Те, кто привык бороться за глоток воздуха в маршрутке могут выдохнуть с облегчением - по городу начнут ходить большие автобусы, в которых мест в разы больше, чем в нынешних «Фиатах», «Фордах» и «Газелях». На одном из заседаний Заксобрания региона депутаты обратились к врио губернатора. Александр Осипов сразу отреагировал на тему, раскритиковав местный общественный транспорт:
- Во-первых, сейчас совершенно неподобающее качество организации этих перевозок, отношения к людям и качество сервиса. Графики по маршрутам не соблюдаются. Качество перевозок низкое. Поведение водителей тоже вызывает вопросы. Мы запланировали предоставить городу автобусы. Эта задача решается впервые, - сказал Александр Осипов.
От слов быстро перешли к делу - краевая власть решила закупить новые большие автобусы и ввести их на маршруты уже в начале сентября 2019 года. Край закупит 77 автобусов для организации пассажирских перевозок в отдаленных районах города до 2021 года.
Перевозку на новых автобусах организует администрация Читы с привлечением специализированного автотранспортного предприятия. Обещают, что автобусы будут ходить до 23 часов.
Новые автобусы – спасение?
Во многих городах России замену маршруток большими автобусами начали еще несколько лет назад. Например, муниципальная власть Москвы на эту тему высказалась еще в 2016-м: «Реформа эта направлена, прежде всего, на то, чтобы шагнуть на качественно новый уровень пассажирских перевозок. Тот самый, который можно увидеть в цивилизованных городах всего мира». Сегодня во всей западной части страны успешно практикуется перевозка почти на 100% только большими автобусами.
В Чите большие автобусы увеличат провозную способность более чем в 3 раза. Они вмещают от 52 до 90 пассажиров.
Одно из преимуществ: в них можно рассчитываться банковской картой, бесконтактно. Кроме этого, технологии позволяют сделать онлайн-отслеживание нужного маршрута через специальные сервисы. Например, один из таких - «Яндекс-транспорт» - показывает, где именно находится нужный автобус, как долго его ждать. Для этого необходимо иметь лишь телефон с интернет-соединением и возможностью отслеживания местоположения. Сейчас в нашем городе это приложение не работает.
Внешний вид у автобусов, конечно, тоже значительно выигрывает на фоне маршруток. А также они практичнее, безопаснее и каждый из них оборудован системой ГЛОНАСС, это помогает оперативно отслеживать происшествия.
Выход в рейс первых 11 автобусов в Чите запланирован на начало сентября 2019 года. Пресс-служба министерства территориального развития Забайкальского края сообщила ZAB.RU по каким маршрутам будут осуществляться перевозки:
- №9 «Сенная падь – маг. Восточный»,
- №12, «Вокзал – ул. Линейная»,
- №17 «ул. Верхоленская – пос. ГРЭС»,
- №18 «Вокзал – КСК»,
- №30 «ул. Баранского – мкр. Солнечный – ул. Баранского»,
- №37 «д/к Строителей – ТЭЦ-1»,
- №40 «Театральная площадь – Аэропорт».
Автобусы закупают в рамках реализации Плана социального развития центров экономического (федеральная программа). Маршруты определили с учётом мнения местных жителей. Для этого в Сети проводили специальный опрос. Фаворитом среди ответов стал маршрут «КСК - центр», именно в нем нуждаются больше всего. Маршруты и классы автобусов выбирали сами читинцы, путем голосования на официальном сайте министерства и в социальных сетях.
Организовывать перевозку пассажиров будет администрация Читы с привлечением специализированного автотранспортного предприятия. Министерство строительства,дорожного хозяйства и транспорта пока не называет точное предприятие. Однако в пресс-службе ведомства отметили, что на работу существующих маршруток это не повлияет (они принадлежат частным лицам). Стоит всё же сказать,что муниципальный общественный транспорт будет работать до 23:00 и в этом его преимущество над частниками, которые обычно заканчивают работу гораздо раньше.
С внедрением первых автобусов станет понятно, насколько эффективен этот вид транспорта в крае. В Минстрое региона на новый общественный транспорт возлагают большие надежды.
- Внедрение больших автобусов в транспортную систему позволит оптимизировать пассажиропоток и повысить качество перевозок. Обеспечить бесперебойную работу пассажирского транспорта в столице региона, - рассказал министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Алексей Гончаров.