Дорога, идущая напролом
В статье «Жемчужина в угольной пыли» мы уже поднимали часть проблем борьбы чикоян за сохранение природы. Эта борьба продолжается и обостряется, поскольку власть имущие и угледобытчики не хотят прислушаться к мнению народа и протаскивают решения, выгодные лишь для них. Спор о потенциальном маршруте дороги для транспортировки угля – серьёзная сторона этого конфликта.
Выгода угольщиков –главное?
Кто знает прекрасный уголок нашего края в Красночикойском районе с его уникальной природой – богатой флорой и фауной тайгой, кедровниками, рекой Чикой, входящей в особо охраняемую зону бассейна озера Байкал, хорошими сенокосами, выпасами – тот не может остаться равнодушным к тому, что над этой уникальной природой и над жителями Красного Чикоя нависла серьёзная опасность. Причина тому – угольные месторождения, расположенные в долине реки Чикой, которые, с одной стороны, могут быть источником материального богатства и наполнения бюджета, с другой – угрожают природе, здоровью и привычному образу жизни местного населения. Об этом много рассказывают разные СМИ, но, на наш взгляд, главный вопрос – почему наша региональная власть стоит не на стороне жителей Красночикойского района, а пытается сломать их сопротивление разными способами – ответа пока нет.
Чтобы не быть голословными, мы попросили коренного жителя Красного Чикоя, бывшего главу района, ныне депутата муниципального Совета «Красночикойский район», возглавляющего там комиссию по экологии и природопользованию, предпринимателя Георгия Негодяева поделиться своим мнением по поводу происходящего в его родном районе.
- У нас был небольшой угольный разрез, уголь хороший, качественный, - сказал Георгий Александрович. - Потом заговорили о крупных разработках, в пределах 5 млн. тонн в год, прошла презентация этого проекта. Показали карту, на которой видно, что дорога по которой намечается вывоз угля, пойдёт по противоположной стороне реки. Потом через мост и по нашей территории. Начали вникать в проект. Оказалось, дорога планируется не общего пользования. То есть ведомственная дорога, технологическая. Ехать по ней - нужно брать разрешение. Если его нет, владельцы ни за что не отвечают. Но и не это главное. Осенью 2021 года владельцы разреза нам заявили, что дорога будет идти сквозь наши сёла, буквально проламываться через них по живому. Жители возмутились, стали сопротивляться, собирать подписи против. Публичное обсуждение по строительству этой дороги показало, что все без исключения жители района против такого маршрута дороги.
Поясним, что речь идёт о проекте автомобильной дороги ООО "Разрезуголь" Зашулан-Гыршелун в Красночикойском и Хилокском районах, которая должна обеспечивать грузотранспортную связь угольного карьера разреза «Зашуланский» с объектами транспортной инфраструктуры. Конфликт получился между компанией «Разрезуголь» и местными жителями потому, что по проекту дорога должна проходить вблизи шести сёл сразу: Зашулан, Афонькино, Черемхово, Стеклозавод, Усть-Ямаровка, Ядрихино. Ясно, что людей это обеспокоило: при перевозке угля в большом количестве неизбежна угольная пыль, которая грозит уничтожить сенокосы и пастбища, нанести большой вред флоре и фауне, минеральному источнику и курорту Ямаровка.
- Для того, чтобы дорога начала строиться, нужна государственная экологическая экспертиза, - продолжает Георгий Негодяев, - в том числе оценка воздействия на окружающую природу. В представленном нам проекте было масса неточностей и просто вранья, они откуда-то его списывали. Вплоть до того, что перепутали название нашего района… Мы подключили общественность, экологические организации, СМИ. Но региональная власть и угольщики, тем не менее, продолжают продвигать свой проект. Апофеоз – публичное обсуждение. Власть края никто не представлял – ни законодательную, ни представительную, ни исполнительную. Общественники выступали. И тут впервые от угольщиков прозвучал термин «железная дорога». Эта для нас было новостью. Раньше о ней не было разговоров.
Я встал и говорю: у вас ещё два варианта маршрута дороги есть. Тот, что первоначально был представлен, мы согласились с ним. И ещё вариант –напротив угольного месторождения есть падь - Большая речка. Идите по ней, и выйдете куда надо. Но мои предложения приняты не были, дескать, нам это не выгодно. У них только одно: экономическая нецелесообразность, экономическая эффективность, мнение народа не интересует.
Заметим, на публичных слушаниях 19 декабря 2021 года руководитель Красночикойского филиала регионального отделения по Байкалу Александр Давыдов сказал:
-Изучив документы, я лично прихожу к такому мнению, что проект составлен ради экономии, решили по долине Чикоя, по самым освоенным людьми территориям провести дорогу. Это вместо того, чтобы поступить по-хозяйски: от Зашулана можно сразу идти в горы, чтобы всю долину не трогать, никому не мешать, пыль не поднимать и так далее. Поэтому, я считаю, данный проект идёт в противоречие с интересами местного населения, в противоречие с природоохранными положениями, принятыми мировым сообществом. Поэтому данный проект не может быть нами одобрен.
Участники слушаний стопроцентно проголосовали против представленного проекта маршрута дороги.
Уведомляем – и точка…
Что здесь больше всего удивляет, так это позиция губернатора Александра Осипова, его команды, которые однозначно встали на сторону ООО «Разрезуголь», игнорируя интересы жителей Красночикойского района. Да, конечно, он прав в том, что в крае производительные силы должны развиваться, промышленность должна приносить доход бюджетам, в том числе и районному. Но делается это так, как будто его не интересует ни уникальная природа этого уголка нашего края, ни жители с их тревогой за свои угодья, здоровье и т.д. Задачу он видит в одном – продавить предложенный проект дороги.
- Я видел, как осваивалось Тугнуйское месторождение угля на территории Петровск-Забайкальского района, - говорит Георгий Негодяев. - Там вся природа испорчена, нет теперь и населения. Там горы отвалов. Страшно всё это видеть. Можно так же испохабить и Чикойскую долину. Можно загубить реку Чикой, там ведь сеть речушек, своеобразная фауна, флора. Угольщикам придётся делать руслоотводы. Меня удивляет, как власти относятся к этому спокойно, словно смотрят безучастно на эти проблемы, со стороны.
Спрашиваю у Георгия Александровича, бывал ли губернатор Осипов в районе, встречался ли с людьми и какие аргументы приводил?
- Он у нас бывал, - отвечает собеседник. - Я присутствовал на его встрече с населением. Он вёл себя беспардонно, не соглашался с доводами местной власти, считает, что углю быть, дорогу надо строить. Осипов, как мы поняли, ищет инвестора не на Зашуланское, а на Чикойское месторождение, это совсем другой уровень. Если раньше говорилось о 5 миллионах, то тут уже говориться о почти 20 миллионах тонн угля в год. Создаётся угроза над сёлами, которые окажутся в стеснённом положении – вред здоровью людей, сенокосам, пашням и т.д. Главное – наши люди дорожат тайгой, уникальной природой, которую можно в два счёта загубить. У нас и так кедровники брошены, никто за ними не ухаживает. Для жителей района тайга – это и кормилица, это и отдых душой. Ещё нас оскорбляет то, что с народом никто не хочет считаться, некоторые краевые руководители вообще считают, что с народом советоваться не надо, проект, дескать, носит уведомительный характер. А как же Конституция РФ? Когда жители Чикоя на сто процентов проголосовали против, к нам зачастили визитёры из краевой администрации, начали обрабатывать главу поселкового Совета, давить, угрожать и т.д.
При нашей беседе Георгий Александрович много раз уточнял: жители района не против добычи угля. Но они против и никогда не согласятся с тем, чтобы разработки месторождений наносили вред и здоровью людей, и их вековому укладу жизни и природе района. Это их земля, говорит собеседник, и они будут до конца бороться за свои интересы.
На чьей стороне вы, губернатор Александр Осипов?