Жемчужина в угольной пыли
Жители Красночикойского района в очередной раз взволнованы появившимися слухами о том, что в районе хотят расширить добычу угля. Детонатором послужили сообщения о том, что глава представительства Забайкальского края в федеральном правительстве Пётр Попов на конференции в Москве выступил с докладом «Развитие угольной промышленности в Забайкальском крае». После этого на международном уровне заговорили и о расширении добычи угля на Зашуланском месторождении в Красночикойском районе.
Осада национального парка
Что касается Петра Попова, нового заместителя Александра Осипова, то с него взятки гладки – человек со стороны совершенно не знает территории Забайкальского края, его специфики, интересов и чаяний жителей. Поэтому, очевидно, так легко, по-кабинетному, относится к тому, чтобы покушаться на забайкальскую природу. Даже на такую святыню, как национальный парк «Чикой», создание которого десятилетиями добивались жители Красночикойского района.
Напомним несведущим, что в феврале 2014 года правительство РФ издало постановление о создании национального парка «Чикой». В частности, в нём говорится: «Принять предложения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и правительства Забайкальского края о создании национального парка "Чикой" на землях лесного фонда общей площадью 666467,73 гектара в Красночикойском районе Забайкальского края». С тех пор национальный парк отнесён к ведению Министерства природных ресурсов РФ, которому предписывалось обеспечить режим особой охраны природных комплексов и объектов на землях национального парка. И, прежде чем соглашаться с заместителем председателя федерального правительства Александром Новаком о расширении совместного с китайской стороной освоении Зашуланского месторождения угля, Петру Попову следовало изучить историю вопроса и не поддерживать эту идею, а, напротив, выступить против неё.
Это вопрос не только и не столько экономический, сколько о проблеме здоровья людей и сохранении уникальной природы. На территории Красночикойского района с его прекрасной и ранимой тайгой, реками и озёрами имеются здравницы, в том числе и такая всероссийская как курорт Ямаровка. Но меркантильные интересы до сих пор нередко берут верх. Даже сейчас, когда национальный парк находится под государственной защитой, по берегам реки «Чикой» нередко действуют разного рода золотодобытчики, оставляя после себя «лунный пейзаж», а природоохранные службы закрывают на это глаза. А дорога для вывоза угля из Зашуланского месторождения, уже и сегодня изрядно разбита и проходит вблизи курорта Ямаровка.
Как всё это сопрягается, например, с заявлением губернатора Александра Осипова: «Для нашего региона сегодня главным приоритетом является сбережение и приумножение народа. Это значит, что нас должно быть больше, и мы должны быть лучше. Значит должно рождаться много здоровых детей, у детей должна быть… возможность получить хорошее образование, хорошие медицинские услуги».
Пока, судя по всему, эти слова не находят подтверждения в реальных делах.
Буферная зона под очередной атакой
Данная атака на природу Красночикойского района и национальный чикойский парк – не первая в новейшей истории данной территории. Одной из серьёзных причин, которые много лет тормозили создание на территории Красночикойского района национального парка, явилось то, что здесь было обнаружено небольшое месторождение урана. Встал вопрос: что важнее - национальный парк или урановые разработки? Против урановых разработок в пользу парка высказалось население Красночикойского района на референдуме, есть многочисленные заключения и рекомендации учёных, не возражало против парка и руководство Забайкальского края, Минприроды РФ. А страсти не утихали. Кому-то очень хотелось начать в уникальной тайге разработку уранового месторождения. Алчность имела своих влиятельных сторонников, которых всё же удалось сломить. И вот сегодня, судя по всему, над реликтовой природой национального парка нависла новая угроза – расширение добычи угля на Зашуланском месторождении.
Не грех вспомнить, что немалая часть Забайкальского края находится в бассейне озера Байкал, и все негативные экологические изменения, естественно, отражаются на жителях нашего региона. Население пользуется водой из рек бассейна Байкала, а флора и фауна очень чутко реагирует на общую экологическую обстановку, огромное влияние на которую оказывает это озеро.
В своё время мы даже имели свою региональную целевую программу «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории в административных границах Читинской области (2004-2005 годы)». Этот документ был продолжением в целой череде не только региональных, но и российских, а также международных решений, направленных на сохранение этого уникального сибирского озера. Сейчас же в эту зону, которая, помимо всего прочего, является буферной, охранной зоной озера Байкал и защищена законами ЮНЕСКО, намерены войти некие добытчики угля, которым законы не писаны.
Жаль, что в настоящее время власти Забайкальского края не имеют новой программы, аналогично принятой ранее. В то же время проблемы не только не исчезли, но ещё больше обострились. Вспомним, что в своё время В.В.Путин росчерком пера на карте перенёс строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО)» непосредственно с береговой части Байкала вглубь территории. Это, конечно, повлекло значительное удорожание проекта. Но сделано это было, чтобы исключить даже малейшую возможность загрязнения Байкала из-за случайной аварии на нефтепроводе.
Напомним, что в соответствии с международной Конвенцией по охране всемирного, культурного и природного наследия в 1996 году озеру Байкал был присвоен статус объекта (участка) всемирного природного наследия. Этот статус подтверждает признание озера Байкал в качестве уникального природного объекта планетарного значения. С другой стороны, присвоение данного статуса влечёт за собой необходимость определённых экологических обязательств как в целом Россией, так и субъектами РФ, входящими в Байкальский регион. Сохранение экосистемы озера Байкал в значительной степени зависит от характера хозяйственной и природоохранной деятельности на территории его водосборного бассейна. К нему относится 21% территории Забайкальского края, а федеральный закон «Об охране озера Байкал», принятый ещё в 1999 году, закрепляет основные направления охраны озера. Важным аспектом закона является то, что сфера его действия не ограничивается лишь акваторией озера и охватывает всю территорию его бассейна и зоны атмосферного влияния. Таким образом, вводится категория «Байкальской природной территории». К буферной зоне Байкальской природной территории относятся Красночикойский, Петровск-Забайкальский, Хилокский и часть Читинского района нашего края. Она также включает в себя бассейны рек Хилок и Чикой, систему Ивано-Арахлейских озёр и озера Арей.
Так, может быть, Александр Осипов разъяснит своему заместителю, представительствующему в Москве, что представляет из себя Красночикойский район, национальный парк «Чикой» и что важнее – угольный разрез или здоровье жителей края.