Вечная война между мотоциклистами и автомобилистами
Как уже сообщал портал ZAB.RU, только за минувшие выходные в Забайкальском крае произошло три ДТП с участием мотоциклистов. Травмы в результате аварий получили водители двухколёсных транспортных средств. В двух случаях виноваты были водители мотоциклов. Для того, чтобы предупредить автомобилистов о том, что на дорогах после зимы стали появляться мотоциклисты, забайкальская общественная организация «Мотосовет» провела специальную акцию. Сотрудники ГИБДД совместно с байкерами раздавали водителям листовки с просьбой быть внимательнее на дорогах. В свою очередь автомобилисты просили мотоциклистов быть взаимовежливыми и не нарушать правил дорожного движения. Какие опасности могут подстерегать мотоциклиста на дорогах?
Среди мотоциклистов очень распространено жаргонное слово «токсичка». Оно, видимо, произошло, от слова «токсикоз» или «интоксикация», то есть означает отравление. «Токсичка» - это когда тебе не терпится покататься на мотоцикле. Она приходит примерно в декабре и начинает медленно, но уверенно отравлять сознание. К февралю «токсичка» достигает такой степени, что мотоциклист места себе не находит и пытается заполнить мысли всем, связанным с мотоциклами: просмотром фильмов, чтением литературы, покупкой запчастей, встречами с друзьями по увлечению.
Холод, песок и люки
Зима в нашем крае длинная и суровая. С октября превалирующее большинство мотоциклистов уже загоняют своих железных коней в гаражи. Лишь небольшой процент продолжает кататься до самых холодов. Однако, это осенью. Весной же сезон все открывают по-разному. Матёрые байкеры, привыкшие к комфортной езде, предпочитают выкатываться на дороги города в конце апреля или даже в начале мая. Новички же с нетерпением ждут не тепла, а того момента, когда дороги освободятся из-под снега. Мол, этого достаточно для того, чтобы выехать. Собственно, это и есть одна из причин ДТП. В первых числах апреля в прошлом году на Титовской сопке разбился парнишка. Он превысил скорость, не справился с управлением и вылетел на встречную полосу под грузовик. Многие осуждали его и за то, что он нарушил правила дорожного движения, за то, что он ехал без документов, но, главное, за то, что он так рано решил сесть на мотоцикл. Проблема в том, что у двухколёсного транспортного средства очень маленькое пятно контакта с асфальтом. Если у машины четыре широких колеса на мягкой резине, то на байке лишь две туго накачанных покрышки, которые имеют свойство скользить. Когда мотоциклисту надо повернуть, он не поворачивает руль, а лишь наклоняется вместе со своим транспортным средством. Этот способ поворота называется закладыванием. Здесь колесо наиболее подвержено срыву с дороги, что и произошло на Титовской сопке. Холодный асфальт и задубевшая резина совершенно не сочетались друг с другом, что и привело к трагедии. Нужно сказать, что не только холодный асфальт при повороте может стать причиной заноса и опрокидывания. При наезде на канализационный люк, особенно после дождя, может произойти то же самое. Весь Читинский район – это одна большая песочная плита. Его наносит ветром на дороги, а убирают не всегда. Песок, попадая между асфальтом и колесом, служит своего рода смазкой, которая и отправляет мотоциклиста в кювет. Наконец, ещё одной причиной падения может стать машинное масло, разлитое на дороге, или разметка. То, что масло скользкое – это объяснять не надо, а вот на разметке остановимся подробнее. В старые добрые времена разметку обновляли каждый год с помощью специальной краски. За год она стиралась, а по весне наносили новую разметку. Город как будто сразу преображался, становился светлее. Сейчас чья-то умная голова решила, что обновлять разметку – это прошлый век, поэтому нужно делать полосы на асфальте с помощью пластика. Как мотоциклист и автомобилист, я скажу, что идея из ряда вон плохая. Мало того, что пластик бледнеет, сереет, выгорает или просто исчезает и вообще не видно стоп-линию, так он ещё и скользкий как лёд. При проезде пешеходного перехода упасть на мотоцикле, поскользнувшись на пластике – секундное дело.
Есть мнение
«Каждый, кто решает сесть на мотоцикл, должен, прежде всего, позаботиться о том, что у него должно быть до покупки мотоцикла. Например, водительское удостоверение нужной категории. Если человек определился с классом мотоцикла и выбрал спортивный, то не нужно забывать про экипировку. Профессиональный комбинезон идёт и с пропиткой, и с защитой, и со вставками. Мы знаем множество случаем, когда первый сезон становился последним», - рассказывает Андрей Матвеев, член забайкальской общественной организации «Мотосовет». К сожалению, происходит всё наоборот. У байкера сбылась места всей жизни, и он купил мотоцикл. Удовольствие, прямо скажем, очень не дешёвое, учитывая тенденцию последнего года, когда цены на мотоциклы выросли в полтора раза. Однако же, купить байк – полбеды. Его нужно ещё подготовить к сезону. Одно колесо на мотоцикл может стоить, как четыре новых японских колеса на автомобиль. Дорогое моторное масло, дорогие фильтры. Например, воздушный фильтр в Honda Steed стоит почти две тысячи рублей. Один поршень в Suzuki Boulevard – почти пятьдесят тысяч. По этой и многим другим причинам некоторые новички экономят на качественной экипировке, предпочитая ездить на спортивном мотоцикле в шортах, сланцах и майке. Авария в таком виде и на скорости под двести километров в час – и человека будут хоронить в закрытом гробу. Спортивные мотоциклы, конечно, имеют большой скоростной и манёвренный потенциал, но и требуют к себе соответствующего отношения. Дело тут даже не только в деньгах, но и в откровенной лени. Например, кто захочет надевать непродуваемо-непромокаемый комбинезон в тридцатипятиградусную жару? Мол, я быстренько прокачусь вокруг города и вернусь, ничего не страшного не случится.
Самая главная причина
Вот мы с вами и дошли до того места, которое упорно пропускает мимо ушей пятьдесят процентов байкеров в Забайкалье, а именно до правил дорожного движения. Среднестатистический дисциплинированный водитель автомобиля уверен, что если дорога однополосная и слева виднеется двойная сплошная, то никто точно не может там появиться. Отнюдь. Движение между рядами – основное место, по которому двигаются мотоциклисты. Причём, двигаются они на таких скоростях, что к их появлению не всегда можно быть готовым. Банальный пример, вы в автомобиле прижали ремень безопасности дверью. Открываете её, чтобы освободить ремень, и в это мгновение в открытую дверь прилетает байкер, которого до того момента вообще не было видно на горизонте. Мотоциклист, впервые попробовав возможности мотоцикла, не всегда будет соблюдать правила дорожного движения. Всё равно случается так, что здесь срезал через сплошную, здесь на красный проехал, здесь скорость привысил. Именно поэтому складывается мнение, что байкеры – это лихачи, «смертники», «хрустики», «фарш» и так далее. Если ты купил мотоцикл, чтобы получать удовольствие от поездки, то у тебя и документы будут в порядке и манера езды адекватной. А если ты купил мотоцикл, чтобы пофасонить перед девчонками, чтобы избавиться от комплекса собственной неполноценности, то рано или поздно ты окажешься в реанимации или в морге. И неизвестно, что хуже. Некоторые аварии бывают такими, что я предпочёл бы умереть быстро, а не медленно.
Ночь
Ночь, ветер в лицо, огни города, скорость, что может быть круче!? Круче может быть только ослепление фарами встречной машины, открытый люк на неосвещенном участке дороги, или же пешеход на нерегулируемом пешеходном переходе. Движение на скорости сорок километров в час на приятно урчащем мотоцикле, действительно, доставляет немалое удовольствие при езде по ночному городу. Особенно, если асфальт хороший. Я однажды имел удовольствие разговаривать с пилотом спортивного мотоцикла, который утверждал, размахивая руками, что мотоцикл безопаснее автомобиля. Он говорил, что при падении можно сконцентрироваться, направить своё тело в нужную сторону и не получить ни царапины. Собственно, спустя год он попал в аварию и так сумел сконцентрироваться, что перенёс три операции на раздробленной ноге, пожизненную хромоту и больше никогда не смог сесть на мотоцикл. Это не более чем красивая легенда, переходящая от байкера к байкеру, что при падении ты можешь концентрироваться. Обычно так говорят те, кто ни разу не падал. Я падал. Два раза. Давайте опишу, как это происходило. Ты медленно едешь по хорошей, ровной, прямой и абсолютно пустой асфальтовой дороге. Сбавляешь скорость перед светофором и через долю секунды уже катишься по асфальту, а рядом скользит на боку твой мотоцикл. Поскользнулся на песке и даже не понял, как упал. И это на скорости сорок километров в час.
Пропусти дурака
Многие байкеры свято верят в то, что все остальные участники дорожного движения им, как говориться, должны. Должны предугадать дальнейший манёвр, должны пропустить, должны уступить, должны понять и простить. Лишь те, кто водит и мотоцикл, и автомобиль, так не думают. Потенциал байка таков, что он может за две секунды разогнаться до ста километров в час, может мгновенно перестроиться и даже развернуться на ровном месте. Автомобилисты не готовы к таким манёврам, поэтому случаются ДТП. Собственно, иногда происходит и диаметрально противоположное. Некоторые автомобилисты пытаются подрезать мотоциклиста, вытолкнуть его из полосы и прочее. В этом случае не стоит лезть на рожон и просто уступить, руководствуясь правилом трёх «Д»: «Дай дорогу дураку». То же самое касается и грузовых автомобилей. Если вы не уверены, что сможете протиснуться между мусоровозом и бетоновозом, не нужно лезть в эту щель, дабы не погибнуть страшной смертью. В конце концов, мотоцикл, это лишь средство передвижения, а не жизненно важный агрегат. Для спортивных мотоциклов и потенциала, которые они имеют, наш город не предназначен совершенно из-за качества дорог. Я даже больше скажу – любой город не предназначен для спортивных мотоциклов, поскольку передвижение на скорости сорок километров в час бессмысленно для байков такого класса, а полёт на скорость двести километров в час не соответствует городскому движению в принципе. Я глубоко убеждён, что спортивный мотоцикл на то и спортивный, чтобы использоваться только на гоночных треках, где есть все условия для безопасного падения. В крайнем случае, на федеральных трассах, где хороший асфальт, отсутствие пешеходов, люков и рельсов позволяет контролировать мотоцикл.