Школьные годы чудесные...

Борис Ветров / Общество, 14:14, 25 августа 2022

Очередной учебный девятимесячный период для детей и родителей стартует на следующей неделе. Канцтовары, учебники, форма, расписание, и обязательные поборы на ремонт классов и покупку наглядных пособий теперь до следующего года будут занимать умы родителей школьников. Моя коллега Полина Милина недавно подробно рассказала, сколько стоят сборы в школу сегодня. В наше время все было проще. И дешевле… 

Сейчас эти предосенние хлопоты: беготня по магазинам, обертывание учебников и тетрадей и даже заточка карандашей вспоминаются с ностальгическим умилением. Но тогда нам казалось, что жизнь закончилась вместе с ушедшим летом…

 Наш советский дресс-код 

 До 1977 года сборы в школу начинались с похода к портнихам. Введенная в 1948 году школьная форма, похожая на военную (ремень, гимнастерка, фуражка) была отменена во время хрущевской оттепели, и если девочки были вынуждены носить платья гимназического образца (коричневые или синие, с черным фартуком, который в праздничные дни сменялся на белый), то мальчикам повезло – одежда была для них более-менее вольная. В спортивных костюмах, правда, никто не ходил, ибо выглядели они по-другому, да и не имели той эстетической нагрузки, которая присуща этому виду одежды сегодня.

В магазинах же тех лет купить что-то более-менее ноское для ребенка семи лет было очень сложно. И те, у кого не было пресловутого блата – отправлялись к швеям-надомницам.

Правда, с 1977 года родители пацанов вздохнули с облегчением – Минобразования снова ввело единую школьную форму. Теперь это были темно-синие костюмы полуспортивного покроя с блестящими пуговицами и нарукавной эмблемой из дерматина. Она была двух видов – или красная с книгой и солнцем, или синяя со стилизованным изображением атома и тоже книгой. Стоила такая форма не дороже 25 рублей и продавалась повсюду. Так что проблем у родителей больше не возникало. Кстати, ту самую полушерстяную отличного качества ткань делали в те времена на Читинском камвольно-суконном комбинате. Чита одевала практически всех советских школьников.

Правда, после восьмого класса по негласной, но устоявшейся традиции, пацаны резко переходили на обычные мужские костюмы классического покроя. Школьное руководство, как правило, протестовало пару недель, но затем отставало. А к десятому классу соблюдение дресс-кода и вообще ограничивалось пиджаком. Вместе с ним надевали джинсы, водолазки и кроссовки, и теперь уже трудно было разобрать, кто перед тобой: школьник или студент. Девушки дико завидовали – им предстояло еще два года таскать опостылевшую гимназическую форму.

С начала 80-х годов в школы пришла повальная мода на чемоданчики – «дипломаты». Самыми модными считались те, что были выполнены из черного пластика и имели металлическую окантовку, а также щелкающие замки. Верх престижа – японские дипломаты с замком–шифром. До этого времени в почете у старшеклассников были холщовые сумки с изображением западных рок-звезд, или сделанные кустарями Одессы пластиковые пакеты с Пугачевой и Боярским. Пацаны из младших классов пределом мечтаний видели военную полевую сумку – сказывалось присутствие штаба ЗабВО и большое количество детей офицеров.

 Скромно, но со вкусом 

С одной стороны внешняя убогость угнетала, с другой – не надо было мучится с выбором. Это я про школьные тетради. Они были двух видов – по 12 и 18 листов, с однотонными обложками блеклых цветов. Все это делалось не от бедности, а по правилам внутреннего распорядка страны: единообразие и скромность. На последней странице обложки обычно печатали таблицы умножения, квадратных корней, основные физические постоянные величины или законы пионеров. Общие тетради тоже не баловали яркими расцветками, и отличались только видом обложек: они были или клеенчатыми, или — картонными. Простые тетради стоили 2 и 3 копейки, общие до 20.

Линейки и угольники были, в основном, деревянными – леса тогда хватало на внутреннее употребление. А вот транспортиры делались из листового алюминия – можете представить богатство страны, позволяющей себе такое? Были, конечно, и пластмассовые принадлежности. Из них более всего ценились офицерская линейка, достать которую в магазинах было невозможно. Такими линейками владели дети многочисленных в то время в Чите военных. А еще предметом гордости, зависти и вожделения являлись фломастеры. Достать их так же было очень трудно, а еще труднее купить заправку для этих чудо-карандашей. Поэтому их заправляли тройным одеколоном – рисовали они после этого бледно, но хватало еще примерно на полгода. Кстати, в школах (очевидно в борьбе за равенство) до середины 80-х годов не разрешали пользоваться фломастерами.

Зато карандаши и краски отличного качества продавались в изобилии, и стоили копейки. В среднем, чтобы полностью экипироваться к школе, за глаза хватало трех рублей. Самыми престижными считались чешские карандаши Koh-i-noor, с ластиком в золоченой оправе на противоположной грифелю стороне. А самыми распространенными были карандаши «Союз», в твердом, мягком, и полумягком варианте.

 «Ябедник» 

В начальных классах он казался символом взрослости и солидности. Но затем очень часто от него хотелось избавиться. Речь идет о «паспорте» школьника – дневнике. Он имел белую или серо-зеленоватую картонную обложку, на которой – данные ученика, как на тетрадке, только подробнее, включая район, край и прочее.

Чего только не вытворяли с дневниками те, у кого были основания бояться родительского или учительского гнева – теряли, прятали, «забывали дома». Исправляли на лучшие или проставляли несуществующие оценки, ловко подделывая подпись учителя. Самые предусмотрительные покупали в начале года два одинаковых дневника, чтобы в случае появления «особо опасных» записей можно было заменить страницы, аккуратно разогнув скрепки.

 Одёжка для книжки 

А вот учебники выдавали бесплатно – это официальный факт. В конце книги печатали табель, куда ставили оценку за состояние книги в конце года. Учебники сдавали в школьную библиотеку и получали новые на следующий год.

Учебники полагалось оборачивать. Для этого в ход шло все, вплоть газетной бумаги или миллиметровки. Чаще всего книги обертывали калькой. Но верхом счастья было достать самоклеящуюся прозрачную пленку. Это был супердефицитный товар, и когда ее «выбрасывали» в свободную торговлю, очередь часто превосходила столпотворение за колбасой или зимними сапогами. Учебники в такой «одежке» сохранялись» идеально.

 Щит от учителя 

Был период, когда по рекомендациям Минздрава школьников обязывали брать с собой в школу подставку для книг. Считалось, что благодаря подставке ученики не портят зрение. К тому же она экономит место на столе. Большой любовью подставки среди учащихся не пользовались из-за немалого веса (ведь их приходилось носить с собой в школу каждый день), вдобавок металлические части подставки могли порвать в портфеле тетради. Но, с другой стороны, за подставками было удобно прятать шпаргалки и списывать.

 Выставка народного творчества 

Настоящим проклятием для родителей первоклассников были многочисленные наглядные пособия, которые надо было делать своими руками. Главным из них была «Касса букв и слогов». Она представляла собой папку с множеством карманчиков, куда вставлялись вырезанные из плотной бумаги буквы и наиболее распространенные в русском языке слоги. Работа была необычайно муторная и кропотливая, в ход шли любые подручные материалы, но, в конце концов, кассы представляли собой истинные произведения прикладного родительского искусства.

Знали бы те родители, что предстоит испытать их детям, когда они будут собирать уже своих чад в школу, и сколько это будет стоить…