Центр управления общественным мнением

Дмитрий Плюхин / Политика, 12:23, 22 марта 2023

Не умеют наши забайкальские СМИ как положено интервьюировать чиновников. У слуг народа натуры тонкие, ранимые, чувствительные -  буквально сгорают люди на работе от напряжённого труда, нервничают и переживают. Совсем не зря ведь им миллионные премии платят.

 А что делают журналисты? Подыскивают острые темы, задают животрепещущие, иногда очень неудобные вопросы. Тем самым восстанавливают интервьюируемого против себя, ибо подобные вопросы вовсе не способствуют укреплению авторитета власти, да и по самолюбию частенько бьют ой как больно. Посему нечего удивляться, когда измученный работой чиновник вдруг замыкается в себе, не отвечает на вопрос или увиливает от него, отбрасывает микрофон, кидает на стол ручку или просто разворачивается и уходит. Не отстают от журналистов и граждане, особенно во время прямых эфиров: всячески стараются вопрошать о злободневном и наболевшем (если, конечно, получится спросить).

Интервьюеры должны понимать, что сохранение имиджа и репутации, их поддержание (пусть даже искусственное) для представителя власти – один из основных объектов переживаний. Причём переживания эти – коллективные. Чиновник в своих волнениях не одинок, за него тревожатся и выше- и нижестоящие. Те, что выше, должны дать команду ниже, а те, что ниже, сделать всё, чтобы оградить коллегу от всего неудобного и бросающего тень на него, а значит на власть в целом. И это правильно! Вопросы на интервью надо подбирать тщательно. Если их не задают – придумывать, если задали – надлежащим образом перефразировать и использовать в ответе его неудобную часть, либо не задавать вообще.

 Ярким примером такого щадящего подхода к интервью с чиновником являются прямые эфиры ЦУР – Центра управления регионом Забайкальского края. И пусть их мало, кто смотрит, к фильтрации вопросов там подход очень ответственный.

 К примеру, 20 марта на страничках соцсетей ЦУРа состоялся прямой эфир с участием главы Тунгиро-Олёкминского района Михаила Ефанова. В анонсе гражданам было предложено заранее задать вопросы в комментариях к предстоящему эфиру. Поскольку в районе, главой которого является Ефанов, интернета практически нет, ни одного вопроса под анонсом не появилось вплоть до начала интервью. Идеальные условия, когда избиратели не могут ни спросить, ни ответа услышать. Но даже в этой ситуации сотрудники ЦУР оказались на высоте, в том числе - когда под анонсом прямого эфира появилось несколько вопросов.

Скриншот со страницы ЦУР Забайкальского края ВКонтакте.

 Один из пользователей соцсети ВК спросил: «…почему в последние годы вашего правления в должности главы администрации района нарушилась моральная обстановка между населением? Что произошло? Ведь раньше не было такого». Вопрос, конечно, интересно построен, но вполне понимаем. Однако интервьюер из ЦУР Яна Елина решила его главе района не задавать. И правда, зачем? Всё-равно жители района не увидят и не услышат ответа. Да и ответить сходу на такой вопрос сможет не каждый, а вдруг ляпнет чего. Нет, такой вопрос точно не нужен.

 За час до эфира оставил свои вопросы в комментариях и внештатный корреспондент ZAB.RU. Вот один из них: «Какова цель участия в таких вот прямых эфирах, если жители района не имеют никакой возможности даже сеть ВКонтакте загрузить, а не то чтобы написать вопрос и посмотреть видео, тем самым оценить и обсудить Ваше выступление?». И тут ведущая проявила себя, как настоящий профессионал: вопрос был проигнорирован, но задан в другой, более мягкий и простой форме: «Жители жалуются, что в районе … нет связи, и нет интернета. Как ведется работа в этом направлении?». Разумеется, жители села Тупик и всего района тут же услышали сетование главы о том, что он сожалеет, что они не могут увидеть его интервью и что-нибудь у него спросить.

 Следующий вопрос по следам публикаций на Заб.ру также был проигнорирован: «В 2022 году Вы были удалены в отставку судом в связи с утратой доверия. В интересах государства, которое перестало Вам доверять, выступили прокуратура и суд. В результате Вас не только отправили в отставку, но и внесли в общероссийский реестр лиц, уличённых в коррупционных нарушениях. Как Вы считаете, должен ли чиновник в подобной ситуации сохранить лицо и с достоинством уйти, или он должен принять происходящее за беззаконие и происки «врагов» и всеми способами продолжать прорываться во власть, заручившись поддержкой крупной партии и вышестоящей власти?». Нельзя такое спрашивать! Что люди подумают? А что чиновник ответит? Вопрос профессионально проигнорировали. Это пример открытости и непредвзятости – нет таких вопросов, значит нет и ситуации такой, ничего не было, вы всё врёте и мы открыто об этом молчим.

 Проигнорирован был вопрос и о ситуации конфликта интересов между Михаилом Ефановым, как высшим должностным лицом района, и его отцом - директором компании, с которым глава района, находящиеся в его прямом подчинении сотрудники и учреждения ведут финансово-хозяйственную деятельность на крупные суммы.

Скриншот со страницы ЦУР Забайкальского края ВКонтакте.

Ну а дальше интервью шло, как по маслу. Внезапно откуда-то появились вопросы о возможности восстановления авиасообщения с Читой, о содержании дорог и пр. Но как не старался внештатник Заб.ру найти эти вопросы под анонсом и под самим прямым эфиром – увы, не смог. Значит и здесь был применён чёткий профессиональный подход: если вопросов нет, их надо придумать. А лучше – заранее, чтобы интервьюируемый мог подготовиться.

Утритесь, журналисты. Оттачивайте своё мастерство в общении с чиновниками. Ведь у них за спиной вся власть, целый коллектив избранных, назначенных, приехавших, да и уехавших тоже. А теперь есть еще и целый Центр управления регионом. Учитывая вышесказанное, его можно назвать Центром управления общественным мнением.