Сегодня нельзя проводить домашнюю уборку

Культура, 17:24, 9 июня 2008

Умная голова — хорошо, а влиятельная мама — ещё лучше. Некрасивая история с зачислением дочери Аягмы Ванчиковой, заместителя губернатора Забайкальского края, на бюджетное обучение в МГИМО, началась ещё в середине августа и вызвала бурную реакцию у общественности и журналистов. Что неудивительно, ведь попасть в этот университет очень сложно, и конкурс на места огромный. Но, как оказалось, есть лазейка — целевое обучение. Туда и была зачислена Аляна Ванчикова, а заказчиком оказалась Администрация Бурятского Округа.

Сразу после того, как журналисты обратили внимание на эту ситуацию, в Интернете появились ожидаемые негативные комментарии от простых забайкальцев. Многие из них сами являются родителями и были бы рады отправить своих детей учиться в один из самых престижных ВУЗов страны, но... Удовольствие это недешёвое. Обучение в МГИМО стоит, в среднем, от двух миллионов рублей. Что остается людям, кроме возмущения в соцсетях?

Однако после ряда публикаций в местных СМИ, обычно толстокожая Аягма Ванчикова расплакалась в своём Instagram, записывая видеообращение. Мол, хейтеры покусились на святое, травят её семью, её детей, и вообще, несправедливо с ней обошлись.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Ванчикова Аягма (@vanchikova_ayagma) 31 Авг 2020 в 1:12 PDT

«Дорогие земляки! Ну, прежде всего хочу выразить слова благодарности тем землякам, которые поддержали меня и мою семью в это непростое тяжёлое время для нашей семьи, покуда организована какая-то практически травля. Создан негативный фон вокруг поступления моей дочери в университет, причём абсолютно на каких-то лживых фактах. Это, конечно же, огорчает не только меня, но и, прежде всего, мою дочь, которая невольно стала участником практически такого гонения против неё и, соответственно, против всей семьи. Мы очень переживаем по этому поводу. Думали, ситуация каким-то образом, возможно, разрешится, но, к сожалению, во всех сетях появляются различные комментарии, в том числе и очень негативного, оскорбительного характера по поводу моей дочери», — говорит замгубернатора.

«Моя дочь, как и все дети, имела мечту и хотела поступить, конечно же, в этот университет. И для этого она очень старалась, она училась, и даже, может быть, в какой-то мере в ущерб общению со своими сверстниками, со своими друзьями, одноклассниками.

Она является победителем многих олимпиад, соревнований, конкурсов, о чём свидетельствует достаточно увесистое школьное портфолио. За все 11 лет обучения у неё ни разу не было ни одной четвёрки, и итогом является получение двух золотых медалей — одна федеральная медаль за отличные успехи в учёбе, и вторая медаль региональная за признание её заслуг. У неё есть отдельное достижение и в языках, и в других предметах.

В своё внеурочное время она самостоятельно изучила ещё один язык. И этот язык ей будет нужен и при поступлении, и во время учёбы. И свою там уже профессиональную траекторию она выстраивает — это китайский язык. И надо сказать, она знает его на очень хорошем уровне. Она получила, буквально успела перед ковидной инфекцией защитить HSK 4-й уровень — на профессиональном языке это означает очень хорошее владение китайским языком, на уровне практически студента профильного высшего учебного заведения», — рассказала Ванчикова о своей дочери.

И ведь никто не сомневается в том, что ребенок, на самом деле, способный (только вот в полное отсутствие четверок как-то не верится). Но о поступлении в МГИМО мечтают если не все, то многие, а поступает на бюджет дочь чиновницы.

Кроме того, в истории с трудным поступлением в университет, оказался замешан проклятый коронавирус. Выяснилось, что дочь Аягмы Ванчиковой незадолго до ЕГЭ перенесла инфекцию.

«Но, к сожалению, условия пандемии диктовали свои условия, и мы все, вся наша страна перешла на дистанционное обучение. Несмотря на это ребёнок не сломался, ребенок собрался и продолжал настойчиво изучать все предметы, по которым планировалось сдавать единые государственные выпускные экзамены. Но, к сожалению, буквально за два дня до начала первого ЕГЭ моя дочь заболела Ковидом. Мы эти времена очень тяжело переживали, конечно же, боялись не успеть сдать все экзамены, но, слава богу, вылечились, получили второй отрицательный тест буквально за один день до объявления дополнительного срока экзаменов. И практически в два дня в эти дополнительные дни она сдала у меня все ЕГЭ.

Конечно же, эти сильные таблетки, они наверное, оказали какое-то влияние. Мы сдали немного не на те ожидаемые баллы. Конечно же, хотелось получить максимальные результаты по всем предметам, и она готовилась к этому, но, к сожалению, не совсем удалось на фоне этого лечения, на фоне этой стрессовой, психологической ситуации — тяжёлое было. Но сдали чуть похуже — 94 балла, 98 баллов. Но и это баллы очень хорошие, отличные баллы.

Во время всего этого лечения мы, конечно, консультировались с приёмными комиссиями всех высших учебных заведений, куда подали заявление, ровно как и все абитуриенты по всей нашей стране», — рассказала чиновница.

А вот здесь возникает вопрос: раз дочь Ванчиковой заразилась вирусом, то была ли она изолирована от семьи на время лечения? Контактировала ли с ней сама Аягма Гармаевна, которая, в свою очередь, по долгу службы каждый день общается с десятками людей?

Ну и рассказ про «сильные таблетки» и ковид на фоне происходящего, честно говоря, выглядит как попытка надавить на жалость и отвести взгляд от самого волнующего вопроса: кто заплатит за обучение дочери чиновницы в топовом ВУЗе страны? Спойлер: ответа не будет.

«Вот то, о чём муссируется, целевой договор, что это платный договор. Это абсолютно не так, не верьте каким-то злым домыслам. Этот целевой договор с любым работодателем может заключать каждый абитуриент, покуда договор заключается между работодателем будущим и самим абитуриентом. Это говорит о том, что человек после окончания университета будет трудоустроен и будет применять достойно те знания, полученные в том университете, с которым заключился договор.

Обучение абсолютно бесплатное, никто ни с какого уровня… Это я читала обсуждение, комментарии. Кто-то предполагает, что из бюджета субъекта платят, кто-то предполагает, что из муниципального бюджета — всё это враньё, чистой воды враньё. Прошу вас, в это не верьте, и не надо всё это обсуждать и муссировать. Ребёнок поступил, ребёнок счастлив», — сказала Ванчикова.

Но и тут интересно получается. Наша редакция направляла запросы в Администрацию Бурятского Округа и пресс-службу Правительства Забайкалья. В АБО сразу же заявили, что в их расходах такая статья не предусмотрена.

«Администрация Агинского Бурятского округа заключает договоры на целевое обучение с молодыми людьми, в котором фиксирует их обязательство отработать после завершения ВУЗа в администрации не менее трех лет. Всего в этом году в разные вузы по целевому набору поступают три человека, причём не только в столичные, но и Дальневосточные вузы. Приоритет у отличников, тех, кто набрал высокий балл по ЕГЭ. В администрации АБО назвали недостоверными сведения, что оплата обучения ведется за счет средств регионального или муниципального бюджета. Договоры с абитуриентами не предусматривают финансирования», — первый комментарий пресс-службы Правительства.

«В бюджете не предусмотрены средства на целевое обучение специалистов. Обучение в МГИМО не предполагает регионального или муниципального финансирования, осуществляется за счет бюджетных мест образовательной организации», — ответ АБО на запрос.

На наш вопрос, зачем в Агинском специалист по энергетической дипломатии, нам ответили, что Забайкальский край граничит с Монголией и КНР. И заинтересован в развитии внешнеэкономических связей. А вот на вопрос о том, когда и в каком порядке проводился конкурс на замещение должности, которую займет Аляна Ванчикова после целевого обучения — нет. Пресс-служба Правительства Забайкальского края наш запрос, можно сказать, проигнорировала — нам просто еще раз продублировали на почту ответ от АБО. И судя по ответу, губернатор Александр Осипов о нашем письме был осведомлен, и ситуация его не смущает.

«В соответствии с запросом от 26 августа 2020 года №99 сообщаю, что по поручению губернатора Забайкальского края Администрацией Агинского Бурятского округа Забайкальского края направлен ответ на аналогичный запрос от 26 августа 2020 года №101.
Повторно направляем Вам ответ исполняющего обязанности заместителя председателя Правительства Забайкальского края руководителя Администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края, направленный 28 августа 2020 года».

«Прошу вас, не травмируйте ребёнка. Я понимаю, конечно, в большей степени накладывает отпечаток на всё это обсуждение моя какая-то общественная деятельность, но это ни в коей мере не должно отражать и затрагивать какие-то личные, глубоко личные, глубоко семейные отношения. Я открыта к диалогу по работе, но прошу не трогать моих детей. Детям жить. Я думаю, каждый из вас должен это понимать. Ещё раз спасибо большое за внимание и благодарю тех, кто поддерживает меня. Спасибо», — закончила Аягма Ванчикова.

Очень скромно замгубернатора отозвалась о своей службе — «какая-то общественная деятельность». И детей никто не трогает — почти все негативные комментарии касаются самой чиновницы. И ведь история могла бы даже и не начинаться, если бы семья Ванчиковых оплатила обучение своей дочери из своего кошелька (доходы четы позволяют такие траты — за 2019 год Аягма Гармаевна задекларировала 3,8 миллиона рублей, её муж — 1,3 миллиона). Поступи Аляна Ванчикова в какой-нибудь из университетов в Новосибирске, или, скажем, Владивостоке, внимания на это вообще никто бы не обратил. А если бы чиновница решила поддержать забайкальское образование и отправила дочку учиться в ЗабГУ, или тот же Нархоз, то наверняка сразу бы завоевала любовь и доверие простых людей.

По данным опроса, который редакция провела в своих соцсетях, большинство наших читателей (554 человека) считает, что волна возмущений на Ванчикову обрушилась справедливо. Ещё 336 человека считают, что на её месте так бы поступил каждый, и ещё 278 сказали, что если бы чиновница хорошо выполняла свою работу, то никто бы этого не заметил.

Сейчас послевкусие у скандала отвратительное — никаких внятных ответов об источнике финансирования учебы в МГИМО, отписки и так бросающаяся в глаза «классовость». Высокобалльники Читы остаются в краевой столице за неимением средств, детям чиновников доступна путевка в ту самую жизнь, которую хотят комментаторы в Сети. Кстати, негативные комментарии, да и просто несогласных со своим мнением, Аягма Гармаевна в своем Instagram под видео... блокирует.