"Пусть нас завоюют китайцы" - 2

Общество, 10:17, 2 ноября 2011

В статье "Пусть нас завоюют китайцы"  была опубликована первая часть отчета об автопробеге по автодороге «Чита-Забайкальск». Напомним, журналисты нескольких СМИ протестировали федеральную трассу и ознакомились с жизнью поселков, расположенных вдоль нее.

Мы рассказали о том, как выживают в Степи, какое будущее ожидает Ясную, откуда также выводят военных. В Дарасуне местные жители пожаловались на отсутствие транспорта, квалифицированных врачей и работы. Единственное, что процветает едва ли не в каждом населенном пункте, это алкоголизм среди молодежи.

Сегодня мы поведаем о том, как живут в других населенных пунктах, расположенных по федеральной трассе А-166.

Оловянная

Жители поселка Оловянная пожаловались журналистам на высокие цены в местных магазинах.

Как рассказала пенсионерка Мария Баландина, на сегодняшний день цены на продукты первой необходимости в поселке несоизмеримы доходам жителей.

- Агинское находится в часе езды от нас, несмотря на это, цены на продукты там дешевле в среднем на 5-10 рублей, - говорит пенсионерка. – В итоге, я со своей пенсии не могу позволить себе купить свежей колбасы. Мне элементарно не хватает на это денег.

При этом женщина отметила, что на лекарство ей тратиться не приходится, поскольку все необходимые препараты ей предоставляются в аптеке на льготных условиях.

Кроме того, ряд местных жителей сообщили, что их дома вибрируют от взрывов на ближайшем военном полигоне, где уничтожают боеприпасы после ухода воинских частей. По словам оловяннинцев, клубы пыли от взрывов доходят до поселка, из-за чего у многих обострились легочные заболевания. Взрывы гремят по нескольку раз на дню. Жильцы вибрирующих домов ждут, что они вот-вот развалятся.

Исстрадавшемуся народу объяснили, что канонады продлятся до 2012 года.

Шерловая Гора

Увидев наш журналистский десант, въезжающий в Шерловую Гору, местные жители поспешили нам навстречу. Шерловогорцы сначала расспросили сотрудников СМИ о том, как живут в других поселках, а затем начали рассказывать о своих проблемах и заботах.

- Мы за отопление платим в месяц две тысячи рублей, с нового года обещают еще стоимость поднять. Сколько уже можно-то? Это натуральная обдираловка, нам скоро жить будет не на что, - возмутилась владелица трехкомнатной квартиры.

- У нас нет культурно-развлекательных центров, кроме местных забегаловок. Единственное развлечение для молодых – это школьные дискотеки, которые стали проводить все реже, - добавила другая жительница поселка.

Выяснилось, что молодежь в Шерловой в основном «тусуется» на крыльце магазинов с пивом в руках.

- О чем можно говорить, о каком досуге, здоровом образе жизни, если здесь даже спортивных объектов нет? – недоумевают шерловогорцы.

Борзя

Борзя всегда «славилась» своим криминалом. Очень часто новости об очередном преступлении приходили именно из этого населенного пункта. Наверное, это и стало причиной того, что местные жители замкнулись в себе, стали озлобленными (не все, конечно, а лишь те, с кем нам довелось побеседовать). О своей жизни они наотрез отказывались говорить, один раз даже чуть не послали нашего корреспондента.

Работники рынка, все время посматривая на каких-то мужчин, стоящих в сторонке, говорили, что все у них хорошо, им не на что жаловаться. Правда, одна торговка по секрету все же сказала, что по вечерам на улицу не выходит и запрещает гулять своим детям.

Как оказалось, есть здесь и коммунальные проблемы. Так, в борзинском микрорайоне «Барнаул» только в середине октября приступили к ремонту теплотрассы. Когда-то «Барнаул» был военным городком. Сегодня из десятка домов жилыми остались только три, и те не обслуживаются по всем требованиям ЖКХ. Как пояснили жители микрорайона, за последние 10 лет здесь уже не раз размораживали котельную.

Харанор

Перед посещением Харанора мы заехали в позную, расположенную рядом с поселком и разговорились с сотрудниками заведения.

- Ничего у нас тут нет. В поселковой школе даже старшие классы сократили. Людям нечем заниматься, безнадега полная, - откровенно сказала официантка.

Проезжаем по поселку. Серая картина, представшая перед нами, не располагает к позитивным эмоциям. Молча добираемся до школы, где нас встречает директор учреждения.

Сразу спрашиваем: «Правда ли, что в школе сократили старшие классы?»

- Правда. Но такое произошло не только в нашем поселке. 10 и 11 классы были сокращены также в Красном Великане и Степи, - рассказала директор харанорской основной образовательной школы Наталья Парыгина.

По ее словам, после того как в школе закрыли 10 и 11 и классы, уволились пять учителей. В частности, ушли преподаватели географии и английского. И сейчас администрация харанорской школы в экстренном порядке пытается решить проблему с английским языком.

- Мы не имеем права не преподавать английский язык, - добавила Парыгина, отметив, что новый педагог, который придет в школу, будет обеспечен жильем и его зарплата составит около 20 тысяч рублей.

Наталья Дмитриевна также рассказала, что в нынешнем году в школу пришло небольшое число первоклассников.

- В первый класс пришли 10 ребят, раньше такого не было – в предыдущие годы в школу приходило около 20 первоклассников. И, к сожалению, прогресс в будущем не намечается, есть только регресс, - сказала директор.

С ее слов, в целом жизнь в поселке не настраивает на положительные эмоции. Закрыто сельскохозяйственное профтехучилище, больницы нет (есть только фельдшерский пункт).

- Перспективы не радуют – все, в основном, только закрывается. Да, сейчас не лучшие времена, но мы не отчаиваемся. Будем жить, - подытожила директор школы.

Даурия

Ценник на автозаправке близ поселка Даурия заставил участников автопробега в шоке нажать на тормоза. Бензин в Даурии - самый дорогой по федеральной трассе Чита-Забайкальск. На АЗС «Союз и К» 21 октября топливо марки Аи-92 стоило 34 рубля.

Высоки в Даурии цены и на продукты питания. Например, гречка стоит здесь 110 рублей за килограмм, молоко - свыше сорока рублей за литр.

Вот только непонятно, с чего складываются такие ценники. Работы в поселке практически нет, зато магазинов появляется все больше и больше.

- Вокруг нашего дома уже несколько магазинов открылось. А поселок по настоящему загибается. Работы нет, молодежи сходить некуда, из развлечений только алкоголь. Люди от безысходности спиваются, и никому до этого нет дела, - рассказали местные жители, которых в будний день мы застали на лавочках возле подъезда.

Все, кто заезжают в Даурию, несомненно, обращают внимание на то, что в поселке чуть ли не на каждом углу дома находится свалка бытового мусора. Жители утверждают, что поселок до такого состояния довели коммунальщики, которые не осуществляют должным образом вывоз мусора.

Однако граждан, проживающих на окраине Даурии, больше всего беспокоят не кучи мусора, а установленные вблизи домов емкости бывшей нефтеперерабатывающей установки, которая взорвалась в 2010 году и унесла жизни пятерых человек.

- В момент, когда на заводе произошел взрыв, ударной волной в наших домах «вынесло» стекла, - рассказывают местные жители. – Стены задрожали, и казалось, что наша пятиэтажка рухнет, как карточный домик. – Сейчас на заводе зашевелились рабочие, и мы переживаем, как бы опять не возобновились работы.

Добавим, что изначально планировалось построить нефтеперерабатывающий завод в семи километрах от Даурии, однако потом руководство проекта поменяло свое решение, поскольку вдалеке от поселка нет никакой инфраструктуры. В итоге, было решено построить завод рядом с местной котельной, в 300 метрах от жилых домов.

Забайкальск

Ну и, наконец, конечный пункт нашего десанта – поселок Забайкальск. Приграничное положение не могло не сказаться на данном населенном пункте. Бани, сауны, гостиницы, рестораны, кафе – все это можно встретить в Забайкальске в большом количестве. Ночная жизнь бурлит. И повсюду можно встретить добродушных китайцев, улыбающихся на любой вопрос.

Но праздник здесь только ночью, когда проблемы, в принципе, и не видны. Зато днем, пообщавшись с населением, можно узнать много негативного.

Так, по словам местных жителей, в Забайкальске питьевая вода опасна для здоровья. Вода поступает в поселок из Аргуни, и в июне-июле в ней можно видеть даже осадок темного цвета. А скважин, которые есть в Забайкальске, не хватает, чтобы снабдить его питьевой водой полностью.

Вообще, Забайкальск, который занимает ведущую роль в транзитной торговле с Китаем, часто сравнивают с расположенной в нескольких километрах китайской Маньчжурией. И это сравнение не выдерживает критики.

Маньчжурия за два десятка лет превратилась в ухоженный город с небоскребами, в то время как Забайкальск практически не развивается.

Здесь те же проблемы, что и по всему краю – высокие цены, бездействие властей, низкое качество оказания услуг населению, задержки зарплаты. Например, работники котельной в поселке Забайкальск, как рассказали местные жители, не видели получки с июля. Задержки зарплат есть и на других предприятиях Забайкальска, однако в ЖКХ сложилась особо напряженная ситуация. Нет денег не только на зарплаты, но и на ремонт теплосетей. В квартирах холодно, запасов угля не хватает. Из трех котлов работает только один. Такое положение существует уже несколько лет.

Кроме всего прочего, в приграничном поселке отсутствует своя больница и людям приходится ездить лечиться в Борзю или Краснокаменск. При этом «Скорая помощь» к заболевшим жителям едет по несколько часов, а может и вовсе забыть про больного, выяснили участники автопробега.

Как рассказала жительница Забайкальска Полина Кислицина, она обратилась в «Скорую помощь», когда у ее трехлетней дочки поднялась температура до 38.8 градусов.

- Мне сказали, чтобы я ожидала бригаду в течении 30 минут. Прошел час, два, три. Я сбивала температуру ребенку своими силами, - рассказывает Полина.

Спустя еще час молодая мама снова позвонила в «скорую», однако ей там ответили, что медики вообще не приедут, так как бригада уехала в Краснокаменск.

- Мне посоветовали вызвать такси и ехать к педиатру, однако попасть к нему на прием в нашей поликлинике не так-то просто, тем более, если не занять очередь в 7 утра, - говорит Полина Кислицина.

Андрей Белокопытов

Андрей Коптеев

Константин Чиров

P.S. Автопробег вскрыл многие язвы Забайкалья. Люди действительно выживают, не видя перспектив, бросаются во все тяжкие – процветают пьянство, криминал, мародерство.

Мы призываем правительство края, депутатов Заксобрания выйти из теплых кабинетов и проехаться по населенным пунктам, посмотреть, как живут люди, и на месте попытаться решить их насущные проблемы. Поговорить с пенсионерами, молодежью, с матерями, которые не могут сводить детей на прием к врачу из-за отсутствия такового.

Забайкальским чиновникам необходимо проявить инициативу и добиться выделения средств на сохранение населенных пунктов, которые оказались брошенными властью, военными. Федеральный центр должен делать вливания не только в Чечню, но и в отдаленные регионы, жители которых от безысходности готовы идти на крайние меры, либо мечтают, чтобы их завоевали китайцы.

Одна из центральных улиц в Борзе похожа на танковую дорогу

Такая картина почти у каждого дома Даурии

Детские игры у дороги
О благоустройстве говорят только плакаты
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"