Музыка его фотографий

Культура, 23:35, 6 августа 2012

Фотокорреспондент Евгений Епанчинцев отмечает 50-летие

13-летний мальчишка подошёл к окну своей комнаты. В его руках был любимый советскими школьниками фотоаппарат «Смена-8М» - подарок родителей на день рождения. Не терпелось скорее его испробовать. Щелчок. «У меня сохранилась эта фотография. Первый мой снимок. На нём – соседский детсад», - вспоминает заслуженный работник культуры России, известный забайкальский фотокорреспондент Евгений ЕПАНЧИНЦЕВ, который 7 августа отмечает своё 50-летие.

Здесь можно помолчать

- Говорить я не мог – заикался. Поэтому тянуло к тем занятиям, где можно было помолчать, - признаётся фотограф. Сейчас, к слову, Евгения Валентиновича «молчуном» не назовёшь. Хотя следы былой застенчивости дают о себе знать - с большой настороженностью он, например, относится к Интернету: «Там ведь писать нужно. Показывать, какой ты умный. А мне как быть? Ведь все мои слова в фотографиях».

И его снимки, действительно, видно сразу. Что, пожалуй, и отмечает мастера, не стремящегося копировать глянцевые шаблоны, а постоянно ищущего, как изображением передать своё отношение к происходящему. Как в одной фотографии рассказать то, что не каждому журналисту удастся передать словами. Как снять фильм из десяти кадров.

- В 1977 году я пошёл в клуб кинолюбителей, где снимал документальные и игровые фильмы. Был и оператором, и режиссёром. Среди моих работ были художественная короткометражка об ограблении банка, репортаж со встречи ветеранов на читинском кладбище и даже пластилиновый мультфильм, - рассказывает Евгений Епанчинцев.

Из кино его «вытащил» председатель фотоклуба «Даурия» Владимир Юдин. Он заставил десятиклассника Женю принять участие в областном фотоконкурсе, из которого будущий фотокорр вышел победителем: его снимок напечатали на страницах местной прессы, а сам чемпион отправился в тур по Амуру.

- Благодаря поддержке Владимира Фёдоровича я полюбил путешествия, обрёл уверенность в себе и начал работать в «Комсомольце Забайкалья», легендарной «КоЗе», - говорит Евгений Валентинович. – Хотя первым и главным учителем для меня был отец Валентин Иванович. Мы с ним ходили в лес, фотографировали, а потом проявляли снимки.

«Я постоянно учусь», - добавляет Евгений Епанчинцев, вспоминая мастеров, за чьими работами следил, сотрудничая уже не только с местными, но и с центральными изданиями - «Комсомольской правдой», «Собеседником», «Советской Россией», «Известиями», «Коммерсантом»...

- В моём становлении важную роль сыграли забайкальцы Сергей Мищенко и Фёдор Машечко. Но больше других в меня вложил выпускник МГУ, фотокорр ТАСС Леонид Свердлов, приехавший сюда в начале 1980-х. Он объяснил, что сложнее не поймать момент, а правильно поставить кадр – объяснить людям, что ты от них хочешь. Расставить их так, чтобы никто в итоге не увидел твоё вмешательство. Вот это – профессионализм!

Жизнь как чудо

- Большинство не чувствует музыку, идущую от фотографий. А ведь это такое же направление искусства, и здесь не обойтись без вкуса, слуха и чувства ритма, - при этих словах вспоминается возмущённый Евгений Валентинович, выясняющий отношения с помешавшим ему полицейским. Стороннему человеку не понять: из-за чего весь сыр-бор? Но для фотокорреспондента любое вмешательство в его работу – это сбитый ритм, с которым он, как хороший охотник, выходит на съёмку.

Евгений Епанчинцев всегда говорит ученикам: «Думайте! У вас нет права на ошибку, вы не можете упустить кадр – потом его не догнать». Ещё одно его правило – не стоять там, где другие. Он всегда ищет свою точку, свой ракурс. И, думаю, так с ним происходит не только в фотографии.

За плечами Евгения Валентиновича сотрудничество с десятками изданий, несколько персональных выставок, участие в престижной международной фотовыставке «World Press Photo», медаль за вклад в фотодело СССР, и он с опаской относится к массовому увлечению фотографией в наши дни: «Интерес к фотографии будет до тех пор, пока люди интересуются тем, как они выглядят. Но если раньше были единицы великих фотографов, таких как Роберт Капа или Анри Брессон, чьи работы потрясают до сих пор, то теперь молодому человеку достаточно лишь купить фотокамеру, как он начинает мнить из себя гения. Скромнее надо быть! Не лезть в первые ряды, ничему толком не научившись».

Евгений Епанчинцев видел многое: венецианских гондольеров, индийских факиров, президентов России и строителей БАМа. В его жизни - много чудес! Но в детстве он стал свидетелем самого большого из них: отец опустил в раствор фотобумагу, и на ней проступило чёрно-белое изображение.

P.S. «А ведь тогда, в 13 лет, у меня был выбор: родители могли подарить или велосипед, или фотоаппарат. Я выбрал последнее», - добавляет Евгений Епанчинцев в конце нашего разговора. И, поздравляя мастера с юбилеем, сотрудники «Забмедиа.Ру» и газеты «Экстра» говорят ему: «Спасибо за правильный выбор».

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"