Принципы жизни Александра Леснянского
Геолог, фотограф, предприниматель, блогер, путешественник. 56 лет
Моя цель – прожить тысячу лет, и пока все идет хорошо
В жизни просто так ничего не происходит. Любой случай – это результат каких-то предшествующих событий. Мы не знаем каких. Цепочка эта может быть очень-очень длинной, и лучше не разбираться, чтобы голову не сломать. Отсюда вывод: «То, что случилось, уже случилось – не отменишь! Теперь нужно думать, какую из этого можно извлечь для себя пользу».
Семья – это поддержка, без которой многое из сделанного мною в жизни, просто бы не осуществилось никогда.
Надеюсь, что похож характером на своего отца. Я его очень люблю. Но его нет в живых уже 17 лет. Многое из того, что любил отец, люблю и я. Именно он сказал: «Хочет – пусть едет», когда я после института решил отправиться в Забайкалье. Мама возражала (мы жили в Днепропетровске).
В жизни бывает немало ситуаций, когда не нужно «делать рентген», чтобы догадаться, что момент переломный. Понять это просто, а вот принять решение для меня всегда сложная задача, я вечно сомневающийся человек. Например, мне очень трудно было окончательно уйти из любимой профессии и заняться собственным делом. Это было в 1990 году, когда мы открыли наш первый художественный салон на МЖК. Я долго еще «одной ногой» оставался в геологии, другой – в предпринимательстве. И лишь когда убедился, что дело пошло – «Забайкальский художественный салон» имеет «все шансы на жизнь», полностью посвятил себя ему.
Мы с моей женой Надей совершенно разные люди, наверное, поэтому до сих пор и вместе. Но она, несомненно, моя вторая половина. Если ей плохо – плохо и мне.
В 40 лет мне впервые пришлось занялся альпинизмом. Можно сказать, что вынужденно, потому что я всегда боялся высоты и не планировал «покорять вершины». Но без восхождений я не смог бы сделать тех снимков, о которых мечтал. Фотография толкнула меня в горы, а друзья помогли мне и морально, и технически.
После принятия решения сразу становится очень легко от того, что колебания уже позади. Но вслед за принятием любого решения наступает период неопределенности, и если он затягивается, начинаются сомнения в правильности сделанного выбора… На этот случай у меня есть правило – никогда ни о чем не жалеть.
Может ли человек быть свободным в несвободной стране? Вопрос неопределенный, поэтому и ответ не может быть определенным. «Несвободная страна» - это Северная Корея, США или Россия? А «свободная» - это Россия, США или Северная Корея? Разные люди ответят по-разному, но это и не важно. Можно в «свободной стране» оказаться за решеткой и стать несвободным. А можно и в КНДР родиться Ким Чен Иром. В то же время есть такие люди, которые даже в тюрьме чувствуют себя свободными…. Короче, от человека зависит.
Коллеги по фотографии - это мои друзья, вместе с которыми я с удовольствием иногда путешествую.И если я завидую хорошим снимкам коллег, то всегда лишь белой завистью. А про конкуренцию… Вообще-то она должна существовать, иначе случится творческий застой, но на сегодняшний день я как-то далек от мыслей о соперничестве. По крайней мере, не конкурирую с другими забайкальскими фотографами. Просто занимаюсь, чем занимаюсь.
У меня было много разных увлечений и несколько сильных: зоология, геология (вообще естествознание) и фотография. Наверное, лишь огромное желание заниматься тем, что нравится, и можно назвать моей «взлетной полосой» в жизни. Если целеустремленно развивать свои увлечения, превратить их в профессию, верить в свои способности, любить свое дело, то обязательно «взлетишь» и вряд ли упадешь.
У меня много ярких впечатлений из детства. В третьем классе я признался девочке в любви, а она сказала, чтобы я нашел себе получше…
…Как-то раз мы с папой шли по тропинке вдоль реки, и наткнулись на ужа, который поймал лягушку и медленно ее заглатывал. Лягушка сильно кричала, будто плакала, пока вся не исчезла в змеиной пасти…
…Однажды осенью пацаны притащили в школу с Днепра живого рака (я учился в четвертом классе). Я этого рака у них забрал, и после уроков пошел на набережную, чтобы выпустить. Спустился к самой воде, в одной руке портфель, в другой рак, мне хотелось не просто бросить рака в воду, а посмотреть, как он поплывет раком по реке. А ступени были очень скользкими. Я протянул руку, и почувствовал, что падаю… Через мгновенье я в школьном костюме, с портфелем плавал в Днепре, и только рак остался лежать не суше. Меня какой-то дядька вытащил, рака я уже просто так выбросил в воду, и пошел пешком домой, потому что стыдно было в троллейбус садиться в мокром костюме с бензиновыми разводами. Пришел через час. Мама, как меня увидела, давай ругаться: «Замерз, простудишься, заболеешь!...» Не простудился.
Говорят, «художник должен быть голодным». Зачем? Чтобы не зажрался от славы? Или чтобы голодал и за бесценок свои картины отдавал? Кто это придумал: искусствоведы или коллекционеры живописи? Художник должен быть «голоден» до новых впечатлений, до поиска интересных художественных форм и решений. А так, пусть лучше все будут сыты.
Для меня деньги – это деньги. Это не предмет искусства, не символ богатства и не «презренные бумажки». С деньгами хорошо, без денег плохо. Но не нужно делать из них культ, как в американских фильмах. Есть же и более ценные вещи, например, впечатления от путешествий или радость, которую приносят другим людям сделанные тобой подарки, купленные за деньги.
Я люблю свой блог. Это одно из моих новых увлечений,где я могу реализовать свои писательские и фотографические амбиции. Это и дневник, и теперь уже архив разных историй, и площадка для рекламы и пиара, а порой, и для саркастических заметок (люблю я иногда съязвить).
Если бы в один момент пришлось потерять все, и можно было бы сохранить только три важные составляющие моей жизни, я выбрал бы: здоровье, как возможность к физическому существованию, свою семью, как возможность к существованию духовному, и фотоаппарат, как возможность к материальному заработку.
Чувствую ли я, как блогер, свободу слова в Интернете? Более чем достаточно.
Друг – это не тот человек, с которым можно просто приятно провести время. С другом можно поделиться своим самыми сокровенными мыслями. Не обязательно искать у него совета, важно найти эмоциональную поддержку.
Даже настоящий друг имеет право отказать в помощи, если моя просьба противоречит его жизненным принципам. Я пойму и никогда не стану обижаться. Впрочем, если я заранее знаю, что тот или иной поступок для моего друга неприемлем, то никогда не попрошу совершить его.
Я бы не смог быть политиком. Мне это не интересно.
Словом «друг» разбрасываться нельзя. Встречаются люди, четко осознающие, что у них вообще нет друзей. Другие, наоборот, называют своими друзьями чуть ли не всех хороших знакомых подряд. Понять разницу можно лишь в критические моменты жизни. У меня много добрых приятелей, но друзей – единицы.
Я человек романтичный, но при этом скептик и некоторые говорят – даже циник. Как такие разные качества во мне сочетаются? Не знаю, но, думаю, это помогает сделать мою жизнь разнообразной.
Я – атеист. Но был один любопытный случай. С двумя друзьями мы отправились на восхождение на пик БАМ – высшую точку Забайкалья. Меня убедили, что ничего сложного, бояться нечего. Я поверил, что действительно все так, и был спокоен, пока мы не подошли, и я не увидел эту гору – высоченная, вся в снегу, отвесные обрывы и узкие карнизы, по которым нужно идти над пропастью. Что восхождение, что спуск оказались полнейшей жутью – каждый шаг и могло просто похоронить под камнями. В одном месте было совсем тяжко и страшно, тогда иронично про себя я подумал: наверное, наступил момент, когда стоит помолиться Богу? После благополучного возвращения в шутку рассказал об этом одному своему очень верующему другу, а он улыбнулся и ответил: «А вот как раз в тот момент ты и помолился!».
Мне нравится анекдот: - Я могу изуродовать человека одним только указательным пальцем!
- Вы каратист?
- Нет, я фотограф.
Я, кстати, почти всегда сам себе не нравлюсь на фотографиях, вокруг полно «каратистов».
Как я отношусь к покровителям? Если покровительство по дружбе или по взаимной симпатии, то хорошо. Покровительства, купленного за деньги или в виде «крышевания» я не приемлю.
Меня в последнее время часто узнают на улицах, это приятно, но если при этом выражают какое-то особое почтение, я всегда испытываю неловкость.
Думаю, если бы не стал геологом и фотографом, я бы выбрал профессию режиссера. Очень нравится.
У меня демократический стиль руководства. Я стараюсь объяснить, внушить, убедить. Но когда все уже сказал, а человек не понимает, приходится становиться немножко диктатором.
Ну, наверное, успех как-то изменил меня. Но только я не знаю, как – в лучшую или худшую сторону. И еще не факт, что успех – причина изменений. Хорошо, если бы мне сторонние наблюдатели поведали, что со мной стало.
Удивляюсь, когда слышу от некоторых людей, что они «никому ничего не должны». Я все время чувствую ответственность перед родителями, перед своей семьей, перед друзьями, перед сотрудниками и покупателями художественного салона.
Родители научили меня не быть категоричным, не бросаться в крайности, не делать поспешных выводов. В диалоге я до последнего пытаюсь понять своего собеседника. И так же стараюсь, чтобы правильно понимали меня. Всегда огорчает, когда из фразы вырывается кусок и искажается смысл того, что имелось в виду на самом деле. Кстати, обычно женщины владеют этим мастерством – переиначивать сказанное. Поэтому иногда лучше им вообще ничего не говорить. Мама у меня разговорчивая, а отец был не очень. Но тут я больше в маму…
Я не делю мир на «черное» и «белое», потому что в нем существует огромное количество оттенков. Главное – понять это.
Изменится ли стиль моей жизнь в преклонном возрасте? Я бы тоже хотел это знать.
Фото из личного архива Александра Леснянского