Машзавод: перезагрузка

Экономика, 11:39, 25 марта 2015

Новый руководитель предприятия дал первое большое интервью корреспонденту «Забмедиа».

Словосочетание «машиностроение в Чите» вряд ли вызывает у забайкальцев какую-то однозначную реакцию. Для старшего поколения это повод поностальгировать. Для молодежи – улыбнуться. Но в последние дни в СМИ снова начала появляться информация о, казалось бы, давно забытом читинском предприятии, которое несколько десятилетий назад по праву считали настоящим бриллиантом в короне забайкальской промышленности. Вернет ли читинский Машзавод свой статус? Что для этого нужно сделать? И, главное, когда это произойдет? Обо всем этом корреспонденту «Забмедиа» в своем первом большом интервью рассказал новый руководитель предприятия Сергей Ганичев.

- Сергей Геннадьевич, хотелось бы в начале нашего разговора узнать, что, по вашему мнению, выступит «дефибриллятором» для сердца завода? Какие оперативные меры для «перезагрузки» предприятия вы принимаете уже сейчас?

- Наша компетенция, как и раньше, - это механическая, термическая обработка металлов, сварка и, наконец, сборка. Все это мы оставляем на машиностроительном заводе. Сейчас мы занимаемся переносом оборудования и уже избавились от непрофильных активов. Фактически, сейчас на Машзаводе идет период интенсивной организации и проработки стратегии на ближайшие 4 - 5 лет. На первом этапе мы подготовили бизнес план наших действий с очень амбициозными целями. Отталкиваясь от него, мы планируем получить небольшую, но крайне необходимую для достижения целей господдержку по программе импортозамещения и развития ВПК. Второй важный этап нашего развития – это ликвидация дефицита квалифицированных кадров в Чите. Если не начать их готовить или переподготавливать уже сейчас, то завтра некому будет на заводе работать. Третий шаг – мы официально объявляем о начале работы завода. То есть, объявляем всем, что завод живет полной жизнью и уже способен выпускать всю ту линейку продукции, которую выпускал раньше. На текущем этапе это позволит обеспечить приток денежных средств на предприятие, которые позволят нам обеспечить работников стабильной заработной платой. А это для нас безусловный приоритет.

- Можно ли уже сейчас говорить о полном воскрешении читинского Машзавода?

- По основным технологическим процессам наш завод готов работать сейчас и принимает заказы, но та цель которую мы перед собой поставили, требует перевооружения линейки технологического оборудования и запуск новых процессов. Фактически, на Машзаводе идет период реинжиниринга бизнес-процессов и решения вопросов оптимизации при действующем производстве.

- Что вы имеете в виду?

- Мы детально прорабатываем стратегию развития предприятия. Если конкретно, то завод уже принял решение полностью отказаться от производства литья. Согласитесь, что та технология, которая имела место быть на заводе – ровесник царя Петра Великого. В центре Читы она малоэффективна и не экологична. Это просто не соответствует духу сегодняшнего дня и несопоставимо с требованиями современного машиностроения. Вы скажете, что можно модернизировать литейное производство. Соглашусь, но почему в самом центре города? Есть ряд требований, и не только экологических, которые ставят под сомнение целесообразность этой деятельности. Это высокие энергетические, логистические и экологические требования, соблюдение которых для предприятия не принесет желаемого эффекта.

- Будет ли как-то компенсироваться отказ от этого производства?

- Безусловно. Кроме традиционного производства холодильного и компрессорного оборудования, Машзавод выберет третье направление. Пока я не хочу его раскрывать. Скажу лишь, что оно будет базироваться на тех же основных компетенциях, о которых я говорил выше. Отмечу, что мы будем создавать и интеллектуальную ценность компании. Эта ценность заключена в разработке новых продуктов. Мы будем постоянно вести исследовательскую работу и тем самым пополнять рынок. Это нужно еще и для того, чтобы держать нашу продукцию в тонусе по сравнению с основными конкурентами. Но это, конечно, нельзя назвать основным стратегическим элементом.

- Сергей Геннадьевич, но отказ от производства любой необходимой для машины детали ведет к тому, что завод теряет самодостаточность. Неужели это правильный путь для вашего предприятия?

- Здесь вы не правы. В первую очередь отмечу, что сегодня предприятий, работающих по принципу «все сделал у себя» практически не существует. Есть принципы основных производственных компетенций завода. Основная компетенция нашего машиностроительного завода заключается в высококачественной, гибкой и эффективной обработке изделий и создании машин. Все завязано на современной механической обработке, на современных станках, которых пока на Машзаводе нет, но они будут. Имеющийся парк оборудования, конечно, нельзя назвать современным, но пока, на переходном этапе, эти станки удовлетворяют всем потребностям завода. Это касается количества станков и их качества. Вместе с тем, мы остро нуждаемся в развитии сварочного производства. Уверен, здесь инвестиции в кадры и оборудование – совершенно незначительные. Нужно просто грамотно все выстроить. Это не так сложно.

- Какие еще меры кроме отказа от непрофильного производства вы принимаете для оптимизации работы Машзавода?

- Один из важных шагов – это сокращение площадей при тех же объемах производства. Это позволяет нам получать дополнительную прибыль, которую мы пускаем на развитие предприятия. Сейчас в этом отношении идут серьезные процессы. Я распорядился всех арендаторов помещений завода, с кем нет договорных отношений, выгнать с территории предприятия. Мы оградили периметр. Все это для того, чтобы навести здесь порядок. Помещения, которые нам не нужны, возможно, будут проданы. Но эта мера, подчеркну, только позитивно скажется на работе предприятия.

- В Забайкалье многие предприятия до недавнего времени активно привлекали сторонних, в том числе и иностранных, инвесторов. Рассматривали ли вы возможность их привлечения на читинский Машзавод?

- Да, этот вопрос мы рассматривали. Но вы, думаю, прекрасно понимаете, что наш завод – единственное предприятие в России, которое изготавливает некоторые виды специальной продукции. Сейчас, насколько я знаю, у нас начали появляться конкуренты, но они изготавливают машины из импортных комплектующих. Дело в том, что с учетом курса доллара и программы импортозамещения, российская продукция более выгодна для нашей страны. Учитывая наши позиции на этом рынке, завод имеет все шансы, чтобы укрепиться на рынке и окончательно уничтожить отверточные сборки фактически импортного оборудования.

- Означает ли это то, что на Машзаводе вообще не будет импортных деталей?

- Вовсе нет. Мы можем использовать детали иностранного производства, но «сердце» продукта – его основа – должно быть исключительно отечественным.

- Но ведь продукция нашего Машзавода пойдет не только на нужды российского ВПК. Можете хотя бы примерно очертить границы рынка сбыта читинских машин?

- Конечно, могу. Если Читу представить на карте нашей страны, то видно, что часть оборудования мы в перспективе можем поставлять в Казахстан и Монголию. Но основная наша задача в том, чтобы насытить Забайкалье теми продуктами, которые исторически сюда поставляются из-за Урала. Здесь мы можем сыграть на логистической составляющей. При заказе продукции у нашего завода для предприятий Забайкалья и соседних регионов отпадает необходимость тратиться на дорогостоящую доставку оборудования, что, конечно, должно заинтересовать ряд крупных игроков. Кроме того, при идентичной технологической цепочке, как и на западных заводах, затраты на рабочую силу из-за оптимизированного производства у нас будут ниже. Как следствие, снизится и себестоимость продукции.

- Можно ли сейчас уже говорить о каких-то конкретных цифрах?

- В моей оценке, оборотные средства Машзавода в относительно недалекой перспективе составят 2 – 2,5 миллиарда рублей. Порядка 700 – 800 человек будут заняты на предприятии. Понятно, что речь идет о перспективах сроком менее 5 лет. Всего этого мы добьемся. Главное, чтобы нам не мешали.

- Не мешали?

- Я объясню. Как только я переступил порог завода, меня сразу же атаковали различные государственные организации и ведомства. Забайкальские юристы, как только узнали о пробуждении завода, словно голодные крысы набросились на еще живое существо. Я понимаю, что есть закон, есть нормы. Но это, согласитесь, неправильно. Со стороны компетентных органов лучше будет занять позицию отсрочки некоторых формальных действий, ведь завод будет работать, в первую очередь, на благо забайкальцев. Пользу от него ощутит весь регион. А нас заставляют создавать бумажки ради бумажек. Еще генеральный конструктор ракет Королев говорил, что на бумажках не полетишь!

- Как я понял, от городских и краевых служб и ведомств вы просите лишь чтобы вам не вставляли палки в колеса?

- Это не совсем так. Нам хорошо помогает краевое министерство природных ресурсов и промышленной политики. Но и там остро не хватает специалистов промышленной направленности. А ведь промышленное предприятие имеет определенную систему бизнес-планирования. Всплыла пресловутая кадровая проблема, которая, кстати, характерна для всей промышленности Забайкальского края. В том числе, и для нашего завода.

- Но на недавней встрече с губернатором края Константином Ильковским и министром природных ресурсов и промышленной политике Олегом Поляковым вы говорили, что подготовить кадры для завода не составит большой проблемы...

- Смотря какого уровня. Тех людей, которые мне будут нужны в цехах – да, не проблема. Сложно найти «топов». Везти их из других городов – дорого. Нужен руководитель службы маркетинга. Нужны конструкторы, которые могли бы профессионально работать с чертежами в профильных программах. Необходимы специалисты для работы с 3D-моделированием, электронным документооборотом.

- А как же выпускники забайкальских вузов? Неужели они вам не подходят?

- Как я успел убедиться, вузы региона сегодня в основном готовят юристов и менеджеров в коммерческой сфере. Это создает трудности для развития производства. Однако есть факультет машиностроения в ЗабГУ, который способен дать то, что нам нужно. Надо только подкорректировать процесс подготовки. Если мы это сделаем, то молодые специалисты из Забайкалья будут быстрее вписываться в любой производственный процесс не только на предприятиях края, но и в других регионах. Я точно знаю, что сегодня в машиностроении зарабатывают весьма неплохие деньги. У меня сын работает в корпорации Nissan инженером – конструктором. В 26 лет у него зарплата порядка 120 тысяч рублей в месяц. Это, согласитесь, для молодого человека неплохие деньги. И таких ребят я знаю немало. Каждый из них получил техническое образование и теперь они зарабатывают больше, чем мечтают многие в этом регионе. Могу точно сказать, что за машиностроением и технологиями в целом будущее. Специалисты в сфере промышленности в Забайкалье без работы определенно не останутся.

Справка

Сергей Ганичев назначен на должность генерального директора ОАО «Машзавод» с 27 февраля 2015 года. С 2010 по 2013 работал в должности советника гендиректора АЭМ технологии в Санкт-Петербурге. С 2007 по 2009 год был главным инженером Петербургского тракторного завода. Ранее возглавлял Ставропольский концерн «Цитрон». Работал в подразделении госкорпорации «Росатом» в Краматорске на юго-востоке Украины

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"