Галсанов. Ответы на «каверзные» вопросы
Министр международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края Баир Галсанов все-таки ответил на вопросы «Забмедиа», которые ранее назвал «каверзными». Мы понимаем, что чиновничий ответ читать крайне сложно, но, будучи предельно объективными, приводим данный текст дословно.
Как Вы оцениваете результаты двух лет своего пребывания в должности министра? Развивается ли международное сотрудничество и получает ли Забайкальский край от него реальную пользу?
В последние два года, особенно в 2015 году, министерство функционировало в условиях нарастающей ограниченности в финансовых и кадровых ресурсах, что не могло не сказаться на полноте исполнения им закрепленных функций и полномочий. Тем не менее, министерству удалось сохранить позиции по всем основным направлениям и параметрам деятельности, а по ряду важных функциональных блоков – обеспечить качественное развитие.
Так, в части сотрудничества с Монголией и ее восточным регионом значительно активизировались взаимодействия в гуманитарной сфере с Восточным и Хэнтийским аймаками (здравоохранение, культура, образование, воспитание молодежи и детей), впервые в истории края организованы взаимосвязи с Сухэбаторским аймаком. На высоком политико-патриотическом уровне проведены совместные празднования 75-летия Халхингольского сражения и 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне.
Край впервые начал экспортировать в Монголию отопительные котлы (ООО «Каскад»), керамический кирпич (завод «МИР»), минеральную воду и пиво («Ключи») собственного производства. Также впервые в Чите проведены крупные совместные мероприятия, как российско-монгольский экономический форум «Мир без границ», выездное заседание групп по сотрудничеству Совета Федерации РФ и Великого государственного Хурала Монголии, XIX заседание российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Работа этих форумов во многом была построена на примере приграничного сотрудничества Забайкальского края восточными аймаками Монголии, поэтому их решения и резолюции сформировали благоприятные условия для серьезного развития двусторонних торгово-экономических отношений.
В части развития внутреннего и въездного туризма значительно активизировался въездной туристический поток из КНР, который в последние два года увеличился кратно (с 6 тысяч до 25 тысяч человек в год).
В 2015 году впервые запущены: туристический железнодорожный маршрут «ВЧП» (от Маньчжурии до Иркутска и обратно); автотуристический кольцевой маршрут «Маньчжурия – Чита – Иркутск – Кяхта – Улан-Батор – Чойбалсан – Маньчжурия»; проведен фестиваль минеральной воды Забайкалья и в международные турмаршруты вовлечены санатории и курорты края.
Также впервые в истории туризма Забайкалья в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма РФ» в состав инвестиционных проектов в сфере туризма, получающих федеральное софинансирование в рамках настоящей программы, включены пять проектов по созданию туристических кластеров в Забайкальском крае.
В части работы по привлечению иностранных инвестиций в Забайкальский край, за девять месяцев текущего года объем их вложений в экономику региона составил 5,5 млрд рублей. Удалось значительно активизировать работу по привлечению зарубежных компаний в АПК края, в результате чего Забайкалье рассматривается иностранными регионами и компаниями, а также федеральным центром и крупными отечественными агрохолдингами не только, как богатая горнорудная провинция, но и как территория, исключительно перспективная в плане развития экспортоориентированного производства экологически чистой сельхозпродукции и продовольствия и так далее.
В деятельности министерства остается ряд недостаточно активизированных направлений работы, как поддержка экспорта региональной продукции, развитие инфраструктуры внешнеторговой деятельности, на которые будет обращено особое внимание в 2016-м и последующие годы.
Исходя из этого, результаты первых двух годов своей работы в министерстве международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края в целом оцениваю как удовлетворительные.
Почему Забайкалье оказалось на «обочине» процесса программы развития Дальнего Востока?
Развитие Забайкальского края предусмотрено стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 28 декабря 2009 года, а также госпрограммой «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденной распоряжением правительства РФ от 29 марта 2013 года, где перспективными направлениями отмечены минерально-сырьевой комплекс, энергетика, транспортная логистика, аграрный сектор, приграничное сотрудничество и другие. Механизмом реализации государственной программы является реализация подпрограмм и федеральных целевых программ, вошедших в нее.
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий программы предоставляются в виде межбюджетных субсидий. По данным уполномоченного органа по реализации государственной программы (министерство экономического развития Забайкальского края) в 2015 году на реализацию государственной программы предусмотрено 1 053,07 млн рублей в том числе 751,16 млн рублей из федерального бюджета и 301,91 млн рублей из регионального. По состоянию за девять месяцев поступило 495, 53 млн рублей, 433,19 млн рублей и 62,34 млн рублей из федерального и регионального бюджетов соответственно. Данные средства в рамках продолжающей свое действие ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» направлены на создание инженерной инфраструктуры поселка Агинское (55,66 млн рублей) стабилизацию русловых процессов реки Аргунь (20,12 млн рублей) строительство развязки автодорог Улан-Удэ-Забайкальск, Чита-Смоленка, Чита-Хабаровск (36,00 млн рублей) и на строительство и реконструкцию дорог в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», где предусмотрено 939,30 млн рублей, 639,05 и 300,35 млн рублей из федерального и регионального бюджетов соответственно, фактически поступило 381,75 млн рублей, 321,07 и 60,68 млн рублей из федерального и регионального бюджетов соответственно.
Правительством Забайкальского края регулярно направляются предложения по внесению изменений в действующие программные и стратегические документы в части включения дополнительных мероприятий и предусмотрения дополнительного финансирования на развитие Забайкальского края. В том числе, и министерством международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края неоднократно предлагалось предусмотреть меры государственной поддержки проблемных муниципальных образований и отдельных населенных пунктов приграничных районов, обратить внимание на реконструкцию пунктов пропуска и развитие инфраструктуры в части туристических проектов. Уполномоченным органом (министерство экономического развития Забайкальского края) подобные предложения, в части включения дополнительных мероприятий в области жилищно-коммунального и дорожного строительства, здравоохранения, культуры, образования, социальной политики, систематически представляются в министерство РФ по развитию Дальнего Востока для рассмотрения.
Кроме того, акцент сделан на то, что при формировании проекта Программы в отношении субъектов Байкальского региона остается критически низким уровень финансирования мероприятий из федерального бюджета, и на Забайкальский край приходится 0,8% (Иркутская область - 2,6%, республика Бурятия - 2,9%), а на субъекты Дальневосточного региона приходится 90,4%. При этом на душу населения, проживающего на Дальнем Востоке, приходится в шесть раз больше средств федерального бюджета, чем на душу населения субъектов Байкальского региона. Внесено предложение соблюдения принципа солидарной справедливости, основанного на учете численности проживающего населения, плотности населения, уровня социально-экономического развития регионов, при включении региональных проектов и мероприятий в Программу и определения объемов финансирования регионов, то есть учитывать те параметры, что учитываются при формировании межбюджетных трансфертов.
Что Вы лично сделали, чтобы Забайкальский край был представлен в программе развития Дальнего Востока?
Если вопрос касается ФЦП «Социальное и экономическое развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года», то функции по сбору и обеспечению включения в нее проектов и мероприятий от Забайкальского края закреплены за министерством территориального развития и министерством экономического развития Забайкальского края. В период моей деятельности в должности министра экономического развития Забайкальского края, интересы региона в данной ФЦП (сейчас госпрограмма) были учтены в достаточной степени и повода считать, что Забайкальский край находится «на обочине» программ развития дальневосточных территорий не было.
Что касается моего «личного» вклада во включение Забайкальского края в данную ФЦП, то, во-первых, министр персонально отвечает за работу министерства в целом, во-вторых, министерство в процессе разработки и реализации федеральных программ регионального развития выполняет только одну закрепленную за ним функцию – направление в Минэкономразвития и Минтерразвития края проектов и мероприятий отраслевого характера, с предложением включить их в ФЦП. В период моей работы руководителем министерства МСВЭСТ, нами систематически направлялись в адрес вышеуказанных ведомств проекты и предложения по развитию объектов приграничной инфраструктуры – реконструкции пунктов пропуска и подъездов к ним, строительству автомобильного моста через реку Амур и другие.
В сентябре во Владивостоке состоялся крупный экономический форум – ВЭФ, по итогам которого дальневосточными регионами подписаны многомиллионные контракты с иностранными инвесторами. Что Вы можете рассказать на этот счет относительно Забайкальского края?
Да, действительно, Миндальвостокразвития и регионами подписаны Меморандумы с зарубежными компаниями о привлечении сорока миллиардов рублей иностранных инвестиций.
Успехами соседей можно только радоваться, но удивляться не стоит – опережающее развитие Дальнего Востока (без Байкальских регионов) продвигается в качестве национального приоритета России в XXI веке. Под него специально создано федеральное министерство развития Дальнего Востока и заточена деятельность полпреда президента РФ в ДВФО. Под развитие инфраструктуры Дальнего Востока перенаправлена часть средств ФЦП «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года» и Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона и т.д. Список преференций для дальневосточных субъектов можно продолжать долго.
Если проецировать эти процессы на Забайкальский край, то в 2014-2015 годах министерством проведена вся предваряющая работа и организовано подписание правительством края и крупными компаниями из КНР Меморандума и Протокола о намерениях по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции на сумму 36 миллиардов рублей (заметьте без всякой федеральной помощи и преференций).
Как относятся Ваши земляки, живущие в Агинском Бурятском округе, к проектам, предполагающим передачу забайкальской земли в аренду КНР?
Подача этой чувствительной темы в интерпретации «передача забайкальских земель в аренду Китаю» (а именно так она подавалась и подается региональными и другими СМИ) не может не вызвать отрицательной реакции со стороны любого жителя края, поскольку при ее прямом чтении воспринимается, будто речь идет о концессии части нашей территории иностранным государством. Потому при данном аспекте негативное отношение большинства агинчан к проектам по передаче в аренду сельхозземель компаниям с китайским капиталом точно есть и оно при раскладе справедливо.
В то же время есть другая, не затронутая публичной риторикой прошедшего лета, но самая что ни есть жизненная и крайне проблемная сторона сельского вопроса, имеющая место и в Агинском Бурятском округе, и в любом другом районе Забайкальского края.
Так, сельское хозяйство округа имеет запредельно изношенную материально-техническую базу, что влечет за собой отход от зональных технологий, низкую продуктивность и низкую экономическую эффективность производства, слабую конкурентоспособность продукции, мизерность заработной платы, отсутствие средств даже для простого воспроизводства базиса.
В округе имеется боле 150 тысяч га заброшенной плодородной пашни, которую нужно и можно вернуть в оборот – но кем, чем и на какие деньги? Та же картина по овцам – был без малого миллион, а осталось уже меньше 200 тысяч голов. И пастбищ сохранилось столько же, и баранина в цене, но где инвестиции, на которые можно было бы закупить хотя бы несколько десятков тысяч овцематок, заново отстроить сотни чабанских стоянок, приобрести технику и другое?
Сегодня средний возраст руководителей и специалистов сельхозпредприятий, чабанов, скотников и механизаторов в большинстве сел округа достиг пятидесяти лет, а местами серьезно перешагнул их – 55 и более лет на круг. Кто и когда придет на смену этих без пяти минут пенсионеров? И придет ли вообще при нынешнем состоянии условий труда, зарплаты и в целом сельской жизни?
Эти вопросы требуют от агинчан немедленного нахождения эффективных решений, в рамках чего привлечение иностранных инвестиций может стать реальным вариантом, что можно делать без «передачи своих земель в долгосрочную аренду Китайской Народной Республике»
Какую роль лично Вы играли в истории с возможной сдачей в аренду забайкальской земли КНР? Вы сторонник или противник этого процесса?
Особой личной роли в поиске и привлечении инвестора, подготовке и подписании Протокола о намерениях с компанией «Хуаэ Синбан» о сотрудничестве в сфере агропромышленного комплекса края не вижу – была коллективная работа с участием нашего министерства и других исполнительных органов региона.
Что касается моего личного отношения к возможности привлечения иностранных инвестиций в развитие сельского хозяйства и агропромышленного комплекса края, в том числе, с допуском компаний, созданных с участием китайского капитала, к аренде или иному виду использования наших земель, то оно в достаточно развернутом виде дано в моем интервью газете «Забайкальский рабочий» («Без инвестиций село не поднять» в августе 2015 года).
Какая цель была у Вашей поездки в Пекин в сентябре этого? Какую реальную пользу эта поездка принесла региону, испытывающему острейший дефицит средств?
Командировка в Пекин в сентябре текущего года была санкционирована губернатором и состоялась в рамках лимитов средств министерства по этой статье. Целью командировки была встреча с основными акционерами компании «Чжунцзи», которые подтвердили наличие привлеченных финансовых ресурсов для инвестирования в АПК Забайкальского края. Состоялось детальное обсуждение планов компании и ее партнеров по сотрудничеству в данной отрасли региона, согласовано вхождение ее в Забайкальский край, начиная не с аренды пашни, а с создания совместного логистического перерабатывающего центра сельхозпродукции.
Что будет с Могойтуйской промзоной? Правда ли, что она будет приватизирована? Может ли эта территория оказаться под управлением китайских инвесторов?
Осенью текущего года правительством края принято решение о проведении открытого аукциона по продаже (приватизации) объектов промзоны. Аукцион был объявлен в октябре текущего года, но, насколько мне известно, не состоялся в силу того, что не было подано ни одной заявки. По всей вероятности, аукцион будет проведен повторно и в нем, как и первом, могут участвовать организации и с иностранным капиталом. Если, к сожалению, отечественных участников снова не будет, а объекты вдруг будут выкуплены компаниями с китайским капиталом, то они и станут управлять объектами по праву собственника. На мой взгляд, для края это было бы неплохим, все-таки, выходом из положения – уйдет проблема содержания пустующей промзоны из бюджета региона, в казну поступит несколько сотен миллионов рублей выручки от продажи объектов (гостиницы, общежитий, административного здания), в промзону придут крупные иностранные инвестиции.