Налоговая и бизнес – кто кого?

Экономика, 11:34, 17 декабря 2015

Доходы субъекта формируются в основном за счет налогоплательщиков и задача любого руководства региона сделать так, чтобы эти налоги поступали регулярно, в полном объеме и «по белому». Конечно, основным рычагом, который обеспечивает своевременность, регулярность и объем налоговых поступлений, в первую очередь от представителей бизнеса, является федеральная налоговая служба (ФНС). Однако в 2015 году те самые представители бизнес сообщества стали «сетовать» на налоговую. Мол, придираются, каждую бумажку проверяют, все ставят под сомнение.

Забайкальский омбудсмен Виктория Бессонова жалобы бизнесменов подтверждает, акцентируя внимание на том, что в опросе, проведенном среди забайкальского бизнес-сообщества, ФНС лидирует по ряду позиций.

- В этом году был проведен опрос предпринимателей об административном климате в регионе. Такой же опрос проводился на территории всей страны и данные сопоставлялись. Наши предприниматели поставили налоговый орган на первое место в числе органов, действия которого не способствуют положительному бизнес-климату. Именно он чаще всего проверяет, и предприниматели чувствуют административное давление, контроль и надзор – более 80% респондентов дали такой ответ. Данные региона разнятся в этом плане с общероссийским показателем (49,4%). На второе место забайкальские предприниматели поставили Роспотребнадзор, на третье – Роструд, - рассказала Бессонова.

Максимальные административные барьеры, по мнению забайкальских предпринимателей, также возводит ФНС, так посчитали 40% респондентов. Был и такой вопрос – какие из ведомств оказали наибольшее содействие в ведении предпринимательской деятельности? Предприниматели перечислили ФНС и Роспотребнадзор.

В анкете также просили предпринимателей указать ведомство, исполнение обязательных требований которых связано с наибольшими издержками для бизнеса. И здесь снова лидирует ФНС – 42 %.

....Эти данные подтверждаются и словами представителей бизнес-сообщества Забайкалья. К примеру, Александр Благодатских, читинский предприниматель, в бизнесе уже более 25 лет:

– Один из ключевых принципов российского налогового кодекса – презумпция добросовестности налогоплательщика. То есть, я исправно плачу свои налоги, а налоговые органы проверяют, вовремя ли я это делаю и в полном ли объеме. Но при этом меня никоим образом не должны касаться налоговые дела моих партнеров, например, компаний-продавцов продукции, которую я произвожу. На деле же все обстоит совсем иначе. Существует масса фирм-однодневок, которые, поработав некоторое время на рынке и получив прибыль, выводят капитал и закрываются, уклоняясь таким образом от уплаты налогов. Это серьезная проблема, с которой и должны в первую очередь бороться наши налоговые органы.

Однако на деле, вместо того, чтобы преследовать по закону этих неплательщиков, их, как правило, не трогают. Спросите почему? Да потому что поймать такие мелкие фирмы-однодневки на налоговом преступлении сложно, нужна кропотливая работа, нужны хорошо подготовленные сотрудники, нужны новые методы и средства работы. Поэтому налоговики идут по пути меньшего сопротивления: фактически стараются переложить свои обязанности на крупные компании, которые существуют на рынке уже давно и честно ведут свой бизнес, делая ставку на хорошую репутацию и честное имя.

Зачастую нас заставляют доказывать свою невиновность, опровергая необоснованные обвинения налоговиков, которые касаются неплатежей наших контрагентов. В некоторых случаях доходит даже до того, что нам доначисляют налоги, от уплаты которых уклонились фирмы-однодневки. Но ведь это, по определению, абсурдная ситуация!

Я что, должен проверять налоговую историю каждой компании, которая обратилась ко мне с предложением заключить контракт? Или требовать от всех партнеров письменные заверения, что они не закроются до конца года? Но у меня нет на это никаких полномочий, и это противоречит самой букве закона! Это называется «валить с больной головы на здоровую».

Я согласен, с тем, что нужно бороться с подобными фирмами-однодневками. Помимо того, что они не платят налоги, они еще и наносят серьезный вред рынку самим своим существованием. Из-за экономии на налоговых выплатах цены у них ниже, поэтому конкурировать с ними на рынке добросовестным компаниям тяжело. А наши налоговики вместо того, чтобы бороться с однодневками, создают дополнительные трудности честным налогоплательщикам. Как я понимаю, только потому, что гораздо проще взыскать недоимки с фирмы, которая работает на рынке давно и располагает определенными активами.

Вывод: у нас замечательный налоговый кодекс, который лично меня полностью устраивает. Но то, как его применяют на практике наши налоговики, не только ненормально, но и во многом недопустимо.

- Что касается жалоб и обращений предпринимателей по вопросам налоговой нагрузки, то таковая увеличивается. Например, с этого года предприятия, которые работают на специальных налоговых режимах, а таких 318, стали платить налог на имущество организаций. Раньше они такой налог не платили, а теперь он составляет 1% от кадастровой стоимости, безусловно, это весьма ощутимо. Со следующего года налог на имущество будут платить и индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, - продолжает Бессонова.

Налоговые проверки стали, по мнению предпринимателей, более тщательными и с пристальным вниманием. По словам бизнесмнов, контролирующий орган – налоговая – буквально «цепляется» к каждому документу, печати, подписи. Все ставится под сомнение, и предприниматель вынужден доказывать каждую позицию. Презумпция невиновности налогоплательщика не работает.

- И термин «должная осмотрительность налогоплательщика» носит субъективный характер, соответственно, применяется налоговыми органами по своему усмотрению, - заметила Бессонова.

Например, к возмещению НДС бизнесмен выставляет документы, которые не принимаются в налоговом органе со ссылкой на то, что предприниматель не проявил должной осмотрительности, потому что контрагент, по мнению налоговой, является фирмой-однодневкой. Однако четкого понимания, что должен был сделать предприниматель, какие действия предпринять, для того, чтобы исключить возможные сомнения в своей деятельности, нет.

- В этом и заключается основная загвоздка – предприниматель, ведя свою деятельность, считает, что он выполнил все возможные действия для того, чтобы убедиться, чтобы его контрагент юридически чист, добросовестный. По мнению налоговой службы, это не так и она, проводя проверку, отказывает в возмещении НДС. Суммы-то существенные, был пример, когда отказались возмещать сумму в 67 миллионов. Через суд предприниматель доказал свою правоту. Но, возможно, появятся новые поводы для проверок, - рассказала уполномоченный.

Петр, читинский предприниматель (фамилия не указывается по просьбе предпринимателя):

- В последнее время даже речи быть не может, чтобы проверки прошли без назначения штрафа. Даже если не могут ничего найти, идут до конца, копают, лишь бы придраться. Мою организацию проверяли в прошлом году за 2011 и 2012 годы. В текущем году снова проверка – за 2013 и 2014 годы. Всем предпринимателям это известно, по крайней мере, тем, кто прошли через проверки – выворачивается каждая бумажка, главное – найти повод для придирки. Общаясь между собой, мы уже говорим: «Если грядет проверка – готовься к штрафу». Штрафы же назначаются в зависимости от того, что «накопают». В одну из проверок нам назначили штраф порядка полутора миллионов рублей. Плюсом нам обошлись услуги юриста. Но в Арбиражном суде мы частично отстояли свою правоту. Часть выставленной суммы пришлось погасить.

В этом году тенденция меняется, и если раньше суды смотрели, на чьей стороне правда, то сейчас есть определенная установка. У меня знакомые предприниматели, одного наказали на 7 миллионов, второго – на 6 млн. руб, также шли через суды и проиграли. Им пришлось платить. Несколько лет назад меня самого вызывали в налоговую на собеседование, на комиссию, и предлагали отказаться от возмещения НДС. Мотивировали это тем, что на бюджет такое возмещение оказывает большую нагрузку.

По словам Виктории Бессоновой, под прицельным вниманием проверяющих находятся те, кто реально ведет бизнес и у кого есть доход. В то время как проблема борьбы с теневым предпринимательством – это первостепенная задача контрольных органов. И необходимо бросить силы на выявление именно таких фактов. Контролирующим же органам гораздо эффективнее в плане показателей своей работы проверять тех предпринимателей, которые работают.

- Несмотря на то, что по многим позициям мнение Уполномоченного и налогового органа расходятся, работаем мы во взаимодействии. У нас заключено соглашение по совместной работе с ФНС, в рабочем порядке рассматриваем те или иные вопросы. Например, на днях мы договорились провести семинар на тему налоговых проверок, чтобы предприниматель был вооружен и знал все необходимое. Но ситуация в этом плане, действительно, сложная, - считает Бессонова.

Омбудсмен отметила, что предприниматели обращаются за помощью, как правило, когда уже проведена проверка и приходится оказывать поддержку уже в суде. И есть случаи, когда суд отменяет решения налоговых органов. Есть и случаи досудебного разрешения споров.

Сергей Гальченко, председатель союза работодателей Забайкальского края:

- Складывается такое ощущение, что налоговые органы ведут проверку только тех организаций, которые платят налоги и, по существу, могут заплатить и штраф. А в организацию, которая сдает нулевую отчетность и осуществляет работу, никто не идет. Наши районные организации, райпо – работают исключительно «по белому», у них реальные заработные платы. И их проверяют. Организации, которые относятся к ведомству потребительской кооперации, в Забайкальском крае к разряду богатых отнести сложно, они несут более социальные функции. Хотелось бы, чтоб проверки затронули те организации, которые работают «втемную», платят заработную плату в конвертах, у которых производство работает неофициально. Мы не можем конкурировать по ценам с нелегальным бизнесом, так как платим налоги. И получается так, будто налоговая взяла список тех, кто платит налоги, и их проверяет. Такое ощущение складывается, что бизнес хотят загнать в угол, в то время, как его нужно развивать и давать послабления реальному сектору. Да, есть какие-то нарушения, но почему сразу нужно наказывать работодателя? В сложный момент нашему работодателю нужно помочь, особенно в кризис.

Когда в 2012 году подняли налоги, у нас в Забайкалье, да и по России стали закрываться предприятия и организации. И что характерно, в то время закрывался тот, кто работал официально. Все теневые предприятия остались на плаву, потому что это их не коснулось. И уровень уплаты налогов в это время очень уменьшился. Мне кажется, предпринимателям нужно давать налоговые льготы. Но вместо этого на тех работодателей, которые хотят работать, оказывают давление.

За помощью к омбудсмену обращаются предприниматели преимущественно читинские, потому как они ближе территориально. Ряд представителей бизнес-сообщества справляются силами приглашенных или собственных юристов. Но все они отмечают, что в последние годы особо чувствуют себя в неравной позиции.

- Есть обращения и из районов, и сейчас мы будем помогать в судебном порядке ИП из Приаргунского района, где налоговая посчитала, что предприниматель неверно использовала ЕНВД при розничной купле-продаже, посчитав, что это поставка, и соответственно, что общая система налогообложения. Предприниматель – женщина, владеющая одним маленьким магазином, больше источника дохода у нее нет. И, конечно, порядка 600 тысяч рублей, которые начисляет налоговый орган, для нее – очень существенная сумма. При таком подходе она закроется однозначно. Вот этого взвешенного подхода у нас нет, - сказала Бессонова.

Омбудсмен, подводя итог разговора, отметила, что предприниматель-налогоплательщик – это тот субъект, за счет которого существуют все виды бюджета, а, значит, каждый из нас. Именно такое понимание должно быть у контролирующего органа, чего сейчас, по каким-то причинам, нет.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности